У игры «Troyes» по настольным меркам уже довольно солидный возраст. Как-никак в этом году ей исполнится 11 лет! Однако, она по-прежнему остается на слуху, что, пожалуй, должно о чем-то говорить. О ней вспоминают, в нее продолжают играть – вполне достаточная причина для того, чтобы самому ее попробовать и посмотреть, о чем весь сыр-бор.
Так что устраивайтесь поудобнее и поехали.
Строительный зуд
В «Troyes» мы будем заниматься достаточно обыденными вещами для любителей игр европейской школы. Нам предстоит поучаствовать в развитии и жизни одноименного города, находящегося в ныне несуществующей области Шампань, что во Франции, в период строительства одного из старейших соборов. Каждый игрок представляет обеспеченное семейство и будет использовать в своих интересах влияние на три основных сословия – дворянство, духовенство и крестьянство.
В их качестве используются кубики разных цветов. Дворянство (красные кубики) отвечает за военную силу и активно выступают против постоянных вторжений. Духовенство (белые кубики) в первую очередь заинтересовано в завершении строительства собора, что забавно, так как оно завершилось только спустя четыре века после его начала. Крестьяне же (желтые кубики) делают все, чтобы обеспечить нас должным количеством денье.
В свой ход вам предстоит задействовать группу кубиков одного цвета количеством от 1 до 3 для выполнения действий. Каждое из них, в свою очередь, также имеет свой конкретный цвет, а также минимальное требование к значению кубиков. В качестве примера возьмем самое простое действие на поле — Использовать сельское хозяйство. Для его активации можно использовать до трех желтых кубиков, при этом сумма их значений делится на два. То есть, отправив туда один кубик со значением 6, мы получим 3 денье. У других же действий требования могут быть более высокие, но и выгоду с них чаще всего можно получить значительнее.
Свои правила действуют для трех основных зданий, позволяющие увеличивать ваш запас кубиков. Каждое из них вмещает по шесть фишек, и места привязаны к конкретным значениям. Если место свободно, его можно спокойно занимать, лишь бы фишка была да кубик позволял; если место занято, то так или иначе вы выталкиваете горемыку с насиженного места, сажая своего человека и получая кубик соответствующего зданию цвета.
В начале партии для каждого сословия (цвета) в закрытую выкладываются по три карты действия, которые будут открываться в течение первых трех раундов. Активация их выполняется обычным способом, однако прежде чем вы сможете это сделать, вам придется отправить на нужную вам карту фишку горожанина и заплатить некоторый разовый взнос.
Игра продолжается на протяжении 4-6 раундов, в зависимости от количества игроков, после чего происходит подсчет победных очков и определяется победитель.
Город, построенный на костях
По всем показателям «Troyes» – это чистый представитель европейской школы. Поэтому следует понимать, что тема здесь исключительно для галочки и вы точно не почувствуете себя членом богатого семейства, занимающегося развитием любимого города. Зато вместо этого нам предлагается клубок отточенных и тесно взаимосвязанных механик, которые задействуются ради получения победных очков. К сожалению, взаимодействие здесь как обычно… Погодите-ка, а вот здесь, пожалуй, стоит поподробнее.
Как раз взаимодействие в «Troyes» имеется в достаточно крупных дозах. Особенно в сравнении с иными представителями. Да, конечно, вряд ли его можно назвать прямым, однако, черт возьми, оно бывает настолько плотным при своей опосредованности, что опасно приближается к сей зыбкой разделяющей черте. В чем это выражается? В том, что у вас постоянно могут что-нибудь отобрать!
Дело в том, что, набирая группу кубиков для своего хода, вы можете брать как свои, так и других игроков. Да-да, просто протянуть руку и забрать приглянувшийся кубик для выполнения нужного вам действия. Казалось бы, такая небольшая деталь, но как же она порой может раздосадовать. «Что?! Зачем тебе именно этот кубик? У меня на него были планы». Конечно, были. Но если на нем выпало большое значение, эти планы появились не только у вас. Да, вам должны будут заплатить за отобранный самым подлейшим образом кубик, что радует, но в итоге получается, как в том анекдоте про серебряные ложки: осадочек-то остался.
Не менее плотно предстоит потолкаться и в трех основных зданиях. Если помните, чем больше в них будет находиться горожан, представляющих ваши интересы, тем больше кубиков вы сможете использовать. Поэтому не удивительно, что желающих заявится немало, а мест-то в них достаточно лишь для шести фишек. Тут просто хочешь-не хочешь, а обратишься к отбору кубиков у других! Правда, подобные посягательства на ваших горожан дают вам свободную фишку, которую можно отправить на какую-нибудь карту действия. Ну или как минимум, обеспечивает защиту от в этом здании на протяжении раунда, если вытесненная фишка горожанина остается лежать рядом. И на том спасибо.
Вдобавок на картах действий также имеется только по два места для горожан, и если вы не успели занять одно из них, то, как говорится, опоздали. Здесь только остается надеяться, что кто-то освободит место. Такое может случится, потому что свои фишки разрешается снимать с карт для использования в другом месте, но тогда вы не получите за нее победные очки.
Кстати, раз уж мы заговорили о картах действий. Они выступают одним из основных факторов вариативности и реиграбельности в «Troyes». Как я уже упоминал, в начале партии случайным образом отбирается по три карты каждого цвета. Следует это учитывать, ведь подобное может привести к получению не всегда удачных или, по крайней мере, очевидных комбинаций. К тому же, дополнительную сложность, а для кого-то и больший интерес, создает то, что они открываются постепенно, в начале первых трех раундов, так что всю картину увидеть не получится. Поэтому, если вы цените более стратегический процесс, «Troyes» может прийтись вам не по душе.
В игре есть и еще одна интересная фишка – карты персонажей. Их игроки получают в начале партии. Что они делают? Это ваша конечная цель, приносящая дополнительные победные очки при выполнении условий. У них имеется определенная градация, и чем лучше вы выполните задачу, тем на больший итог можно рассчитывать. Ваши карты остаются скрытыми для других игроков, однако в конце игры они также будут получать победные очки, если непроизвольно (или произвольно) выполнят какое-то из условий. Поэтому к выполнению обычных действий добавляется элемент дедукции, ведь следует не только максимально хорошо выполнить свою цель, при этом сохраняя ее в тайне, но и стремится к тому, чтобы угадать какие карты персонажей у других игроков и сорвать куш там. Ну или хотя бы помешать владельцам карт.
Остался еще один элемент, о котором хотелось бы немного поговорить. Речь о картах событий, выходящих в начале каждого раунда. Основным их назначением является добавление еще некоторого количества перца в это пикантное блюдо, то есть усложнять и так непростую жизнь всем игрокам. Мало того, что они могут привносить дополнительную сумятицу на поле, убирая фишки из зданий и собора, так еще и сокращают количество доступных на раунд кубиков. Многие события вводят черные кубики – или вторгающихся варваров, – с которыми следует разобраться прежде, чем наступит фаза выполнения действий. Поочередно игроки должны сбрасывать один или несколько черных кубиков, а для этого необходимо отдавать свои с равным или большим значением. Жизнь немного облегчают наши боевые красные кубики. Потому что для них правила немного другие – их значение удваивается при использовании против варваров. А если вы вдруг не сможете скинуть черный кубик, то потеряете два победных очка.
Вообще, мне очень нравится то, что добавляет данный аспект. В принципе, он практически превращает «Troyes» в полукооперативную игру. Но при этом все еще и органично смотрится. Как по мне, она выглядит гораздо цельнее в сравнении с «Робином Гудом и бравыми ребятами». И это при условии, что последняя сразу позиционировалась как полукооператив, а в результате игра десятилетней давности смотрится в данном качестве много лучше.
Солидный возраст удовольствию не помеха
Но не стоит думать, что все так страшно. Напротив, «Troyes» не пытается задавить игрока невероятной кризисностью. Да, придется покрутиться, но решения так или иначе найдутся. К тому же вам не придется держать в голове кучу нюансов при поиске нужных действий, хотя своя доля имеется, поскольку правила у игры достаточно простые.
Так что не удивительно, что несмотря на свой уже достаточно солидный возраст, старушка «Troyes» совершенно заслуженно продолжает сидеть в топ-100 небезызвестного сайта Boardgamegeek. Ни одна из ее отличительных черт не потеряла свою свежесть в глазах игрока, избалованного новинками. Напротив, некоторые ее особенности удивляют тем, что они почти не встречаются сейчас. И если игра по-прежнему продолжает радовать спустя десять лет после своего выхода, то может не поздно ее попробовать и вам?
А для меня, тем временем, настала-таки пора открыть свою коробочку «Черного ангела» да сравнить ее с «Troyes».
- О сложностях создания семейного древа. Интервью с Михилом Хендриксом, автором игры Наследие. Завещание герцога де Креси - 28.04.2021
- Не все то золото, что кряхтит? Обзор игры Труа (Troyes) - 09.04.2021
- Архитекторы успеха из Новой Зеландии. Интервью с геймдизайнерами Шемом Филлипсом и Эc Джей Макдональдом - 02.04.2021