Флорентийское благородство. Обзор игры Лоренцо Великолепный (Lorenzo il Magnifico) и дополнения Дома эпохи Возрождения

Коробка с игрой Лоренцо Великолепный (Lorenzo il Magnifico)

В нашем блоге много публикаций, связанных с итальянским автором Симоне Лучани. Тимур Лукиянчук тепло относится к его играм и дважды обращался за интервью к знаменитому геймдизайнеру.

Я не столь радушен в отношении Лучани и считаю, что он как разработчик держится современных трендов, выпуская игры, которые хорошо продаются, вызывая восторг при первом знакомстве, но теряют свой шарм при детальном изучении. А вот чутье на чужие разработки у него хорошее.

«Лоренцо Великолепный» как раз тот случай, когда авторами выступали Вирджинио Джильи и Фламиния Бразини, а Лучани лишь «полировал» игру, явно добавив в нее те элементы, которые мы уже видели в «Марко Поло» и «Гранд-отель Австрия». Тем не менее, это одна из немногих игр с его именем на коробке, в которую я отыграл уже пять партий и не против сыграть еще. Рассказываю почему.

Безбожники! Я здесь что, один Ватикан поддерживаю?!

Игра посвящена эпохе Ренссанса, а упоминаемый в названии игры персонаж никто иной, как Лоренцо Медичи – глава Флорентийской республики, покровитель наук и искусств.

Игровое поле

На время партии участники станут во главе благородных семей и будут отправлять родственников на различные задания, стараясь добиться признания и славы, по традиции представленных в виде победных очков. Другими словами, вам предстоит выставлять фишки на слоты поля, стараясь извлечь максимальную выгоду. У каждого участника будет по три цветных фишки и по одной бесцветной. Это важный момент, потому что эффективность каждого родственника зависит от значения кубика того же цвета. Кубики кидаются один раз за раунд и выпавшие на них значения общие для всех игроков. Бесцветный родственник не связан ни с одним кубиком и потому его базовая сила равна нулю, но любых родственников можно усилить с помощью слуг, добавляющих +1 к значению за каждого потраченного слугу.

Башни четырех цветов

Основные слоты действий на поле представлены картами, которые выкладываются на башни четырех цветов. Чем выше лежит карта, тем больше силы потребуется от родственника, чтобы ее получить. Помимо этого, в одну башню нельзя отправить двух родственников одного цвета – тут-то на помощь и приходит малый, но удалый бесцветный. И если в выбранной вами башне уже есть хотя бы один ваш или чужой родственник, за размещение в ней придется доплатить 3 монеты.

Полученные карты перемещаются игроками на планшет, награждая мгновенными или постоянными бонусами, а также принося очки в конце партии. Зеленые и желтые карты при этом образуют движки, позволяющие получать и тратить различные ресурсы, преобразуя их в другие полезные эффекты и победные очки.

Персональный планшет игрока

Также в игре есть два трека – военной мощи и веры. Военная мощь определяет лимит на количество зеленых карт, которые вы можете получить, и служит одним из критериев получения победных очков – самый сильный игрок получит в конце 5 ПО, занявший второе место 2 ПО.

Трек веры тоже дает победные очки, но результаты движения по нему оцениваются каждый второй раунд, и, если вы не достигли требуемых и постоянно растущих значений – пеняйте на себя. Ватикан наложит одну из анафем, которые могу серьезно подпортить вам жизнь (Привет, «Гранд-отель «Австрия»!). К примеру, у вас разово отнимут часть военной силы или до конца партии обяжут снижать значение кубика при получении карт определенного цвета. Попробуй, покрутись!

Нижняя часть поля с треком веры

В игре также имеется расширенный вариант правил, который я настоятельно рекомендую включать с первой же партии. Он вводит в игру карты деятелей, по четыре карты которых раздаются игрокам на старте. У каждого деятеля есть условие, которое необходимо выполнить, чтобы его разыграть, и свойство, которое может применятся раз за раунд. Помимо этого, вы в любой момент можете сбросить любое количество неразыгранных деятелей, чтобы получить по одной консульской привилегии за каждого. Привилегии — это универсальный бонус, который можно обменять на слуг, ресурсы, очки армии или веры.

Условия розыгрыша деятелей довольно жесткие, требующие определенного направления развития и часто выполнимы ближе к финалу игры, поэтому не стоит сидеть с ними всю партию – смело скидывайте их в обмен на бонусы, которые помогут вам получить преимущества здесь и сейчас. На моей памяти игроки обычно нацеливаются на двух, реже на трех деятелей.

Карты деятелей

В России игру издали сразу с четырьмя промо-картами деятелей (два к базе и два к допу), описания которых нет в правилах. Crowd Games выкладывали их в группе, а для удобства читателей я приведу описание этих карт в конце обзора.

Денег нет, но вы держитесь

«Лоренцо» дико кризисная игра. Мало того, что половина доступных на поле слотов требует значения кубика 5 и выше, так с вас еще и регулярно просят денег за то, что вы хотите занять место в башне, в которую кто-то сходил раньше вас.

Вдобавок вас постоянно карают анафемой, если вы не выкидываете горы ресурсов на поддержку церкви. А это не только больно, но еще и очень часто с этим просто нельзя ничего поделать. Потому что слотов получения очков веры крайне мало и их занимают очень быстро.

И, наконец, несмотря на то, что карты четырех цветов вроде бы должны как-то уравновешивать друг друга, по факту получается, что они далеко не равнозначны.

Компоненты игры Лоренцо Великолепный (Lorenzo il Magnifico)
Пластиковая коробка-органайзер в комплект не входит :)

Зеленые разбираются только в лет, потому что они: а) бесплатны, б) генерят ресурсы фактически каждый раунд, еще и победные очки приносят, начиная с третьей! Да, для их получения вам понадобится военная мощь, но она достаточно легко набирается, не тратится на приобретение территорий, в отличии от тех же очков веры, которые регулярно обнуляются, и тоже приносит очки в конце игры. То есть, играя от зеленых карты вы и движок строите и победные очки аж по двум критериям получаете – за сами карты и за военную силу.

Желтые и синие карты разбираются примерно в равных пропорциях. И те, и другие дают различные полезные бонусы и приносят победные очки.

А вот фиолетовые, на мой взгляд, самые редкоиспользуемые – стоят дорого, очков дают не то чтобы очень много, а их бонусы весьма ситуативны. Какие-то полезны прямо здесь и сейчас, а какие-то вообще даром не сдались. Вот и получается, порой, что все лакомые места уже заняли, денег нет, значений на кубиках не хватает, и приходится выбирать между шилом и мылом.

Я не люблю, когда игрока душат искусственно созданной кризисностью. В «Лоренцо» неприятные ситуации складываются не из-за того, что игрок совершил непродуманный ход, а просто потому, что так вышли карты и упали кубики, а кому-то посчастливилось сходить раньше.

Но несмотря на жесткую кризисность и отсутствие оригинальных идей, игровой процесс получился весьма приятным – тут тебе и карточные движки, и прокачка треков, и разные бонусы, и рабочие с кубиками. Все скомпоновано достаточно ладно. Но если вам, как и мне, этого недостаточно, перейдем к самому главному, до чего обычно не добираются ленивые обзорщики и любители судить игры по одной партии – к дополнению.

Дома эпохи Возрождения

Компоненты дополнения Дома эпохи Возрождения

Стоит хотя бы раз сыграть с дополнением, чтобы понять, почему в России игру выпустили сразу с ним в одной коробке. Помимо того, что оно позволяет играть впятером (не самая нужная опция, согласен) и добавляет в игру особые жетоны со случайными бонусами, в нем появляются асимметричные стартовые условия, задаваемые жетонами семей. Теперь каждый игрок будет представлять какой-либо знатный род со своими индивидуальными свойствами. Правда, игра предлагает за эти свойства поторговаться, проведя специфический аукцион по выбору семей в начале партии, что может быть сложно для тех, кто сел за «Лоренцо» впервые.

Но самое главное в нем это дополнительная пятая бесцветная башня, в колоде которой есть карты всех остальных четырех цветов, что существенно снижает кризисность базы. Не получили зеленых территорий, потому что со старта ходите последним? Не беда, вот вам карта в новой колонне. Таким образом игра становится более гибкой и позволяет крутиться в разные стратегии, сводя к минимуму неудачные ходы. Печально, конечно, что автор сначала выкрутил кризисность на максимум и только после кучи жалоб вернул ее в разумные пределы, выпустив дополнение. Но нам на жаловаться на это не с руки – доп включен в базу, и я считаю, что играть в «Лоренцо» нужно обязательно с ним.


Промо-карты деятелей

Николло Макиавелли
Условие активации: 3 карты территорий, 20 победных очков и хотя бы 1 разыгранная карта деятеля.
Постоянное свойство: Каждый раз, получая во время своего хода победные очки, получайте на 1 победное очко больше. Данное правило не распространяется на финальный подсчёт.

Рафаэль Санти
Условие активации: 3 карты персонажей, 6 дерева и 4 слуги.
Свойство, действующее раз в раунд: Можете обменять 1 победное очко на 3 монеты или 1 монету на 3 победных очка.

Промо-карты к игре Лоренцо Великолепный

Якопо Сальвиати
Условие активации: 3 карты зданий и 8 очков военной мощи.
Постоянное свойство: при получении 1 или нескольких консульских привилегий получайте еще 1 привилегию дополнительно (по вашему выбору).

Карл VIII
Условие активации: 6 слуг, 5 очков военной мощи и 5 очков веры.
Постоянное свойство: Каждый слуга увеличивает влияние ваших родственников на 2.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, С кубиками, Стратегия, Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.