Империя на листке бумаги. Обзор игры Поселенцы. Наброски империи (Imperial Settlers: Roll & Write)

Коробка с игрой Поселенцы. Наброски империи

Польский геймдизайнер Игнаций Тшевичек всегда отличался прагматичным подходом к разработке и изданию своих игр. Был бум на настольные детективы, он разработал игру «Детектив», когда мода переключилась на roll’n’write’ы, выпустил ролл-н-райт. А поскольку у него уже была популярная серия «Поселенцы», новую игру он вписал в ту же вселенную, объединив их общими иллюстрациями и отдаленно похожими механиками.

Как бы вы не относились к такому подходу, предлагаю подробнее рассмотреть «Поселенцы. Наброски империи», разобрав ее плюсы и минусы.

В коробке с карандашами

В небольшой коробке нас ждут аж три разных блокнота, четыре приятных деревянных кубика, столько же карандашей, пять жетонов и правила. Игровой процесс довольно типичен для подобных игр. Каждому игроку выдается по одному большому листу Империи и по одному маленькому листу Поселения, который выбирается либо из блокнота Соревнований, с одинаковыми постройками, либо из блокнота Приключений, где все листы уникальны. В центр стола выкладывают случайные жетоны Благ по числу участников плюс один, то есть три жетона на двоих, четыре жетона на троих и все пять на четверых игроков.

Компоненты игры Поселенцы. Наброски империи

Первый игрок бросает все кубики: три из них определят доступные всем игрокам ресурсы на этот раунд, а четвертый также общее для всех число действий. По традиции все ресурсы виртуальные и не сохраняются на протяжении партии, поэтому их нужно тратить здесь и сейчас. А действия показывают сколько клеток на своих листах вы можете зачеркнуть в этом раунде. Далее первый игрок забирает один из жетонов Благ, дающий небольшие бонусы – дополнительный ресурс, действие или возможность обменять ресурсы на победные очки. Следующий по часовой стрелке выбирает один из оставшихся жетонов и так далее, пока каждый не получит по жетону. Затем наступает основная игровая фаза, которую все выполняют одновременно, вычеркивая на своих листах различные клетки.

На листе Империи нижняя часть служит для сбора дополнительных ресурсов – за одно действие можно вычеркнуть одну клетку, получив указанные в ней ресурсы. Первые клетки дают совсем не много ресурсов, а, чтобы получить доступ к следующим, необходимо сначала построить мост. И тут мы переключаем внимание на верхнюю часть листа Империи. Верхние горизонтальные линии отражают развитие вашей империи – вы просто тратите ресурсы и действия, чтобы поочередно вычеркивать клетки в них. Чем дальше вы продвинетесь по каждому из треков, тем больше победных очков-звезд получите. Особый интерес представляет последняя линия. Каждые две вычеркнутых клетки на этом треке позволяют вам строить мосты, открывающие доступ к новым запасам ресурсов.

Игровой процесс

Переходим к самому интересному – постройкам. На маленьких листах всех игроков изображено шесть зданий в форме различных геометрических фигур. У каждого здания также есть клетки для вычеркивания, которые могут быть как бесплатными (на них расходуются только действия), так и с различной стоимостью. Как только все клетки одного здания зачеркнуты, вы тут же получаете его бонусы. По продвинутым правилам вы также можете улучшать эффективность некоторых построек, «создавая строения» — то есть вписывая их геометрическую форму в ваш лист Империи. Естественно, для этого вам придется сначала вычеркнуть клетки необходимой формы на этом листе. Но зато и бонус построек будет расти с каждым созданным строением. И если обычная ферма по умолчанию приносит 1 еду каждый ход, то ферма с двумя или тремя строениями дает на 2-3 еды больше. Так игра идет десять раундов, после чего на листах Империи подсчитывают победные очки по всем показателям и определяется победитель.

Стандартные постройки

Я б нарисовал большое солнце, чтобы каждому достался хотя бы маленький лучик

Если вы хотя бы раз играли в ролл-н-райты или у вас приличный игровой опыт в другие настолки, играть стоит сразу по продвинутым правилам. Процесс они не перегружают, но существенно улучшают вариативность, побуждая к размышлениям «стоит ли сейчас взять этот ресурс, чтобы прокачать тот трек, сделав еще одно строение, или лучше и дальше все вкладывать в максимально прокачанный трек, чтобы выжать из него максимум?».

Здесь мы подходим к типичному недостатку ролл-н-райтов – слабой интерактивности и взаимодействию между игроками. Если в «Era: Средневековье» каждый кидает свой набор кубиков, получая разные результаты, а в «Бумажных кварталах» на выбор всегда дают три комбинации карт, которые с каждым ходом создают все более ветвистые пути развития у разных игроков, то в «Набросках империи» все, увы, гораздо прозаичнее. И если кто-то решит, что вы здесь самый опытный игрок и точно знаете как побеждать, никто не запретит копировать ваши действия, вычеркивания ровно те же ячейки у себя. Условия ведь одинаковые, не считая жетонов Благ, которые не то чтобы сильно влияют на ход партии. Остается только надеяться, что никто в здравом уме так поступать не будет, чтобы не портить удовольствие ни себя, ни остальным участникам. Решить эту надуманную проблему помогает блокнот Приключений с разными зданиями, которые и процесс слегка асимметричным делают, и каждый раз заставляют подстраиваться под новые условия. Лично я предпочитаю играть только на нем, просто потому что так интереснее.

Постройки режима приключений
Слева блокнот стандартных построек, справа листы блокнота Приключений с разными постройками на каждом

Также «Поселенцы» страдают эффектом снежного кома, когда с каждым раундом вы будете получать все больше и больше ресурсов, которые, напомню, нигде не отмечаются, и которые нужно держать в уме. Многие жаловались на эту бухгалтерскую работу и долгие ходы в финальных раундах. Автор прислушался и выпустил специальный лист для подсчета ресурсов, который можно скачать с сайта издателя и самостоятельно распечатать в необходимом вам количестве. На мой взгляд, это оптимальное решение, за которое автора действительно можно похвалить. Тем более, что в свободном доступе, во вкладке правила, лежат и дополнительные листы для блокнотов, включая блокнот Приключений с уникальными зданиями.

Компоненты игры

По итогу мы получаем простую, быструю, достаточно вариативную игру с менеджментов ресурсов и элементами тетриса в размещении строений на листах. Вполне годный ролл-н-райт, который не зазорно порекомендовать друзьям для семейных посиделок.


У нас в блоге есть обзоры и других игр в том же сеттинге: «классических» карточных «Поселенцев» и не связанных с ними «Северных империй».

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Простая игра, С кубиками, Семейная игра, Стратегия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.