Подобное вряд ли станет большим откровением, но можно сказать, что сфера разработки настольных игр в России еще только совершает свои робкие шаги, которые, тем не менее, уже сложно назвать первыми. В основной массе нашему вниманию предлагаются различные вариации «Alias» (а то и просто «Крокодила»), «Dixit», очередные «Свинтусы» и другие компанейские развлечения, тогда как проекты другого формата среди вышедших российских разработок легко пересчитываются, что называется, на пальцах одной руки. Среди них игроки тепло встретили, наверно, и того меньше.
Почему я вдруг решил затронуть подобную тему? Все очень просто. Сегодня предметом нашего разговора станут «Зодчие», российская игра, созданная Павлом Атаманчуком. До этого Павел отметился собственными компанейскими настолками, а «Зодчих» можно назвать его первой изданной попыткой в другом жанре. Посмотрим насколько удачной она оказалась.
Умение строить по плану
Поскольку «Зодчие» позиционируются как градостроительная игра, думаю понятно, чем именно нам придется здесь заниматься. Правильно, собственно строительством. Каждая карта, имеющаяся в нашем распоряжении, представляет собой определенный тип постройки, скажем лавку, парк или храм, которыми нами предстоит застраивать город из 8 кварталов.
Прежде, чем перейти к описанию процесса, пара слов о картах. Самым важным в этой игре для вас станет ценность каждой постройки, выступающая также в качестве победных очков. Основной хитростью в «Зодчих» является то, что это значение плавающее: в зависимости от ваших действий и действий ваших соперников она может увеличиваться или уменьшаться (подобное изменение выражается поворотом карты на 90 градусов по или против часовой стрелки). Помимо этого, у всех карт имеются различные эффекты, срабатывающие сразу, на следующем ходу или в конце игры.
В начале каждый «строитель» перемешивает свою колоду из 12 карт, из которой он тянет 3 штуки, образующие стартовую руку. В свой ход вы можете разыграть одну карту с руки, выкладывая ее на поле. Делать это следует одним из трех способов:
- начать новый ряд-улицу, выложив карту на самое крайнее левое место (количество доступных рядов соответствует числу игроков в партии);
- выложить карту справа от ранее разыгранной карты (своей или кого-то из оппонентов);
- выложить карту поверх уничтоженной (перевернутой рубашкой вверх) карты (закрытая таким образом карта становится более недоступной).
Во втором и третьем случаях происходит сравнение ценности новостройки и ранее построенного здания, лежащего слева от нее. Если ценность вашей карты в 2 раза выше, то карта слева уничтожается. Если ценность вашей постройки выше, но не в 2 раза, то карта слева обесценивается и поворачивается на 90 градусов против часовой стрелки. Если же ценность разыгранной вами карты меньше, тогда соседняя карта вырастает в своей ценности. Если ценность построек равна, то ничего не происходит.
По завершении проверки ценности зданий вы можете выполнить свойство только что разыгранной карты. И, наконец, закончив все необходимые манипуляции в рамках эффекта, игрок добирает одну карту на руку.
Игра продолжается до тех пор, пока ни один игрок не может сыграть карту. Тогда подсчитывается общая ценность разыгранных карт на всех улицах и кварталах и определяется победитель.
Почем недвижимость на рынке?
Уже из краткого описания правил и процесса можно заметить, что «Зодчие» получились далеко не такими беззубыми, как, например, вышло с другой разработкой «Мира Хобби» — «Кассиопеей». Наоборот, игрокам, решившим поучаствовать в данном соревновании строителей, предстоит достаточно плотно потолкаться друг с другом за место под солнцем. Так что не смотрите на скромные размеры коробочки с игрой: компактные по своим комплектации и наполнению (сюда входят набор карт, 8 жетонов защиты и брошюра с правилами) «Зодчие» обладают определенным норовом и не лишены некоторой самобытности.
Основной задумкой, выгодно выделяющей игру, является та самая изменяющаяся ценность построенных зданий. Поскольку она же выступает победными очками в конце игры, то неудивительно, что игроки будут стремиться повысить оную для своих карт и уменьшить ее для карт соперников (а то и вообще их здания уничтожить). В таком случае, как вы сами понимаете, играть наобум в «Зодчих» можно, но все-таки не следует. Лучше внимательно смотреть на разыгрываемые вами постройки и их свойства, пытаясь добиться максимального результата. В этом, кстати, может помочь и тот факт, что в стандартном режиме во всех колодах используются одинаковые карты, соответственно умеющие просчитывать вполне способны здесь это делать.
Конечно, у кого-то факт наличия одинаковых для всех игроков карт может вызвать сомнения в состоятельности «Зодчих» и их реиграбельности. Но действительность оказывается вовсе не такой страшной. Да, у каждого в колоде имеются одинаковые карты, но после перемешивания выходить на руку они будут по-разному, а их количество на руке обычно не превышает трех. Уже такого расклада достаточно, чтобы игроки действовали по-разному.
Но если такой формат игры вам кажется недостаточно разнообразным, то на этот случай автор предусмотрительно добавил в коробку четыре дополнительных набора по 6 карт каждый. Все они обладают уникальными свойствами, так что вы сможете немного поколдовать и даже собрать свою индивидуальную колоду. Выполняется это просто: берется до шести карт одного цвета, которые заменяют стандартные карты такой же начальной ценности. Кроме того, в тексте некоторых построек прямо указывается на то, какую карту следует убрать из колоды, чтобы добавить новую. Вот такой нехитрый, но приятный колодостроительный элемент.
Интересующимся должно быть любопытно узнать, что взаимодействие в игре присутствует на вполне высоком уровне. При этом оно здесь прямое и достаточно плотное, ведь можно разрушать здания соперников и выстраивать поверх них свои здания, делая таким образом уничтоженную карту полностью недоступной для соперника. Так что за «Зодчих» обидчивым людям лучше не садиться. Кто-то подобное назовет недостатком, кто-то наоборот оценит, но иметь в виду это следует.
Единственное, что может немного подпортить общую картину, будут правила. Хотя следует признать, в общем-то, арбитрарный характер подобной претензии. Дело в том, что в своей текущей редакции правила оказались слегка недоработанными. С одной стороны, они прекрасно справляются с задачей разъяснения всех основных игровых моментов, но вот с другой, в них опустили один нюанс (конечно, не исключено, что их больше). Касается он карты «Мануфактура», свойство которой позволяет вернуть на руку с поля одну из своих карт и выложить вместо нее другую. Так вот, хитрость в том, что это свойство распространяется и на ваше уничтоженное здание, поверх которого, разумеется, не выложена какая-то другая карта. Вроде бы подобное опущение не критично для всего процесса, но игрокам оно может предоставить ряд новых вариантов действий.
А в остальном же, кроме упомянутого досадного промаха, никаких других нареканий к «Зодчим» предъявить особого желания нет.
Стоит ли строить без соответствующего образования?
«Зодчие» можно с легкостью назвать приятным сюрпризом. У Павла Атаманчука получилась маленькая да удаленькая игра, обладающая немалой увлекательностью и неглупостью процесса, которая уместилась в небольшой коробочке. А если добавить сюда возможность создания собственной колоды (пускай это и представлено в рудиментарном виде) и поддержку нехитрых, но приятных комбинаций, то любителям небольших настолок «Зодчие» вполне могут прийтись по вкусу.
Так что если игра вам приглянулась, то смело можете ее попробовать (к тому же у нее очень скромная цена). Но, как и всегда, итоговое слово за вами.
- О сложностях создания семейного древа. Интервью с Михилом Хендриксом, автором игры Наследие. Завещание герцога де Креси - 28.04.2021
- Не все то золото, что кряхтит? Обзор игры Труа (Troyes) - 09.04.2021
- Архитекторы успеха из Новой Зеландии. Интервью с геймдизайнерами Шемом Филлипсом и Эc Джей Макдональдом - 02.04.2021