Несмотря на то, что с момента выхода дополнения к игре «Сквозь века» я отыграл с ним больше двадцати полноценных партий в электронной версии, «картонная» только прибыла в Россию. А значит самое время рассказать о новых лидерах и поделиться советами по применению их способностей. Тем более, что если в базовой игре лидеры зачастую задавали направление стратегии, то многие лидеры допа более универсальны и нацелены на то, чтобы компенсировать слабые стороны цивилизации.
Эпоха А
Боудика
В начале вашей фазы действий:
Если ваша цивилизация одна из двух слабейших, получите 2 ресурса на обучение или улучшение военных отрядов. В противном случае получите 1 еду, 1 ресурс или 1 науку.
Военная предводительница древности. Дает хороший бонус, если вы лидер по силе (или хотя бы не входите в число двух слабейших игроков), а также помогает наращивать войска в случае отставания. Многие справедливо считают ее одним из лучших лидеров древности.
Клеопатра
Во время фазы действий у вас есть 1 дополнительный ресурс на строительство чудес или на строительство и улучшение городских зданий.
Многие считают ее более слабой версией Боудики, так как она дает только камни и только на строительство чудес и городских зданий. Но у Клеопатры нет жестких рамок для использования способности и иногда действительно лучше получить 1 виртуальный ресурс для чудес, чем 2 на войска, которые вы не можете обучить из-за нехватки еды и населения. Тем более, что в дополнении много хороших чудес эпох А и I.
Гиппократ
В начале своего хода поместите 1 желтый куб из общего запаса на вашу карту государственного строя (максимум 3 куба). После потерь желтых кубов в конце эпох I, II и III добавьте 1 из этих кубов в ваш желтый банк.
У меня хорошие новости для любителей стратегии «строй всего и побольше» — в дополнение к Моисею, который был единственным(!) лидером, специализирующемся на приросте населения, в дополнении появилось несколько новых. И первый из них – Гиппократ, который по факту не дает вам дополнительных людей, но позволяет частично избежать потери населения при смене эпох, заодно решая проблемы со счастьем. Медицина – залог здоровой нации!
Конфуций
Всякий раз, подготавливая событие или когда Конфуций покидает игру, получайте 1 науку. Вы можете использовать военные карты, не являющиеся картами событий, как события. Такие карты будут иметь эффект: «Каждая цивилизация получает 1 науку».
Древний мыслитель, который дает очень хороший прирост в науке, если вы постоянно играете карты в колоду событий и не боитесь пострадать от того, что туда накидали оппоненты. Идеален для того, чтобы быстро изучить Рыцарей или Мечников, а затем набирать очки науки не боясь пострадать от подкинутых в колоду неприятностей.
Сунь-Цзы
Ваша личная карта тактики не становится общей пока Сунь-Цзы в игре. В конце своего хода берите 2 дополнительные военные карты. Когда Сунь-Цзы покинет игру, подложите его карту под вашу текущую карту тактики. Она получает +1 к военной силе.
Вот настоящий агрессор! Этот господин позволяет набирать кучу военных карт и адаптировать под себя любую военную тактику, прибавив ей +1 к силе после своего ухода. Естественно, эту тактику (вместе с бонусом) могут скопировать оппоненты, поэтому рекомендую полагаться на кавалерию. Потому что пехота есть у всех, а Рыцарей в колоде всегда на одного меньше, чем участников. А если еще хотя бы одна из этих карт выйдет из игры, у вас будет солидное преимущество. Также может сочетаться с Чингисханом и его Тяжелой кавалерией из пехоты: 3 за пехотинцев + 4 за тактику + 1 бонус. Итого 8 силы за базовых воинов. Чтобы их перебить, оппонентам придется серьезно вкладываться в войну. И не забывайте про подкидывание нужных вам событий за счет хорошего добра военных карт.
Ашока
Если у вас в руке есть гражданские карты двух разных цветов, ваша цивилизация производит 1 дополнительный ресурс. Трех или более разных цветов — 1 ресурс и 1 еду.
Если честно, ни рыба, ни мясо. Обычно Ашока просто дает 1 ресурс при условии, что у вас в руке есть карты, которые вы не играете. Если таких карт много (и они разных цветов!), дополнительно дает еще 1 еду. Лично я предпочитаю не держать карты в руке, а играть их. А небольшой прирост еды в начале не дает нужной отдачи, только создавая проблемы с коррупцией. Поэтому я рассматриваю Ашоку только в том случае, если всех доступных лидеров разобрали, а новые из колоды еще не вышли.
Эпоха I
Изабелла Кастильская
Во время колонизации вы можете заплатить 1, 3 или 6 ресурсов, чтобы получить +1, +2 или +3 к бонусу колонизации.
Испанская королева, знаменитая поддержкой экспедиции Колумба. В игре дает прибавку к производству ресурсов и возможность тратить их, получая колонизационный бонус. Отличный лидер в поддержку стратегии игры на колониях, которая была весьма ситуативна в базовой игре.
Алиенора Аквитанская
Всякий раз, подготавливая событие, берите 2 военные карты. Получайте 1 культуру за каждую военную карту, сброшенную вами в конце хода. Заменяя этого лидера, получите обратно 3 гражданских действия вместо 1.
Еще она королева, специализирующаяся на розыгрыше событий. Несмотря на то, что у нее нет какой-то ярко выраженной стратегической направленности, Алиенора скорее культурный лидер. Предполагается, что вы не отстаете по военной силе, и активно играете выгодные вам события, дополнительно добирая за это карты и получая культуру за сброс лишних. Оставляет после себя богатое наследие в виде трех гражданских действий вместо одного обычного, что позволяет сделать резкий скачок вперед.
Ян Жижка
При создании армии вы можете считать каждую свою ферму отрядом пехоты или артиллерии эпохи А. Каждая ваша армия производит 1 культуру.
Согласитесь, было бы странно, если бы в чешской игре не было ни одного чешского лидера. И вот в дополнении появляется прославленный полководец и национальный герой Ян Жижка. Этот харизматичный дядька обладал талантом превращать обычных крестьян в серьезную боевую силу, нанося сокрушительные поражения превосходящим их числом профессиональным войскам. В игре это нашло отражение в способности считать рабочих на фермах пехотой или артиллерией эпохи А. Таким образом, благодаря Яну в игре появляется древнейшая артиллерия, а две стартовых фермы и один пехотинец превращаются в грозный Легион, что делает его очень хорошим защитным лидером.
Нострадамус
Всякий раз, подготавливая событие, получайте дополнительные 3 культуры. Когда событие подготавливает другая цивилизация, посмотрите его. При определении слабейшей цивилизации во время применения эффекта события или защищаясь против агрессии ваша цивилизация получает +3 к военной силе.
А вот и великий предсказатель, набирающий культуру за розыгрыш событий и позволяющий смотреть, какие события играют соперники. Важный момент – если Жанна д’Арк предсказывала верхнюю карту колоды событий, то Нострадамус видит события именно в момент их розыгрыша соперниками, то есть дает вам понимание какие события случатся, но не говорит в какой последовательности. Помимо этого, он защищает вас от негативных эффектов событий первой эпохи. Но нужно учесть, что его свойство работает только на эффекты, применимые к слабейшей цивилизации. Поэтому карты, которые дают бонусы сильнейшему Нострадамусу ничего не дадут. Не забывайте об этом при планировании!
Иоганн Гутенберг
Каждый ход у вас есть 1 дополнительное гражданское действие для того, чтобы построить, улучшить или взять из ряда карт библиотеку или лабораторию, потратив на 1 науку или 1 ресурс меньше. Выполняя это действие, получайте 2 культуры.
Первый европейский типограф, оказавший огромное влияние на мировую историю, порадует вас дополнительным гражданским действием и скидкой на получение, изучение, строительство или улучшение карт библиотек или лабораторий. Одинаково успешно поднимает как культуру, так и науку вашей цивилизации.
Саладин
После своей фазы действий выберите одно из двух: получить +2 к военной силе или получить 1 гражданское действие. Выбранный эффект будет действовать до следующего такого выбора или пока Саладин не покинет игру.
Этот товарищ дает вам либо одно гражданское действие, либо +2 к военной силе. Причем вы можете переключать эффект в конце каждого вашего хода. Достаточно универсальный лидер, который помогает и в мирное, и в военное время.
Эпоха II
Екатерина Великая
Один раз за игру как политическое действие вы можете заставить каждую цивилизацию слабее вашей потерять 1 желтый куб. Если хотя бы 1 куб был убран из игры таким способом (2 при игре вчетвером), получите 1 желтый куб.
Великую императрицу можно считать военным лидером, хотя бонусов к силе она не дает. Но возможность отнять население у соперников и прибавить себе может быть весьма полезна, особенно, если вы видите, что у кого-то назревает кризис с едой или настроением. Вдобавок Екатерина неплохо увеличивает прирост культуры.
Мария Терезия
Всякий раз, увеличивая население или получая желтые кубы, получайте 1 науку и 1 культуру. В начале вашей фазы действий получайте 1 ресурс на обучение и улучшение военных отрядов (3 ресурса, если ваша цивилизация одна из двух слабейших).
Австрийская герцогиня, специализирующаяся на приросте населения. Каждое увеличение популяции с ней будет давать цивилизации немного культуры и науки. Также она будет хорошим вариантом, если срочно нужно нарастить военную силу, а ресурсов на это нет.
Джеймс Уатт
Стоимость постройки и улучшения ваших ферм и шахт и исследование их технологий снижается:
эпоха III -4 ресурса, -4 науки
эпоха II -2 ресурса, -2 науки
Когда Уатт покидает игру, получите очки культуры, равные производству вашей лучшей фермы или шахты.
Человек, который поднимет вашу экономику с колен и разгонит ее до космических высот, если вы приберегли его до третьей эпохи. По сути более ранний аналог Билла Гейтса, только без науки. Идеальный пример использования – сыграть его, изучить Нефть и Механизированное земледелие и тут же переключиться на какого-то другого лидера. А полученные ресурсы можно пустить как на постройку чудес света, так и на войну.
Альфред Нобель
Заменяя Нобеля, вместо того, чтобы вернуть себе гражданское действие, положите его карту рядом с полем культуры. Начиная с этого момента каждая цивилизация получает 4 культуры в конце своего хода, если в течение этого хода она исследовала 2 или более технологии.
Очень необычный лидер, который сразу дает вам +2 к военной силе и +2 к приросту науки, а после отставки открывает для всех игроков возможность получения дополнительных очков культуры при изучении двух технологий за ход. В принципе на нем можно строить игру через науку, но, в таком случае, нужно по максимуму исключить возможность того, что кто-то еще будет изучать технологии с такой же скоростью как вы, чтобы не давать бонусов оппонентам. Обычно его берут просто для того, чтобы подтянуть просевшие параметры.
Антонио Гауди
Исследований технологий городских зданий стоит вам на 1 науку меньше за каждый иной тип городских зданий вашей цивилизации. Ваше лучшее городское здание каждого типа производит 1 дополнительную культуру.
А вот это ярко выраженный культурный лидер, который гарантирует огромный скачок, если вы к нему подготовились. Поскольку он дает культуру и скидку на изучение технологий за каждый тип городских зданий, к его приходу обязательно нужно иметь как минимум три таких постройки. Лаборатория и храм напрашиваются сами собой, третью выбираете по вкусу. Если соберете фулл хаус, будете получать +5 к культуре, не считая бонусов самих построек.
Чарльз Дарвин
Каждый ваш храм приносит на 1 счастье меньше. Каждая из ваших лабораторий производит 1 дополнительную культуру. Забирая карту технологии из ряда карт, тратьте на 1 гражданское действие меньше, но не менее 1 действия.
Культурно-научный лидер, позволяющий получать технологии раньше, чем они дойдут до начала ряда с минимальными затратами. Может дать весомый прирост культуры, если вы играете через библиотеки. Главное тогда не забыть построить арену, потому что на религию с Дарвином лучше не рассчитывать :)
Эпоха III
Мария Склодовская-Кюри
Ваша лучшая шахта производит очки науки, равные ее уровню. Ваша лучшая лаборатория лаборатория увеличивает военную силу вашей цивилизации на количество, равное ее уровню. Мария производит культуру, равную большему из этих двух показателей.
Женщина, которая делает все и сразу: дает науку за шахты, военную силу за лаборатории и культуру просто потому что может! К сожалению, она скорее вспомогательный лидер, помогающий компенсировать слабые стороны цивилизации, чем локомотив, несущий вас вперед к победе. Тем не менее, не стоит ее недооценивать.
Марлен Дитрих
Каждый из ваших лучших театров производит 1 дополнительную культуру и 1 счастье. Один из ваших отрядов пехоты, кавалерии или артиллерии учитывается дважды для получения бонуса карты тактики.
Мне кажется, что Дитрих предполагалась как защитный лидер, который помогает набирать культуру и решает проблему с обороной от агрессоров. Не знаю, баг это или фича, но она оказывается намного эффективнее в войне: изучаем Авиацию, строим два самолета и экономим на солдатах для формирования армии, получая огромный рывок в военной силе. В комбинации с Джеймсом Уаттом может переломить исход игры в вашу пользу на завершающих этапах.
Стив Джобс
Ваша лучшая лаборатория приносит вам количество счастья, равное ее уровню. Всякий раз, исследуя технологию, вы можете потратить 1 ресурс, чтобы получить 4 культуры.
Яблочный гуру специализируется на лабораториях, но по факту дает культурный бонус, за который еще и нужно каждый раз платить. Потенциально может набрать много очков, если у вас хорошо развита наука и промышленность.
Нельсон Мандела
Если у вас нет недовольных рабочих, забирая эту карту из ряда карт, потратьте на 3 гражданских действия больше.
В конце своего хода получите 1 культуру за каждое счастье сверх необходимого количества.
Один из моих любимых лидеров дополнения, обеспечивающий огромнейший прирост культуры, если у вас переизбыток счастья. Прекрасно сочетается со всем, что увеличивает ваше население: колонии, Римские дороги, Океанические перевозки и, конечно, Статуя Свободы. Да и лишнее гражданское действие всегда пригодится.
Пьер де Кубертен
Каждая ваша арена производит 2 культуры. Один раз за игру перед своим политическим действием объявите начало Олимпийских игр: получите 8 культуры, до вашей следующей политической фазы любая цивилизация, совершая агрессию или объявляя войну, теряет 8 культуры.
Основатель современных Олимпийских игр позволяет набирать культуру с помощью арен. Но главное его свойство — это возможность раз за игру объявить перемирие, нарушение которого грозит потерей 8 очков культуры. Если разрыв по военной силе большой, агрессора это вряд ли остановит, а если не очень, однозначно склонит чаши весов в вашу пользу. Вдобавок эта способность добавляет в игру интерактивности: можно предлагать свою помощь более слабым игрокам в обмен на какие-нибудь бонусы, вроде пактов или полезных вам событий, заброшенных в колоду.
Ян Флеминг
Ваша лучшая библиотека и лучший театр производят дополнительное число культуры, равное их уровням. В начале вашей фазы политики посмотрите военные карты одного из игроков. Вы не можете выбрать одного и того же игрока два раза подряд.
Автор историй про Джеймса Бонда не только дает кучу культуры, но и добывает информацию о планах соперников не хуже, чем агент 007. Это дает широкий спектр возможностей, начиная с понимания того, какие карты Влияния могут быть добавлены в финальный подсчет очков, и заканчивая оценкой обороноспособности цивилизации для последующего нападения на нее. Мой однозначный фаворит в дополнении.
Напомню, что у нас есть гид по лидерам базовой игры, советы по стратегии, а так же обзоры оригинальной игры и дополнения.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021