Stone age (100 000 лет до нашей эры / Каменный век)

Настольная игра «100 000 лет до нашей эры» переносит игроков в каменный век, во времена зарождения цивилизации. Живущие первобытно-общинным строем люди начали делать первые шаги в освоении ремесел и земледелия, строить хижины и совершать революционные по тем временам открытия. В этом семейном еврогейме, рассчитанном на 2-4 игроков, участникам предстоит взять под свою опеку одно из племен. Цель игры — набрать как можно больше победных очков, которые начисляются за постройку жилищ и изучение карт цивилизаций. Игра использует классическую механику расстановки рабочих-миплов, а так же сбор карточных сетов. Игра отличается высочайшим уровнем исполнения — все материалы изготовлены из плотного картона, а фишки и кубики из дерева. Вдобавок к игре прилагается стаканчик из кожи для метания кубиков, чтобы еще больше проникнуться атмосферой каменного века.

В «100 000 лет» нет прямого конфликта и вам не придется ни воевать с чужими племенами, ни воровать у них ресурсы. Взаимодействие между игроками осуществляется за счет ограниченного количества мест для получения бонусов. Каждый ход требуется определить приоритеты исходя из ситуации и использовать текущий расклад с максимальной для себя выгодой.

Каждый ход разбит на три фазы, в течении которых игроки распределяют своих людей, выполняют действия и, наконец, кормят усталых рабочих. Перед началом игры каждый участник получает по 5 человечков, 12 единиц еды и персональный планшет. Одному из игроков вручается маркер первого игрока. На игровом поле раскладываются маркеры игроков, ресурсы, карты цивилизаций, жетоны хижин и орудий труда. Все готово, можно начинать!

От палеолита до неолита

Перед распределением обязанностей между соплеменниками неплохо было бы узнать какие есть виды работ и для чего они, собственно, нужны. Верхняя часть игрового поля изображает места добычи ресурсов — лес и несколько карьеров.

Всего в игре пять видов ресурсов: еда, дерево, глина, камень и золото. Еда самый простой в добыче ресурс и используется только в пищу рабочими. Остальные ресурсы служат стройматериалами и могут быть использованы для приобретения карт цивилизаций. То есть именно от их добычи зависит получение победных очков. В игре очень необычно реализован процесс получения ресурсов — у каждого из полезных ископаемых есть цифровое значение, определяющее его ценность и сложность добычи. Игрок бросает по одному кубику за каждого отправленного на работу соплеменника, затем суммирует результат и делит получившееся число на значение ценности. Например, синее племя отправило пятерых рабочих в лес.

Игрок бросает пять кубиков и получает следующие результаты: 6, 4, 3, 3, 2. В сумме это 18. Сложность добычи дерева равна трем. Восемнадцать делим на три, получаем 6 единиц дерева. Весьма неплохо!

В средней части игрового поля изображено поселение. Здесь мы видим пашню, мастерскую и хижину.

Каждый раз отправляя рабочего на пашню, игрок продвигает маркер своего цвета на одно деление вверх по шкале развития земледелия. За каждое пройденное деление игрок экономит одну единицу пищи в каждой фазе кормления племени. То есть пашни помогают освободить ваших людей от занятий охоты, предоставляя еду на более выгодных условиях. Мастерская позволяет изобретать орудия труда — жетоны каменных топоров, которые могут использоваться каждый ход, предоставляя +1 или больше к броскам кубиков. Хижина служит для пополнения племени. В ней уединяются двое соплеменников, к концу хода увеличивая численность племени на одного человека.


Важный момент, что количество мест как для добычи ресурсов, так и для действий в поселении, ограничено. Каждую постройку в поселении может занять только один игрок, а количество мест для добычи одного вида ресурсов ограничено семью рабочими.

Нижняя часть игрового поля разбита на слоты хижин и карт цивилизаций. Для того, чтобы построить хижину или сделать новое открытие, игрок так же должен отправить рабочего на соответствующий жетон или карточку. Победные очки за жилища начисляются сразу же после их постройки, и равны сумме значений ценности каждого затраченного ресурса. Часть жилищ имеет фиксированную цену и приносит указанное на жетоне число очков. Но некоторые жилища позволяют игрокам самим выбирать ресурсы для их строительства, соблюдая обозначенные в виде ребуса требования.

Например, постройка первого жилища принесет 12 очков и потребует единицу дерева, глины и камня. Ребус второго жилища говорит нам, что на постройку понадобится от 1 до 7 любых ресурсов. Третье и четвертое жилища стоят по 4 единицы любых ресурсов, при этом верхнее должно быть построено из ресурсов одного вида. Условия постройки нижнего жилища по аналогии вы можете разгадать и сами. Подсказки есть в правилах, так что ломать голову не придется.


Карты цивилизаций приносят победные очки только в конце игры и их число зависит от различных факторов. Существует два типа карт: с изображением определенных рабочих — пахарей, строителей, шаманов и мастеров; и с изображением различных символов культуры — письменности, врачевания, музыки и так далее. Карты рабочих (с песочным фоном) начисляют очки по следующей схеме: сумма изображенных на карте рабочих одного типа умножается на количество соответствующих им достижений. Например, у нас есть две карты с изображением 1 и 2 земледельцев.

Мы умножаем суммарное количество земледельцев на количество пашен игрока. Три умноженное на пять дает 15 очков. С картами культуры (зеленого цвета) еще проще — количество карточек с разными символами умножается на себя. Всего в колоде 8 разных символов культуры, значит за полный сет можно получить 64 очка.
Но карточки цивилизаций приносят не только победные очки, но и бонусы, изображенные в верхней части. Это могут быть различные ресурсы, дополнительные инструменты и пашни. Или даже лотерея, позволяющую каждому игроку получить какой-либо ресурс. При этом карты цивилизаций не имеют фиксированной стоимости, как жилища. Стоимость карты определяется ее положением в слоте игрового поля. Цена варьируется от одной до четырех единиц любых ресурсов. Как правило, платить вы будете деревом, так как его проще всего добыть.

Кто будет плохо работать — будет есть древесную кору!

После того, как все работники вернулись с добычей, игроки должны накормить их, сбросив по единице пищи за каждого. Если еды не хватает, придется сбросить какой-либо ресурс. Если нет и ресурса, игрок теряет 10 победных очков.

Для удобства вся необходимая информация о ресурсах и прочих бонусах имеется на планшетах игроков. Давайте взглянем на них поближе.

Основное место планшета отводится для хранения ресурсов и свободных фишек людей. С левой стороны есть три слота под орудия труда. Справа находится памятка по картам цивилизаций, служащая так же местом для их хранения. И, наконец, нижняя часть планшета отведена под построенные жилища.

У игры достаточно простые правила, при этом есть вариативность действий и несколько путей достижения победы. Долгое время мы с друзьями считали наиболее эффективной игру через большое количество рабочих. Численность племен росла на глазах, скупались карточки с шаманами, а толпы рабочих отправлялись на добычу стройматериалов. Но сыграв однажды с новыми людьми, мы поняли, что очень недооценивали орудия труда и культуру. Каменные топоры позволяли малыми жертвами собирать такое же количество ресурсов, а 64 очка за полный сет сделали победу неизбежной.


«100 000 лет до нашей эры» очень красочная, добрая и атмосферная игра. На ее тему было сочинено огромное количество шуток и комиксов, обыгрывающих забавные ситуации. Начиная от ленивых рабочих, которые впятером не смогли добыть ни одного кусочка золота, дружно выкинув единицы на кубах. И заканчивая добавлением в игру элементов других настолок — коров из «Агриколы», урана из «Энергосети» и чуда инженерной мысли, многократно повышающего эффективность рабочих, — двадцатигранного кубика!


Я очень люблю эту настолку за ее сбалансированность и комфортность игры с разным числом участников. Да и есть что-то завораживающее в процессе расстановки рабочих и ожидании результатов их трудов. Кто бы что ни говорил, но «100 000 лет» отличная семейная игра.

К игре так же существует дополнение «Роскошь каменного века» (Style is the goal), позволяющее добавить в игру еще одного участника и вводящее новый стратегический элемент — торговлю.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Опытным, Семейная игра с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.