Мстители, к бою! Обзор игры Marvel Champions: The Card Game

Коробка с игрой Marvel Champions: The Card Game

Присаживайся, дорогой читатель, я расскажу тебе сказку.

Давным-давно на одном побережье жили-были волшебники. Эти волшебники неплохо зарабатывали на жизнь, но им всегда хотелось большего. Поэтому однажды они купили у одного профессора игру и начали выпускать карты от нее в бустерах. Бустеры были непрозрачные, и ни одно заклинание не позволяло жителям побережья узнать его содержимое. Поэтому жители начали скупать все бустеры подряд, что приносило волшебникам огромные доходы. Но прошло десять лет и летающие рыцари объявили волшебникам войну. Рыцари стали делать игры с прозрачными бустерами и вообще публиковали список карт в бустерах у себя на сайте (это были очень продвинутые рыцари!). Многим жителям такая идея пришлась по вкусу и они долгое время покупали карточные игры у рыцарей. Но рыцари были не столь сведущи в менеджменте, маркетинге, политике и построении игрового баланса, поэтому со временем они потеряли большинство своих игр. Но что у них действительно получалось хорошо — так это кооперативные игры. Поэтому однажды они выпустили кооперативную карточную игру по комиксам, которые очень любили жители. И это даже не конец сказки.

Не первый Мститель

Как фанат комиксов я давно ждал супергеройскую карточную игру. Не то чтобы эта ниша была совсем пустая. На закате эры ККИ выходила «VS System», в которой можно было не только устроить типичную супергеройскую разборку, но и наконец-то выяснить кто круче — Мстители или Лига справедливости? Да, в этой игре были карточки с героями большой двойки (и даже небольшой сэт карт Хеллбоя). В 2015 году из «VS System» даже попытались сделать расширяемую карточную игру, но лично меня она совершенно не привлекла (так как в ней больший акцент сделан на карточках персонажей, а малочисленные и скучные карты событий превращали игру в весьма механическую). Во время бума колодостроительных игр появились «DC Comics Deck-Building Game» (на фоне остальных игр жанра выглядела совершенно непримечательно) и «Legendary: A Marvel Deckbuilding Game» (была весьма популярна в свое время, но серия Legendary меня никогда особо не привлекала). Но что здесь интересно заметить: если «VS System» предлагала нам опыт сражения стенка на стенку в духе эпичных комиксовых панелей, то колодостроительные игры начали рассматривать супергеройский жанр в настольных играх как командную игру. И хотя перечисленные колодостроительные игры явно не относились к кооперативам (потому что победителем становился супергерой, который лучше всех раздавал тумаки), игрокам в них уже предлагался совместный опыт сражения со злодеями. С этой точки зрения «Marvel Champions» выглядит как закономерное развитие супергероики на столе. 

Компоненты игры Marvel Champions: The Card Game

Во время подготовки к игре каждый участник выбирает себе героя. В базовой коробке (да, издатели игры Fantasy Flight Games все также не устают печатать для своих продуктов огромное количество дополнений) представлено пять героев: Железный человек, Человек-паук, Капитан(-есса) Марвел, Женщина-Халк и Черная пантера. С такой богатой репрезентацией каждый игрок может найти себе героя по вкусу (главное при этом — не подраться за Тони Старка), лично я большинство игр провел Черной пантерой (Ваканда навеки х). 

Карты героев: Женщины-Халк, Железного человека и Черной пантеры
Женщина-Халк, Железный человек и Черная пантера

Карты персонажей — двухсторонние: с одной стороны герой в полном обмундировании, а с другой он в домашней обстановке зализывает раны и готовится к следующим сражениям. По ходу партии игроки могут один раз за раунд изменить форму своего персонажа, и эта механика выполнена очень классно и аутентично. В «геройской форме» персонаж сражается, рушит планы злодея и прикрывает напарников, зато в «человеческой форме» можно восстановить здоровье и набрать больше карт в руку (иногда значительно больше). С другой стороны, если герой не стоит на страже правопорядка, злодей безнаказанно претворяет в жизнь свой план по захвату мира, поэтому смена формы персонажа одно из самых непростых решений в игре, особенно когда за столом собирается несколько игроков. Кроме того, некоторые способности карт требуют, чтобы персонаж находился в определенной форме: Питер Паркер не будет стрелять в злодея паутиной, зато его в этот момент может подлечить заботливая Тетя Мэй.

Железный человек
После супергеройских будней Тони Старк тихонько чинит свой костюм

Игроки могут самостоятельно собрать для героя свою уникальную колоду (или воспользоваться колодой из буклета с правилами). Правила построения колоды в игре достаточно простые. В колоде может быть от 40 до 50 карт, не более 3-х копий каждой неуникальной карты, не более 1 копии каждой уникальной карты. К каждому герою уже прилагаются его персональные карты в количестве 15 штук, к ним необходимо добавить нейтральные карты и карты одного из цветов-аспектов, которых в игре четыре штуки: агрессия (красный), лидерство (синий), защита (зеленый), справедливость (желтый). Каждый из этих аспектов предлагает разный подход к игре, это своего рода специализация вашей колоды. Теоретически, любой аспект можно совместить с любым из героев, но какие-то герои больше предрасположены к определенным аспектам (из Черной пантеры и Человека-паука, например, получаются отличные защитники).

  • Агрессия (красный) — в данном аспекте многие карты наносят прямой урон противникам, позволяя быстрее справляться со злодеем и его приспешниками;
  • Лидерство (синий) — колоды лидерства работают через союзников (это другие супергерои и напарники, которые ненадолго прилетают на помощь), которых разными трюками можно будет выставить больше обычного, «улучшить», а также совместной атакой склонить преимущество в свою сторону;
  • Защита (зеленый) — карты данного аспекта позволяют не только эффективнее защищаться, но и лечить союзников и других игроков;
  • Справедливость (желтый) — аспект заточен на противодействие плану противника, позволяя замедлить победу злодея (откровенно говоря, в базовой коробке желтые карты показались мне самыми скучными).
Карты Человека-паука

Я сама неотвратимость

Цель игры достаточно простая: совместными усилиями запинать злодея. В базовой коробке злодеев представлено всего лишь три: Рино (человек в костюме носорога), Кло (его можно было увидеть в фильме «Черная Пантера» в исполнении Энди Серкиса) и Альтрон («Скайнет» вселенной Марвел, которого вы могли видеть в фильме «Мстители 2: Эра Альтрона»). Нужно понимать, что один из этих злодеев (Рино) нужен исключительно для того, чтобы игроки закрепили в голове правила, и никаких серьезных угроз не представляет (вспомните паучий лес во «Властелине колец ЖКИ» или чердак-подвал в «Ужасе Аркхема ЖКИ»).

Карты Рино
Злодей Рино и его карты

С одной стороны это, безусловно, снижает количество контента базовой коробки. Но издатели все равно позаботились о разнообразии, поэтому всех злодеев в игре можно гибко настраивать по сложности. Во-первых, каждый злодей представлен в нескольких формах, каждая из которых злее предыдущей. Во-вторых, в колоду злодея можно замешивать небольшие дополнительные наборы карт, которых в базовой коробке представлено пять штук (и еще один «экспертный»), например Легионы Гидры. Таким образом, каждого злодея интересно перепройти как разными героями, так и с разной сложностью.

Каждый злодей появляется в игре с колодой своего зловещего плана (как в «Ужасе Аркхема ЖКИ») и с колодой основных действий (как в «Ужасе Аркхема ЖКИ»). В колоду основных действий злодея каждый герой также замешивает свою карту слабости (почти как в «Ужасе Аркхема ЖКИ»). Ни один из игроков не контролирует действия злодея, все его возможности вшиты в структуру хода и колоду действий, из которой игроки будут постепенно тянуть карты (как… ну вы поняли).

Таким образом, игру можно объяснить весьма просто. Герои побеждают, если счетчик жизни злодея стал равен нулю (формально герои должны сделать это дважды: с первой и второй формой злодея). Если же в игре не осталось героев (герой покидает игру, когда его счетчик жизни становится равен нулю) или злодею удалось завершить свой план — побеждает злодей.

Колоды героев и злодея

Раунд начинается с действий героев, во время которых каждый игрок может разыгрывать карты с руки, применять разные способности и стандартные действия. После этого наступает ход злодея: постепенно тикают часики на его зловещем плане судного дня, злодей атакует каждого героя, а затем каждый герой тянет по карточке из основной колоды злодея и пытается превозмочь последствия. После этого раунд завершается, и игра продолжается до полной победы или сокрушительного поражения. На самом деле во время раунда предусмотрен еще целый ряд механических действий, поэтому я очень рекомендую пользоваться картами-подсказками, чтобы ничего не упустить.

Мстители: Противостояние

Несколько подробнее мне бы хотелось остановиться на отдельных плюсах и минусах игры, которые я не упомянул ранее по тексту.

Плюсы

Полный корсэт

Когда-нибудь это должно было случиться, но именно «Marvel Champions» стала первой ЖКИ, базовый набор которой включает ВСЕ необходимые копии карт для игры. Во всех прошлых продуктах компании необходимо было покупать два-три экземпляра базовой коробки, что вызывало недовольство многих потребителей, а кого-то вообще отпугивало от «элитного» хобби. Это огромный шаг вперед как для привлечения новых игроков, так и для удобства ветеранов карточных игр (шутка ли, содержимого базовой коробки хватает одновременно для четырех игроков). 

Интересная система ресурсов

В «Marvel Champions» карты в руке сами по себе являются игровой валютой. На каждой карточке пропечатаны жетоны ресурсов (от 1 до 3), а для розыгрыша карты нужно сбросить карту/карты с руки с соответствующим количеством ресурсов. Такая механика порождает порой весьма сложные решения, ведь никто не добавляет в колоду бесполезные карты. Поэтому, например, для розыгрыша какого-нибудь крутого удара или гаджета нужно скинуть не менее крутых союзников. 

Жетоны и карточки состояний
Жетоны и карты статусов

Добор карт

Некоторые читатели Бородатого блога знают, что в карточных играх я больше всего фанатею от добора карт. В «Marvel Champions» издатели не стали отходить от успешной формулы всех своих последних игр, поэтому карты в игре добираются в руку до максимума (который, напомню, напечатан на карте персонажа и зависит от его формы). Учитывая описанную выше систему ресурсов, откладывать карты до лучших времен в этой игре нет практически никакого смысла, зато каждый ход у вас гарантированно будут опции для ответов на козни злодеев.

Просьба о помощи

Не смотря на то, что в этой игре определяется первый игрок (говорю друзьям, что первым ходит игрок, который больше всего раз посмотрел «Мстители: Финал», но в правилах этого нет), границы твоего хода размыты механикой «помощи», о которой любой игрок в свой ход может попросить коллег. Эта помощь заключается не только в обсуждении плана и целей на ход, другой супергерой может натурально вклиниться в чужой ход. Можно попросить разыграть какое-нибудь событие или активировать способность на столе. И, конечно, можно прикрывать друг друга от атак врагов, перетягивая весь огонь на себя. Мало того, что это очень супергеройская тема, благодаря которой чувствуешь себя будто в фильмах Marvel, так данное решение еще и не позволяет тебе заскучать в ход другого игрока. В любой момент раунда игроки полностью вовлечены в процесс и вместе решают многочисленные проблемы.

Минусы

Время игры

И хотя в «Marvel Champions» игроки постоянно принимают по ходу игры разные интересные решения, я бы не назвал игру сложной и комплексной. Поэтому время партии — главная причина, по которой я не раскладываю коробку гораздо чаще. Конечно, этот параметр складывается из множества факторов: опыт игроков, количество игроков, выбранный злодей, сложность сценария. Из перечисленного пагубнее всего влияет именно количество игроков. Злодей и сценарий масштабируются в зависимости от этого фактора: у злодея становится пропорционально больше жизней, игроки сталкиваются с большим количеством проблем, некоторые ходы целиком уходят на закрепление стола. Можно выделить и пятый фактор: «скорость» самого персонажа. Некоторые герои готовы прямо со старта крушить всех врагов, но тому же Тони Старку нужно минимум два-три раунда для того, чтобы подготовить свой костюм (аналогично чувствует себя и Черная пантера). Самая короткая игра у меня была в соло-режиме за Черную пантеру (управился минут за сорок), самая длинная — игра на троих (Черная пантера, Человек-паук, Железный человек) за 3,5 часа. Игры на двоих игроков длятся в среднем по 2 часа, хотя проиграть можно и быстрее.

Злодеи и их карты
Остальные злодеи базовой коробки: Кло и Альтрон

Один год спустя

Всего за год «Marvel Champions» закрепилась на 57-ом месте в общем рейтинге BGG и на 2-ом месте среди расширяемых игр, уступив только «Ужасу Аркхема ЖКИ». Конечно, у чудищ Лавкрафта перед супергероями Марвел есть неоспоримое преимущество: отличная сюжетная составляющая режима кампании. Возможно, в FFG поняли свою оплошность, а возможно в базовую коробку «Marvel Champions» просто не вместилось больше контента, но первое большое дополнение принесло в игру историю с Гидрой и Красным черепом (целых 5 глав, переходы между которыми оформлены в виде комикса), а на ДженКоне была анонсирована кампания Стражей галактики. 

На текущий момент к игре вышло 1 большое, 2 средних и 6 малых дополнений, а это, на минуточку, 8 новых героев и 7 новых злодеев. К сожалению, поставки FFG в магазины последний год оставляли желать лучшего, из-за чего подавляющая часть новых карт разлетелась еще на предзаказах, и только недавно ситуация улучшилась. 

У большинства читателей наверняка вертится на языке вопрос: «а зачем нам «Marvel Champions», если «Ужас Аркхема ЖКИ», очевидно, лучше/тежеяйцавпрофиль?”

«Marvel Champions» в первую очередь понравятся своей аудитории — любителям комиксов/фильмов про Мстителей. Также стоит принять во внимание, что у относительно молодой игры на текущий момент выпущено меньше дополнений, и купить себе полный набор гораздо проще. Не могу не напомнить, что некоторым игрокам проверки в Аркхеме (вытягивание жетона из мешка) кажутся достаточно рандомными, а в супергероях никакой подобной механики нет.

До февраля 2021 года к игре должно выйти еще 1 большое дополнение, 1 среднее и 4 малых. Новые анонсы меня очень зацепили, ведь издатель работает в плане новых игровых механик, инновационных материалов (трехсторонние карты выглядят очень прикольно), а также постепенно вводит персонажей, которых мне не хватало в базовой коробке (очень надеюсь, что третье большое дополнение будет посвящено Людям Икс). Таким образом, на ближайшую перспективу игре обеспечена огромная реиграбельность.

Максим Лазарев

Об авторе Максим Лазарев

Начинающий автор. Когда-то давно увидел в магазине стартер "Гарри Поттер ККИ", и до сих пор не могу перестать собирать карточки. На пенсии планирую открыть музей карточных игр и библиотеку комиксов.
Запись опубликована в рубрике Карточная игра, Кооперативная игра, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.