Возрождение рубрики «Топ-13» в Бородатом блоге продолжается. Нашим сегодняшним гостем вновь стал блогер, возможно вам также известный. Итак, представляем – звук фанфар! – Чеширского Кота!
Умница Кот не только умеет ходить в лоток, он еще ведет свой собственный блог «Чеширский уголок», а вдобавок к этому находит время для активного участия в чатах различных настольных сообществ. Если вдруг эта персона вам неизвестна, то, как говорится, только лучше: теперь появилась возможность с ним познакомиться. Правда, Кот попался говорливый, так что предупреждаем сразу: дальше вас ждет много букв (хотя для тех, кто знаком с текстами Чешира, сюрпризом подобное не станет). Поэтому приготовьте чашечку любимого напитка и переходите к интервью, к которому незаметно пристроился Топ-13. Приятного прочтения!
Откуда взялся Чеширский Кот и где его уголок?
О, издалека зашли. Ну что ж, всегда предупреждаю собеседников – Кот я обстоятельный и занудный. И если рассказывать, то с самого начала.
Все началось с того, что я искал ответы на некоторые вопросы, возникшие у меня при изучении правил игры «Серп». Обычно я использую англоязычные источники, но так уж вышло, что Youtube выдал ссылку на русскоязычное видео с правилами, которое я из любопытства решил посмотреть. Так и произошел приход Чешира в русское настольное сообщество.
Этот ролик от Board Game Community мне очень помог, и я решил на канал подписаться. Затем я стал посещать их стримы, где – так уж вышло – часто возникали вопросы, на которые я уже знал ответы. Дело в том, что тогда локализации выходили со значительным отставанием, а я проживаю в Болгарии, поэтому так получалось, что ожидаемые в России на тот момент новинки уже были заиграны мною до дыр. И когда люди задавали вопросы, я на них отвечал. Порой вопросов по некоторым играм становилось так много, что во время стрима в чате получались целые обзоры игр в виде вопросов и ответов. Чтобы вся эта информация не терялась, я стал их оформлять в мини-обзоры для группы BGC в ВКонтакте.
Однако, в какой-то момент возникла проблема: обзоры начали утопать в общем потоке информации ВК-групп, и их становилось трудно найти, ведь функции оформления статей тогда еще не прикрутили. Когда люди задавали вопросы, на которые я уже много раз отвечал, казалось бы, проще дать им ссылку на нужный обзор, но… В общем, легче было ответить заново. Так что я решил, что лучше создать свою страничку для хранения всего архива обзорчиков. Сделать это было легко: раньше я вел информационную страницу о настольных ролевых играх, которая давно «загнулась», но домен оставался. Так и появился блог «Чеширский уголок».
Название тоже родилось естественным образом – изначально это должен был быть мой маленький уголок в сообществе BGC. Сперва там были архивные мини-обзоры, но со временем я не увидел причины себя сдерживать и начал писать большие статьи. Что продолжаю делать и сейчас, с завидным непостоянством.
Постепенно у меня появилась своя публика, которая, как ей и полагается, начала требовать и капризничать. Так мне пришлось создать группу в ВК и залезть в Telegram. Потом я решил все это дело узаконить и купил оригинальный домен – cheshirecorner.ru, где мой лоток располагается и по сей день.
Что касается моего прозвища – Чешир, – то оно прилипло из-за моего широкого рта. С детства он у меня был от уха до уха, и это особенно заметно, когда я улыбаюсь. Я был не против, и постепенно свыкся. Так что теперь большинство моих знакомых знают меня или по нику Авис, который я сам себе придумал для этих ваших интернетов еще в школьном возрасте, или как Чешира.
Интересный факт: и те, и другие иногда с трудом вспоминают, как меня на самом деле зовут. Зато я точно знаю, что если кто-то окликает меня Чеширом, то с ним я познакомился сравнительно недавно; если Ависом – значит, он меня знает еще с ранних двухтысячных.
А так, кстати, меня зовут Владимиром.
Как у Чеширского Кота появился интерес к настольным играм?
Я с самого детства увлекался интеллектуальными играми, правда, больше теми, что с ролевым уклоном. С 2000 по 2010 года мы с друзьями часто сами создавали форумные игры со сложными системами в Excel, где моделировали различные исторические события и сражались то на полях мировых войн, то в Древнем Риме, то в глубоком космосе. Я сам разрабатывал игры по истории Древнего Рима и Веку Просвещения. Правда, они выходили очень громоздкими – один ход мог тянуться одну-две недели, – и почти ни одну из них мы не доиграли до конца, хотя в процессе рождались великолепные истории.
Потом знакомые из этого круга втянули меня в настольные ролевые игры. Так как у меня все всегда не как у людей, я начал не с популярных систем вроде «D&D», а сразу с альтернативы. Начали мы с первой изданной болгарской системы (и игрового мира) «Ендивал». Нельзя сказать, что она особо хороша, просто тогда мы другого особо и не знали, а ее создатели были нашими друзьями. Мы многие месяцы играли и участвовали в разработке мира этой игры, пока он не загнулся из-за избыточных «хотелок» авторов.
Позднее я попробовал «D&D», но после более повествовательного «Ендивала» (система-то в нем не очень работала), «Подземелья и драконы» мне показались сухими. И я пошел искать дальше. Так я нашел Белых Волков (компания White Wolf – прим. ред.) с их «Миром Тьмы» и «Exalted«. Я даже полностью перевел на болгарский язык вторую редакцию «Vampire: The Masquerade». В общем, в ролевые игры я ушел на долгие годы.
Но как бы хорошо не жил человек, он взрослеет: друзья, – да и я, – нашли себе серьезную работу, студенческие годы были уже позади. Некоторые даже обзавелись семьями. Времени на ролевые игры стало катастрофически не хватать, мы больше не могли собираться в одном и том же составе, и постепенно наши кампании в разных ролевых мирах умирали.
Однако, нам повезло. В один прекрасный вечер к нам приехали гости из Пловдива, привезшие с собой третью редакцию «Сумерек Империи». Игра выглядела потрясающе, и нас она не испугала. В конце концов, мы же не слабаки, которые всю жизнь играли только в «Монополию» и «Уно». Как раз наоборот, она напомнила нам о старых добрых временах форумных игр, и мы зажглись желанием ее опробовать.
Первый вечер мы слушали правила и раскладывали игру, а на второй – проиграли собственнику коробки за полтора часа. Он нам все время подсказывал как неопытным игрокам, а в конце оказалось, что он нас деликатно подводил к своей победе. Но мы на него не обиделись. Наоборот, остались воодушевленными – вот оно наше спасение! Интересные игры, которые затрагивают ностальгические струны, не требуют постоянно собираться одним составом, но зато создают почти те же эпические ощущения и истории.
Да, моей первой современной настольной игрой стала «Сумерки Империи». Второй – «Война Кольца». Потом пошли игры полегче, и начала формироваться моя собственная коллекция. Кстати, моей первой собственной игрой был «Маленький мир», который мне подарили на день рождения. Он мне вообще не понравился, ибо был скучным. А первой купленной мною игрой была то ли «Колонизаторы», то ли «7 чудес».
Отыграв немалое количество игр, сформировал ли Чешир какие-то принципы отбора игр для приобретения и обозрения?
Отыграл я не так уж много. В общем-то, на момент написания это число равняется 355 игровых наименований, если не считать двух игр, которые я сам сделал. По сравнению даже с представителями болгарской блогосферы, я просто новичок.
Что не мешает мне серьезно относиться к подбору игр. Я редко покупаю что-либо просто на «попробовать». Сперва меня обязательно должна привлечь тема и внешний вид игры, но это не является решающим. Причем под внешним видом я не обязательно имею в виду красоту, достаточно сложного хитросплетения игрового поля, которое говорит мне о погружении автора в тематику. Далее начинается серьезное исследование по игре: читаю информацию на BGG, смотрю обзоры разных видеоблогеров, если найду видеоправила – обязательно ознакомлюсь. Таким образом, когда я прихожу с деньгами в магазин, я уже точно знаю, что беру и как в это играть. Потому я очень редко разочаровываюсь в играх, которые купил сам. Правда, есть и исключения. Чаще всего они встречаются среди игр, попавших ко мне иным способом, например, друг купил и принес, или подарили. Но темной лошадкой является, конечно, Kickstarter.
Я категорически не люблю проекты с этой площадки, как минимум из-за того, что я должен заплатить деньги сейчас, а игру смогу пощупать в лучшем случае через полгода. Также, часто информация по проекту ограничивается лишь тем, что можно найти на самом Kickstarter’е, и она тебя не информирует, а пытается продать тебе игру. Вот и приходится долго сидеть и думать, насколько тебя хотят обхитрить и реально ли все так круто, как описывается в проплаченных обзорах. Но и здесь меня редко постигает неудача, хоть я нечасто вписываюсь в проекты на Кикстартере и, опять же, очень внимательно изучаю вопрос до принятия решения о покупке.
Однако, самым главным критерием для всех игр у меня – это тематичность. Совсем не обязательно, чтобы тема была из любимых. Она просто не должна меня отталкивать, а также хорошо и логично сочетаться с механиками. То есть, дело здесь не только в художественном оформлении. Мне нужно понимать, что представляет собой каждое мое действие в контексте выбранной темы. И если это сделано хорошо, то я буду любить эту игру и расхваливать ее.
Что для Чеширского Кота слаще: сметана евро или молоко амери?
По увлеченности темой может показаться, что я – фанат амери, но это не так. В принципе, я одинаково хорошо плаваю и в сметане, и в молоке, если опять же они тематичны. Да, и евро бывают тематичными. Если с них можно снять тему и напялить другую, еще не значит, что она не работает в рамках игры. Она позволяет мне понимать происходящее в игровом мире, когда я выполняю то или иное действие. Ведь можно сказать и об обратном: есть амери, которые крайне некачественно построены вокруг хорошей темы.
Вот чего я точно не люблю, так это абстракты. Я могу хорошо их оценить и даже получить удовольствие от первой партии, но мне не интересно играть в них больше одного раза, так как они не рассказывают никакой истории. Или, даже если и рассказывают, то она просто повторяется из раза в раз.
На ставке у какого российского издательства числится Чеширский Кот со своими проплаченными обзорами?
У меня все никак не получается продаться. И тут играют свою роль два фактора. Первый – это мое расположение физическое: чтобы мне отправить деньги (или хотя бы коробку игры на обзор) в Болгарию, придется столько потратить, что проще нанять двух видеоблогеров в России (а может и нельзя, это я лишь предполагаю, и не знаю расценок). И второй – текстовые блоги редко привлекают достаточное количество аудитории, чтобы заинтересовать издателей.
Но это не значит, что я абсолютно объективен и не испытываю симпатий и антипатий. Я все же живое существо, и эти чувства мне не чужды.
У меня, конечно же, есть издательства-любимчики. И самые теплые чувства у меня пока что к Cosmodrome Games. По иронии, одной из причин этой любви является то, что вызывает негодование у российских настольщиков – они выпускают игры в первую очередь для международного, а не российского рынка. Этому есть свои причины, однако раскрывать я их не стану. Сами расскажут, когда захотят. И все же факт остается фактом: это издательство выпускает игры российских авторов, которые мне легче всего добыть (обычно) на выставке в Эссене. А я, как русскоязычный блогер, находящийся за пределами России, испытываю огромное желание пробовать именно игры российских авторов. А еще они издают реально хорошие игры – и по компонентам, и по механикам. Таково, как минимум, мое мнение.
Сразу скажу, что от издательства я не получил ни одной игры даром, и все покупал за свои кровные. Единственным исключением стала русская версия «Первого контакта», которую мне прислал ее автор, и то после того, как я уже написал обзор по англоязычной копии с Эссена. Так что тут скорее я покупаю (у) Cosmodrome Games, чем они меня.
Так же есть некоторые издательства, готовые пойти мне на встречу и, вопреки определенным неудобствам, содействуют в оформлении заказа на свои игры и доставки, чтобы я мог их оплатить. Основная сложность заключается именно в доставке, так как русские интернет-магазины не включают Болгарию, поэтому приходится оформлять какие-то оригинальные счета. Да, я за все плачу, но все же люди заморочились и дали мне возможность купить их продукцию, хоть я не какой-нибудь там дистрибьютор, а единичный розничный клиент. «Лавка игр» даже сделала мне скидку на английскую версию «#Прорисунков». Мелочь, а приятно.
В общем, Чешир готов продастся любому издательству, которое имеет смелость издавать игры российских авторов. Даже если я не в восторге от игры или вообще ненавижу ее, российских авторов надо издавать, развивать свою игровую индустрию, способную выйти на равных на мировой рынок настольных игр. Хоть мне и не заплатят за это, я всегда буду более снисходителен к русским авторам, но и не буду ограждать их от справедливой конструктивной критики. Это неминуемый процесс обучения и становления.
В целом же, я скорее известен не своей продажностью, а тем, что я при любой возможности вливаю деньги и игры в русское настольное сообщество. Иногда я думаю, что именно благодаря этому известен, и большинство даже не знают, что у меня еще есть свой блог.
И нет, я не богатый. У меня нормальная зарплата, вполне сравнимая с зарплатами в России. Просто я транжира. И при этом считаю, что люди, которые делают что-то ради развития сообщества настольщиков в России – такие как Илья Мурсеев, «Твой игровой», Board Game Community, Geek Media и другие, – должны получать если не вознаграждение, то хотя бы компенсацию, за все их усилия в ознакомлении интересующихся с большим количеством новых, интересных и полезных игр. Иногда мне становится стыдно, когда люди считают, что так и должно быть – блогеры должны сами вкладываться в свою работу, а зрители безвозмездно пожинать их плоды. Конечно, доля правды в этом есть, но не стоит забывать еще и о проявлении благодарности и поддержке.
Люди, будьте добрее к тем, кто тратит свои средства на оборудование, свое время на написание сценариев, поиск информации и запись видео для того, чтобы донести все это вам! Не только берите, но и давайте. Даже если не можете много. Уверен, что те, кто интересуется настольными играми и покупают их себе, не нищенствуют и могут выделить хотя бы 50 рублей. Не держите благодарность в себе, делитесь ею, и вам воздастся за все это! Блогеры не будут уходить в депрессию и срываться, а вместо этого начнут чувствовать себя нужными и стараться стать все лучше и лучше.
Надеюсь, этот посыл когда-нибудь дойдет до людей.
Как Чеширский Кот предпочитает играть: в одну коробку несколько партий или наоборот, не зацикливаясь на одной игре?
Честно говоря, никогда над этим не задумывался, но я точно люблю пробовать новое. Хотя с удовольствием возвращаюсь и к хорошим старым играм, но занятие блогерством все же предполагает больший уклон к культу нового.
Сколько партий будет достаточно, чтобы Чешир распробовал игру?
Иногда хватает и одной, иногда не хватает и 10. Все зависит от игры. Я немного категоричен в этом отношении и считаю, что если игра с первого раза не раскрылась и не затронула хоть какую-то струнку, не породила ощущения, что в ней что-то есть, то пробовать ее второй раз не стоит. Автор сам виноват, если не может заинтриговать людей с первой партии. Я не готов тратить свое время на игру, которая вероятнее всего не даст мне никакого удовлетворения, раз этого не случилось в первой партии. Конечно, бывают исключения, но тут вопрос оценки риска. Хочу ли я рискнуть или лучше попробовать другую игру? Игр сейчас так много, что просто нет смысла уделять время той, которая сразу не заинтересовала.
Разумеется, не стоит писать обзор о подобной игре, если нет ощущения, что ты ее понял. Лично я всегда избегаю какого-то категоричного мнения, особенно если сыграл в нее всего 1-2 раза. Но если я с первого раза увидел достаточно интересных механик и аспектов, то думаю, я уже готов делиться о ней информацией. В конце концов, я не ставлю своей целью разобрать игру на атомы, а указать именно на те позитивные и негативные моменты, на которые стоит обратить внимание и с которыми, вероятнее всего, можно столкнуться именно в первой партии. Сколько бы игр ты не наиграл в одну игру, ты никогда не сможешь передать полноценных ощущений от нее другому человеку. И нет смысла стараться делать это.
По мнению Чеширского Кота, действительно ли настольные игры располагают значительной социальной компонентой?
Вообще, к играм у меня еще и профессиональный интерес. Как политолог, я обожаю моделировать разные политические и социальные процессы, которыми – уж нарочно или нет – многие авторы вдохновляются и создают свои системы на их основе. То есть, настольные игры иногда формируют уменьшенную и упрощенную модель мира или человеческого общества, помогая понять процессы, сопровождающие и окружающие нас в каждый момент нашей жизни.
И, конечно же, их несомненным плюсом является то, что они подталкивают нас к живому общению. Доказано, что оно является профилактикой против депрессии и множества других психологических дисфункций, дает навыки общения с людьми в разных ситуациях, позволяет развить здравую толерантность к чужому мнению. Конечно, это если вы правильно играете в игры. Что легко понять – если все получают удовольствие от процесса, то вы все делаете правильно.
Да, мы редко обсуждаем серьезные темы – житейские или философские – в процессе игры, но все же не надо недооценивать сам факт живого взаимодействия между людьми. Все – от невольных жестов и слов, и до комплексности языка тела и нашей языковой культуры – является потоками информации, зачастую обрываемыми столь популярным сегодня интернет-общением.
Ах, чуть не забыл и обучающую функцию настольных игр, которую я также очень ценю – они учат нас шевелить мозгами. Причем разные игры тренируют разные способы и виды мышления. Не остается в стороне еще и моторика движений, что особо важно для развития детей. Ну и многочисленные темы, которые затрагиваются в играх, просто могут обогатить представление играющих о мире в целом.
Конечно, я мог бы тут развить тему обширнее и на более научном уровне, но я и так уже достаточно нанудятил выше.
И последний, но не менее важный вопрос: есть ли будущее у текстовых блогов?
Трудный вопрос. Будущее у них есть, пока есть, кому их писать и кому их читать. Это будет всегда. Но если имеется в виду, какие у них перспективы, то здесь сложнее. Конечно же, видеоблоги всегда будут популярнее и доступнее, так как визуальная информация приятна к потреблению и не требует какого-то специального настроя, необходимого для полноценного понимания текста.
С другой стороны, многие люди все еще предпочитают читать при поиске информации. Так что я бы сказал, что текстовые блоги никогда не достигнут популярности своих видео-собратьев, но они без сомнения полезны и нужны в качестве альтернативного источника. Они позволяют более глубокое погружение в рассуждения об игре, что в видеообзоре было бы излишне нагружающим.
Но что-то я отвлекся. Мне ведь еще надо рассказать о своих любимых и нелюбимых играх, так что к ним я, пожалуй, и перейду.
Топ 13 игр Чешира
Любимые игры
The King’s Dilemma
Знал, что игра появится в розничной продаже, но так не терпелось в нее сыграть, что купил на Эссене. Как и с любой легаси-игрой, эта мне принесла много заморочек по сбору постоянной компании, пока я не понял, что она и не нужна. С тех пор мы отыграли 8-9 игр с участием 10 человек.
Игра рассказывает о королевском совете, которому предстоит решать сложные моральные, политические, экономические, социальные и религиозные дилеммы. Каждое решение ведет к далеко идущим последствиям, и с ними совет рано или поздно столкнется. По сути, в игре очень мало механик и почти полностью она состоит из нарратива. Я, как человек, который любит тему и истории в играх, просто не мог пройти мимо.
Rurik: Dawn of Kiev
Поддержал эту игру на Кикстартере чисто из-за тематики Киевской Руси, и вообще не ожидал от нее чего-либо, кроме красивых тематичных компонентов. Остался очень приятно удивлен, когда получил уникальную игру, которая при всей своей евровости очень конфликтная.
Игроки выступают в роли наследников князя Владимира, борющихся за титул Великого Князя Всея Руси. По-моему, самое уникальное в этой игре – это фаза планирования, когда вы через своеобразный аукцион боретесь с соперниками за право совершить в своем ходу определенные действия с определенной силой.
Clank! Legacy: Acquisitions Incorporated
Я люблю декбилдинги с динамичным рынком карт. И, по сути, люблю «Кланк!», хоть и предпочитаю космический фэнтезийному. Так получилось, что «Кланк! Легаси» все же развивается в фэнтезийном сеттинге, но я это как-то пережил и решил купить игру. Которая теперь стала моим самым любимым легаси из всех, что я играл (а их весьма мало). Игра завлекает своим свежим юмором со множеством отсылок к нашему миру, преломленных через призму пародийного фэнтези. Мы уже прошли 6 из 10 сценариев, и после каждой игры нам не терпится начать новую.
Clash of Cultures
На мой взгляд, это лучшая цивилизационная игра, созданная на данный момент. Она не идеальна, но ее атмосферность и быстрота (в сравнении с ее коллегами по жанру) сполна компенсируют недостатки. При очень простых правилах игра дает невероятную глубину стратегий и огромный выбор решений. Более того, в течение игры нации реально развиваются разными путями и становятся уникальными, хотя старт у них у всех почти что одинаковый (особенно если играть без дополнения).
Чемпионы Мидгарда (Champions of Midgard)
Для меня «Чемпионы» с дополнениями «Темные горы» и «Вальхалла» – это эталон того, как надо разрабатывать и производить игру. По-моему, в ней все идеально: от компонентов и механик до темы и того, как она отражается в тех же механиках. Любое действие, совершаемое мною в игре, имеет логическое объяснение в мире викингов, и я могу планировать свои ходы не в форме «двинуть – взять – кинуть», а «выбрать путь для похода – нанять воинов и отравиться с ними в приключение, которое обязательно закончится славной битвой».
John Company
Игра не про то, как управляли, но про то, как наживались на Ост-Индской Компании и как через нее британцы обдирали Индию как липку. В этой крайне социальной игре вы являетесь главой предприимчивой семьи, которая успела войти в управление Компанией, но только для того, чтобы устроить в ней на престижные должности своих сыновей, внуков, племянников и троюродных кузенов. Ведь это станет самым легким путем к богатству и возвращению на Остров на коне и с большим влиянием.
Так как история и конкретно этот период мне интересны, игра сразу же вошла в список моих любимчиков. Это одна из тех игр, которые я называю образовательными, потому что даже когда ты начинаешь в нее играть, ничего не зная о теме, в конце ты будешь в точности понимать, почему случилось то, что случилось и почему люди действовали так, как действовали. Вы буквально залезете в их башмаки.
Fief: France 1429
Франция во время междуцарствия и внутренних конфликтов, а вы тот, кто воспользуется всем этим, чтобы возвыситься и, – кто знает, – даже добраться до трона короля или самого Папы Римского. Простая и при этом очень хитрая игра, в которой хоть битвы и кровопролитные, но еще больше крови вы попортите в дипломатии. Игра настолько мною любимая, что недавно заказал ее полный апгрейд за бешеные деньги.
The Republic of Rome
Еще одна игра из образовательных. Если вы ничего не знаете о том, как устроена и как действовала Римская республика и империя, то не страшно – попробовать эту игру-симулятор римского Сената стоит. В конце вы будете не только знать почти все об том, как была устроена политическая система Древнего Рима, но и какие мотивы и мысли заставляли этих людей идти иногда осознанно, а иногда нет, к созданию величайшей цивилизации в человеческой истории.
Вам предстоит управлять фракцией в Сенате, привлекать в нее новых сенаторов, проталкивать выгодные вам законы и назначения, посылать врагов в провинциальную глушь или обвинять в коррупции, чтобы они не мешали вам на заседаниях. Полная палитра политической жизни в одной коробке.
Покорение Марса (Terraforming Mars)
Тут все просто. Я люблю научную фантастику, а в этой игре ее хоть отбавляй. Да, она хаотична и не очень элегантна по механикам, но как-то эта игра создает весьма логичные и интересные истории и заставляет нас играть в нее снова и снова. В какой-то момент пришлось ограничить количество партий в «Марс» в месяц, потому что не оставалось время на другие игры – мне ведь надо писать на что-то обзоры.
Древний ужас (Eldritch Horror)
Ну а тут и говорить нечего. «Древний ужас» сочетает в себе то, что я просто обожаю – нарратив и мир Лавкрафта. Она так же хаотична, и, зачастую, это она играет в вас, а не вы в нее, но это не имеет никакого значения. Мне даже проигрывать в эту игру безумно интересно, так как и в этом случае получается уникальная история.
А теперь несколько слов об играх, от которых я не в особом восторге.
Переоцененные игры
Это моя война (This War of Mine)
Ненавижу, бесценный! Ненавижу потому, что не понимаю, как она может кому-то нравится. Мое мнение о ней я вылил в обзор, и мне лень снова объяснять все на пальцах. Можно вот тут почитать.
Paku Paku
Игра про мытье посуды и панд на быстроту реакции с киданием кубиков. Безумно глупая игра, в которой все, что требуется от игроков – это бросать кубики.
Vast: The Crystal Caverns
Игра, ассиметричная не по игровому процессу и ощущениям, а по степени удовлетворения, получаемого игроками. Пока один играет за рыцаря в полноценное RPG с экипировкой, умениями и прокачкой, остальные решают математическую задачку «иди из точки А в точку Б ходом шахматного коня».
Фотографии игр взяты с сайта BoardGameGeek.
- О сложностях создания семейного древа. Интервью с Михилом Хендриксом, автором игры Наследие. Завещание герцога де Креси - 28.04.2021
- Не все то золото, что кряхтит? Обзор игры Труа (Troyes) - 09.04.2021
- Архитекторы успеха из Новой Зеландии. Интервью с геймдизайнерами Шемом Филлипсом и Эc Джей Макдональдом - 02.04.2021