Средневековье – одна из самых популярных тем в настольных играх. Мы видели его благородным – с рыцарскими турнирами, прекрасными дамами, изысканными манерами и балами. Видели мрачным и жестоким, освещенным кострами инквизиции, полным войн, болезней и предательств. Но автор и художник игры «Feudum» пошли дальше, создав необычный сюрреалистический образ средневековья, в котором тяготы и лишения гармонично переплетаются с яркими запоминающимися иллюстрациями.
Когда-то сказочным королевством правил великодушный и глуповатый король Даниэль, щедро раздававший земли и золото нуждающимся. Такая расточительность возмущала его супругу, прекрасную королеву Анну, больше жизни любившую богатство и роскошь. И когда король отправился в военный поход, Ее Величество Анна взяла власть в свои руки, вернув все уготованное для бедняков золото в казну. Для королевства настали тяжелые времена – запасы провизии тают на глазах, цены растут, а по дорогам бродят жуткие монстры. Сможете ли вы добиться славы при дворе королевы, став самым почтенным феодалом?
Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре
«Feudum» одна из самых комплексных настольных стратегий, вышедших за последнее время. Это сложное многогранное евро, напоминающее гремучую смесь «Конкордии» с «Террой Мистикой», приправленную оригинальными авторскими решениями. Игра предлагает участникам окунуться в детально проработанный средневековый мир, выбрав себе занятие по душе. Как обычно, ваши успехи будут измеряться победными очками, которые можно заработать множеством способов. Здесь есть путешествия и колонизация новых земель, производство, торговля, беззлобные, но обидные войны, грабежи, крестьянские восстания и сражения с легендарными чудовищами. А в центре всего этого — могущественные гильдии, отвечающие за благополучие страны. Партия идет до тех пор, пока не иссякнет стопка жетонов эпох, которые скидываются в конце каждого хода и дополнительно могут быть получены игроками, то есть в среднем 7-10 раундов, в зависимости от активности участников.
В основе игры карточный движок – каждый ход вы выбираете четыре из одиннадцати доступных карт действий и по очереди их разыгрываете, меняя ситуацию на поле. С помощью карт на столе появляются ваши подданные, добываются ресурсы, строятся и улучшаются города и фермы. Все действия довольно простые, но обладают дополнительными эффектами, которые зависят от доступных игрокам ресурсов.
Одна из фишек игры – шесть видов «рабочих» — подданных, каждый из которых обладает пусть и небольшими, но все же особенностями. Рыцари лучше сражаются, фермеры дают бонус при добыче ресурсов, монахи более выносливы в путешествиях и так далее. Для удобства дизайнер выполнил их в виде шестигранных кубов с разными иконками на гранях. Получив нового подданного, вы выбираете нужный вам класс и ставите куб соответствующей стороной на поле. Если же вас настигнут муки выбора, кубик всегда можно использовать по прямому назначению, определив класс с помощью результата броска :)
Перемещаясь по карте, подданные выполняют все основные действия для своего вассала — собирают ресурсы, нападают на оппонентов и берут под контроль поселения. Первый, кто выложит свой маркер влияния в поселение, становится управляющим, получая возможность использовать преимущества локации. Но и вторым быть не зазорно — размещая в поселении своего крепостного, вы можете начать возделывать там земли, получив постоянный приток ресурсов. Правда, часть из них придется отдавать управляющему в качестве оброка.
Каждый класс принадлежит к одной из гильдий, автоматически увеличивая вашу репутацию в ней. Поднять репутацию так же можно, взяв контроль над поселениями, содействующими гильдиям. Логично, что гильдия фермеров радушно примет в свои ряды владельца нескольких ферм, а гильдия купцов будет рада городскому управляющему. Всего в игре четыре вида поселений, которые могут быть преобразованы друг в друга.
- Заставы — самый простой тип поселений. Они служат для исследования новых территорий, позволяя получать карты королевских указов, — которые либо даруют игрокам одноразовые бонусы, либо приносят победные очки в конце партии за выполнение обозначенных на них целей.
- Фермы необходимы для производства ресурсов, которые размещаются на игровом поле и могут быть проданы в гильдию или разворованы оппонентами. Фермы в игре универсальны — здесь добывают не только еду, но и железо, дерево и даже серу с селитрой.
- Города всегда были центрами торговли, поэтому контроль городов дает возможность получать деньги.
- Феоды — высшая ступень эволюции любого поселения. Они ничего не производят, но статус феодала высоко ценится гильдиями, а в конце игры феоды принесут дополнительные победные очки. Однако став феодалом вы будете обязаны нести воинскую службу, сражаясь с другими игроками. А неповиновение королеве карается штрафными победными очками. Так же феоды могут подвергаться нападениям, превращаясь в заставы после захвата.
Гильдии, гильдии, — скажете вы, — ради чего весь этот сыр-бор? Так вот, гильдии это экономическое ядро игры и главный источник победных очков. Каждая гильдия имеет свой запас ресурсов и товаров, которые они предлагают всем участникам за деньги. Алхимики продают летающие корабли и подводные лодки для путешествий, купцы — все виды ресурсов, причем, их цена меняется в зависимости от спроса — как в «Энергосети», и так далее.
Набирая репутацию, игроки могут занять должность подмастерья или мастера гильдии, получая победные очки и треть денег от каждой покупки. Вдобавок обе должности наделяют привилегиями отправки и приемки товаров из соседних общин. Эти действия приумножают богатство гильдий и приносят победные очки выполнившим их игрокам, способствуя конкуренции между сословиями. Со стороны может показаться, что отслеживать изменение репутации игроков в гильдиях неудобно, но первая же партия развеивает эти сомнения — из двух основных факторов активно используется только один.
Вассал моего вассала не мой вассал
Как все это выглядит на практике? Игроки передвигают своих подданных по огромному игровому полю, поделенному на шесть регионов, попасть в некоторые из которых можно только с помощью транспортных средств. Заходя в поселения, подданные берут их под контроль, улучшают, захватывают и собирают в них ресурсы. С каждым ходом свободных территорий становится все меньше, поселения растут и образуют феоды — главное семя раздора между участниками. Оппоненты пытаются обогнать друг друга, верша козни или поднимая репутацию в гильдиях. Эпоха сменяет эпоху, приближая конец партии, игроки спешат дойти до конца трека путешествий и завершить выполнение королевских указов, получив бонусные победные очки. Затем идет финальный подсчет и определяется самый успешный феодал.
Игра поражает обилием возможностей и детальной проработкой мелочей, что не удивительно, ведь ее автор, Марк Суонсон, профессор университета Миссури, разрабатывал «Feudum» несколько лет, впервые представив его на GenCon в 2014 году. В 2016-ом он вышел на Kickstarter, успешно собрав деньги на издание, а прошлым летом запустил кампанию повторно, выпустив еще и дополнение.
Открывая коробку, ты словно переносишься в другой мир, живущий по своим законам. Перед участниками открыты все дороги — множество стратегий, разные пути развития и совсем небольшой элемент случайности, достаточный для того, чтобы игра не ощущалась однообразной, но и не скатывалась в неуправляемый хаос. Мне очень нравится то, как изящно автор включил элементы приключенческой игры в хардкорное евро, создав своеобразную «песочницу». Путешествия по морю и по воздуху, крестьянские восстания и прочие красочные события передаются простыми эффектами в духе «передвинь эту фишку туда», но эти действия очень точно отражают их суть. Крепостные выплачивают оброк, церковь собирает десятину, а Ее Величество призывает вассалов на воинскую службу — жизнь кипит!
Оформление игры превосходно, подобной техники рисования ранее в настольных играх я не видел. Художник Джастин Шульц проделал колоссальную работу, наполнив мир «Феода» яркими красками. Стильные иллюстрации, напоминающие «Алису в Стране чудес», изобилуют деталями. А вишенкой на торте венчают эту красоту разукрашенные фигурки чудищ – морского змея и моего любимца — великана Бегемота, которых можно приручить.
Игра может отпугнуть громоздкими правилами и обилием нюансов, которые не всегда подробно разъясняются. Например, в правилах написано, что военную силу подданных можно увеличить с помощью оружия, но этот термин больше нигде в тексте не встречается. Оказывается, что оружие — это карта королевского указа, на которой просто изображены мечи и арбалеты.
Трудности могут возникнуть и при чтении графических элементов игры — на красочном поле непросто разобрать транспортные маршруты и найти необходимые локации, а карты королевских указов и иконографика и вовсе могут повергнуть в ступор.
«Feudum» рассчитан на настоящих фанатов настольных игр, готовых разбираться в хитросплетениях механик и спокойно относящихся к тому, что первая партия может затянуться на четыре с лишним часа, за которые вы не увидите даже половины возможностей. Поначалу вы просто не знаете за что лучше взяться. Но все действия в игре связаны в одну продуманную систему, управляемую игроками. И когда приходит понимание ее работы, играть становится значительно проще. Взаимодействие между участниками очень плотное и ошибок игра не прощает — неправильно спланировав свой ход, можно запросто столкнуться с тем, что ваше действие не принесет никакой пользы из-за изменившейся ситуации на поле.
Плюс надо помнить, что игроков ограничивает не только фиксированное число раундов, но и набор компонентов — успехи в религии, войне и гильдиях отмечаются одними и теми же фишками, и на все их не хватит, поэтому думать над стратегией стоит уже с первого хода. Но если вы прошли «Сквозь века», не жаловались на долгое «Покорение Марса» и любите сложные комплексные игры, то «Феод» может стать достойным пополнением вашей коллекции.
Хотите узнать больше об этой игре? Прочитайте интервью с ее автором, Марком Суонсоном.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021