Поселенцы (Imperial Settlers)

Наша Земля населена множеством разных народов. Но с ростом городов все они неизменно сталкивались с проблемой нехватки ресурсов и пространства. Ведомые любопытством смельчаки отправлялись на поиски новых земель и лучшей жизни. Но когда возникал вопрос о правах на территории, добрососедские отношения зачастую перерастали в склоки, заканчивающиеся военными конфликтами.

В игре «Поселенцы» игрокам предстоит осваивать новые территории, возглавив одну из четырех цивилизаций: римлян, варваров, египтян и японцев. Каждая цивилизация уникальна, имеет свой собственный набор зданий и путь к победе. Римляне возводят дорогие мраморные строения, приносящие много победных очков, но не чураются и сражений. Многочисленные племена варваров живут войной, получая победные очки за разрушенные здания соперников. Египтяне любят роскошь, силами рабов они обрабатывают золото и возводят величественные монументы. Японцы делаю ставку на торговлю, их рабочие трудолюбивы и многочисленны, а на страже границ стоят самураи.

Эта карточная игра является творческой переработкой более ранней игры Игнация Тшевичика «New era», сделанной, в свою очередь, на базе его же «51 state». Обе эти игры имеют положительные оценки игроков и выполнены в антураже постапокалипсиса. К сожалению, ни в одну из них я не играл. Но первое, что бросается в глаза при их сравнении — дизайн. Карты поселенцев не так перегружены значками, частично их заменили текстовые вставки. А, самое главное, на смену мрачному будущему пришли милые и забавные псевдоисторические персонажи. Игровые карточки оформлены соответственно — ярко и сочно. Разрабатывая «Поселенцев» Игнаций хотел сделать более дружелюбную и семейную версию «Новой эры». На мой взгляд, у него это успешно получилось.

Настольные поселенцы

Задача игроков набрать как можно больше победных очков в течении пяти игровых ходов, максимально эффективно распределив ресурсы. Так как в конце каждого хода неиспользованные ресурсы сгорают. Основу игры составляют четыре колоды имперских карт и колода общих построек. Механика базируется на возможности применения одной и той же карты несколькими способами. Любую из них можно построить как здание, приносящее определенные бонусы. Все имперские карты так же можно применить как сделку, каждый ход приносящую определенный ресурс. А общие карты можно разрушать, единовременно получая ресурсы или победные очки.

Вдобавок все карты разделены на три типа: карты производства, особенностей и действия. Карты производства служат источником ресурсов, карты действия позволяют получать определенный бонус после их активации, а карты особенностей имеют одновременный или постоянный эффект, срабатывающий при определенных условиях. Чтобы было понятнее, привожу пример. Лесорубы валят лес, каждый ход снабжая игрока соответствующим ресурсом. Лесопилка добывает дерево более эффективно, но требует квалифицированного работника. И, наконец, мастерская плотника позволяет получать победные очки каждый раз, когда игрок строит новое, связанное с добычей древесины, коричневое здание.

Для удобства планшет империи разделен на три вертикальные зоны, каждая из которых отведена под соответствующий тип зданий. С левой стороны планшета размещаются карты имперских построек, с правой — общих. Так же на планшете описаны особенности каждого народа — базовое производство империи, способность сохранять определенный тип ресурсов и общее для всех народов свойство обмена людей на карты или ресурсы.

Всего в игре четыре вида основных ресурсов: дерево, камень, еда и люди. Есть еще золото, которое считается любым из вышеописанных ресурсов, кроме людей, и мечи, отражающие военные соединения фракций. За один меч можно разрушить любую карту с руки, за два — общую постройку соседа. Фракционные имперские здания разрушать с помощью мечей нельзя. Исключение составляют лишь японцы, здания которых не защищены от атак неприятеля. Зато они могут использовать самураев для их обороны, повышая цену разрушения до трех мечей.

Игра длится ровно пять ходов, разбитых на фазы. В начале каждого хода игроки драфтом набирают по две общих карты и берут одну верхнюю из собственной имперской колоды. Далее игроки получают ресурсы, которые производит их империя сделками и картами производства. Затем начинается основная фаза действия, в которой игроки по очереди выполняют по одному действию — разыгрывают карту с руки, активируют свойство уже выложенной постройки, совершают обмен людей на ресурсы или атакуют врага жетонами мечей. Круг действий повторяется до тех пор, пока все игроки не пасанут, после чего все неиспользованные и несохраненные ресурсы сгорают и начинается новый ход.

Прелесть игры во взаимодействии карт, в составлении комбинаций, которые позволяют получать ресурсы, обменивать их на другие, а затем получать победные очки. Выстроив эффективную цепочку, радуешься как ребенок. Правила написаны максимально доступно, игра не кажется слишком сложной, но очень затягивает. В ней есть черты «7 чудес» — древние цивилизации, разноцветные карты зданий, фиксированное число ходов и драфтовый набор карт, но игровая механика совершенно другая. Своей перегонкой ресурсов в победные очки она местами напоминает «Артифициум». Но в отличии от обеих намного более конфликтна. В «Поселенцах» войны не условность, у каждой атаки есть конкретная цель. И с потерей здания вы теряете не только победные очки, но и все бонусы, которые оно приносило. Чтобы немного сгладить горечь от потерь, разрушенные здания остаются в качестве фундамента, необходимого для постройки большинства имперских карт. Игровые расы хорошо сбалансированы, свойства карт логичны, а оформление и качество компонентов выше всяких похвал.

Умное колодостроение

Но самое главное в «Поселенцах» это то, что игра изначально задумывалась декбилдинговой. Иными словами, нас ждут многочисленные дополнения, добавляющие в игру новые карты, а в задачу игрока будет входить компоновка своей собственной игровой колоды. Эта механика позволить сделать игровой процесс более гибким, позволяя игрокам использовать разные стратегии. Но в отличии от классических коллекционно-карточных игр, «Imperial settlers» будут использовать более дружелюбную к игрокам схему. Вместо привычных бустеров со случайными картами «Поселенцы» предлагают комплекты с фиксированным содержимым. Эту же схему под названием LCG (Living Card Games) использует в своих последних играх компания Fantasy Flight Games. При этом база «Поселенцев» более чем самодостаточна. Это не огрызок игры, как многие могли бы подумать, а достойная семейная настолка, в которую можно играть даже с детьми.
Единственный подмеченный мною минус — неоднозначные свойства карт и обилие пустого места в текстовых зонах. Вместо того, чтобы приводить подробное описание зданий в правилах, все нюансы можно было бы указать прямо на картах.

На сегодняшний день уже вышло первое дополнение «Why can’t we be friends?» (Почему мы не можем быть друзьями?). Оно включает карты для всех четырех цивилизаций и добавляет в игру новую механику открытого производства, позволяя игрокам не только сражаться, но и вести совместное хозяйство. Производственные локации с этим свойством могут быть активированы оппонентом для получения производимых ей ресурсов, а хозяин постройки получит человечка из запаса. На конец лета анонсировано еще одно дополнение, посвященное новой игровой фракции — атлантам.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Опытным с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.