Издательство Cosmodrome Games исправно продолжает выпускать проекты с целью «прорубить окно» на западный рынок. И делают они это довольно удачно, отрицать нельзя. Положительно была принята «Корпорация Смартфон» и «Первый контакт», немало шумихи еще до полноценного выхода вызвала «Акватика«. Еще несколько потенциально ударных разработок уже обозначилось на горизонте. В общем, работа кипит, а портфолио компании приятно растет.
Предмет нашего сегодняшнего разговора, «Сквайр. Клуб коллекционеров», – игра из того же патронташа, что «Акватика» Ивана Тузовского и «Поднебесье» Ивана Лашина. Их презентовали на прошлогодней выставке в Эссене, где счастливчики могли прикупить себе экземплярчик, однако в широкую продажу выходить они начинают только сейчас. Две из них мы, возможно, обсудим в другой раз, а сейчас остановимся на разработке Павла Атаманчука, автора одного из немногочисленных любимых мною филлеров «Зодчие».
А не прикупить ли мне такого-этакого?
Начнем с обязательной вводной и небольшого описания процесса. Итак, в «Сквайре» игроки выступают в качестве антропоморфных животных-аристократов, путешествующих по различным городам в поисках экспонатов, достойных их коллекций. И звучит это сложнее, чем есть на самом деле. В свой ход игрок обязан выполнить в определенном порядке несколько простых действий, часть которых является обязательной, а часть – опциональной. Сначала вы перемещаетесь по карте в доступный вам город с интересующим раритетом, после чего решаете будете вы его приобретать или продавать. В первом случае купленный жетон выкладывается на личный планшет, во втором – он отправляется в сброс. Независимо от итога в город помещается новый экспонат из общего запаса.
Перемещение по карте происходит с помощью билетов (и на поезд, в том числе). В начале игры каждый игрок располагает одним несгораемым королевским билетом, который позволит дойти до какого-то из соседних городов. Если же вами движет желание продвинуться дальше, то придется озадачиться получением дополнительных, но одноразовых билетов.
Стоимость покупки и продажи экспонатов отслеживается с помощью планшета рынка, который является «сердцем» игры. Города и жетоны экспонатов бывают в «Сквайре» пяти цветов, и каждый из них представлен фишкой на обоих треках рынка. При покупке раритета вы смотрите на положение фишки цвета города и соответствующей фишки цвета жетона, после чего суммируете значения, напротив которых они находятся. После оплаты обе фишки перемещаются на самый верх на своих треках. В случае продажи действия выполняются те же, однако фишки помещаются вниз, изменяя общие тенденции на рынке.
Если у игрока, выполнившего свой ход, также имеется жетон выставки, то он обязан ее провести после выполнения основных действий. В этом случае игрок ставит жетон на какой-то из видов экспонатов по своему выбору (не обязательно на тот, что есть у него самого) и, по возможности, получает вознаграждение. Если у других игроков на их планшетах имеется жетон того же типа, они также получают небольшой бонус.
Таким образом игра продолжается до тех пор, пока на поле не будет выложен последний жетон экспоната из общего запаса, после чего происходит традиционный подсчет победных очков.
Человек человеку волк
По имевшейся информации казалось, что «Сквайр» станет приятной семейной игрой, чем-то из разряда «Билета на поезд». То есть, хотелось увидеть простые правила, симпатичное оформление, увлекательный и неглупый, но не слишком замудренный процесс. По крайней мере, именно такими были мои ожидания. Насколько же близкими они оказались к действительности?
С точки зрения правил в «Сквайре» все действительно просто. От игрока требуется только дойти до какого-нибудь города и купить/продать экспонат, после чего положить его к себе на планшет или отправить в сброс. По возможности покупаешь дешевле, а продать пытаешься подороже. Тут никаких вопросов нет. Но есть еще несколько моментов, которые так или иначе придется учитывать при выполнении своих действий. Остановимся немного и на них.
Первое это, пожалуй, личный планшет. Выкладывая на его ячейку приобретенный экспонат, вы чаще всего получите разовый бонус – деньги и/или билеты. Заполнив крайние колонки, где дополнительных бонусов не предлагается, можно получить в свое пользование еще один несгораемый билет и усилить возможность путешествия по карте, или взять королевскую монету, дающую скидку к стоимости раритетов. Если же заполнился один из двух верхних рядов, то вы можете взять из сброса любой экспонат и выложить его на свой планшет или увеличить предельное количество карт на руке.
Кстати, о картах мы еще не говорили. С их помощью можно будет получить краткосрочную или долгосрочную выгоду. Верхняя половина карты, называемая Заманчивым предложением, предлагает условие, выполнение которого принесет разовый бонус, после чего карта отправляется в сброс. С нижней половиной все немного хитрее. Так называемое Королевское поручение позволяет получить дополнительные победные очки в конце игры. Но для этого карту нужно поместить под ваш планшет, что, в свою очередь, потребует использование свойства зеленого жетона скульптуры.
Да, все пять типов экспонатов приносят различные бонусы во время проведения выставки (помимо того, что они дают разное количество победных очков в конце игры). Так, например, синий жетон керамики позволяет добирать карты в количестве равном числу жетонов плюс одна дополнительная, но общее число не может превышать предел руки. Желтый жетон драгоценностей дает деньги. И так далее. Исключением являются древние книги, не обладающие каким-то свойством, однако они приносят больше всего победных очков.
Вообще, именно за сбор самых ценных раритетов ведется основная борьба между игроками, что смотрится логично с точки зрения тематики. В отыгранных мною партиях на первое место претендовали именно те, кто сделал упор на получение большего количества фиолетовых древних книг. Порой необходимый перевес могла принести карта Королевского поручения, разыгранная в начале партии по свойству одного из персонажей. Однако остается не до конца понятной роль карт посланий, а точнее Королевского поручения. Является ли их основной целью дать тот самый дополнительный плюс к общему счету? Или же они должны приносить победные очки, компенсируя нехватку дорогих экспонатов?
Дело в том, что очки можно получить только при выполнении условия поручения, при этом, итог будет достаточно небольшим. К тому же, для розыгрыша карты потребуется немало телодвижений: ухватить зеленые жетоны скульптур, набрать карт на руку и дождаться прихода жетона выставки или надеяться, что нужный вам жетон выберет другой игрок. Может, они нужны именно для обеспечения небольшого перевеса при игре противников равной силы? Но тогда немного странно смотрится классическая «болячка» – случайный выход карт и ситуативность условий получения победных очков. Не исключено, что данная механика была добавлена для большей привлекательности «Сквайра» для опытных игроков. Однако следует сказать, что к Заманчивому предложению вопросов нет – оно выступает очень неплохим подспорьем и позволяет получать столь нужные дополнительные деньги и билеты. У кого какие мысли на данный счет?
Подобное обилие нюансов может усложнить понимание игры для тех, кто мало знаком с настолками. И у меня остается вопрос относительно детей указанного на коробке возраста, которые до этого подобное не пробовали. Я специально сыграл ряд партий с людьми, попробовавшими только «Каркассон», «Азул» и «Остров Скай». В результате получилось так, что именно карты вызвали у них наибольшую сложность. Все эти розыгрыши при выполнении условий и подкладывания под планшеты – то есть, все то, что хорошо знакомо настольщикам – ими практически не использовалось по одной простой причине: они про них забывали.
Однако остальное начинающие игроки усвоили достаточно быстро и показывали очень неплохие результаты. И все потому, что основы «Сквайра» и его центральная механика – рынок – работают просто отлично. Следует внимательно отслеживать цены и перемещаться на наиболее экономически выгодные места, не забывая запасаться достаточным количеством билетов. Кстати, именно рынок является одной из основных точек взаимодействия между игроками. В результате их действий цены будут расти и падать, а вы – радоваться или чертыхаться от незапланированных флуктуаций. Кто сказал, что коллекционером ценностей быть просто? Как следствие, подумать в «Сквайре» есть где, но нельзя сказать, что принимаемые решения особо выматывают.
Почем раритеты для народа?
По итогу, в лице (морде?) «Сквайра» мы получили исправно работающую игру, в которой, пожалуй, только карты Королевских поручений пока вызывают вопросы. В остальном, все реализовано на хорошем уровне: симпатичное оформление, простые правила и приятный процесс меня порадовали, оправдывая сложившиеся ожидания.
Сложно прогнозировать, насколько удачно покажет себя «Сквайр» на российском и зарубежном рынках. Но даже с учетом немалой конкуренции за непостоянное внимание игроков можно предположить, что новая разработка Павла Атаманчука способна прийтись по душе. Она для этого обладает достаточным шармом.
- О сложностях создания семейного древа. Интервью с Михилом Хендриксом, автором игры Наследие. Завещание герцога де Креси - 28.04.2021
- Не все то золото, что кряхтит? Обзор игры Труа (Troyes) - 09.04.2021
- Архитекторы успеха из Новой Зеландии. Интервью с геймдизайнерами Шемом Филлипсом и Эc Джей Макдональдом - 02.04.2021