Автостопом по галактике. Обзор игры Борьба за галактику (Race for the Galaxy 2nd Edition) и трех ее дополнений

Race for the Galaxy 2nd edition

Давным-давно в далеком 2007-ом году Том Леманн выпустил игру, покорившую сердца тысяч поклонников настольных игр. “Борьба за галактику”, более известная в гиковской среде как “RFTG”, до сих пор прочно держится в топе мировых настольных игр. Успех ей принесли отличная оригинальная механика, высокая вариативность, хороший баланс и множество отсылок к классикам научной фантастики.

Я полюбил эту игру не сразу, путь к ее понимаю был долог и тернист, но он того стоил. В “RFTG” у меня наиграно сотни партий, эта игра занимает почетное место в моей коллекции и я никогда ее не продам. В этом обзоре я расскажу вам обо всех тонкостях этой игры, ее дополнениях из первой арки и цифровых реализациях, а так же о новой второй редакции, которая вышла в 2018-ом году.

Коротко о правилах или “Управление галактикой для чайников”

“Борьба за галактику” построена полностью на карточном движке. В одной большой общей колоде вас ждут карты далеких миров (каждый из которых уникален) и технологий (которые могут повторяться). Цель игры заключается в наборе максимального числа победных очков, которые выдаются жетонами за проданные во время партии товары, а так же начисляются в конце игры за выложенные перед собой карты планет и технологий. Партия заканчивается сразу же, как только кто-либо из играющих выложил перед собой 12 карт, либо иссяк пул жетонов победных очков, размер которого зависит от числа участников (12 очков на игрока).

Компоненты игры Борьба за галактику (Race for the Galaxy)

Быстренько пробежимся по иконографике, так как она критически важна для понимания игрового процесса. В левом углу каждой карты обозначен ее тип (круг – планета, ромб – технология), стоимость освоения (число в фигуре) и ценность в победных очках (число в маленьком шестиугольнике). Все свойства и бонусы карт указаны в левом столбце и дублируются текстом в правом нижнем углу.

Различные технологии

С картами технологий все просто, они дают полезные пассивные бонусы, а вот планеты отвечают за выработку и потребление товаров и бывают двух типов – производственные и миры накопления. Производственные планеты периодически генерят товары для продажи, миры накопления же дают всего один товар, зато сразу как только вы присоединили их к своей империи. Так же планеты делятся по цветам, отвечающим за тип и редкость добываемых на них товаров – серые (не производят товаров вообще), голубые (предметы роскоши), коричневые (редкие элементы), зеленые (генетические материалы) и желтые (технологии пришельцев). Голубые и коричневые планеты встречаются часто, зеленые и желтые реже. При этом зеленые и желтые планеты, как правило, тяжелее колонизировать, но и победных очков они проносят значительно больше.

Разные планеты

Помимо этого миры бывают мирными и военными, которые обозначаются ярко-красной обводкой. Военные миры можно захватить только с помощью военной силы, которая суммируется со всех ваших планет и технологий. Мирные же необходимо “выкупать”, расплачиваясь за их освоение картами из руки.

На старте каждый участник получает одну из стартовых планет, шесть случайных карт общей колоды, оставляя себе лишь четыре из них, а так же персональный набор карт действий, одинаковый для всех. Одна из особенностей этой игры в том, что все участники одновременно в тайне друг от друга выбирают одно из действий, а затем открывают их, поочередно выполняя все выбранные действия. То есть вне зависимости от выбранного конкретно вами действия вы можете отыграть и те, которые выбрали оппоненты. Ваш выбор просто гарантирует, что действие точно будет разыграно, а так же дает дополнительный бонус к его эффекту.

Карты действий

Всего действий пять:

  1. Explore – позволяет добирать карты из колоды. В базовом варианте берется две карты, из которых можно оставить только одну. Бонус выбора фазы существует в двух вариантах: +1/+1 (возьми дополнительную карту и оставь себе на одну карту больше) и +5 (возьми на пять карт больше, но оставь только одну). Второй вариант обычно используется для поиска конкретных карт в колоде.
  2. Develop – изучи карту технологии (иконка в виде ромба). Бонус выбора фазы дает скидку -1 на изучение технологии.
  3. Settle – колонизируй новую планету (иконка в виде кружка). Бонус выбора фазы позволяет добрать одну карту из колоды после этого действия.
  4. Consume – активирует все карты планет и технологий, позволяющие использовать товары. В большинстве случаев каждый товар обменивается на одно победное очко. Игроки обязаны максимально полно отыграть эту фазу. Отложить товары на потом можно только в случае, если вы уже активировали свойства всех своих карт, а товары все равно остались. Есть два варианта бонуса фазы: х2 (проданные товары приносят вдвое больше победных очков) и $ (можно обменять один товар на карты из колоды вместо победных очков, а остальные продать по обычному курсу).
  5. Produce – все производственные планеты (с цветной заливкой в кружочке) приносят вам по одному товару. Товары обозначаются картами из колоды, которые кладутся на или под карту планеты рубашкой вверх с небольшим смещением. Бонус фазы так же позволяет произвести один товар на планете накопления (с цветным ободком).

Поскольку участники отыгрывают все действия, выбранные в этом раунде, появляется возможность выстраивать комбинации, исходя из предположений о действиях соперников. К примеру, оппонент начинает игру со стартовым миром New Sparta (Новая Спарта). С высокой долей вероятности у него в стартовой руке окажется военная планета, которую он захочет разыграть с помощью действия Settle. Эффективным ответом будет использовать Consume $, выложить мир накопления и тут же продать полученный с него товар.

Личинг действий (эффективное использование чужих фаз)

Опытные игроки детально анализируют ситуацию на столе, оценивают чем играют оппоненты и стараются принимать контр-меры, держа наготове карты для каждой возможной фазы и выбирая действия, которые были бы эффективны для них самих и бесполезны для остальных.

Не борьба, а гонка

Собственно, вся игра сводится к покорению новых планет, изучению технологий и обмену товаров на победные очки. На этом базируются две основных стратегии, которые могут комбинироваться и варьироваться в зависимости от доставшихся вам карт.

Карточный раш

Стратегия подразумевает максимально быстро закончить партию, разыграв 12 карт до того, как остальные раскрутят свои движки по добыче победных очков. Наиболее популярен раш войной, потому что за военные планеты не нужно расплачиваться картами – знай качай себе силу и захватывай миры один за одним. Есть и мирный вариант, использующий технологии, позволяющие эффективнее осваивать новые планеты и технологии, ключевыми из которых являются:

  • Replicant Robots (Самовоспроизводящиеся роботы), 2 карты в колоде – дают скидку -2 на колонизацию мирных планет.
  • Contact Specialist (Дипломат), 2 карты в колоде – позволяет колонизировать военные миры мирным путем со скидкой -1.
  • Colony Ship (Корабль колонистов), 2 карты в колоде – позволяет бесплатно колонизировать любую мирную планету, кроме желтой.
  • Investment Credits (Инвестиционные кредиты), 2 карты в колоде – дает скидку -1 на изучение всех остальных технологий.
  • Interstellar Bank (Межзвездный банк), 2 карты в колоде – в начале фазы изучения технологий дает 1 дополнительную карту, которую тут же можно потратить.
  • Galactic Federation (Галактическая федерация), 1 карта в колоде – дает скидку -2 на изучение всех остальных технологий и победные очки в конце игры за каждую технологию.
Комбинации карт для стратегии раша

Производство-потребление

Логично, что эта стратегия базируется на построении производственной цепочки, когда вы ход за ходом производите товары на ваших мирах, а затем массово продаете их по удвоенной цене. В зависимости от цвета доставшихся вам планет можно выделить несколько вариантов этой стратегии:

  • Синие планеты (9 производственных и 6 миров накопления в колоде) + технология Consumer Markets (Потребительские рынки), 2 карты в колоде и/или Free Trade Association (Ассоциация свободной торговли), 1 карта в колоде.
  • Коричневые планеты (7 производственных и 7 миров накопления в колоде) + технология Mining Conglomerate (Горнодобывающий конгломерат), 2 карты в колоде и/или Mining League (Горнодобывающая лига), 1 карта в колоде.
  • Любая цветная планета + планета Galactic Trendsetters (Законодатели галактической моды), 1 карта в колоде.
  • Две любые цветные планеты + планета Tourist World (Туристический мир), 1 карта в колоде.
  • Три планеты разных цветов + технология Diversified Economy (Диверсификация экономики), 2 карты в колоде.
Комбинации карт для стратегии потребления

Игра неспроста в оригинале называется гонкой (Race), а не борьбой. Ведь участники изо всех сил стараются выжать максимум из приходящих им карт, выстраивая комбинации и стремясь опередить оппонентов. Партии тоже проходят мимолетно, занимая в среднем 20-30 минут.

Открывая новые миры

“Борьба за галактику” прекрасна и своей проработанной вселенной, в которой ученые пытаются раскрыть секреты оставленных Иными инопланетных технологий, повстанцы ведут борьбу с имперской диктатурой, а пираты и контрабандисты набивают кошельки, занимаясь сбытом предметов роскоши с разоренных кораблей. Все это читается из контекста – свойств карт, их взаимосвязей и комбинаций. И каждое следующее дополнение раскрывает перед вами новую главу истории этой вселенной.

Дело в том, что Том Леманн изначально разрабатывал игру с учетом продолжения (возможно, что издатели специально распилили цельную игру на DLC, решив, что громоздкая и комплексная настолка отпугнет потенциальных покупателей), это заметно по тому как дополнения раскрывают потенциал заложенных в базу карт. Да и сам Том не скрывает, что механики третьего дополнения были придуманы вместе с базой. Поэтому если вы от кого-то услышите, что в “Борьбу за галактику” нужно играть без дополнений, мол, только база, только хардкор, знайте, что вы очень многое теряете. Кратко пробегусь по первым трем дополнениям.

“The Gathering Storm” (Перед бурей)

The Gathering Storm expansion

В этом дополнении появляются общие цели, которые серьезно влияют на стратегию игры, задавая новые направления развития. На партию случайным образом отбираются четыре малых цели (3 победных очка за каждую) и две больших (по 5 очков). Малые цели это своеобразные достижения, награда за которые достается первому выполнившему условия игроку. Это придает игре еще больше динамичности, мотивируя игроков как можно скорее добиваться поставленных задач. Большие цели дают награду только в конце партии, создавая напряженное ощущения перетягивание каната, когда несколько участников соревнуются за одну цель.

Помимо целей в “Gathering Storm” появляется четыре новых стартовых мира, три из которых серьезно отличаются механиками от базовых. А два с лишним десятка новых карт позволяют более эффективно играть через зеленые и желтые миры, то есть делают стратегию потребления доступной на мирах любого цвета.

Это дополнение практически must have, так как не сильно усложняет игру, но делает ее значительно вариативнее.

“Rebel VS Imperium”

Rebel VS Imperium expansion

Дополнение продолжает развивать тему желтых и зеленых миров, а так же в нем впервые появляются свойства, усиливающие действие Explore. Но, исходя из названия, центральная тема дополнения – борьба повстанцев с империей. Напомню, что в базе было 7 карт повстанцев и только 2 карты империи. Пришло время нанести ответный удар! Новые карты империи дают военные бонусы против планет повстанцев, а новая механика захвата (takeover) позволяет силой отнимать планеты у соперников. Но игра не скатывается в тупое наращивание военной мощи, потому что завоевывать можно только военные миры, а для захвата сначала необходимо изучить соответствующую технологию, которых в колоде всего несколько штук. Правило захвата опционально, можно играть и без него, просто игнорируя связанные с ним свойства карт.

“The Brink of War”

The Brink of War expansion

Последнее дополнение первой арки выводит игру на совершенно новый уровень, вводя новый параметр – престиж, который позволяет получать победные очки практически из воздуха. Лидер по престижу получает дополнительное победное очко в конце каждого раунда, еще больше обостряя гонку. Многие считают это дополнение чрезмерно сложным и сетуют на увеличившееся влияние случайности, но это мнение не совсем справедливо. Безусловно, с тремя дополнениями игровая колода серьезно увеличивается в размерах, но стратегий и комбинаций тоже становится существенно больше. Мозги кипят, прокручивая возможные варианты развития событий, но ведь в этом и удовольствие от игры. Если же вы не готовы к такому хардкору, можно ограничиться первыми двумя допами.

На текущий момент на русский переведено только первое дополнение. И я не могу не заметить, что рубашки карт русского тиража игры серьезно отличаются от оригинала – у нас они сиреневого цвета, а в мировом тираже черные с белыми точками звезд.

Так же в 2018-ом году (уже после локализации) вышла новая редакция “Race for the Galaxy”, которая претерпела пусть и незначительные, но немаловажные изменения:

  • Добавлено 6 новых стартовых миров, которые выходили раньше в виде промок.
  • Появилась опция выбора стартового мира из двух случайных.
  • Дизайн игры был переработан с учетом потребностей не различающих цветов людей.
  • Пять игровых карт перебалансированы:
Карты, исправленные во второй редакции игры
  1. Biohazard Mining World (Биоопасный добывающий мир) был 3/2, стал 2/0.
  2. Black Market Trading World (Мир нелегальной торговли) был 3/2, стал 2/1.
  3. Imperium Armaments World (Мир вооруженных сил империи) был 4/2, стал 3/2.
  4. Outlaw World (Мир беззакония) получил дополнительный бонус +1 к военной силе.
  5. Merchant Guild (Торговая гильдия) теперь так же дает одно победное очко за каждый имеющийся у вас товар в конце партии.

Цифровая галактика

“Борьба за галатику” неоднократно переносилась в цифровой формат, в котором гораздо проще следить за всеми правилами и свойствами. Долгое время наиболее популярной была бесплатная фанатская версия игры от Keldon’а, которая поддерживает все три дополнения, отличается умным ИИ и возможностью игры по сети. Скачать ее можно вот здесь: http://keldon.net/rftg/

В 2017-ом году вышла официальная цифровая версия игры для ПК, Android и iOS, которая отличается хорошим дизайном и интерфейсом, наличием дополнений (покупаются отдельно), настраиваемым уровнем сложности ботов, стабильным мультиплеером и возможностью играть на мобильных устройствах, благодаря чему игра стала доступнее и большинство поклонников “RFTG” перешли на эту версию.

Официальная цифровая версия игры Борьба за галактику (Race for the Galaxy)

Впечатления

Я очень люблю “Борьбу за галатику”. Это одна из лучших игр на построение движка, в ней есть и стратегия, и тактика, и огромная вариативность, и потрясающая атмосфера исследования космоса, которую создают не повторяющиеся карты планет. Вдобавок в ней чувствуется взаимодействие с другими участниками, хоть оно и не сразу бросается в глаза. Она хорошо играется как в дуэльном формате, так и с большим числом игроков. И, пожалуй, это единственная игра на моей памяти в которой прямо в правилах очень подробно расписано сколько в колоде карт с определенными параметрами, причем ранжирование идет как по цене, цвету и типу, так и по другим свойствам. Сразу виден серьезный подход к игровому балансу и статистике.

Но будем реалистами, по большому счету это все-таки пасьянс, в котором ваши действия во многом зависят от случайности. Банально могут не заходить нормальные карты и вы будете терять в темпе, отставая от соперников. А нагнать вырвавшегося лидера порой очень непросто. Плюс у игры достаточно высокий порог вхождения, который связан с не самой понятной иконографикой и нюансами правил.

Обмен товара на победные очки и карты

Если же вышеописанное вас не смущает, смело берите эту игру – она подарит вам не один десяток быстрых, интенсивных и очень не похожих одна на другую партий.

А для любителей dice-менеджмента в 2014-ом году вышел отличный ремейк этой игры – “Кубарем по галактике”, на который у нас тоже есть обзор.

Фотографии дополнений к игре взяты с сайта BoardGameGeek.

Сергей Афанасьев

Основатель и автор Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель и автор Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Гикам, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.