Кубарем по галактике (Roll for the Galaxy)

Коробка с игройВ далеком будущем человечество покинуло старушку Землю, расселившись по множеству новых планет. Были обнаружены новые формы жизни, установлены контакты с внеземными цивилизациями, налажена торговля. Благодаря развитию генной инженерии началось Возвышение животных, пригодных к подъему по цивилизационной лестнице. Появившиеся в результате генетического вмешательства новые расы фактически становились рабами своих благодетелей, вынужденными вечно отрабатывать принудительное Возвышение. Естественно, не обошлось без мятежей и войн.

Но где бы не появлялись исследовательские и колонизационные корабли землян, они повсюду находили следы Иных — древней расы, технологии которой достигли невероятных высот. Брошенные космические корабли, оставленные научные станции и артефакты непонятного назначения. Что стало с древней расой, куда они исчезли? Только ветер шумит среди развалин былого величия.

Вы спросите меня откуда вся эта предыстория в игре, напрочь лишенной художественного текста? Все просто, «Кубарем по галактике» полна отсылок к хорошей научной фантастике, которые как кусочки головоломки складываются в цельную картину мира. В этой космической стратегии участникам предстоит строить свои империи, исследовать отдаленные уголки космоса, колонизировать и завоевывать планеты, изучать новые технологии, производить и продавать редкие товары. И все это с помощью ярких разноцветных кубов!

Вселенная дарит чудо

История «Кубарем по галактике» начинается с ее предшественницы — ставшей культовой карточной игры «Борьба за галактику», разработанной десять лет назад Томасом Леманном. Оригинальная механика, множество интересных решений, разные стратегии и практически бесконечная реиграбельность завоевали ей множество наград и до сих пор прочно держат ее в верхних строчках топа настольных игр на BGG.

«Кубарем» — детально продуманное переосмысление классики, существенно отличающееся от оригинала. Безусловно, опыт одной из этих игр даст преимущество и лучшее понимание другой, но множество нюансов делают их непохожими друг на друга.

Компоненты игрыПеред тем, как начать покорять галактику каждый участник получает набор белых кубиков, цветной стаканчик, предназначенный для аккуратного бросания кубов, чтобы они не разлетались по всему столу, персональный планшет с ширмой и случайные стартовые миры и технологии.

Игровой планшетЗадача игроков как можно быстрее выстроить эффективную цепочку накопления победных очков, которые складываются из полученных с помощью торговли фишек, стоимости колонизированных планет и изученных технологий, а так же различных бонусов.

Центральным элементом игры являются пять различных фаз:

  • Исследование позволяет открывать новые планеты и технологии, доставая тайлы вслепую из мешка, или получать деньги.
  • Разработка служит для изучения технологий, предоставляющих игроку различные бонусы. Кубики с разработки кладутся на тайл технологии — как только их количество полностью покроет ее стоимость, игрок сможет выложить тайл перед собой и вернуть кубики на планшет.
  • Колонизация используется для покорения новых планет, которые приносят игроку новые кубики и могут стать производственными центрами. По аналогии с разработкой, игрок расплачивается за колонизацию, выкладывая кубики на тайл планеты.

Изучение технологии и колонизация планеты

  • Производство необходимо для снабжения вашей империи ресурсами. Кубики, выложенные на производство, перемещаются на промышленные планеты в качестве товаров.
  • Поставка позволяет продать товары с планет, получая за них либо деньги, либо победные очки. Разные товары приносят разное количество денег, но их ценность в победных очках всегда одинакова. Дополнительный бонус можно получить если тип товара соответствует типу планеты и/или совпадает с цветом кубика поставки.

Каждый ход игроки за ширмами втайне друг от друга кидают кубики и размещают их на своих планшетах в соответствии с выпавшими значениями. Активировать можно только одну фазу, но кубики можно расставить хоть под каждой, так как за ход будут отыграны все фазы, которые были выбраны игроками. Это позволяет кататься на хвосте у соперников, предугадывая или просто удачно попадая в выбранные ими фазы. Типичный пример: вы выбираете производство и расставляете часть кубиков на поставку, так как у оппонента уже есть товары, которые он, скорее всего, захочет продать. Ваше производство не принесет ему никаких бонусов, потому что на каждой планете может быть не более одного товара, а вот поставка соперника позволит вам провернуть комбинацию, произведя и продав товары одним ходом.

Выбор фазВсе использованные кубики кладутся на ваш планшет, откуда их необходимо выкупить, заплатив по одному галактическому кредиту за каждый. Кубики, которые в этот ход не сыграли, автоматически возвращаются в стакан.

Игра заканчивается как только кто-то из участников выложит свой двенадцатый тайл или опустеет запас жетонов победных очков, выдаваемых за торговлю. Соответственно, в игре два основных направления развития — через постройку тайлов и через торговлю. А дальше открывается огромное количество стратегий, которые строятся в зависимости от стартовых миров игроков и приходящих им тайлов планет и технологий.

Планшет игрока к концу партииВсе планеты принадлежат к одному из пяти типов миров: серые — нейтральные планеты, которые не производят товаров; синие — новаторские, они производят предметы роскоши или искусства; коричневые — промышленные планеты, на которых добывают редкие ресурсы; зеленые — генные миры, экспортирующие генетические материалы, необходимые для Возвышения; желтые — миры Иных, полные высокотехнологичных артефактов. Каждому цвету, кроме серого, соответствует свой кубик, который игрок получает при освоении планеты. Кубики отличаются значками на гранях — на синих чаще встречаются производство и поставка, а, например, на желтых три грани из шести — джокеры, позволяющие использовать их в любую фазу. Есть еще красные и фиолетовые кубики, не связанные ни с одним типом планет. Чтобы немного уменьшить влияние случайности в игре на базовых планшетах есть опция переназначения, позволяющая за один кубик переложить куб с любым значением на любую фазу. Естественно, есть миры и технологии, которые тоже помогают управлять результатами бросков.

Бесконечность возможностей

Первое, с чем сталкиваются начинающие игроки в «Кубарем по галактике» после объяснения правил обычно можно охарактеризовать емким «А что тут вообще делать?». Вроде бы все понятно — кинь кубцы, назначь их на фазы, выкладывай тайлы, производи@поставляй! Но я не раз встречал ситуации, когда игроки начинали с колонизации, отправляли большую часть кубов на тайл планеты и потом несколько ходов пытались завершить ее освоение, кидая один несчастный шестигранник. Или им везло, они получали несколько дешевых планет, набирали неплохую горстку кубов, которая после первого же использования оседала на планшете за неимением возможности их выкупить. В этом отношении игра очень жестока и не прощает ошибок.

Поэтому ключевыми столпами являются увеличение запаса кубов и налаживание механизма заработка денег. А уже дальше можно ориентироваться по ситуации — активно рашить, захватывая планеты; искать специфичные миры под конкретную технологию, приносящую за них множество победных очков; выстраивать цепочку поставок товаров и тому подобное. Каждая партия — новое соревнование на смекалку, попытка создать цельное из разрозненных элементов. И, надо признать, занятие это очень увлекательное, особенно если вы любите покопаться в собственном планшете.

Кубики и стаканчики для их метанияВзаимодействия с другими игроками практически нет, вы даже не видите что выпадает на их кубиках, я уж не говорю про особые способности выложенных соперниками планет и технологий — вы все равно на них никак не повлияете. Весь смак именно в том, что вы крутитесь как можете, а потом сравниваете результаты. Словно каждому из вас раздали кучу разномастных деталей и вы устраиваете тест-драйв собранных из них велосипедов. Реиграбельность ошеломительная, но можно набить немало шишек на рандоме. Зато как приятно наблюдать, что механизм работает и каждый элемент вашей части галактики служит общей цели. Абстрактные кубики тут же уходят на второй план и воображение рисует космическую федерацию: высокие технологии, вереница планет — здесь мы производим предметы роскоши, популярные в десятках миров, здесь швартуются наши  быстроходные торговые челноки, а вот бравые колонизационные войска. Красота!

Исполнение на высоте — в комплекте идет и мешочек для хранения тайлов, и цветные стаканчики для бросания кубов, и удобные ширмы с подсказками по каждому действию, и, конечно, целая гора кубов. Приятно отметить, что «Кубарем по галактике», наверное, уникальный случай, когда локализация получилась даже лучше оригинала — издатели не поскупились и напечатали планшеты игроков на толстом картоне.

Космические фракталыПоведем итог: «Кубарем по галактике» отличная настольная стратегия на построение эффективного механизма получения победных очков из случайных элементов. Хорошая тема, увлекательный геймплэй с большим количеством принимаемых решений и качественное исполнение. Если вы любите комплексные игры и вас не смущает низкое взаимодействие между участниками, уверен, что «Roll for the Galaxy» не будет пылиться у вас на полке.

Если же вы не любите игры с кубиками, присмотритесь к прародительнице этой настолки, считающейся одной из лучших игр на построение движка — «Борьбе за галактику».


А еще мы взяли интервью у одного из авторов «Кубарем по Галактике» — Вэй-Хва Хуана. Вэй очень душевно рассказал о своих увлечениях и поделился историей создания кубиковой версии «RftG».

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Гикам, Обзор, С кубиками, Стратегия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.