Широка империя родная. Обзор игры Поселенцы. Северные империи (Imperial Settlers: Empires of the North)

Коробка с игрой

Начну с чистосердечного признания. Мне нравится игра «Поселенцы». С момента ее приобретения я отыграл только 15 партий в базовую коробку. И при этом постоянно ощущал себя «чайником». Данное чувство возникало после прочтения на форумах похвальбы очередного мастера о набранных 150-180 очках, в то время как мой максимальный счет в игре пока слегка превысил показатель в 70. «Эге», всегда приходила мысль, «я явно делаю что-то не так».

Какое это имеет отношение к предмету сегодняшнего разговора? Самое косвенное, в общем-то. Главное, что здесь нужно извлечь – мне нравятся «Поселенцы». Поэтому при размышлении об их новой версии, названной «Северные империи», я буду нередко сравнивать одну с другой, что может быть интересно тем, кто знаком с ранее выпущенным вариантом. Правда, сравнение будет со своей «чайниковской» колокольни. Я предупредил.

Много в ней лесов, полей и рек

Общая суть игры не изменилась. Мы по-прежнему будем строить свои империи, используя для этой цели карточки. Практически каждая из них представляет собой какую-то постройку с тем или иным свойством: одни дают возможность выполнить специальное действие за дополнительную плату, другие приносят нам ресурсы или разовый бонус строительства.

Карты

В начале раунда игроки берут четыре карты из собственной колоды клана, после чего им предстоит решить, что они будут оставлять. За каждую оставляемую на руке карту следует отправить рабочего на жетон своего клана (в «Северных империях» человечки не возвращаются в общий запас), а не пригодившиеся постройки отправляются в личный сброс.

Затем игроки поочередно начинают выполнять по одному из имеющихся действий. Во-первых, они могут разыграть карту с руки. Как и в предыдущих «Поселенцах» за это необходимо отдать указанные на ней ресурсы, после чего карта помещается в вашу империю. Во-вторых, вы можете выполнить действие какой-либо из карт в вашей игровой зоне. За что, опять-таки, нужно заплатить. После выполнения действия карта разворачивается на 90 градусов, обозначая, что она больше недоступна в этом раунде. В-третьих, вы можете поставить фишку клана (их у каждого игрока по две) на один из пяти жетонов действия и выполнить указанное на нем. Кстати, позднее за одну еду фишку можно будет переставить на соседний жетон, при этом фишка разворачивается обратной стороной со знаком Х и становится недоступной в текущем раунде. И, наконец, последнее возможное действие – напасть на другого игрока. Сбрасываете жетон топорика (он заменил мечи) и указываете какую из построек тот должен развернуть на 90 градусов, таким образом потеряв возможность выполнить ее эффект до конца раунда.

Личная область игрока

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не пересечет отметку в 25 очков. После этого раунд доигрывается до конца и выполняется окончательный подсчет победных очков.

Я другой империи не знаю

По различным причинам некоторые заядлые любители настольных игр со временем разочаровывались в предыдущей итерации «Поселенцев». Кто-то говорил о том, что в колодах фракций несбалансированные карты: мол, если какие-то придут на руку, то победные очки польются рекой. По мнению других, ваша победа будет зависеть преимущественно от того, что вам придет на руку. Кто-то жаловался на ненужность пятого раунда – к тому времени уже утопаешь в ресурсах, оттого все сводится к затянутому выжиманию победных очков. Находились и такие, которые отмечали несбалансированность дополнительных фракций относительно базовых. Короче, сами видите, профессионалы негодовали.

Не исключено, что в данных утверждениях есть правда. Определенная зависимость от выхода карт действительно существует, и если тебе повезет вытянуть в первом-втором раунде несколько имперских карт производства, то приток ресурсов получится обеспечить быстрее. Однако нередко подобное обвинение можно выдвинуть относительно практически любой карточной игры. Да, возможно пятый раунд может затянуться. Но! Здесь следует отметить, что лишь к этому моменту удается наладить сколько-нибудь стабильное производство, а игра уже заканчивается. В общем, как уже упоминалось, в «Поселенцев» играть я совсем не умею. Но данному факту я скорее рад, ведь это позволяет мне до сих пор получать удовольствие от игры.

Жетоны и фишки

Однако я немного отвлекся. Для негодующих в «Северных империях» идея пяти раундов была упразднена. Теперь игра длится до момента достижения отметки в 25 очков. Таким образом, весь процесс приобретает элемент гонки, сродни той же «Res Arcana»: кто быстрее сможет создать и развернуть свой движок, тот и получает пирожок. Правда, как по мне, игра порой может длиться те же самые пять раундов.

Многие внесенные изменения также вращаются вокруг концепции гонки, стоящей во главе. Например, строительство упростилось благодаря отсутствию фундамента, ранее необходимого для ваших имперских построек. Правда, данный аспект лично мне в «Поселенцах» всегда нравился, потому что он создавал дополнительную кризисность и мучительность выбора. Какое свое здание лучше уничтожить под фундамент? Ведь мало того, что ты терял свойство сносимой постройки, так еще и лишался одного победного очка. Плюс надо было скинуть как минимум один жетон меча. И хорошо, если за тебя подсуетился противник и снес тебе какое-то здание. В «Северных империях» же достаточно просто заплатить стоимость в ресурсах – чаще всего требуются камень и дерево, что логично. В некоторых случаях нужно выбрать какой-то из жетонов действия. Кстати, теперь нет планшета, рядом с которым возводятся постройки. Отныне вы вольны как угодно раскладывать свои карты, но имейте в виду, что ваша империя будет по-прежнему занимать немало места.

Компоненты игры

Изменения претерпело и получение ресурсов. Нет больше фазы производства, поэтому река ресурсов, заливающая в начале каждого раунда, теперь превратилась в небольшой ручеек, цедящий необходимые товары постепенно, при условии, что вы играете более-менее эффективно. И сделок тоже больше нет. Чтобы получать продукцию с одного (!) поля, придется выбирать жетон действия Сбор. Ну, и осталась идея бонуса строительства, когда при розыгрыше карты мы набираем производимые ею ресурсы. Человечки теперь превратились из обычного ресурса в полноценных граждан империи: они не отправляются в общий запас в качестве оплаты, а кладутся на ваш жетон клана. В общем, ушли на работу и вернутся только в следующем раунде.

Раз уж мы затронули жетоны действий, можно поговорить и о них. В начале каждой партии пять жетонов выкладываются случайным образом в некоторое подобие ронделя, на который мы будем ставить фишки клана. Собственно, из названия понятно, что они позволяют выполнить. Так, например, уже упомянутый Сбор принесет какой-то ресурс с одного из выбранных полей. Заселение увеличит количество доступных жителей империи. Через Исследование добираются карты из колоды фракции. Выбрав Постройку, вы сможете бесплатно разыграть карту с руки, требующую для возведения какие-либо ресурсы. Если у вас еще есть карта, завязанная на этот же жетон, то вообще получится выложить две карты. Таким образом, данное нововведение позволяет ускорить темп игры, способствуя меньшему количеству размышлений на тему как получить ресурсы, построить вон то дорогое здание или добрать карт.

Рондель

О пятом действии, Плавание, поговорим немного подробнее, потому что оно завязано на новый планшет. Каждый клан располагает своим небольшим флотом, с помощью которого они теперь могут плавать на близкие и дальние острова. Жетоны кораблей (у каждого игрока их, обычно, по два) выставляются на планшет экспедиций, и их порядок определяет очередность розыгрыша островов в соответствующую фазу. Основное назначение островов – принести дополнительный источник ресурсов и победных очков. Их можно разграбить, просто получая указанный на карте бонус, после чего она отправляется в сброс, или завоевать. В последнем случае карта переносится в вашу империю, принося какой-то разовый бонус строительства и давая возможность выполнить еще одно действие. В определенном смысле, острова можно назвать переосмыслением общей колоды из «Поселенцев», но на этот раз вы будете видеть загодя, на что сможете рассчитывать, и учитывать это при планировании действий.

Планшет подсчета очков и острова

Наконец, немного поговорим о кланах. В базовой коробке «Поселенцев» предлагалось четыре фракции, которые обладали своими особенностями. В «Северных империях» мы получили шесть кланов из трех разных империй, отличающиеся друг от друга своей манерой игры. Скажем, один из кланов викингов явно заточен на то, чтобы совершать частые экспедиции. Но не стоит забывать, что теперь у нас гонка, поэтому решения приходится принимать в рамках определенного цейтнота. И даже если понимание особенностей того или иного клана приходит довольно быстро, то вот каким образом их лучше всего использовать становится задачкой не на одну партию. Конечно, свой отпечаток по-прежнему будет оставлять случайность выхода карт, но и инструменты для прокрутки колоды у вас тоже имеются.

И о взаимодействии. Как вы можете уже поняли, здесь его не так много, а по ощущениям даже меньше, чем в «Поселенцах». Пожалуй, единственной точкой соприкосновения между игроками является планшет экспедиции с его островами, за которые может идти борьба, да редкие рейды могут немного насолить, если кто-то разыграл уж слишком хорошую карту в свою империю. С другой стороны, здесь у нас речь идет о гонке, так что акцент состязания между игроками в «Северных империях» сместился в сторону дополнительной непрямой конкуренции.

Где так вольно дышит человек

И что у нас получается по итогу? В общем-то, Игнацию Тшевичеку вместе с Джоанной Киянкой удалось создать игру, не являющейся копиркой с предыдущей версии «Поселенцев», но самодостаточным продуктом. Какие-то идеи были заимствованы и переработаны, какие-то идеи стали новыми для мира забавных пузатых человечков, но результат получился столь же приятным. Поэтому, если у вас были какие-то претензии к прошлым «Поселенцем», то можете быть уверены, что определенная работа над ошибками авторами проведена, и конечный результат стоит внимания. Зря я боялся.

И отдельной строкой: мне бы хотелось верить, что польские разработчики все-таки не забросили предыдущих «Поселенцев», и теплится надежда на выход нескольких новых фракций. Даже не обязательно, чтобы они были только на букву «А» или «Б».

Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Карточная игра, Обзор, Стратегия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.