Не одними галактиками. Обзор игры Res Arcana

Коробка с игрой Res Arcana

Уже на протяжении достаточно долгого времени после выхода своей великолепной “Борьбы за галактику” Том Леманн сосредоточился практически эксклюзивно на создании игр, строящихся вокруг придуманной им концепции. Результат получился довольно ожидаемым. Тогда как “Кубарем по галактике” оказалась очень любопытной альтернативой первоисточнику, то его следующая версия “галактики” – “New Frontiers” скорее производит ощущение немного… лишней. Как будто первыми двумя играми господин Леманн смог сказать практически все, а последняя воспринимается как та самая мысль, пришедшая опосля. Не исключено, что-то похожее пришло в голову и самому Тому, поскольку в этом же году вышла и другая его разработка, “Res Arcana”, которая никак не связана с космосом и бедными, бесконечно покоряемыми галактиками.

Нельзя сказать, что настольное сообщество взорвалось овациями после выхода игры. Скорее даже наоборот. Складывается ощущение, словно выход “Res Arcana” остался практически незамеченным. Сложно сказать, в чем именно дело. Может виновато впечатление самоповтора, которое производит игра при поверхностном знакомстве. А может уже считается, что Леманн не способен удивить. Тем не менее, еще один шанс дать маэстро хотелось. Поэтому попробуем сегодня разобраться, пора ли списывать Тома Леманна со счетов или есть еще порох в пороховницах.

Алхимия – царица наук

В отличие от предыдущих космических свершений на этот раз нам предстоит выступить в роли магов и чародеев, которые, правда, тоже решили побороться за влияние. Для осуществления подобных мегаломанских потуг нам надлежит использовать четыре сущности (essence): жизнь (Life), смерть (Death), воодушевление (Elan) и спокойствие (Calm), а также излюбленное алхимиками золото. Все это нам пригодится для получения контроля над Местами силы и Монументами, дающими, помимо всего прочего, победные очки.

Магический органайзер

В начале игры каждому игроку выдается по 8 карт из колоды артефактов, которые становятся их личной стопкой. Из нее тянутся три верхние карты, образующие вашу стартовую руку. Артефакты делятся на несколько видов: различные магические прибамбасы, волшебные существа и драконы. Каждая из них дает различные эффекты, выступая, таким образом, источником вашего дохода и основным орудием в борьбе с другими претендентами. Помимо этого посильную помощь оказывают свойство выбранного вами персонажа и магические предметы, обновляемые в конце каждого раунда.

Карты существ и артефактов

С наступлением первой фазы игроки смотрят на свои разыгранные карты, а также имеющиеся у них Места силы, Монументы и магические предметы, и набирают все указанные ресурсы в собственный запас. После этого наступает основная фаза, в которой игроки поочередно выполняют по одному из доступных им действий до тех пор, пока есть возможность или желание. Итак, что именно можно сделать?

  • Сбросить артефакт – карта сбрасывается с руки в обмен на две любые сущности или одно золото из общего запаса. Здесь следует добавить, что она не выходит из игры полностью, а подкладывается под вашу личную колоду и со временем к вам вернется;
  • Разыграть артефакт – карта выкладывается в собственную игровую область после оплаты указанной стоимости;
  • Получить Место силы / Монумент – выплачивается стоимость места/монумента, после чего он кладется в собственную игровую область. В случае со вторыми можно либо выбрать из двух открытых, либо взять верхнюю карту с соответствующей стопки;
Стартовая раскладка
  • Использовать силу – выполняется один из эффектов, указанных на карте артефакта/монумента или на плашке Места силы;
  • Пасовать – после того, как игрок пасует, он обязан поменять имеющийся у него магический предмет на любой другой из общего запаса, а затем вытянуть карту из своей колоды. Пасовавший первым также получает жетон первого игрока. После того, как спасовали все игроки, наступает фаза заключительных действий. Поскольку игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не наберет 10 или более победных очков, то именно это и проверяется в данной фазе. Если победное условие не выполнил никто, то все использованные компоненты приводятся в исходное состояние, и начинается следующий раунд .

Как быстро заработать золотишка

При прочтении краткого описания процесса у игроков может сложиться впечатление, что Том Леманн решил не напрягаться и выпустил еще одну игру про перегонку одних ресурсов в другие для зарабатывания победных очков. И с чисто формальной точки зрения подобное видение будет вполне понятным. Когда вы сядете за свою первую партию в “Res Arcana”, привычка, сформированная другими карточными играми схожего характера вроде “Поселенцев” или “Сезонов”, может взять свое (по крайней мере, именно так было в моем случае). Автоматически вы приметесь крутиться и вертеться, разыгрывая один артефакт за другим в попытке набрать нужное количество ресурсов на оставшиеся в колоде карты.

Магические эссенции

Когда все карты комфортно улеглись в игровой области, вроде можно облегченно выдохнуть. Но тут приходит понимание, что ресурсов на приобретение Мест силы и Монументов в личном запасе недостаточно, поэтому следующие несколько раундов вновь принимаешься за накопление сущностей через свойства и эффекты карт, пока их не наберется достаточно. Правда, на этом еще не конец. Купив Место силы, снова осознаешь, что сами по себе они очки не приносят (или дают их очень мало), и теперь нужно выкладывать сущности на эти плашки через эффекты карт или самих Мест силы. Для чего, разумеется, вновь требуется определенное количество ресурсов. И опять приходится перекладывать фишки из общего запаса в свой, и с карты на карту на протяжении нескольких нудных и однообразных раундов, пока, наконец, не удается насобирать достаточное количество сущностей на плашках Мест силы, дающее треклятые 10 очков.

В общем, подобная партия совершенно не способна удивить какой-либо динамичностью, особенно во второй половине, и нет ничего странного, что в голове начнет формироваться неудовлетворительный вердикт. Мол, так или иначе, но весь процесс в “Res Arcana” очень похож на другие карточные игры на построение движка, вот только здесь он вышел вымученным и бесконечным, поскольку четко обозначенной финишной прямой здесь нет.

Игровой расклад

Но постойте, ведь такого не может быть. Представляется невероятным, что столь заслуженный разработчик решится выпустить подобную халтуру. Может мы вообще играли неправильно? Попробуем разобраться.

Итак, несмотря на свое сходство с другими карточными играми на построение движка, “Res Arcana” – это игра-гонка. И именно этот момент следует помнить. А какое основное отличие гонки от уже упомянутых “Поселенцев” или “Сезонов”? В ней нет конкретного количества раундов, поэтому финишная черта определяется самими игроками. Следовательно, игра может закончиться как через 5, так и через 15 раундов, и все будет зависеть исключительно от вашей собственной расторопности.

Держа в голове упомянутую особенность, постепенно приходишь к пониманию, что не нужно стремиться к разыгрыванию всех карт, а изобилие компонентов и различных видов сущностей является только кажущимся. Ваш основной ресурс – это ваша колода из 8 карт, а тот ограниченный список стандартных действий обладает гораздо большей ценностью, чем может показаться изначально. Даже сброс и пас здесь становятся грозным оружием. Первый, потому что вы тут же получаете 1 золото или две единицы другого ресурса, могущие дать необходимый задел, а второй дает вам одно дополнительное победное очко, способное вырвать победу из-под носа соперников. Правда, оно будет у вас до тех пор, пока кто-нибудь не заберет себе жетон первого игрока, который это очко и дает.

После осознания такой, казалось бы, очевидной вещи, последующие партии будут развиваться совершенно иначе. В зависимости от попавших в вашу личную колоду артефактов и существ, а также вышедших Мест силы, стоит продумать общий план действий, который не всегда должен вращаться вокруг разыгрывания всех карт. Более того, не исключены ситуации, когда играть придется практически исключительно через сброс карт, а в вашей игровой области будет только пара артефактов. И вот как раз в таком виде “Res Arcana” расцветает.

Карты магов

Есть ли у игры недостатки? В целом, все механики и элементы отлично увязаны между собой, но есть один момент, реализация которого ощущается немного бестолковой. Если конкретно, то речь идет о драконах. Чтобы вы лучше понимали, их эффект позволяет атаковать других игроков, вынуждая их сбрасывать некое количество фишек жизни. В случае, когда такой сущности у игроков нет, они обязаны сбросить по два других ресурса на каждую отсутствующую фишку жизни. Разумеется, в колоде артефактов есть такие карты, что предоставляют вам защиту от подобных атак.

Казалось бы, в чем здесь претензия? Драконы явно привносят взаимодействие. При атаке другие игроки могут потерять нужные ресурсы или использовать карту, другой эффект которой дает им хороший бонус. Таким образом, удачно спланированная атака способна обеспечить небольшой и такой нужный отрыв. Правда, на поздних этапах игры, когда на подобные нападения в арсенале имеется защита, драконы теряют свою важность, превращаясь скорее в предмет раздражения. Не исключено, что именно поэтому они также дают по победному очку. Но все-таки не оставляет ощущение какой-то их необязательности.

И есть еще один повод, за который можно пожурить Тома Леманна и компанию. В “Res Arcana” явно немного не доложили компонентов, в частности Мест силы. В игре всего пять плашек, все из которых выходят в игру. Конечно, плашки эти двусторонние, но все-таки хочется немного большего разнообразия. А поскольку основная реиграбельность обеспечивается именно картами артефактов, которых за одну партию вы увидите только восемь из 40 имеющихся, нужно сказать, что этого достаточно для многократных возвращений к “Res Arcana”. К тому же, уже заявлен выход дополнения, где появляются новые Места силы, новый тип карт и еще несколько жетонов.

Компоненты игры Res Arcana

Кабы я была царицей

И все-таки “Res Arcana” без зазрения совести можно назвать новым успехом уважаемого Тома Леманна. Игра представляет собой логическое развитие некоторых идей из предыдущих его разработок: скажем, Места силы напоминают технологии стоимостью 6 из “Борьбы за галактику” которые на этот раз вынесли отдельно от колоды. Кстати говоря, если вас когда-то отпугнули от упомянутой  “Борьбы” многочисленные и непонятные иконки, то “Res Arcana” может прийтись вам больше по душе – используемая здесь символика усваивается значительно быстрее, а для некоторых карт, действия которых могут быть непонятны, еще и даются пояснения в правилах.

Конечно, можно эстетски сморщить нос и указать на отсутствие значимых нововведений, или на то, что процесс опять строится вокруг перемалывания ресурсов. Но есть один момент, выгодно отличающий “Res Arcana” от других подобных игр. Делать все это приходится на скорость, отчего ощущения складываются совершенно другие. Так что, если вам интересен подобный взгляд на создание своего карточного движка, то попробуйте игру сами. Велика вероятность того, что вы об этом не пожалеете.

Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Опытным с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.