Будучи подростком, я неоднократно встречался с темой уменьшения человека в различных произведениях. То Гулливер отправляется в страну великанов, то какие-нибудь подростки, выпившие загадочный эликсир, уменьшаются до размера насекомых. Но самыми интересными из них для меня были фильмы о том, как герои оказываются внутри тела другого человека. Путешествия по телу homo sapiens увлекали меня не меньше, чем сюжеты про космос. Возможно, именно с этих фильмов я и полюбил биологию и анатомию.
Сегодня мы с вами сами отправимся в такое путешествие благодаря настольной игре «Микромир». Оказавшись внутри человеческой клетки, мы познакомимся с процессами синтеза гормонов, ферментов и рецепторов, а так же работой антител, защищающих организм от вирусов.
Тело человеку дается как машина. Правила игры
Итак, «Микромир» это игра в которой участники будут управлять внутриклеточными процессами, получая победные очки здоровья. В коробке с игрой есть два опциональных модуля – Вирусы и Эпигенетические изменения, которые добавляют новые возможности, о которых я расскажу в конце обзора. Основная же часть будет посвящена именно базовым правилам.
На старте каждый участник получает набор колб, фишек-маркеров и дисков транспортных везикул понравившегося цвета. Выберите того, кто будет ходить первым, и вручите ему жетон первого игрока, а так же два жетона аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ)- источника энергии всех биохимических процессов. Игрок слева от него берет три жетона АТФ, следующий четыре и так далее, пока все участники не получат жетоны АТФ. Раздайте каждому по три карты клеточных компонентов, из которых необходимо выбрать и оставить у себя две, – это карты персональных заданий и одноразовых бонусов. Затем игроки берут себе два дополнительных ресурса на выбор – еще жетоны АТФ или кубики липидов и матричной рибонуклеиновой кислоты (мРНК). Рядом с игровым полем выкладывается колода событий и несколько карт общих целей. Можно начинать.
В свой ход игрок ставит одну свою фишку колбы на любую свободную ячейку поля, тут же получая ее эффект. Большинство ячеек позволяют получать базовые ресурсы – мРНК, АТФ и липиды, или преобразовывать их в более продвинутые – белки и углеводы.
Есть уникальная ячейка, заняв которую, игрок забирает себе жетон первого игрока и может поставить одну из своих фишек-маркеров на карту общей цели. Победные очки за достижение целей получат только те игроки, чьи маркеры будут стоять на них к концу игры. Запас маркеров ограничен, поэтому игрокам предстоит специализироваться. Первый, кто занимает любую из целей, сразу же получает три очка здоровья, но выдает свои планы на партию. Поэтому важно выждать подходящий момент, чтобы оппоненты не смогли загубить ваши начинания на корню.
Еще одна из ячеек позволяет совершить дополнительное действие, приобретя на один ход серую фишку колбы за жетоны АТФ.
Есть так же область, где можно приобрести карты клеточных компонентов и несколько областей, где эти карты можно выполнить. Это основная и самая необычная часть игры, так как клеточные компоненты обычно создаются поэтапно. Например, для создания рецепторов игрок должен сначала поставить свою колбу в зоне шероховатой эндоплазматической сети (ЭПС), выложив в свободную область свой диск транспортной везикулы и разместив на нее кубики белков, которые синтезируются на рибосомах.
Следующим этапом станет активация ячейки аппарата Гольджи, где на фишку везикулы добавятся кубики углеводов или липидов. И, наконец, необходимо доставить везикулу к клеточной мембране, где произойдет процесс экзоцитоза – игрок показывает остальным участникам выполняемую карту клеточного компонента, сбрасывает с везикулы требуемые ресурсы и возвращает ее в свой запас, получая победные очки здоровья. Важный момент, что если другой игрок захочет разместить или передвинуть свою везикулу, а свободных мест для нее не будет, то он выбирает везикулу любого оппонента и возвращает ему ее вместе со всеми размещенными ресурсами – процесс синтеза придется начинать сначала.
Карты клеточных компонентов бывают следующих типов:
• Гормоны – основные карты заданий, которые приносят приличное количество очков здоровья.
• Рецепторы дают меньше очков здоровья, но за каждый синтезированный вами рецептор вы будете получать очки здоровья каждый раз, когда вы или ваши соперники будут создавать соответствующие гормоны. Это отличный способ притормозить вырвавшихся вперед игроков, сокращая разрыв за их же счет.
• Ферменты приносят среднее количество здоровья, но делятся на пять видов, за сбор набора которых в конце партии будут начислены дополнительные очки. Вдобавок они не требуют использования транспортных везикул, но создаются всего на одной ячейке поля, которую легко могут занять оппоненты.
• Алкогольная детоксикация – самое простое для выполнения задание. Всего один этап, из ресурсов необходимы только жетоны АТФ, но и за выполнение начисляется всего одно очко здоровья. В конце партии три игрока, выполнивших больше всего карт алкогольной дезоксидации, получат бонусные очки.
• Карты бонусов — играются в любое время хода и просто дают игроку дополнительные ресурсы.
В конце каждого хода отыгрывается верхняя карта колоды событий. Примерно половина событий обладает положительным эффектом, вторая же половина грозит отравлением организма и заставляет участников сбрасывать кубики макромолекул, если они накопили больше пяти штук одного цвета. К этому надо быть готовым и стараться не набирать ресурсы сверх лимита. К слову, партия длится ровно до конца колоды событий, то есть количество ходов всегда фиксированное.
Полна моя коробушка. Дополнения
Чтобы немного оживить игру в коробку входит два дополнения. Эпигенетические изменения наделяют игроков особыми свойствами – способностью бесплатно получать карты клеточных компонентов; дополнительными ресурсами, получаемыми при размещении колб на поле; или возможностью сделать ход до начала раунда.
Вирусы вносят более существенные изменения. Во-первых, игра будет проходить на другой стороне поля, которая отличается тем, что трек для подсчета очков разделен на сектора по цветам, отвечающим за возможности организма бороться с вирусами. Чем больше очков здоровья, тем больше шансов перенести вирусную атаку. Во-вторых, все игроки получают планшеты с показателями иммунитета к трем видам вирусов – гриппа, Эбола и риновируса.
В колоды событий и клеточных компонентов добавляются карты вирусных атак. Как только они входят в игру, игроки бросают специальные кубики антител, количество которых зависит от того, сколько очков здоровья набрал каждый участник. Если маркер игрока находится в красной области, он кидает один кубик, в желтой – два, в зеленой – три. К выпавшему значению добавляется показатель антител на планшете иммунного ответа. Игрок с наименьшим результатом теряет одно очков здоровья или один ресурс, все остальные получают бонусы. Затем каждый участник может продвинуть свою фишку антител вверх по планшету иммунитета к данному вирусу, потратив по одному жетону АТФ за каждое продвижение, что позволит им улучшить свой результат при следующей вирусной атаке.
Рабочие невидимого фронта. Впечатления
В основе игры лежит популярная механика размещения рабочих, которую немного доработали, чтобы она больше соответствовала тематике игры. По описанию «Микромир» кажется довольно конфликтным, но на деле оказывается вполне дружелюбной семейной игрой с образовательным уклоном. Серьезных стратегических решений здесь нет, главное правильно планировать свой ход. Правила простые, а на поле достаточно места, чтобы участники не сталкивались лбами. Активная борьба обычно ведется лишь за жетон первого игрока – только так можно претендовать на выполнение общих целей, отмечая их своим маркером. Но и первым занять самые вкусные места тоже полезно, тем более что события подбрасывают на них дополнительные бонусы. Элемент случайности минимален, от партии к партии меняется только очередность выхода карт клеточных компонентов и событий, которые повторяются.
Главное достоинство игры – необычная тема, которая достаточно хорошо раскрыта. Особенно мне понравилась приложенная к игре памятка, в которой рассказывается обо всех происходящих в игре процессах. Жаль только, что в ней нет иллюстраций для наглядности. Уверен, что «Микромир» заинтересует не только биологов, но и всех кто любит игры на научную тематику или хочет добавить немного интерактива в образовательный процесс.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021