Честно скажу, что с миром «Игры Престолов» до этой настольной игры я знаком не был. Хотя, конечно, наслышан от друзей и коллег по работе, бурно обсуждающих сериал. Карточная версия понравилась мне буквально с первой партии на троих, которую я, разумеется, проиграл. За ней последовало еще около пяти дуэлей, которые я так же проигрывал одну за другой. Но это только подогревало мой интерес к игре, и к этому времени я уже заказал себе свою коробку, коротая жгучее ожидание посылки за чтением первого тома «Песни Льда и Пламени».
Как бы я кратко описал эту игру?
Во-первых, это живая карточная игра (LCG), наследница коллекционных карточных игр (CCG), со всеми вытекающими последствиями — мы собираем себе колоду из большого пула карт, а затем сражаемся с оппонентами.
Во-вторых, она невероятно жестока и требовательна к навыку игрока — уровень принятых решений здесь очень высок. И вариант скачать топ-деку из интернета и всех побеждать, который с некоторой долей успеха сработал бы в «Magic: the Gathering», здесь не прокатит.
И, в-третьих, она удивительно элегантна и выверена до мелочей — «Fantasy Flight Games» на карточных играх уже собаку съели. Тем более, что это уже третья инкарнация «Игры Престолов» в формате ККИ/ЖКИ.
В общем, если вы любите карточные игры, ее однозначно стоит попробовать. А если неравнодушны к «Игре Престолов», тем более!
Не буду утомлять вас пересказом основного сюжета игры, ограничившись цитатой с коробки. Великие дома Семи Королевств сошлись в борьбе за престол Вестероса: на вашем столе развернутся интриги, предательства и эпические сражения. В «Игре Престолов» есть только победа или смерть — и никаких полумер.
Второе издание карточной «Игры Престолов» увидело свет в 2015 году. До него существовало первое издание, частично локализованное компанией «Мир Хобби», и коллекционная карточная игра, вышедшая в далеком 2002 году («сериальную» версию игры, представляющую собой демо-версию первого издания, в расчет мы не берем).
Чем они все отличаются, объясняться не возмусь. Знаю лишь, что по сравнению с предыдущим изданием, вторая редакция намного лучше в плане дизайна и упорядоченности правил — то есть более дружелюбна для новичков. Из игры убрали ненужное поле, переработали титулы, увеличили полезность карт довесков (attachments), добавили дом Тиреллов и Ночной Дозор и разрешили нормально собирать колоды из двух фракций. Что, кстати, ни коим образом не противоречит книге — одни и те же персонажи меняли свои взгляды, поддерживая разные стороны.
Всякая ссадина — это урок, а каждый урок идет на пользу
В чем, собственно, суть?
В «Игре Престолов» колода состоит из двух основных частей: по сути двух разных колод. Основная колода включает 60 карт — персонажей, снаряжение, локации, и события. Еще 7 карт составляют колоду замыслов (plot), которые разыгрываются по одному в начале каждого хода. Именно замыслы задают основную стратегию в игре: они приносят золото, на которое разыгрываются все остальные карты; определяют лимит руки и очередность хода; силу эффектов, применяемых к победителю вызовов (claim value) и обладают каким-либо полезным свойством. Их разумное применение и умение адаптироваться к ситуации дорогого стоит.
Задача игрока — набрать 15 жетонов власти, которые добываются в различных вызовах (challenges), с помощью доминации (dominance) и способностей персонажей. В отличии от классических ККИ, в «Игре Престолов» персонажи не обладают параметрами атаки и здоровья. Вместо этого у них есть показатель силы и иконки вызовов, в которых они могут принять участие. Всего таких вызовов три: интрига, власть и сражение. В свой ход игрок может один раз инициировать каждый из вызовов, повернув карты участвующих в них персонажах. В ответ противник назначает защитников, так же поворачивая свои карты, после чего подсчитывается сила сторон и выявляется победитель.
Победа в интриге позволяет выбить из руки оппонента случайную карту, победа в сражении — убить одного из персонажей противника по его выбору и, наконец, победа во власти позволяет забрать у соперника один жетон власти. При этом, если противник не выставил защиту от брошенного ему вызова (или суммарная сила защитников равна нулю, ведь в игре престолов случаются всякие неприятные ситуации), победитель дополнительно получает один жетон власти за неотвеченный вызов (unopposed), независимо от типа атаки. Но все эти награды доступны только атакующему игроку. Если победил защитник — ничего не происходит, он просто успешно отразил нападение.
Сразу скажу, отразить все вряд ли получится — всегда придется чем-то жертвовать. Главное, стараться отвечать на вызовы, чтобы не дать противнику дополнительных очков власти. Сложность заключается в том, что после того, как закончил свои действия атакующий игрок, ход передается защитнику, а повернутые персонажи так и остаются повернутыми. Другими словами, увлекшись обороной, у вас может не остаться сил на ответное нападение. Но и бросаться сломя голову в атаку тоже не стоит.
Все это противостояние активно приправляется свойствами персонажей, которые могут обходить защиту, атаковать не поворачиваясь, получать дополнительные жетоны власти, заставлять противника сбрасывать карты из колоды и прочее, прочее, прочее. Кстати, все способности очень тематичны — Григор Клиган сеет смерть и разрушение, Серсея плетет интриги, которые чужды благородному Эддарду Старку, а Сирио Форель способен обучить фехтованию любого персонажа.
Все карты, включая персонажей, делятся на обычные и уникальные, которые могут быть выложены на стол в единственном числе. И если уникальный «именной» персонаж погибает, вы не сможете разыграть его повторно, даже имея копию на руках — Игра Престолов жестока. Зато эти копии можно использовать для усиления этого персонажа во время игры — дубликат подкладывается под выложенную карту и может быть сброшен, чтобы спасти героя от гибели. По сути, каждый дубликат это дополнительное очко здоровья.
Как только все игроки закончили свои активные действия, начинается фаза доминации — один жетон власти достается стороне, сохранившей больше силы, которая суммируется с неповернутых персонажей и оставшихся запасов золотых монет. Затем все сыгранные карты возвращаются в исходное положение, оставшееся золото сбрасывается и начинается новый ход.
Вот, в общем-то, и все правила. Нюансы я намеренно опустил, дабы не растекаться мыслью по древу. Лучше перейдем к впечатлениям.
Ум — вот мое оружие
«Fantasy Flight Games» имеет огромный опыт издания карточных игр, поэтому в отношении качества придраться не к чему. Правила отлично структурированы и разделены на две книжки — «быстрый старт» и подробную книгу правил. Качество компонентов также на высоте — толстый картон жетонов, плотные карты. Атмосфера «Игры Престолов» передана великолепно: персонажи гибнут один за другим, козыри в рукавах разрушают смелые планы оппонентов, а игрок всегда стоит перед тяжелым выбором. В копилку плюсов добавим развитое игровое сообщество, наличие удобной электронной базы карт, совмещенной с конструктором колод и отличную турнирную политику.
Поклонники игры даже перенесли ее в цифровой формат. Поиграть в «Престолы» теперь можно на любом устройстве с выходом в интернет. Игра запускается прямо в браузере.
Просто заходите на сайт throneteki.net и абсолютно бесплатно наслаждаетесь игрой онлайн. Интерфейс сайта весьма дружелюбен, все основные действия и эффекты карты в игре полностью автоматизированы, а если что-то вдруг работает некорректно, всегда можно поправить ручками через командную строку. Загружать готовые колоды можно прямо через базу карт, сохранив их в текстовом формате.
Игра очень динамична — с первого же хода у вас на столе есть карты, которыми можно действовать, и каждое действие приносит осязаемые результаты. Жетоны власти набираются достаточно быстро, поэтому партии в среднем длятся ходов пять.
А еще в «Игру Престолов» можно играть втроем и даже вчетвером, для этого есть небольшая дополнительная колода титулов, которые выбираются игроками посредством закрытого драфта в начале каждого хода, определяя союзников и противников. Это совсем другой, не менее интересный, формат игры.
Есть и отрицательные стороны. «FFG» не были бы собой, если бы не умели стричь деньги с фанатов. Каждая их LCG-игра использует одну и ту же схему: базовый набор включает основу для игры, каждый месяц выпускаются небольшие блистеры с фиксированным набором из 20 карт по три копии каждой, а примерно раз в полгода выходит делюкс-пак, включающий около 55 карт, так же по три копии каждой. Подвох в том, что базы на самом деле недостаточно для игры — большинство карт в ней представлено всего в одном экземпляре, тогда как по правилам разрешено иметь до трех копий каждой, поэтому нормальную игровую колоду не составить. Позиционируется это как обучающий набор для ознакомления с игрой. Так что готовьте денежки сразу на две, а лучше на три базы. Хорошо хоть, что на этом основные затраты заканчиваются.
Этот недостаток немного сглаживается тем, что купив комплект, вы сможете играть в него дома вместе с друзьями, используя колоды разных домов — пересечений по картам будет минимум.
Важный момент! Поскольку игра издается циклами, привязанными к сюжету книг и сериала, в новых наборах можно найти карты старых персонажей с измененными способностями, отражающими развитие этих героев: дети вырастают, воины и политики набираются опыта, а предатели переходят на другую сторону. Такие карты по желанию игрока заменяют свой предыдущий вариант. То есть в игре не может быть два разных Тириона или Сансы. Причем нельзя однозначно сказать, что все новые варианты лучше старых — порой способности и тех, и других могут быть важной составляющей какого-либо комбо.
Второй минус это то, что некоторые иллюстрации кочуют из одной игры «FFG» в другую. Да, это второе издание, но некоторые рисунки я встречал и в «Game of Thrones: The board game» — той, которая глобальная военная стратегия. А вы говорите «Берсерк», «Берсерк»…
Так же наблюдаются некоторые проблемы с балансом, которые, почти наверняка, будут исправлены с выходом новых наборов. Тем не менее, сверхпопулярность Ланнистеров в текущей мете порядком раздражает. В то время как, например, за Ночной Дозор или Тиреллов практически никто не играет.
Выбирать всегда больно
Подытожим. «A Game of Thrones: the card game. Second edition» — отличная хардкорная карточная игра, требующая глубоких расчетов и планирования. Быстрые и жесткие партии раззадоривают — в игру хочется играть еще и еще. А большой пул карт, восемь фракций и возможность их комбинировать создают огромную реиграбельность.
На каждом этапе игрок принимает непростые решения, сказывающиеся на результате всей партии. Атаковать первым или играть от обороны? Какой замысел разыграть, какие карты ввести в игру, а какие лучше приберечь? Какой вызов можно проиграть, а какой нельзя? Голова гудит от вопросов. Но это приятное чувство — чувство собственной ответственности за принятые решения.
Второе издание увидело свет только в прошлом году, а выход дополнений у «FFG» распланирован на несколько лет вперед. Еще не поздно присоединиться к борьбе за трон Вестероса!
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021