Комиксы: Начало

Некоторые люди читают «Войну и мир» и думают, что это всего лишь приключенческий роман. Другие могут познать тайны вселенной, изучая состав на упаковке жвачки.

“Супермен” (1978)

Watchmen

Вступление (или «Почему люди читают комиксы?»)

Индустрия комиксов в России за последние 10 лет преобразилась до неузнаваемости. Лично мне все еще трудно поверить, что в детстве приходилось с трудом выискивать очередной номер Людей Икс (и в печали возвращаться домой, когда дяденька-продавец забывал заказать целых два выпуска в середине истории, поэтому сюжет приходилось додумывать), а теперь некоторые комиксы на русском выходят с минимальным опозданием, да еще и доступны широкому кругу читателей. Но дело не только в скорости издания и доступности! Несколько лет назад важным фактором стали объемы издаваемых книг, когда новые читатели смогли найти себе историю по вкусу. Сейчас издатели стали постепенно задумываться об эстетических аспектах, ведь красиво изданную книгу приятно поставить и на свою полку, и вручить в качестве подарка. Все это (а также успех фильмов студии Марвел на широком экране) привело к росту людей, которые увлекаются рисованными историями. И с каждым днём (надеюсь и верю) таких людей становится всё больше.

Как правило, перед новичком в мире комиксов могут возникнуть два очень важных вопроса: «Почему люди читают комиксы?» и «Да что вообще у вас здесь происходит?». Не думаю, что я когда-нибудь смогу дать правильный ответ на первый вопрос (слишком философским представляется мне он), зато о втором мне кое-что известно. Если ты, дорогой читатель, как раз собираешься погрузиться в это новое хобби, то усаживайся поудобнее. Эта статья специально для тебя :)

Можно мне перевод с комиксного на русский?

Фанаты рисованных историй, как правило, не общаются на эльфийском или клингонском (хотя некоторые поклонники комикса «Сага» наверняка выучили эсперанто), но за десятилетия индустрии возникло некоторое количество понятий, которые могут быть непонятны человеку «не в теме».

Прежде всего условимся, что комиксом мы будем называть издаваемую в журналах рисованную историю. Прообразом современного комикса послужили стрипы, короткие истории на 1-4 кадра, которые печатались в газетах. Именно в стрипах, например, впервые появился всем известный морячок Попай.

Затем стрипы начали объединять и перепечатывать в отдельных журналах, их объем стал расти с 4 кадров до нескольких страниц, пока комикс не пришел к современному стандартному формату 24 страниц (плюс-минус). Такой журнал называется сингл. У сингла, в свою очередь, есть свои разновидности: ваншот (отдельная короткая история вне рамок основного сюжета), юбилейник (сингл, приуроченный к какому-то значимому событию, например, выпуск №1000 серии Detective comics, в которой когда-то дебютировал Бэтмен), бесплатный сингл (выпущенный не для продажи, а выдаваемый магазином при определенных условиях), макси-сингл (комикс увеличенного формата, 36 страниц и более). Самое главное — именно синглы представляют наибольшую коллекционную ценность, о чем мы поговорим в одной из следующих глав (спойлеры!).

В среднем, 6 синглов одной серии (т.е. истории о каком-то персонаже/команде) представляют собой сюжетную арку, которая хоть и вплетена в общий сюжет, но имеет своё начало и конец. Через определенное время после выхода заключительного сингла арки издательство объединяет их все под одной обложкой и выпускает сборник («хард» — в твёрдой обложке, или «тпб» — в мягкой обложке). Читать комиксы в сборниках дешевле и удобнее (потому что нет необходимости постоянно гоняться за синглами в страхе пропустить хотя бы 1 номер), но для желающих следить за историей “здесь и сейчас” такой вариант может совершенно не подходить.

Отдельным особняком стоят абсолютные издания и омнибусы. Это коллекционные продукты, которые в первую очередь отличаются от сборников объемами. Иные черты этих продуктов на отечественном рынке весьма размыты. В абсолют стараются включить полную историю, издать книгу в увеличенном формате и снабдить большим количеством дополнительных материалов. Омнибусы — это настоящие борцы сумо мира комиксов: чем больше страниц удается собрать под одной обложкой, тем лучше! На текущий момент рекорд удерживает «Дэдпул и Кейбл», выпущенный издательством «Комильфо» (1272 страницы!)

Любая выходящая в данный момент серия комиксов называется онгоинг. Некоторые серии выходят уже не один десяток лет (как, например, Detective Comics и Action comics), другие, менее популярные, закрываются, и тогда им на смену приходят новые. Но иногда издательство заранее знает, что серия будет ограничена определенным количеством выпусков (3, 6, 12), поэтому такие серии называют «лимитка» (эти серии — главный друг новичков, о чем мы поговорим в следующей главе) .

К работе над комиксом привлекается довольно большое количество людей: художники, контуровщики, «раскрашиватели», каллиграфы. От выпуска к выпуску эта команда может меняться, но главное место (практически режиссерское) сценариста истории может быть занято надолго. Работу сценариста в рамках серии называют «ран» (этот термин можно воспринимать как “работу”/”руководство”, но мне нравится представлять себе забег от начала истории и до логического завершения).

В мире комиксов есть еще одно достаточно непростое понятие. Непростое оно еще и по той причине, что с его названием читатели так и не определились. Одни говорят «графический роман», другие называют его «графическая новелла». Идея в том, что некоторые комиксы стараются отойти от принципа «картинки с текстом» и стать «текстом с картинками». Такие работы по духу ближе к литературным произведениям, и зачастую даже критикам формата комиксов сложно с этим спорить.

Маус, комикс-лауреат Пулитцеровской премии
[«Маус», комикс-лауреат Пулитцеровской премии (что и так написано на обложке, но все же)]

Конечно, в мире комиксов существует еще много специфичных понятий и слэнга. Более того, мы даже не затронули исторические вехи развития комикса (т.н. золотой, серебряный и бронзовый века). Но для первого времени и дальнейшего понимания статьи этого будет вполне достаточно.

С чего (не) начинать читать комиксы?

На самом деле даже в русскоязычном сегменте интернета можно без труда найти рекомендации по комиксам, с которых лучше начинать погружаться в хобби. Лично я очень люблю список «топ-100» (у которого даже есть сиквелы) сайта www.spidermedia.ru, с которым не перестаю сверяться и сейчас. В целом, на условном Яндекс.Дзен можно найти много таких подборок. Но все-таки основная проблема списков заключается в их субъективности. Мне кажется, что в первую очередь нужно читать те вещи, которые интересны лично тебе самому.

Если подборки «25 лучших комиксов, в которых умирает Дядя Бен» (упс! опять спойлер) по какой-то причине не подходят, то можно воспользоваться небольшой хитростью и посмотреть список призеров премии Айснера, престижной награды в индустрии, которую часто называют “оскар мира комиксов”. Награду вручают раз в году на фестивале “Comic Con International”, и это без сомнения знаковое событие (и повод для переиздания книги с отметкой на обложке “обладатель премии Айснера”).

Награды премии Айснера
[Статуэтка “Премии Айснера”]

Следующим критерием для выбора истории, как ни странно, может стать “жанр”. Важно понимать следующее: львиная доля комиксов действительно относится к супергероике (как-будто это что-то плохое). Но на самом деле жанровые границы комиксов очень широки (просто, зачастую, находятся не на виду): от научной фантастики до фэнтези, от детектива до ужасов, от сказок до мистики — даже на русском языке без проблем можно подобрать историю по душе.

Серьезной ошибкой многих людей, которые начинают читать комиксы (или как раз НЕ начинают), являются мысли «так это же надо с первого выпуска начинать читать!» и «а что конкретно нужно читать?». Конечно, такие вопросы не возникают на пустом месте: некоторые номерные серии перевалили за 1000 выпусков, а масштабные события могут разворачиваться одновременно в 10+ сериях (например, кроссовер “Бэтмен: Ничья Земля” шел одновременно в сериях Batman, Detective Comics, Batman: No Man`s Land, Batman: Shadow of the Bat, Azrael, Batman: Legends of the Dark Knight, Batman Chronicles, Robin, Nightwing, Catwoman и, наверное, еще нескольких. Действительно жутко). Но, по правде говоря, не всегда нужно начинать читать комикс с первого выпуска. Более того, старые комиксы весьма специфичны, а добрая половина из них может попросту отпугнуть неподготовленного читателя. А вот лимитки и графические романы — лучшие друзья начинающего читателя! Во-первых, их можно читать без знания огромной предыстории, во-вторых, они содержат завершенную историю, в-третьих, их издают в ОДНОЙ книге. Звучит идеально, правда?

После прочтения первых книг очень полезно обращать внимание и запоминать автора комикса. Скорее всего, он написал не одну книжку, и другие его работы могут оказаться такими же интересными (или даже лучше!). И именно сейчас мне бы хотелось сказать нечто важное. Помните, что спор «Кто круче: Марвел или ДиСи?» находится исключительно в головах очень рьяных фанатов (ведь все же знают, что Vertigo лучшие <3), а рядовой читатель со временем обнаружит, что многие авторы в разные периоду успели поработать на обе компании, и в обеих написать прекрасные истории!

Джеф Лоэб
[Джеф Лоэб, автор комиксов “Бэтмен: Долгий Хеллоуин” для издательства DC, “Человек-Паук: Грусть” для издательства Marvel и многих других произведений]

К сожалению, не все прочитанные комиксы будут замечательными, и про это тоже нужно помнить. Но так ли это плохо? На самом деле читать неудачные комиксы тоже весьма полезно, потому что со временем это поможет сформировать вкус, самостоятельно научиться оценивать комиксы и лучше воспринимать рецензии. Более того, к не понравившемуся комиксу будет полезно вернуться через некоторое время, история может открыться с новой стороны и по-настоящему полюбиться (хотя иногда плохая история — это просто “плохая” история). В общем, как бы очевидно это ни звучало, но старайтесь читать больше!

Перейти ко второй части


Все иллюстрации взяты из открытых источников.

Максим Лазарев

Об авторе Максим Лазарев

Начинающий автор. Когда-то давно увидел в магазине стартер "Гарри Поттер ККИ", и до сих пор не могу перестать собирать карточки. На пенсии планирую открыть музей карточных игр и библиотеку комиксов.
Запись опубликована в рубрике Комиксы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.