Карточная игра в мире Лиги Легенд. Обзор игры Legends of Runeterra

The League of Legends Card Game

С выходом “Hearthstone” рынок компьютерных карточных игр пережил настоящий бум. Но, как это обычно и бывает, многие разработчики предпочитают формулу заимствования успешной идеи с качественной проработкой монетизации своего продукта, нежели изобретению чего-то нового. Поэтому при всем многообразии игр многим искушенным игрокам на самом деле не во что поиграть, так как тратить время на очередной pay-to-win не хочется. 

Riot Games, в свою очередь, долгое время имели в портфолио только одну компьютерную игру – “League of Legends” (любителям настольных игр они могут быть известны по “Mechs VS Minions”). Руководители компании твердо придерживались своих убеждений: создание игры, ориентированной на игроков, постоянное развитие и улучшение “League of Legends”, и полный отход от принципа pay-to-win. Но в прошлом году Riot Games объявили, что пришло время двигаться дальше и анонсировали целую гору новых продуктов. Большинство анонсов касалось компьютерных игр, но также нам показали первые кадры мультсериала (и ходят упорные слухи, что линейка настольных игр будет пополнена). Можно было просто сказать, что все продукты будут расширять мифологию Рунтерры (вымышленного мира, в котором происходит действие Лиги Легенд), но компания также в скором времени выпустит и онлайн шутер.

Лично меня из всех анонсов, конечно же, больше всего привлекла карточная “Legends of Runeterra”. И я признаюсь, что готовил этот материал достаточно долго. Но Riot Games неукоснительно следуют своим принципам во всех играх, и каждый патч так или иначе менял облик “LoR”, а мне очень хотелось сделать актуальный для читателей материал. Перед выходом игры в открытое плавание такая возможность наконец-то появилась, поэтому давайте пройдемся по основным аспектам Рунтерры!

Правила

Есть такое выражение, что ККИ (и их производные) бывают двух типов: клоны “Magic thr Gathering” и все остальные. Для целей обзора я бы все-таки перефразировал это утверждение и сказал, что есть два типа ККИ – про битье лица и все остальные. В “Мотыге” и “Хартстоуне”, например, у игроков есть показатель жизней, который для победы нужно снизить до 0. Игры второго типа работают иначе: в “Игре престолов” игроки набирают победные очки власти, в “Нетраннере” изучают/крадут корпоративные проекты, в “Кейфордже” куют ключи, в “Думтауне” пытаются установить контроль над городом. Кажется, я увлекся, но смысл должен быть понятен.

Загрузочный экран игры Legends of Runeterra
Игра встречает нас красивым загрузочным экраном. Художники Riot Games свое дело знают!

“Legends of Runeterra” относятся к играм первой категории. У игроков есть “лицо”, которое представлено крепостью под названием Нексус, с 20-ю жизнями. Побеждает игрок, который первым довел счетчик жизней противника до 0. Игроки тратят ману, максимум которой каждый ход увеличивается на 1 (привет, “Хартстоун”), на вызов существ и розыгрыш заклинаний. Существа ходят в атаку и становятся в защиту. Если существо не было заблокировано, оно наносит урон Нексусу. В противном случае оба существа бьют друг друга. И да, если вы сейчас начали зевать и подумали “что это за внебрачное дитя Хартстоуна и MtG?”, то в каком-то смысле будете правы. Но Riot Games все-таки дорожат своей репутацией, поэтому добавили механики, которые кардинально меняют динамику и игровой опыт. 

Что понравилось в игре?

Общий ход

Для настольных игр общий игровой ход не является чем-то принципиально новым, но в компьютерных ККИ сходу могу вспомнить разве что “Гвинт”. “Хартстоун” (и его производные) на долгое время заложил принцип “единоличного” хода, когда противник в чужой ход может только смотреть, но все игровые действия для него недоступны. Так, вероятно, проще для разработчиков (структура хода и количество игровых сценариев меньше) и игроков (не нужно ежесекундно думать, что противник отреагирует мгновенно). Общий ход может быть исполнен в настольных играх по разному, но обычно общий принцип такой: игрок выполняет N действий и передает инициативу противнику до тех пор, пока оба одновременно не спасуют.

Начало партии в Legends of Runeterra
Начало игры. У противника в колоде карты фракции Ионии, поэтому мне страшно. Не справлюсь с ним быстро и о победе можно забыть

В “Рунтерре” есть атакующий игрок (что отображается специальным жетоном атаки) и защищающийся. Начиная с атакующего, игроки совершают одно действие (можно либо разыграть карту, либо сходить в атаку, если у тебя есть жетон) и передают инициативу противнику. Когда оба игрока последовательно пасуют, ход заканчивается и жетон атаки переходит другому игроку. Такой подход заставляет внимательнее продумывать свой порядок действий. Как правило ты не спеша расставляешь войска и дружно отправляешь всех в бой. Но иногда имеет смысл первым же действием ломануться в атаку, пока противник не успел выставить защитников. Порой ты начинаешь играть карты малой стоимости, чтобы подождать действий противника и удивить его чем-нибудь неожиданным и разрушительным. Хорошему игроку важно уметь правильно оценить игровую ситуацию. Кроме того, это порядочно снижает “заскриптованность” действий игроков. 

Так как жетон атаки представляет собой игровую сущность, у дизайнеров игры развязаны руки для взаимодействия с ним. Некоторые игровые эффекты (их мало) позволяют получить тебе внеочередной жетон атаки и неприятно удивить оппонента. 

Герои

Герои позиционируются как главная особенность игры. Помимо основных существ в колоде игрока (40 карт) может находиться до 6 карт героев, 3 копии одного героя максимум. То есть это может быть и 6 героев в 1-ой копии, и “три по два”, но наиболее классический вариант – два героя по три копии. Сами герои представляют собой популярных чемпионов “Лиги Легенд”. Их карты по структуре напоминают рядовых существ, но есть несколько особенностей. 

Чемпион Дариус
Если Дариус сможет прокачать уровень во время атаки, это может закончиться неожиданным поражением. Иллюстрация взята из гида по героям на сайте Invenglobal.com

Во-первых, все карты героев содержат особое условие, после выполнения которого чемпионы могут “прокачаться” прямо во время матча (и на время матча). Улучшенная версия героя обладает повышенными характеристиками и, как правило, весьма разрушительными способностями. Одна из героев, например, в улучшенном состоянии открывает перед игроком альтернативное условие победы. Так как условия прокачки уникальны для каждого героя, свою колоду хочется выстраивать таким образом, чтобы герой обязательно получил новый уровень. И это очень влияет на разнообразие колод. 

Во-вторых, Riot Games весьма элегантно решили проблему дубликатов уникальных карт. Уникальные карты в ККИ означают, что под твоим контролем может находиться только 1 копия такой карты. Игроки стараются играть максимально возможное количество копий таких карт (для повышения вероятности прихода карты в руку), но вынуждены рисковать, если лишние копии вдруг осядут в руке мертвым грузом. В “Игре Престолов”, например, дубликат можно сыграть на героя, таким образом дав ему страховку от смерти (если персонаж будет убит, вместо этого можно просто скинуть дубликат). В “Рунтерре” у каждого героя есть персональное заклинание. Если под твоим контролем есть герой, то все его копии в руке превращаются в персональное заклинание, которое после розыгрыша замешивает еще одну копию этого героя в колоду. Заклинание можно и не играть на случай, если ожидаешь смерти героя, тогда у тебя будет шанс вернуть чемпиона обратно на стол. 

Мана на заклинания

У каждого игрока имеются три слота под ману, которую не удалось использовать в течение хода. Такую ману можно тратить только на заклинания, но это, казалось бы, простое дизайнерское решение действительно очень значимо!

Получение игрового опыта
Победы в игре приносят не только моральное удовлетворение, но и опыт, который поможет открыть новые карты для пополнения коллекции

Во-первых, это повышает полезность самих заклинаний, потому что в меньшей степени бьет по темпу. Во-вторых, игрок может гибко выстраивать свою стратегию и сыграть спасительное, но дорогое заклинание на три хода раньше положенного. В-третьих, такой подход способствует получению положительных впечатлений от матча, ведь согласитесь, всегда же обидно, когда у тебя остаются 1-2 монетки, которые в конце хода сгорят, а их совсем некуда деть. В-четвертых, мана на заклинания отключает заскриптованность первых ходов. В других подобных ККИ первые три хода развиваются по одному сценарию (т.н. скрипту): есть существо за 1 – поставил на стол; есть существо за 2 – поставил на стол его или два существа за 1; есть существо за 3 – поставил его или существ за 2 и за 1 и т.д. Конечно, я слегка утрирую, но тем не менее “Рунтерра” предоставляет игрокам куда больше стартовых опций, вплоть до пропуска первых двух ходов, чтобы на третий сразу сыграть заклинание за 6 рублей. Таким образом, если в начале игры не удалось получить дешевых существ на руку, то в середине игры это легко компенсируется “бонусным” заклинанием.

Заклинания и стэк

“Хартстоун” всегда позиционировал себя как “easy to learn”, в том числе поэтому игрок не мог повлиять на противника не в свой ход. Но как мы уже знаем, в “Рунтерре” ход у игроков общий, поэтому появилась возможность вернуть классическую механику “MtG”, то есть стэк: все разыгрываемые заклинания попадают в очередь и разыгрываются по порядку от последнего к первому. Я положительно отношусь к данной механике по нескольким причинам. Во-первых, это еще один шаг к усложнению игры, который в то же время предоставляет игрокам больше разнообразия. Во-вторых, дизайн заклинаний претерпел свои изменения, поэтому в “Рунтерре” заклинания подразделяются на три типа:

  • Взрывные – играются в любой момент, не тратят действия, не могут быть отменены.
  • Быстрые – (играются в любой момент, могут быть отменены.
  • Медленные – не могут быть сыграны в бою, могут быть отменены, тратят действие. 

Конечно, на первый взгляд такая система кажется немного сложной, но уже через несколько игр легко к ней привыкаешь. 

Виды заклинаний в Legends of Runeterra
Заклинания. Слева направо: медленное, быстрое, взрывное. У медленных заклинаний, как правило, самые разрушительные последствия. Хотя эффект, конечно, в большей степени зависит от цены заклинания. Иллюстрация взята с сайта Mobalytics.gg

Калькулятор атаки

Это скорее забавная и незначительная фича, которая вызывает у игроков неоднозначную реакцию. В “Рунтерре” на любом этапе сражения можно нажать кнопку “перемотки” и оценить исход боя: сколько урона будет нанесено, какие существа умрут, кто сколько ран получит. Конечно, устный счет для профессиональных игроков очень важен и поражение из-за невнимательности – частый гость в подобных играх. Но, лично мне кажется, что на соревновательной сцене факторов для отслеживания в подобной игре и так достаточно много, а в повседневной кто-то и так умудряется забывать про калькулятор.

Калькулятор атаки в Legends of Runeterra
Меняем одного моего на двух противников и потихоньку царапаем Нексус. А Зед зря отсиживается дома, после атаки получит от меня смертоносное заклинание

Драфт

В “Legends of Runeterra” также реализован отдельный режим игры, так называемый драфт.

Драфт – один из популярных форматов карточных игр, в котором ты собираешь колоду не из собственной коллекции, а проходя через несколько этапов выбора. В “Рунтерре” игрок проходит 14 таких таких этапов из трех наборов по две карты (правда в первых двух выборах наборы состоят из трех карт, чтобы каждый игрок смог обязательно получить героев). После сбора колоды необходимо пройти серию из 7 матчей. Чем больше побед удастся одержать, тем круче награда ждет в конце пути.

Формат драфта весьма популярен во многих карточных играх. Нужно понимать, что для составления хорошей колоды тебе не требуется иметь в коллекции каких-то специфических карт, все игроки находятся примерно в равных условиях, сама игра будет происходить в размеренном темпе и точно не удивит никакими зубодробительными комбо. И вообще драфт – прекрасный способ опробовать карты, которых нет в коллекции. Но при этом не все игроки любят драфт: так как сбор колоды осуществляется из случайных карт/наборов, конечный результат может получиться достаточно слабым и не принести желаемого результата (я хотел написать “победы”, но потом вспомнил, что иногда мне хочется в рамках экспериментов просто поиграть чем-нибудь смешным).

Формат драфта в “Рунтерре” выглядит очень дружелюбным по отношению к игрокам. Во-первых, за одно участие в драфте у игроков есть не одна попытка для составления колоды, а целых две. То есть игроки собирают первую колоду, проходят первую серию матчей, затем собирают вторую колоду и играют вторую серию матчей. А награда выдается за максимальное количество побед из этих двух попыток.

Драфт в Legends of Runeterra
Отличная иллюстрация ситуации, когда первый раз не повезло, зато вторая попытка привела к победе!

Во-вторых, в других компьютерных ККИ игроки обычно вылетают после трех поражений в рамках серии, но в “Рунтерре” у тебя для каждого этапа есть целых две попытки. То есть просто нужно не схватить два поражения подряд (только в финальном, седьмом раунде, будет одна единственная попытка). Такие правила кажутся мне вполне честными, ведь все мы понимаем, что определенная доля рандома (про которую я отдельно напишу чуть ниже) может сыграть с игроком злую шутку. В-третьих, между каждым матчем система будет предлагать произвести замену карт колоды на другие. Это решение тоже достаточно крутое: к концу серии можно чуть ли не полностью пересобрать колоду и/или подкорректировать ее слабые места. В-четвертых, разработчики очень хорошо понимают, что не все их карты работают в вакууме и, более того, требуют определенной синергии. Поэтому если в начале составления колоды вы будете придерживаться какой-то определенной стратегии, то система сама подбросит наборы карт, синергичных с имеющимися.

Все эти дизайнерские решения делают драфт в “Рунтерре” действительно интересным и комфортным форматом для игры.

Пополнение коллекции

Основным (но не единственным) ресурсом для пополнения коллекции карт служит опыт, который можно получить за ежедневные задания, прогресс в режиме драфта и даже за простые матчи. Далее этот опыт тратится для прокачки сразу по двум направлениям: еженедельные награды и фракционные награды. Еженедельные награды открываются, очевидно, раз в неделю, во вторник. Чем больше опыта удастся собрать за неделю, тем больше плюшек получаешь. Фракционные награды призваны помочь собрать игрокам коллекцию именно той фракции, за которую игрок предпочитает играть, причем в любой момент свою “любимую” фракцию можно переключить.

Еженедельная награда
Игра щедро поощряет за проведенное в ней время: каждый вторник ваша коллекция будет неплохо подрастать

За 2,5 месяца неспешной игры мне удалось получить все награды фракции Сумеречные острова и почти закрыть еще две. Хотел бы обратить внимание, что все-таки такой способ не позволяет собрать абсолютно полную коллекцию карт фракции, но по ощущениям игроки получают около 80-85% карт, что все равно достаточно щедро. 

Такая система не ощущается для игрока обременительной, позволяет пополнять коллекцию достаточно быстро и в то же время сосредоточиться на тех картах, которые больше всего хочется получить. 

Что не понравилось

Да, я действительно в восторге от “Legends of Runeterra”, и это одна из немногих игр, которая смогла меня увлечь в последнее время. Но совесть все-таки не позволяет сдать исключительно позитивный обзор, поэтому обращу внимание на моменты, которые кому-то могут показаться минусами.

Неочевидность механик/формулировок

Riot Games продолжают оттачивать свою игру, в том числе они стараются, чтобы текст на картах однозначно толковался игроками. Формулировкам карт даже посвящен отдельный раздел патчей, поэтому со временем проблему максимально устранят. К примеру, некоторые заклинания и способности, в тексте которых фигурировал “союзник”, можно было применять и к Нексусу. У меня были случаи, когда противник этого не знал и кидал заклинания в союзников, хотя легко мог добить последнюю жизнь Нексуса и выиграть. Некоторые механики карт работают не всегда так, как игроки на это рассчитывают, а это сложно предугадать, когда сперва тебе нужно получить карту в коллекцию. Я стабильно раз в месяц забываю, что если персонаж запускает какую-то способность, то убийство/контроль самого персонажа уже не отменит действие способности. Триндамир получает новый уровень после своей смерти, и не для всех очевидно, что убийство Триндамира до его атаки не выводит героя из сражения. Тут, к сожалению, можно только порекомендовать смотреть стримы или пробовать как можно больше разнообразных карт в драфтах.

Типичное сражение в Legends of Runeterra
На сражение всегда лучше оставлять в рукаве немного маны и несколько заклинаний. Никогда ведь не знаешь, какие сюрпризы приготовил для тебя противник

Рандом

Как говорится, рандома бояться – в ККИ не играть. И любая ККИ с колодой карт будет в какой-то степени рандомной, как минимум для повышения реиграбельности (и чтобы у новых игроков всегда был шанс против опытных *театрально закатывает глаза*). Поэтому данный пункт характерен для жанра в целом (хотя я знаю удачные примеры контролируемого рандома прихода карт). 

В “Рунтерре” у меня бывали случаи, когда на руку приходили подряд карты стоимостью 5 и выше, после фактического пропуска четырех ходов переломить матч даже здесь практически невозможно (если только это не часть стратегии, а в рукаве спрятана карта, которая убьет всех существ противника). Конечно, таких исходов у меня было меньше 1%, да и в целом один мой друг охарактеризовал бы такой навык составления колоды термином “рукожоп” (и я бы ответил ему в свое оправдание, что это был драфт!)

Мало эффектов добора карт

Это, скорее, вопрос личных предпочтений, но я убежден, что эффекты на добор карт в руку – одни из самых сильных в карточных играх. Именно поэтому их не должно быть слишком много. Но и слишком мало их тоже делать нельзя. Когда эффектов добора в рамках фракции слишком мало, игроки вынуждены брать карты с таким эффектом из других фракций, даже если они напрямую не важны для реализации стратегии. Из-за этого возникают ситуации появления “автоинклюдов”, то есть карт, которые обязательно должны присутствовать в колоде. 

Пример карты-автоинклюда
Эта барышня в начале теста была одной из двух причин, по которым игроки выбирали фракцию Ионии. Защитников обходит, карточку добирает. Против больших неповоротливых рыцарей – самое оно! Иллюстрация взята с сайта Gamerhub.gg

Фракции

В игре целых шесть разнообразных фракций, каждая их которых представляет собой какой-то конкретный регион Рунтерры. Но так как объем статьи получился немаленький, мы решили перенести эту, без сомнения, важную главу в следующую публикацию. Тем более, что в таком случае я смогу сразу рассказать и про новую фракцию, которая появится в игре уже совсем скоро. Так что, как говорится, stay tuned!

Заключение

“Legends of Runeterra” – одна из самых любопытных компьютерных ККИ, которые выходили в последнее время. В нее получается играть в удовольствие, в ней видно желание разработчиков сделать игру лучше, видно работу с игровым сообществом, и в целом различные статьи/интервью только заставляют убедиться, что Riot Games движутся в правильном направлении.

Завершение ОБТ будет сопровождаться для игры выходом клиента на мобильных устройствах, русификацией (хотя ее можно настроить кустарным способом и сейчас), новыми картами, героями, новой фракцией и даже новыми способностями персонажей.  Это все говорит не только о том, что “Legends of Runeterra” будет развиваться, но также будет становиться сложнее, интереснее и разнообразнее. Очень хочется верить, что баланс при этом не пострадает.


Перейти к обзору фракций Рунтерры

Максим Лазарев

Начинающий автор. Когда-то давно увидел в магазине стартер "Гарри Поттер ККИ", и до сих пор не могу перестать собирать карточки. На пенсии планирую открыть музей карточных игр и библиотеку комиксов.
Максим Лазарев

Об авторе Максим Лазарев

Начинающий автор. Когда-то давно увидел в магазине стартер "Гарри Поттер ККИ", и до сих пор не могу перестать собирать карточки. На пенсии планирую открыть музей карточных игр и библиотеку комиксов.
Запись опубликована в рубрике Дуэльная игра, Карточная игра, Обзор, Цифровая настольная игра с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.