Грязное дело – политика. Обзор игры Watergate

Коробка с игрой Watergate

Ночью 17 июня 1972 года охранник отеля Уотергейт сообщил в полицию Вашингштона о незаконном проникновении на территорию комплекса, в котором находилась штаб-квартира демократической партии США. Оперативно прибывшие на место офицеры задержали пятерых человек с прослушивающей и фотоаппаратурой, оказавшихся бывшими сотрудниками ЦРУ. Учитывая, что на тот момент у власти был республиканец Ричард Никсон, а инцидент произошел за четыре месяца до президентских выборов, он вызвал большой общественный резонанс. Но это событие не стало бы таким значимым, если бы его не раскрутили взявшиеся за дело журналисты Вашингтон пост – Боб Вудворт и Карл Бернштейн. Проведя расследование, они доказали связь между взломщиками и администрацией Никсона, что в итоге привело к отставке президента. Это единственный в истории США случай, когда президент досрочно прекратил исполнение и обязанностей, и, наверное, единственный случай в мире, когда средства массовой информации бросили вызов главе исполнительной власти и победили.

Вы, наверное, скажете, что худшей темы для игры не придумать. Политика США, журналисты – все это интересно очень узкой аудитории. Но вы не правы. Я познакомился с этой игрой совершенно случайно, когда напросился на партию в дуэльную “Normandy: Undaunted” к Михаилу из BGC Moscow, а он заодно захватил и “Watergate”. На тот момент я ничего не знал об этом политическом скандале, но краткой вводной и правил игры мне хватило, чтобы ей заинтересоваться. И теперь я попробую заинтересовать этой игрой вас.

Политические игры

“Watergate” можно назвать “Сумеречной борьбой” на минималках. Но это будет не совсем правда. Это дуэльная игра с асимметричными сторонами, в которой один участник играет за журналистов the Washingtone Post, расследующих инцидент, а второй за администрацию Никсона и пытается скрыть улики. Для победы журналисты должны собрать доказательства, проложив на игровом поле своеобразный “маршрут” из жетонов улик от информаторов до президента. Администрации же нужно набрать 5 очков власти, чтобы Никсона переизбрали на следующий срок. Журналисты тоже могут получать эти очки, но они дают им только некоторые преимущества, не приводя к победе. Даже более того, если в какой-то момент игры запас жетонов иссякнет, партия закончится победой президента. Так что затягивать расследование не стоит.

Начало партии

Игра построена на карточном движке и основная игровая механика — это перемещение различных жетонов по треку. На чьей стороне поля окажется тот или иной жетон к концу раунда, тот его и получает. Каждый ход у вас будет идти борьба за белую фишку иницативы, которая дает право первого хода и плюс одну карту во время добора, красную фишку власти, которая дает те самые победные очки, и жетоны улик.

Каждый раунд, в зависимости от инициативы, вы добираете 4 или 5 карт из личной колоды и обязаны отыграть их все, чередуя действия с оппонентом. Карты можно использовать двумя способами – цифровым значением или эффектом. Значения двигают по треку жетоны улик и фишки власти и инициативы, эффекты же карт позволяют активировать довольно мощные свойства, за которые приходится расплачиваться тем, что после этого они навсегда уходят из игры. Нюанс в том, что когда небольшая колода заканчивается, вы формируете новую из сброса, поэтому карты приходится расходовать экономно. Ведь, как правило, чем сильнее активируемый эффект, тем выше и числовое значение карты. И остаться с одними единичками в колоде так себе удовольствие. 

Игровой процесс

Второй важный момент это то, что у каждой противоборствующей стороны в колоде есть семь карт информаторов – реальных исторических личностей, оказавших влияние на развитие событий Уотергейта. Если информатора разыгрывает журналист, он кладет жетон с его фотографией на игровое поле. Напомню, для победы нужно построить цепочку доказательств от двух информаторов. А когда информатора разыгрывает администрация Никсона, они его устраняют. Шантажом, угрозами или деньгами – так или иначе, этот персонаж выходит из игры и на его показания журналисты могут больше не рассчитывать.

Карты и жетоны информаторов

Помимо этого, у обоих игроков есть особые карты, которые можно разыгрывать эффектами, но которые все равно остаются в вашей колоде. У Вашингтон пост это журналисты – те самые Боб Вудворт и Карл Бернштейн, а также Бен Брэдли, главный редактор газеты. У администрации президента это шесть конспираторов, которые активно прячут улики и манипулируют информацией. Но газетчики с помощью особых действий могут блокировать и выводить конспираторов из игры. Для игрока за администрацию это боль, для журналистов небольшой праздник.

Журналисты и конспираторы

С уликами вообще отдельная история – в начале каждого раунда они вытаскиваются в закрытую из мешка и их может смотреть только администрация прездиента (еще бы, это же их документы). Улики бывают трех цветов – финансовые документы, аудиозаписи и схемы. Ну и, конечно же, без двухцветных “джокеров” не обошлось. В игре цвета используются только для построения цепочек доказательств (по аналогии с маршрутами в “Билет на поезд”). И каждый раз, когда Вашингтон пост хотят передвинуть закрытую улику на свою сторону, они называют ее цвет. Мистер президент, синие улики есть? Если да, администрация переворачивает жетон и сдвигает его в сторону журналистов на указанное на карте значение. Если улик нужного цвета нет, журналисты вместо этого двигают в свою сторону одну из фишек, то есть ход не пропадает зря.

Компоненты игры Watergate

Историческая справка

Это первый обзор, в котором мне захотелось побольше рассказать о событии, которому посвящена игра и тому, как геймплэй передает случившееся в реальной жизни. После того, как полиция задержала горе-взломщиков, информация естественно попала в прессу. Бобу Вудварту, бывшему на тот момент был всего лишь стажером в Washington Post, было поручено заняться этим материалом. А Карл Бернштейн подключился к делу из собственного любопытства. Журналисты выяснили, что проникновение в штаб демократической партии было только верхушкой айсберга. Но расследование не было бы столь успешным, если бы им не помогал информатор из ФБР. Личность этого человека долгое время была засекречена и во всех материалах он фигурировал под псевдонимом Глубокая глотка. Этот информатор представлен в игре одноименной картой, которая позволяет вернуть в игру свидетеля, устраненного администрацией, и продвинуть фишку инициативы на три шага. Это довольно мощный эффект, учитывая что повторно устранить вернувшегося свидетеля невозможно.

Карты событий

Тайна личности была раскрыта только в 2005 году, когда Марк Фелт признался, что информатором был он. Во время Уотергейта Фелт был заместителем директора ФБР и имел доступ ко многим государственным тайнам. По официальной версии ему не понравилось то, как администрация пыталась замести следы своих грязных дел, и он не побоялся рискнуть карьерой, чтобы противостоять этому. Началось все с того, что незадолго до Уотергейта президент Никсон назначил новым главой ФБР Патрика Грея, не имевшего соответствующего опыта. Таким образом белый дом хотел получить контроль над бюро. И когда ФБР занялось расследованием Уотергейта, им активно мешали, а после и вовсе запретили заниматься этим делом, что возмутило Фелта, так как технически ФБР не подчиняется белому дому. В администрации президента не оценили честность и прямоту Марка, и подозревали, что именно он и был информатором. После Уотергейта Фелт был осужден по сфабрикованному делу и вынужден был уйти из ФБР. Но в апреле 1981 года президент Рональд Рейган помиловал его, отметив, что “в конечном счете справедливость восторжествует”.

Об Уотергейтском скандале написано множество книг и снято несколько фильмов. Если вы заинтересуетесь этой темой, советую посмотреть фильм “Вся президентская рать” 1976 года, снятый по книге Боба Вудварта и Карла Бернштейна. А затем современную ленту “Уотергейт” 2017 года, полностью посвященную Марку Фелту.


Все тайное рано или поздно становится явным

Как все это работает на практике и чем меня так зацепила эта игра?

Каждый раунд на трек кладется пять условных игровых ресурсов – три разных улики и фишки инициативы и власти. При этом у вас на руках всего 4 или 5 карт, то есть даже в лучшем случае вы не сможете стянуть все пять “ресурсов” на свою сторону – ведь оппонент перетянет часть обратно. Поэтому вы тщательно анализируете пришедшие карты и ситуацию на поле, прикидываете за что именно будете бороться в этом раунде. Затем продумываете в какой очередности будете разыгрывать карты, потому что часть эффектов срабатывает только при определенных условиях, и вы хотите отыграть их по максимум, как следует к ним подготовившись. Но, как это бывает в хороших играх, соперник может помешать вашим планам.

В итоге каждый ход — это множество решений, которые может и не бог весть какие сложные, но дают явно ощутимый результат. Очень часто бывает, что после хода оппонента вы думаете “А вот если бы я сыграл сначала не ту карту, а эту, все было бы по-другому”. Ситуацию на поле тоже нужно постоянно контролировать. Если заниматься только расследованием, Никсон зарашит очки, оглянуться не успеете. Будете активно контрить Никсона, администрация так обложит поле закрытыми уликами, что не подкопаетесь.

Игровое поле крупным планом

Механика угадывая жетонов улик вроде бы совсем простая, но добавляет в игру азарт расследования, словно вы действительно занимаетесь поиском каких-то секретных документов. При этом она вплетена в процесс весьма органично и не сводится к тупому “угадал/не угадал”, потому что вы в любом случае получите какой-то положительный эффект, пусть и не всегда тот, на который рассчитывали.

“Watergate” это игра про то, как достичь своей персональной цели, не дав сделать этого же оппоненту. Вы будете придумывать какие-то хитрые планы, строить карточные комбы и контрить друг друга. И все это буквально за две прокрутки колоды. На мой взгляд для такой быстрой игры в “Waterate” очень насыщенный процесс. Недостаток у нее только один – карт мало, и реиграбельность в общем-то не высока. Что касается знания карт, безусловно, оно дает преимущество, но я бы не назвал его критичным. Новому игроку достаточно сказать, что у Никсона в колоде есть карта, которая моментально позволяет получить одно очко власти, и, если по каким-то причинам у администрации уже было четыре очка, тут же закончить игру победой. В остальном “Watergate” достаточно самобытная дуэлька про перетягивание политического каната.

Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Дуэльная игра, Обзор, Прямой конфликт, Стратегия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.