Как вожди в короли метили. Обзор игры Остров Скай (Isle of Skye)

Коробка с игрой Остров Скай (Isle of Skye)

Начнем с небольшой историко-географической справки. Остров Скай находится на западе Шотландии и входит в архипелаг Внутренние Гебриды. С IX по XIII века архипелаг находился под властью норвежцев. После заключения Пертского договора в 1266 году между Норвегией и Шотландией, архипелаг перешел в полноправное подчинение к последней. Правление осуществлялось различными кланами, которых на самом острове было пять. Одним из главных кланов являлся клан Маклауд, наравне с которым был клан Макдональд. Кроме того, после Пертского договора образовались кланы Маккиннон, Макникол и Макиннес. Здесь краткий экскурс можно закончить.

Собственно, решил я все это описать только по той причине, что по преамбуле обозреваемой сегодня игры “Остров Скай” эти самые пять кланов сойдутся в условном противостоянии и победитель станет правителем упомянутого острова. При этом, как часто выходит в играх европейской школы, весь антураж здесь просто присутствует и никак не сказывается на процессе. Так что, пожалуй, это будет последний раз, когда я упомяну шотландскую тематику “Острова Скай”. Но не спешите расстраиваться, ведь далее речь пойдет о более интересном (наконец-то!).

Может вместо никому не нужной информации перейдем уже к правилам?

Итак, давайте вкратце пройдемся по правилам, а затем погрузимся в обсуждение впечатлений. На самом деле данный раздел много места не должен занять (по крайней мере, я надеюсь), потому что непосредственно правила у игры очень простые. Приступим.

Действия игроков в течение раунда можно разделить на два основных блока:

А) первый – аукцион. Игроки вытягивают из мешочка по три квадратика с изображением разных участков местности, затем выкладывают их в ряд перед своей ширмой, за которой лежат все средства клана, а также жетон с изображением топора. После того как данные манипуляции закончены начинается аукцион. Сначала игрокам, втайне от всех остальных, необходимо определить какой из вытянутых квадратиков отправится в сброс. Определившись с выбором, игроки – каждый за своей ширмой – выкладывают жетон с топориком напротив сбрасываемого тайла. Затем, используя доступные средства, игроки назначают стоимость для двух оставшихся квадратиков, исходя из своей ситуации и/или других игроков.

Ставки делаются за ширмой

После того, как цену назначили все игроки, ширмы открываются. Тайлы, помеченные на сброс, отправляются обратно в мешочек. Далее, начиная с первого игрока, участники могут приобрести любой один квадратик у любого из игроков, уплатив установленную стоимость; также от покупки тайлов у других можно отказаться. В случае покупки участка местности, продавец оного возвращает в свой запас сумму ставки, а также получает вырученные средства. Если же квадратик никто не приобрел, то он переходит к выставлявшему его игроку, который в качестве платы должен отдать в общий запас поставленные деньги. На этом первый блок действий заканчивается.

Б) второй – размещение тайлов. Для людей, знакомых с игрой “Каркассон”, данный блок должен быть понятным. Все, что требуется сделать – это добавить имеющиеся у вас в наличии квадратики с участками местности в ваше королевство. Все игроки начинают создание своего правления с квадратика, выступающего в качестве замка клана выбранного цвета. Именно от него и начинает разрастаться территория владений. При размещении тайлов необходимо смотреть, чтобы изображенная местность обязательно продолжалась на добавляемом квадратике. То есть, гору может продолжить только гора, пастбище – только пастбище и водные просторы, соответственно, другие водные просторы.

А вот с дорогами в “Острове Скай” есть один небольшой нюанс. Их можно соединять на манер “Каркассона”, но делать здесь это надо в двух случаях: чтобы получить победные очки в случае соответствующей цели или для соединения замка и тайлов с бочонками, повышающими доход. А еще их можно игнорировать. Возьмем пример. У вас два гипотетических квадратика – на одном, допустим, имеются часть горы, поляна и участок дороги, на втором – скажем, часть водоема и поляна. По правилам “Каркассона” в такой ситуации две поляны соединить нельзя, а вот в “Острове Скай” можно. И знаете, такой нюанс порой позволяет заканчивать нужные территории и не сетовать на неудачно зашедший тайл.

Строим свое королевство
Все основные элементы местности должны соединяться друг с другом, а дороги соединять не обязательно

Собственно, на этом два основных блока действий и завершаются. В конце раунда требуется только посчитать победные очки, получить доход и передать жетон первого игрока следующему.

С правилами понятно. Давай к сути!

Все, все, уже перехожу. А суть такая – игра просто замечательная. Теперь попробую обосновать подобное заявление.

Немного предыстории (о нет, ты сейчас серьезно?). В общем-то, “Остров Скай” я игнорировал довольно долго, – надо полагать я был не один такой – считая игру от Андреаса Пеликана и Александра Пфистера вариацией великолепного “Каркассона”, с прикрученным к нему аукционом. Зачем мне еще одна такая игра, когда “Каркассон” у меня уже есть? – спрашивал я себя. И действительно, зачем?

Затем, зайдя как-то на страничку сервиса “Steam” для изучения каких-нибудь интересных предложений и скидок, я прокручивал список игр и заметил цифровую версию. Стоила она довольно смешные сравнительно настольного варианта деньги и от нечего делать я ее приобрел на пробу. Посмотрим, что там к чему, – подумал я – Не понравится, так сдам обратно. Надо полагать, обратно я ее в итоге не сдал.

Учитывая мое заочно пренебрежительное отношение к игре, обучающая партия меня совсем не впечатлила. Скажу честно, в пояснения я не вчитывался, считая, что ничего особенного в процессе быть не должно.

Ерунда какая-то! – пронеслось у меня в голове по итогу. Из игры я вышел и какое-то время не возвращался. Затем, в один свободный вечер, я решил попробовать “Остров Скай” еще раз. Повторно пройдя обучение, и в этот раз читая все внимательнее, я предпринял попытку играть более осознанно. И теперь процесс мне показался не таким и простым, потому что боты уделывали меня одной левой, а меня это задевало. Так, периодически поигрывая против компьютера, я стал понимать, что игрушка-то на самом деле очень неплохая. И в итоге решился приобрести настольный вариант.

Компоненты игры Остров Скай (Isle of Skye)

Да, действительно, “Остров Скай” похож на “Каркассон” по механике, к которому добавили аукцион. Вот только акценты здесь расставлены иначе, оттого игра воспринимается достаточно свежо. Так в чем же, собственно, дело? – спросите вы. А дело в жетонах заданий – отвечу я. Именно эти 16 жетонов, входящие в комплект игры, и позволяют выделить “Остров Скай”. В начале каждой партии эти жетоны перемешиваются и затем случайным образом 4 из них выкладываются на общее поле. Именно на них игрокам и приходится ориентироваться при определении судьбы вытянутых квадратиков с участками местности: какой лучше сбросить, какой попытаться оставить себе, какой спокойно продать.

За ширмой игрока

Задания на жетонах бывают самые разные. Порой попадаются довольно простые (и где-то даже скучные), на вроде получить очко за каждый тайл, соединенный дорогой с вашим замком, а иногда и довольно непростые, например, получить 1, 3 или 5 очков за 1, 2 или 3 броха в одной горной цепи. По какой-то причине самым сложным из заданий для меня лично является жетон, дающий 5 очков игроку с наибольшим количеством денег в личном запасе на конец раунда. Так всегда складывается, что в раунд, когда засчитывается этот жетон, выходят нужные мне тайлы. Вот и приходится мучиться между 5 дополнительными очками и возможно большим количеством очков в следующем раунде. Ох уж эти муки выбора.

Поле для учета очков и целей

Вообще, жетоны заданий очень интересная придумка со стороны авторов, делающая каждую партию действительно новой просто потому, что игрокам приходится постоянно менять планы по развитию своих владений. Приходится прикидывать на какие цели стоит ориентироваться сейчас, а какие дадут выгоду позже. Иногда можно вообще не выполнять одно из заданий, получая в сумме больше очков в конце следующих раундов за эффективные действия по другому заданию, в итоге не позволяя соперникам далеко отрываться. Хотя все же лучше пытаться выполнить все задания, получая хотя бы какое-то количество очков. Что примечательно, даже простая перестановка четырех выбранных заданий может кардинально преобразить партию, а ведь в коробке на выбор предлагается 16 штук. Особенно усиленно приходится чесать затылок, когда рядом оказываются жетоны с противоположными целями. Так что потенциальным правителям острова Скай приходится крутиться и вертеться ради достижения наилучшего результата. Но это же только идет игре в несомненный плюс.

Жетоны заданий

Если же будут выходить неудачные квадратики, никак не способствующие получению очков за выполнение условий жетонов, авторы придумали неплохой способ заработать дополнительные очки в конце игры. На некоторых тайлах можно увидеть свитки, на которых даются этакие мини-цели, как например 1 ПО за каждые две коровы на ваших владениях или за каждый маяк. При этом, если еще умудриться завершить ту область, в которой ранее выкладывался подобный свиток с заданием, то эти очки удваиваются. Иногда свитки позволяют определить победителя среди игроков, идущих достаточно ровно по очкам в течении партии, давая небольшое преимущество в определенных раскладах. Правда, это только в том случае, если подобные свитки и соответствующие объекты будут выходить на торги или попадать к вам.

Собственно, это приводит нас к единственному недостатку “Острова Скай”. Точнее, следует перефразировать с целью уточнения – недостатку для некоторых. Дело в том, что – и это вы уже могли понять из описания процесса – в игре присутствует довольно большой элемент случайности, поскольку новые квадратики вытягиваются вслепую из мешочка, результат такого действия сложно предугадать. Более того, сбрасываемые тайлы возвращаются обратно в мешочек и возможны ситуации, когда в последующих раундах вы вытягиваете тот же самый участок местности. И это хорошо, если в этот раз он оказывается полезнее, но подобное, будем честны, случается не всегда. Поэтому сразу предупреждаю любителей просчитывать и прогнозировать – игра, скорее всего, не для вас.

После такого количества словесных блужданий позвольте мне все-таки подытожить. “Остров Скай” – игра хорошая, и легко может находиться на одной полке с “Каркассоном” (именно так и вышло у меня). Предлагаемый ею элегантный сплав двух разных механик – аукциона и размещения тайлов – в результате дают очень приятные ощущения с ноткой некоторой глубины. Для тех, у кого есть нарекания к “Каркассону” по случайному выходу квадратиков, плюсом станет выбор доступных тайлов на аукционе, открывающий больше возможностей. Кому-то могут приглянуться жетоны заданий, заставляющие думать каждый раз иначе. “Остров Скай” не лучше и не хуже многократно упоминавшегося здесь детища Клауса-Юргена Вреде, она получилась другой, отличаясь за счет иных акцентов. Конечно, желающие видеть в “Острове Скай” видоизмененный “Каркассон” будут в чем-то правы. С другой стороны, подобное утверждение легко можно применить ко многим играм со схожими механиками, однако ощущения от таких игр часто различаются. Поэтому, если вам показалось интересной эта настолка от Андреаса Пеликана и Александра Пфистера, то предлагаю хотя бы попробовать, ведь не исключено, что она вам понравится. А тем, у кого она уже есть и приносит периодические приятные вечера, мой поклон и горячий привет.

Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Для семьи, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.