Итоги года. Лучшие настольные игры 2020

Лучшие настольные игры 2020

Вот уже несколько лет в конце года мы подводим итоги, каждый раз стараясь придумать что-нибудь новое. У нас уже были необычные номинации, народное голосование за лучшую локализацию и просто топ наиболее полюбившихся игр за год.

В этот раз мы решили не мудрить и сделать все и сразу. Во-первых, мы собрали чат редакции и определили три номинации:

  • Самая ожидаемая игра — участвуют игры, которые уже анонсированы, но которые еще не вышли или не локализованы.
  • Неожиданное открытие — игра, от которой ничего не ждали, но которая неожиданно обрадовала в этом году.
  • Оставим в прошлом — игра, которую решено оставить в 2020-ом.

Во-вторых, каждый из нас составил личный топ-3 сыгранных за этот год игр.

И, наконец, в ноябре мы запускали голосование за лучшую игру в жанре Roll’n’Write, потому что этот год запомнился огромной популярностью данного направления у издателей. Результаты уже собраны, в январе я объединю их с личным мнением и подготовлю сводную статью.

Также в этом году к команде присоединился наш читатель Денис Родионов. Он написал пока всего один обзор, но это же не повод не приглашать его поучаствовать в ежегодном подведении итогов, верно? Тем более, что это самая простая и интересная часть работы — кратко делиться собственными впечатлениями без оглядки на объяснение правил.

Приступим?

Денис Родионов

Мой «настольный» 2020-ый оказался самым насыщенным за три активных года в хобби. Все началось с попытки завершить челлендж ББ для поддержки блога. Она не удалась, зато такая активность простимулировала меня чаще выбираться с коробками, забитыми картоном и пластиком, в гости к друзьям (да, в пандемию). Помимо этого, впервые опробовал электронные версии, а также соло-режимы. И если «цифра» еще может скрасить пару вечеров, то вот соло-гейминг для меня уместен только в качестве наглядного и тактильного разбора правил. Еще 2020-ый запомнился тем, что я обновил почти всю свою коллекцию, благодаря чему смог ознакомиться с новыми жанрами и необычными представителями настольного мира. И, самое главное, внезапно для самого себя не только нашел много единомышленников по хобби, но и вступил в ряды Бородатого блога!

А теперь предлагаю посмотреть на самые запоминающиеся настольные игры в этом году.

Самая ожидаемая игра — New York Zoo

New York Zoo

Честно признаюсь, таких игр всего две: «Sidereal Confluence Remastered Edition» и «New York Zoo». Но так как собрать компанию в «Sidereal Confluence», скорее всего, не смогу, то в этой номинации побеждает красочная настольная игра про застройку своего планшета полиминошками.

«New York Zoo» – это семейка на механике выкладывания полимино от Увэ Розенберга. В свой ход мы либо берем и выкладываем жетон на свой игровой планшет, либо выставляем на уже выложенный деревянную фигурку животного. Если смогли заполнить миплами жетон, то сразу можно взять новый особой формы и выложить к себе на планшет. Кто первый заполнил планшет, тот и победил. Да, я знаю, что это уже не первая игра Увэ с данной механикой, но прошлые подобные игры не пробовал, против семеек ничего не имею, а фигурные анимиплы люблю. Так что по возможности приобрету в коллекцию.

Неожиданное открытие — Warhammer Underworlds

Warhammer Underworlds: Shadespire

Есть пласт игр, которые завлекают своими мирами, проработанным лором, но отталкивают тем, что это коробочные игры от Games Workshop. Однако я все-таки рискнул и купил «Warhammer Underworlds». Если кратко, то это скирмиш в основе своей на двух игроков, где у каждого есть заранее заготовленная группа миниатюр (от 3 до 9 шт.), две колоды карт (одна целей, другая улучшений/мгновенных эффектов) и желание заработать больше ПО, чем оппонент.

«Underworlds» достаточно дружелюбна к новичкам: миниатюры собираются без клея и почти без лишних усилий, а стоимость их колеблется в районе 2000 руб., правила достаточно простые, партии быстрые, тактика, в целом, присутствует.

У игры ровно две большие проблемы: отвратный перевод на великий и могучий, а также тотальный рандом, который с криком: «Waaagh!», врывается в игру с бросками кубов и добором карт на руку. Если эти нюансы вас не пугают, советую при возможности ознакомиться с игрой.

Оставим в прошлом — Mansions of Madness. Second Edition

Особняки безумия (Mansions of Madness)

Все же любят настольные игры по Мифам Лавкрафта? Нет? Вот и я больше не люблю. Весной 2020 я продал почти все свои настольные игры. Примерно половину составляли коробки с тематикой Мифов Ктулху, и только одна из них оставила после себе чертовски неприятное послевкусие. Эта «замечательная» игра – «Mansions of Madness Second Edition».

Сразу оговорюсь, что мое мнение может не совпадать с вашим и я его не пропагандирую, как единственно верное. Что мне не понравилось:

  • Геймплей. Если головоломки – это приятная добавка, а общение с персонажами — интересное решение, то однообразные бои, где мы просто накидываем кубы почти без каких-либо модификаторов быстро надоедают, художественный текст достаточно быстро начинает повторяться (зачем тогда в боях вообще использовать электронное приложение? Ну положили бы в коробку по 4-5 карточек с художественным текстом для каждого монстра), а вражины между собой никак интересно не различаются.
  • Приложение. Я пришел в настольный мир, когда постепенно начал разочаровываться в видеоигровой индустрии развлечений. Не скажу, что против реализации приложений для настольных игр как таковых, но по моему скромному мнению, здесь оно не получилось. Опуская такие смешные и недостойные внимания нюансы, что весь игровой процесс проходит в планшете/на ПК (как нет? Бои, загадки, общение, изучение локаций, проверки – все в приложении), а в настольном формате мы лишь двигаем картон или пластик, да изредка кубы кидаем, хотелось бы затронуть другие аспекты такого эксперимента. Во время общения с персонажами нет интересных развилок в диалогах, головоломки какие-то очень примитивные, а разнообразия от сценария к сценарию нет, потому что основные сюжетные моменты не меняются, а то, как выглядит карта или где лежат предметы я за разнообразие не считаю, так как с точки зрения механики ничего не меняется.

Если рассматривать сей продукт, как настольную игру, то мы имеем почти пустую коробку за 5999 руб., где большую часть времени вы совместно сидите в планшете, занимаясь рутинным фидлингом, ведь все взаимодействие с физическими компонентами сводится либо к выкладыванию тайлов игрового поля, либо к перекладыванию жетонов, либо к передвижению фигурок по полю. Особняки проданы и возвращаться к ним не собираюсь.

Игра года. Бронза — Dune (2019)

Dune

Великая и могучая, устаревшая и неприлично долгая игра, которой недавно исполнилось 40 лет. Прошу любить и жаловать – «Dune». Асимметричный контроль территорий с дипломатией, где даже небольшая ошибка может сыграть на руку оппоненту или оппонентам и привести оных к победе. Игра обладает некоторыми архаизмами, например, война здесь – это отдельная фаза, из-за чего бои занимают непростительно много времени и прилично увеличивают время партии, однако дарит огромное количество эмоций от радости победы, до ненависти к рандому или асимметрии местных фракций. Также нужно учитывать, что «Dune» требовательна к количеству игроков (желательно играть полным составом), а правила хоть и не шибко сложные, но в первые пару партий игроки будут постоянно забывать некоторые нюансы.

Фанатам вселенной, я думаю, стоит если не купить, то хотя бы ознакомиться с игрой, всем остальным лучше пройти мимо этой хорошей, но уже устаревшей игры.

Игра года. Серебро — Сезоны

Сезоны (Seasons)

В 2020-ом я впервые познакомился с «Seasons». Это настольная игра для 2-4 игроков про драфт кубов, карт и «управление рукой». По факту, это достаточно агрессивная и глубокая дуэлька, где при знании всех карт и умении их комбинировать между собой, никакой рандом не помешает вам не только победить, но и прилично оторваться от оппонента по очкам.

«Seasons» достаточно абстрактная, обладает милым оформлением и очень чувствительна к опыту играющих. Настоятельно рекомендую это учитывать при покупке.

Если вы любите карточные игры с глубиной, разными способами получения ПО, а также небольшим временем партии – добро пожаловать в королевство Ксидит!

Игра года. Золото — Millennium Blades

Millennium Blades


Без лишних слов – «Millennium Blades», лучшая игра в 2020 для меня.
Игра позиционируется, как симулятор ККИ. На деле это большая плотная прямоугольная коробка, в которой лежат огромные планшеты из плотной бумаги (или это тонкий картон?), горсти жетонов, несколько толстенных пачек игровой валюты (отдельное удовольствие составляет сначала склеить эти стопки вручную) и около 600 карт. «Клинки» занимают огромное количество места, играются около 5-6 часов (по факту вы просто отыгрываете три партии подряд), а также имеют огромный запас рандома в себе: карты на руку игроки берут взакрытую из колоды, с рынка покупают тоже вслепую, а потом стараются как-то комбинировать их между собой.
Конечно, все это более-менее нивелируется огромным количеством карт на руке: ненужный мусор можно продать на вторичном рынке или переплавить в ПО за счет сбора сетов.

Компоненты игры Millennium Blades

У «Millennium Blades» очень простые правила, почти отсутствует даунтайм, а азарт во время партии подначивает отыграться в новом раунде. Игра специфическая, зайдет далеко не всем, но если все-таки понравится, то даже монструозная подготовка к партии не отпугнет от желания опробовать этот симулятор ККИ.


Максим Лазарев

Максим Лазарев

На правах самого непостоянного автора Бородатого блога взял на себя смелость и сделал итоговый пост несколько, хммм, отличающимся от того, что было изначально запланировано нашим дружным коллективом.

Кроме того, что я просто вредный, мне бы еще особенно хотелось подчеркнуть: совсем скоро закончится год, когда играть в настольные игры было особенно тяжело. Всем тем, кто большую часть года просидел дома, посвящается.

Самая ожидаемая игра — Vampire: the Masquerade. Rivals Expendable Card Game

Vampire the Masquerade

Очевидно, никакой другой игры в данной номинации от меня можно было не ждать: Fantasy Flight Games в этом году карточных проектов не анонсировали, а вампиров я ждал еще с момента тизера на прошлогоднем Джен Коне.

Почему место в топе? 

К 2020 году многие классические ККИ получили современное воплощение. Вампиры, несмотря на закрытие игры, жили усилиями фанатов, которые продолжали выпускать карты и проводить турниры. Одно время ходили слухи, что в недрах FFG разрабатывалась Живая Карточная Игра, но спустя какое-то время от проекта отказались. Второй раз разговоры о возрождении появились после покупки студии White Wolf компанией Paradox Interactive. Новые владельцы в том числе заинтересовались карточной игрой, поэтому через какое-то время даже проводился опрос о вариантах развития продукта. К сожалению, консервативное коммьюнити было заинтересовано в поддержке ККИ. Несколько лет назад этот вариант получил максимально неприветливую для новичков реализацию (вернемся к этой теме, когда мне приедет коробка с Rivals’ами).

«Rivals» предлагает нам ровно то, что и хотели игроки: это расширяемая карточная игра, с полным набором карт в одной коробке, с понятной структурой хода, несколькими условиями победы, сохранившая некоторые общие механики и принципы из ККИ, но при всем этом предлагая новый продукт. Базовая коробка успешно прошла кикстартер, а доставка ожидается уже в первом квартале 2021 года. Надеюсь и жду!

Неожиданное открытие — 12-0-12 Теория власти

12-0-12 Теория власти

Мне всегда нравились прототипы Вовы Коршунова (с играми Тимофея, увы, не знаком). А тут: игра на построение движка, в компактной коробке, которая занимает мало места на столе, но при этом остается достаточно гиковской. Я понял, что к играм с данным сочетанием факторов испытываю особую любовь, и теперь их стало на одну больше. 

Оставим в прошлом Комикс года -Mr. Miracle by Tom King

Mister Miracle by Tom King

Интерес к этому комиксу у меня появился, когда в 2019 году на самой престижной комиксовой премии Eisner Awards книга взяла сразу три важные статуэтки: лучшая ограниченная серия (вся история уместилась в 12 выпусках), лучший сценарист, лучший художник.

Удобный формат ограниченной серии подразумевает, что читатели получают отдельную и законченную историю. Хотя автор работает с непопулярным персонажем (ведь признайтесь, после прочтения заголовка вы наверняка подумали «что еще за Мистер Чудо?»), в первом выпуске нас сразу знакомят с теми аспектами героя, которые важны для понимания экспозиции. Художник выкручивает возможности комикса на полную катушку, порой разгоняясь и превращая раскадровку в путешествие героев по фреймам, порой замедляя повествование в немых сценах. Повседневная рутина, семейная драма Мистера Чудо здесь соседствуют с бесконечной и бессмысленной войной. Периодически сквозь повествование пробиваются, словно случайно пойманный радио-сигнал, сюрреалистические кадры, и если сначала может показаться, что художник просто решил таким образом схалтурить, то в конце история возьмет крутой разворот.  Когда я перевернул последнюю страницу, у меня уже не было твердой уверенности, с кем конкретно все это время общался автор: с рядовым читателем, с ветеранами комиксов, или может быть со своим руководством, место которым нашлось в первом ряду этого представления? Вероятно, в этом и заключается сильная сторона Мистера Чудо: каждый должен сам найти в комиксе что-то своё. 

P.S.: С надеждой на скорое издание книги на русском языке.

Игра года. Бронза — Warhammer Underworlds: Online

Warhammer Underworlds: Online

В детстве у меня были наборы Битвы Fantasy. Видимо, этот факт биографии наложил определенный отпечаток, поэтому иногда я посматриваю краем глаза в сторону варгеймов с миниатюрами. Потом понимаю, что забивать дома ценное место солдатиками за астрономическую цену мне не хочется, как и в принципе тратить время на сопутствующие аспекты хобби. 

«WUO» оказалась идеальным решением всех моих проблем: стоит на порядок дешевле настольной реализации, место дома не занимает, противников находит мгновенно, играется быстро.

Почему не золото:

1) Мне не нравится политика компании по продаже каждой отдельной армии за 200 рублей. Это все еще дешевле оригинала, но блин =/ 

2) Игровая динамика разбивается о необходимость «прощелкивать» каждое действие и пасовать в ответ на каждое действие противника. Это все еще быстрее оригинала, но блин =/

Игра года. Серебро — Гвинт: Ведьмак. Карточная игра

Гвинт: Ведьмак. Карточная игра

Гвинт только в этом году добрался до мобильных устройств, поэтому имеет право находиться в списке! 

На фоне продуктов других студий игра подкупает оригинальной механикой, которая не продолжает и не развивает идеи Ричарда Гарфилда. К настоящему времени разработчики выпустили уже 7 сетов, не считая стартовый и базовый сеты, которые числятся отдельно, а это почти 1000 карт. В Гвинте мне всегда нравилось, как в, казалось бы, достаточно простой центральной механике разработчикам удалось найти  простор для блефа, место для множества хитрых и интересных карт, но при этом сохранив минимальное время партии. 

Почему не золото:

1) В игре реализован только ранговый подбор игроков, кроме тренировки с ботами, конечно. То есть все матчи будут влиять на ваш рейтинг, а ведь иногда хочется опробовать новую колоду, поиграть чем-то заведомо несерьезным или просто отдохнуть.

2) Если честно, основная причина носит лично мой, субъективный характер. За игрой я начал наблюдать практически с момента выхода на компьютере. И хотя внимание разработчиков к развитию своего продукта, как правило, оценивается игроками положительно, меня всегда фрустрировал подход CDPR по переделыванию игры целиком. Мобильная версия «обрадовала» меня в очередной раз, когда привычные карты снова обрели новый текст. И я честно собирался со всем этим делом снова (уже в третий раз) разобраться, но…

3) Кто же мог подумать, что конкуренты не дремлют?

Игра года. Золото — Legends of Runeterra

The League of Legends Card Game

Riot Games — это компания, которая спасла мой настольный опыт во время пандемии. Так как я написал про нее в блоге две приличные статьи (со времен которых, кстати, к игре вышло три!!! дополнения), то не буду говорить много. Для меня Рунтерра действительно стала самой популярной настольной игрой в 2020 году. Безумное количество сыгранных партий, обсуждение новых дополнений и стратегий с друзьями, сбор всей коллекции карт. И с момента выхода игры в феврале я все еще продолжаю в нее играть. Хотя периодически мне приходилось громко возмущаться некоторыми аспектами Рунтерры, мое мнение все еще не изменилось: Riot Games не только выпустили лучшую цифровую карточную игру, но и продолжают удерживать ветку первенства своей постоянной работой.


Тимур Лукиянчук

Лукиянчук Тимур

Подходит к концу год 2020-ый. Не буду вдаваться в то, насколько тяжелый или непростой он был, все-таки «Бородатый блог» не об этом. Однако, после внимательного взгляда на свою скромную статистику, могу сказать, что в игровом плане год получился самым ударным – самое большое количество опробованных настолок. И речь именно о физических коробках. Также познакомился ближе с различными онлайн-платформами. Понял, что удовольствие от них не то, поэтому будут у меня только на крайний случай.

В прошедшем году для меня раскрылся автор Владимир Сухи. Познакомился я с ним благодаря «Подводным городам», а в этом – сыграл в «Последнюю волю» и «Pulsar 2849». И от каждой из них я получил большое удовольствие! Уж настолько ладно скроены его игры, что даже не хочется заморачиваться поиском недостатков или анализом нововведений, а просто наслаждаться. Обязательно вернусь ко всем его играм в новом году. Из пожеланий: попробовать наконец-то дополнение к «Подводным городам», сыграть в его новинку «Praga Caput Regni» и отыскать «Shipyard», вышедшую аж в 2009-ом. И да, интересно, какой автор раскроется для меня в следующем году. Пока есть явный претендент.

Еще довелось разложить ряд игр, вышедших некоторое время назад, а именно «Troyes», «Keyflower», «Dungeon Petz» и «Nations». Яркие примеры того, что не все игры устаревают с прошествием времени, какие-то вызревают как хорошее вино и не теряют своего первоначального блеска. Не удивительно, что три из них до сих пор заслуженно находятся в топ-200 BoardGameGeek, а две вообще сидят в первой сотне. Но хватит общих слов, перейдем к конкретике.

Самая ожидаемая игра – Акватика

Акватика

Можете смеяться и тыкать пальцем (только имейте в виду, что это неприлично), однако именно эту многострадальную игру руки Ивана Тузовского я жду более всего в году грядущем. Симпатичное оформление привлекает взор, сравнения с «Борьбой за галактику» способствуют выделению слюны, а отголоски шумихи на выставке в Эссене в 2019 году только укрепляет мою убежденность в том, что «Акватика» должна порадовать. Издатель Cosmodrome Games заявили о прибытии игры в Россию в конце января. Остается надеяться, что она не задержится еще дольше, и уже в феврале я смогу прикупить себе коробочку. Ведь таким образом увеличится шанс увидеть на русском языке и дополнение!

Неожиданное открытие – Era: Средневековье

Era: Средневековье (Era: Medieval Age)

«Эра» проскользнула сюда в самый последний момент и подобного ничего не предвещало. Я полагал, что «Эра» окажется простенькой игрой на кидание разноцветных кубиков с минимумом решений и неоправданно большой ценой. Как приятно было ошибиться! Да, какие-то мои предположения были верными – игру сложно назвать комплексной, и мы действительно бросаем горсти кубиков. Но этим все не ограничилось. Тут есть, где подумать, есть, где испытать свою удачу, и даже доведется взаимодействовать с другими игроками. Последнее особенно порадует тех, кто любит намеренно колоть своих оппонентов, потирая ручки и мерзко хихикая. Является ли «Эра» хитом на все времена? Нет, пожалуй. Но это без сомнения приятная игра. Так что продолжаю наслаждаться и жду от «Звезды» новостей о выпуске в России дополнения.

Оставим в прошлом – Brass. Ланкашир

Да, в этом году я решил расстаться с игрой, которые некоторые хитрецы продают втридорога на различных барахолках. «Brass» мне понравился своей элегантностью и взаимосвязями после первой партии, и продолжал радовать в последующие несколько заходов. Но вот что интересно – когда коробка лежала на полке, меня совершенно не тянуло достать ее для новой партии. Мысли мои не возвращались к ней, когда я думал, во что бы сейчас сыграл с удовольствием. При выборе игры взгляд никогда не останавливался на темной, красиво оформленной коробке. Похоже, что между нами просто не сложилось. А раз так, то правильнее было ее отпустить, ведь она могла радовать кого-то другого. Поэтому, прощай, «Брасс», я рад был тебя знать, но дальше нам не по пути.

Игра года. Бронза – Newton

Newton

На третье место вскарабкалась игра, к которой приложил руку один из моих любимцев, Симоне Лучани, на этот раз объединивший усилия с новичком Несторе Маджоне. Интересно, что это единственная из новых разработок старины Лучани, которой не удалось пробраться в первую сотню лучших сайта BoardGameGeek. Правда, говорит ли подобное о чем-то? Не всегда, потому что игра меня очень порадовала. Да, в «Newton», пожалуй, самый низкий уровень взаимодействия между игроками в сравнении с другими разработками Лучани, но этот карточный движок! Как же интересно мучиться выбором – взять карту с нужным действием или ради полезного эффекта. В какой очередности их лучше сыграть, и от какой карты придется избавиться в конце раунда. Я надеялся, что «Newton» будет хорошей игрой, а она оказалась просто отличной, в результате уверенно заняв третье место.

Игра года. Серебро – Нусфьорд

Нусфьорд (Nusfjord)

Бедный «Нусфьорд»! Как-то не особо он приглянулся игрокам в России. Сколько на него посыпалось: очередной огород от Уве, «Агрикола» на минималках, «Каверна» недоделанная, слишком простая, ноль разнообразия и т.д. У меня же подобные слова только вызывают недоумение. Это замечательная игра и увлекательная головоломка! Быстрая и кризисная, ведь у тебя на всю игру всего лишь 21 действие. С разнообразием тоже нет проблем. В каждой партии здания выходят разные, поэтому приходится продумывать новые комбинации, так и колод целых три. И сколько интересного происходит: расширение вашего флота увеличивает показатели ловли, кормить теперь нужно только старост, а продажа и обеспечение акций добавляет дополнительную толику взаимодействия. «Нусфьорд» укрепил во мне теплые чувства к играм Розенберга. Сложно отрицать, что он мастер своего дела. Остается только жалеть, что игра стала непопулярной в России и можно не рассчитывать на дополнительные наборы карт зданий. В то время как на западе скоро выходит вторая коробочка. C’est la vie.

Игра года. Золото – Плотина

Плотина (Barrage)

Мне кажется, здесь не должно было быть никаких сомнений. Еще работая над обзором на «Плотину», я смело заявил, что игра уже является одним из главных претендентов на звание лучшей в этом году. Так оно и оказалось. Не знаю, если мы смысл еще раз расписывать ее достоинства и свои восторги, их можно прочитать здесь. А я в очередной раз порадуюсь, что все эти истории с проблемными компонентами и жалобы на удручающее качество не смогли подорвать интерес к отличной и оригинальной игре. Люди в нее играют, люди ее хвалят, люди получают от нее большое удовольствие. И это самое главное.


Сергей Афанасьев

Афанасьев Сергей

2020-ый был для меня очень тяжелым в отношении хобби. В марте закрылось любимое кафе, где мы с друзьями еженедельно играли в настолки, а потом и вовсе всех заперли на самоизоляции. И даже когда ограничения постепенно стали снимать, вытащить друзей на партию было очень непросто. С финансами тоже стало сложнее, поэтому многие новинки обошли меня стороной. Пришлось даже отказаться от нескольких игр, которые я изначально планировал к приобретению. От той же «На Марс», например.

Поэтому в моих лучших играх года нет хайповых новинок. Но, как говориться, какой год, такие и итоги.

Самая ожидаемая игра – Столкновение цивилизаций. Монументальное издание

Clash of Cultures. Monumental edition

Тут все просто: я люблю большие сложные игры и очень люблю жанр игр-цивилизаций, поэтому новым изданием «Clash of Cultures» заинтересовался ровно с того момента, как увидел, что ее разработчик ищет тестеров на BGG. И когда «Лавка Игр» запустила предзаказ локализации, я оплатил его в первый же день. Настораживает только, что игра еще не вышла даже на западе, а к компании-издателю WizKids очень много вопросов по качеству. Так что остается надеяться, что на этот раз обойдется. Понравится – буду играть в удовольствие, не понравится – продам, не впервой.

Неожиданное открытие – 7 чудес: дуэль

7 Wonders Duel

Я давно хотел попробовать дуэльную версию знаменитых «7 чудес», но игры на двоих, не считая ККИ, всегда были для меня больной темой. Мне просто не с кем в них играть. Если уж и собирать друзей, то на что-то более серьезное. И вот в этом году, когда еженедельные игровые встречи надолго приостановились из-за COVID’а, я стал активно играть на портале BoardGameArena.com, где как раз и познакомился с этой игрой. «Дуэль» мне понравилась намного больше оригинальной игры – в ней и развитие цивилизации больше чувствуется за счет смещения акцентов и нескольких путей к победе, и борьба острее – всегда видно на что нацелился оппонент и какие карты ни в коем случае ему нельзя отдавать. В общем, я откатал приличное количество партий, хочу написать обзор и попробовать дополнения, одно из которых только-только вышло. Одна из лучших игр на двоих, что я пробовал.

Оставим в прошлом – Kingdom Builder

Коробка с игрой Kingdom Builder

Когда-то я очень любил эту игру. Она простая, увлекательная, в ней есть и расчет, и случайность. Но, к сожалению, дома ее не оценили, да и друзья не особо горели желанием играть в простой старенький абстракт. Так что когда я пришел на BGA и увидел в списке игр «Kingdom Builder», я обрадовался – ура, наконец-то я смогу в нее сыграть!

Лучше бы не играл. Меня хватило ровно на две партии от которых я горел как никогда. Меня не расстраивает, когда опытные игроки жестко отрезают пути к жетонам локаций и блокируют подходы к замкам – это правильно, так и нужно делать. Другое дело, когда игра несколько ходов подряд заставляет тебя селиться на одном и том же типе местности. И пока другие игроки успешно набирают очки, ты просто ставишь домики там, где тебе разрешают, четко понимая, что в этой партии уже ничего не светит, а тебе еще играть и играть. На мой взгляд игра сильно устарела и ей не хватает управляемости. В эру декбилдингов с полем такая механика не может себя оправдать. Свою коробку я уже продал и, надеюсь, какое-то время она будет радовать нового владельца также, как когда-то меня.

Игра года. Бронза – Mechs VS Minions

Mechs VS Minions (Мехи против миньонов)

В этом году я впервые познакомился со вселенной «Лиги Легенд» благодаря цифровой ККИ «Legends of Runeterra», которую я уже успел в сердцах бросить и снова к ней вернуться. Следующим шагом стала настольная кооперативная игра «Мехи против миньонов», которая на удивление оказалась намного лучше моих представлений о ней. В игре интересная механика программирования действий и широкие возможности для взаимодействия участников. В зависимости от сценария, вы совместно истребляете врагов, толкаете по полю огромные бомбы или собираете хрупкие кристаллы. Индивидуальные способности и выбранные во время драфта карты задают направление для прокачки вашего робота, а особенности ландшафта и элементы случайности только добавляют перчинки. На мой взгляд очень крепкая, хоть и не шедевральная игра. Жаль только, что достать ее сейчас практически невозможно, да и цена у нее, прямо скажем, космическая.

Игра года. Серебро – Уотергейт

Уотергейт (Watergate)

Тот случай, когда заказал себе игру за рубежом, а пока она ехала, анонсировали локализацию. Но я ни разу не жалею – отличная игра, которая доставила мне удовольствие не только своим процессом, но и темой, с которой я только благодаря ей и познакомился. Много ли у вас игр, после которых вы лезете читать статьи в интернете и смотреть связанные с ними фильмы? У меня нет. Поэтому однозначно «Уотергейт» одна из лучших игр года.

Игра года. Золото – Сумерки империи. Четвертое издание

Сумерки империи. Четвертое издание (Twilight Imperium. Fourth edition)

Удивительно, но во время небольшого COVID-затишья мне дважды удалось собрать компанию на партию в «Сумерки». Состав немного менялся, но, я уверен, эта игра никого не оставила равнодушным. Когда-нибудь я соберусь с силами и все-таки опубликую отчет о тех партиях с мнениями участников, которые я собрал, но не успел свести воедино. А пока просто отдаю ей золото – потому что «Сумерки империи» навсегда в моем сердце и потому что в этот нелегкий год мне было очень приятно видеть всех моих друзей за одним столом.


Поздравляем с наступающим Новым годом!
Хороших вам праздников!

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.