Да здравствует король! Обзор игры Феод (Feudum)

Коробка с игрой Феод (Feudum)Средневековье – одна из самых популярных тем в настольных играх. Мы видели его благородным – с рыцарскими турнирами, прекрасными дамами, изысканными манерами и балами. Видели мрачным и жестоким, освещенным кострами инквизиции, полным войн, болезней и предательств. Но автор и художник игры «Feudum» пошли дальше, создав необычный сюрреалистический образ средневековья, в котором тяготы и лишения гармонично переплетаются с яркими запоминающимися иллюстрациями.

Когда-то сказочным королевством правил великодушный и глуповатый король Даниэль, щедро раздававший земли и золото нуждающимся. Такая расточительность возмущала его супругу, прекрасную королеву Анну, больше жизни любившую богатство и роскошь. И когда король отправился в военный поход, Ее Величество Анна взяла власть в свои руки, вернув все уготованное для бедняков золото в казну. Для королевства настали тяжелые времена – запасы провизии тают на глазах, цены растут, а по дорогам бродят жуткие монстры. Сможете ли вы добиться славы при дворе королевы, став самым почтенным феодалом?

Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре

Стартовая раскладка«Feudum» одна из самых комплексных настольных стратегий, вышедших за последнее время. Это сложное многогранное евро, напоминающее гремучую смесь «Конкордии» с «Террой Мистикой», приправленную оригинальными авторскими решениями. Игра предлагает участникам окунуться в детально проработанный средневековый мир, выбрав себе занятие по душе. Как обычно, ваши успехи будут измеряться победными очками, которые можно заработать множеством способов. Здесь есть путешествия и колонизация новых земель, производство, торговля, беззлобные, но обидные войны, грабежи, крестьянские восстания и сражения с легендарными чудовищами. А в центре всего этого — могущественные гильдии, отвечающие за благополучие страны. Партия идет до тех пор, пока не иссякнет стопка жетонов эпох, которые скидываются в конце каждого хода и дополнительно могут быть получены игроками, то есть в среднем 7-10 раундов, в зависимости от активности участников.

Компоненты игры Феод (Feudum)В основе игры карточный движок – каждый ход вы выбираете четыре из одиннадцати доступных карт действий и по очереди их разыгрываете, меняя ситуацию на поле. С помощью карт на столе появляются ваши подданные, добываются ресурсы, строятся и улучшаются города и фермы. Все действия довольно простые, но обладают дополнительными эффектами, которые зависят от доступных игрокам ресурсов.

Карты действийОдна из фишек игры – шесть видов «рабочих» — подданных, каждый из которых обладает пусть и небольшими, но все же особенностями. Рыцари лучше сражаются, фермеры дают бонус при добыче ресурсов, монахи более выносливы в путешествиях и так далее. Для удобства дизайнер выполнил их в виде шестигранных кубов с разными иконками на гранях. Получив нового подданного, вы выбираете нужный вам класс и ставите куб соответствующей стороной на поле. Если же вас настигнут муки выбора, кубик всегда можно использовать по прямому назначению, определив класс с помощью результата броска :)

ВеликанПеремещаясь по карте, подданные выполняют все основные действия для своего вассала — собирают ресурсы, нападают на оппонентов и берут под контроль поселения. Первый, кто выложит свой маркер влияния в поселение, становится управляющим, получая возможность использовать преимущества локации. Но и вторым быть не зазорно — размещая в поселении своего крепостного, вы можете начать возделывать там земли, получив постоянный приток ресурсов. Правда, часть из них придется отдавать управляющему в качестве оброка.

Игровой процессКаждый класс принадлежит к одной из гильдий, автоматически увеличивая вашу репутацию в ней. Поднять репутацию так же можно, взяв контроль над поселениями, содействующими гильдиям. Логично, что гильдия фермеров радушно примет в свои ряды владельца нескольких ферм, а гильдия купцов будет рада городскому управляющему. Всего в игре четыре вида поселений, которые могут быть преобразованы друг в друга.

Поселения

  • Заставы — самый простой тип поселений. Они служат для исследования новых территорий, позволяя получать карты королевских указов, — которые либо даруют игрокам одноразовые бонусы, либо приносят победные очки в конце партии за выполнение обозначенных на них целей.
  • Фермы необходимы для производства ресурсов, которые размещаются на игровом поле и могут быть проданы в гильдию или разворованы оппонентами. Фермы в игре универсальны — здесь добывают не только еду, но и железо, дерево и даже серу с селитрой.

Мешок с ресурсами

  • Города всегда были центрами торговли, поэтому контроль городов дает возможность получать деньги.
  • Феоды — высшая ступень эволюции любого поселения. Они ничего не производят, но статус феодала высоко ценится гильдиями, а в конце игры феоды принесут дополнительные победные очки. Однако став феодалом вы будете обязаны нести воинскую службу, сражаясь с другими игроками. А неповиновение королеве карается штрафными победными очками. Так же феоды могут подвергаться нападениям, превращаясь в заставы после захвата.

Гильдии, гильдии, — скажете вы, — ради чего весь этот сыр-бор? Так вот, гильдии это экономическое ядро игры и главный источник победных очков. Каждая гильдия имеет свой запас ресурсов и товаров, которые они предлагают всем участникам за деньги. Алхимики продают летающие корабли и подводные лодки для путешествий, купцы — все виды ресурсов, причем, их цена меняется в зависимости от спроса — как в «Энергосети», и так далее.

Гильдии фермеров, торговцев и алхимиковНабирая репутацию, игроки могут занять должность подмастерья или мастера гильдии, получая победные очки и треть денег от каждой покупки. Вдобавок обе должности наделяют привилегиями отправки и приемки товаров из соседних общин. Эти действия приумножают богатство гильдий и приносят победные очки выполнившим их игрокам, способствуя конкуренции между сословиями. Со стороны может показаться, что отслеживать изменение репутации игроков в гильдиях неудобно, но первая же партия развеивает эти сомнения — из двух основных факторов активно используется только один.

Гильдии рыцарей, дворян и монахов

Вассал моего вассала не мой вассал

Как все это выглядит на практике? Игроки передвигают своих подданных по огромному игровому полю, поделенному на шесть регионов, попасть в некоторые из которых можно только с помощью транспортных средств. Заходя в поселения, подданные берут их под контроль, улучшают, захватывают и собирают в них ресурсы. С каждым ходом свободных территорий становится все меньше, поселения растут и образуют феоды — главное семя раздора между участниками. Оппоненты пытаются обогнать друг друга, верша козни или поднимая репутацию в гильдиях. Эпоха сменяет эпоху, приближая конец партии, игроки спешат дойти до конца трека путешествий и завершить выполнение королевских указов, получив бонусные победные очки. Затем идет финальный подсчет и определяется самый успешный феодал.

Процесс со стороныИгра поражает обилием возможностей и детальной проработкой мелочей, что не удивительно, ведь ее автор, Марк Суонсон, профессор университета Миссури, разрабатывал «Feudum» несколько лет, впервые представив его на GenCon в 2014 году. В 2016-ом он вышел на Kickstarter, успешно собрав деньги на издание, а прошлым летом запустил кампанию повторно, выпустив еще и дополнение.

Элементы дизайнаОткрывая коробку, ты словно переносишься в другой мир, живущий по своим законам. Перед участниками открыты все дороги — множество стратегий, разные пути развития и совсем небольшой элемент случайности, достаточный для того, чтобы игра не ощущалась однообразной, но и не скатывалась в неуправляемый хаос. Мне очень нравится то, как изящно автор включил элементы приключенческой игры в хардкорное евро, создав своеобразную «песочницу». Путешествия по морю и по воздуху, крестьянские восстания и прочие красочные события передаются простыми эффектами в духе «передвинь эту фишку туда», но эти действия очень точно отражают их суть. Крепостные выплачивают оброк, церковь собирает десятину, а Ее Величество призывает вассалов на воинскую службу — жизнь кипит!

Оформление игры превосходно, подобной техники рисования ранее в настольных играх я не видел. Художник Джастин Шульц проделал колоссальную работу, наполнив мир «Феода» яркими красками. Стильные иллюстрации, напоминающие «Алису в Стране чудес», изобилуют деталями. А вишенкой на торте венчают эту красоту разукрашенные фигурки чудищ – морского змея и моего любимца — великана Бегемота, которых можно приручить.

Красочные компонентыИгра может отпугнуть громоздкими правилами и обилием нюансов, которые не всегда подробно разъясняются. Например, в правилах написано, что военную силу подданных можно увеличить с помощью оружия, но этот термин больше нигде в тексте не встречается. Оказывается, что оружие — это карта королевского указа, на которой просто изображены мечи и арбалеты.

Карты королевских указовТрудности могут возникнуть и при чтении графических элементов игры — на красочном поле непросто разобрать транспортные маршруты и найти необходимые локации, а карты королевских указов и иконографика и вовсе могут повергнуть в ступор.

Морской змей«Feudum» рассчитан на настоящих фанатов настольных игр, готовых разбираться в хитросплетениях механик и спокойно относящихся к тому, что первая партия может затянуться на четыре с лишним часа, за которые вы не увидите даже половины возможностей. Поначалу вы просто не знаете за что лучше взяться. Но все действия в игре связаны в одну продуманную систему, управляемую игроками. И когда приходит понимание ее работы, играть становится значительно проще. Взаимодействие между участниками очень плотное и ошибок игра не прощает — неправильно спланировав свой ход, можно запросто столкнуться с тем, что ваше действие не принесет никакой пользы из-за изменившейся ситуации на поле.

Плюс надо помнить, что игроков ограничивает не только фиксированное число раундов, но и набор компонентов — успехи в религии, войне и гильдиях отмечаются одними и теми же фишками, и на все их не хватит, поэтому думать над стратегией стоит уже с первого хода. Но если вы прошли «Сквозь века», не жаловались на долгое «Покорение Марса» и любите сложные комплексные игры, то «Феод» может стать достойным пополнением вашей коллекции.

Хотите узнать больше об этой игре? Прочитайте интервью с ее автором, Марком Суонсоном.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Стратегия, Экономика с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.