Сегодня на виртуальных страницах «Бородатого блога» новый выпуск рубрики «Топ-13». На этот раз о своих любимых и нелюбимых играх расскажет Артем Осишнюк с канала Beaver Games. С полным соблюдением формата мы также немного побеседовали на несколько настольных и околонастольных тем. Так что если вам интересно, какие игры предпочитает Артем, самое время об этом прочитать!
Привет, Артем! Прежде, чем мы перейдем непосредственно к играм, предлагаю ответить на несколько вопросов. Сначала расскажи немного о себе и о том, как тебе пришла идея создать свой канал на YouTube. И да, в честь какого бобра ты его назвал?
Ну, начнем с того, что я – веселый и харизматичный парень, с хорошим чувством юмора и без намека на скромность :)
Настолки в современном понимании я для себя открыл примерно 8 лет назад, когда пошел работать после института, и они меня настолько затянули, что до сих пор не могу уйти. Для выбора новых игр для ПнП (да-да, одно время я был жестким пиратом и горжусь этим!) я тогда следил за обзорами Братца Ву и Радо. И в один день просто подумал: а почему бы не попробовать самому снять обзорчик на какую-нибудь игру? Я верил, что должно неплохо получиться, ведь за плечами у меня был немаленький сценический опыт. Как раз тогда я прикупил несколько настолок от «Хоббиков» и снял на одну из них первое видео. Конечно, сейчас при просмотре у меня возникает неуправляемое чувство facepalm’a, но в то время мне так понравилось высказывать мнение, свои впечатления. Так вместе со своей женой и другом я начал снимать на телефон ламповые как их сейчас называют летсплеи и обзоры за кухонным столом. Цветокоррекция, обработка звука – все это было чуждо для меня. Хоть какие-никакие навыки монтажа были, и то хорошо.
Конечно, когда дело пошло, наступило время как-то назвать канал. Воображение у меня настолько большое, что я просто ничего не мог придумать. Но нашел выход по шаблону! Однажды меня мой любимый мультфильм детства «Злюки Бобры» (Angry Beavers) уже выручил, помог создать первую почту на gmail и никнейм для онлайн игр. А теперь я, недолго думая, назвал так канал, поменяв одно слово на Games. Ну, разве я не гениален, ахах!)
Если честно, игры я покупал не очень охотно, поэтому и развивать свой канал особо не видел смысла. Все шло как-то ровно, пока однажды мне не написали Хоббики и не предложили игры на обзоры. А у меня тогда было всего 200 подписчиков. Ну все и закрутилось!)
Многим, и мне, в том числе, кажется, что канал на YouTube – это верный источник дохода. Скажи, хватает ли вырученных средств на содержание трех твоих вилл и нескольких яхт?
Я думаю, это один из животрепещущих вопросов у всех)
Можно ли зарабатывать, имея канал на Ютьюбе? Конечно можно! Можно ли зарабатывать, имея канал на Ютьюбе про настолки? Если да, то мне про это не известно) Так что я, как и, наверное, все блогеры в России и Украине, имею основную работу и занимаюсь блогом только в свободное время.
Ладно, карты на стол, срываем занавес) Я не знаю на каких условиях работают с издателями другие каналы, но сам практически всегда делаю обзоры просто за присланные коробки. Я выбираю игры, которые хотел бы обозреть, и мне их присылают. Причем не всегда даже с бесплатной доставкой ;)
А за счет монетизации канал приносит в месяц ровно в 2 раза больше, чем я плачу за электроэнергию, потраченную на съемки и монтаж) Так что единственным возможным средством дохода остается реклама. Ну, и, конечно, донат, про который я слышал, но сам, честно говоря, не видел уже давненько ;) Вот и приходится всю аппаратуру и техническое оснащение обновлять за свои кровные. А что поделать? Ведь зрителю хочется зрелищ и качества! Вот такая история от злого бобра ;)
А если отойти от финансового аспекта, то благодаря чему ты продолжаешь вести свой блог и еще не забросил его?
Хм… Знал бы ты сколько раз я уже почти закрывал канал (прямо как российские топ-блогеры) и забивал на все. Но потом вспоминал, что у меня лежит еще пара коробок от издателей, и мне просто не удобно перед ними, и продолжал работать. А тут еще какое-нибудь письмецо на почту приходит со словами «Артем, очень нужен обзор, сделай, пожалуйста». Я-то человек открытый и всегда иду на встречу.
На самом деле, я, наверное, и сам не смогу дать четкого ответа о том, почему я продолжаю заниматься блогом. Может из-за чистой любви к настолкам. Просто времени на поиграть у меня не так много, а благодаря блогу появляется отговорка – мол, мне нужно и все тут ;)
Что дается тебе сложнее всего при работе над блогом?
На самом деле, ведение канала – это немалый труд, ведь времени на один обзор с момента получения коробки до финального видео уходит порядка 8-10 часов чистой работы, без учета партий в саму игру. И это я еще беру по минимуму. В связи с тем, что я вдобавок еще и молодой папа, времени на съемки и монтаж катастрофически не хватает. Поэтому приходится заниматься блогом после того, как малышка засыпает, то есть в 11 ночи, так что волей-неволей переквалифицировался в сову)
Ну, и что бы все успеть, за раз я снимаю 2-3, а то и больше, видеоролика. Самое сложное – это не допустить ошибок при съемке, как в визуальном плане, так и в объяснении правил, ведь в голове удерживаешь не только информацию о нескольких играх, но и планах съемки. Какие-то неточности в объяснении – это прямо мой бич! Меня уже можно называть «мистер Косяк» ;)
Насколько просто для тебя покупать настольные игры? Например, в Белоруссии существующий налог на ввоз товаров из-за границы вызывает сложности для увлекающихся настольными играми. В России основным ограничителем уже некоторое время выступает высокий курс валют. Если какие-то подобные ограничения на Украине?
Честно говоря, из-за рубежа я заказывал игры всего пару раз, и то по большой скидке, поэтому даже с учетом доставки мне выходило конфеткой.
В целом, цены на настольные игры, я думаю, везде кусаются, и Украина не исключение. Да в этом году у нас появилось несколько новых локализаторов, которые решили взяться за довольно интересные новые игры, например, «Остров кошек», «Res Arcana» или «Marvel Champions: The Card Game». Конечно, цена на эти коробки будет либо такой же, как за рубежом, либо дешевле, что позволит неплохо сэкономить на доставке. А вот что касается локализованных игр из России, то ценник на них у нас отличается чуть ли не на 30%, и это, конечно, не может не огорчать. Всему виной неоправданно высокая цена доставки, которая временами идет даже не напрямую, а через другие страны – думаю, всем известно в каких отношениях находятся наши государства. Настольное хобби и так никогда не было дешевым удовольствием, а сейчас перерастает в раздел для очень узкого круга, что может сказаться на общей популяризации. Но все же надеемся на наших издателей, что им удастся брать больше игр для нашего рынка, чтобы повысить доступность настолок.
Не потерял ли ты интереса к настольным играм? Не стали ли они для тебя работой?
Вообще, у меня есть такая фишка: мое хобби живет до того момента, пока я в нем чего-то не добьюсь, после чего я уже не стремлюсь к совершенству и просто забиваю на него. Но вот настолки как-то засели во мне глубоко, и со мной они уже больше 8 лет. Иногда смотришь на свои игры, лежащие на полках и на которые нет времени, и думаешь: «Ну зачем тебе столько? Может, хватит?». А потом видишь кучу анонсов и новинок, и в тебе разгорается огонь любопытства – что эта игра предложит, а как эта играется. И все начинается с новой силой.
Да, время от времени я ловлю себя на мысли, что канал уже стал чуть больше, чем хобби. Но работой? Нет! Работа должна приносить прибыль, а здесь даже о подработке речи особо не идет. Скорее, блог стал для меня некоей обязанностью. Я знаю, что каждую неделю должен сделать не меньше двух роликов, и порой заставляю себя брать камеру, раскладывать новую игру на столе и снимать. Я не люблю отговорки типа «у меня нет настроения» или «я потерял вдохновение». Это все лень, которую нужно искоренять! Так что если взял ярмо, тяни его. Хотя, опять же, у всех разное отношение к блогингу, но все же мы все в ответе за тех, кого приручили ;) Это я о зрителях канала, истинных фанах, которые постоянно ждут новый контент на канале.
Сколько партий ты отыгрываешь в игру, прежде чем поставить ее на полку покрываться пылью?
Для меня почти каждая настолка раскрывается уже на этапе изучения правил. Становится понятно, что она может представлять собой, какие эмоции я могу от нее получить. Бывают игры, в которые хватает и одной партии, чтобы познать все, что она может предложить игрокам, а бывают и такие, где, даже сыграв 3-4 партии, ты не до конца уверен, все ли получил. Обычно это касается масштабных игр, последней из таких для меня стал «On Mars». Вроде и правила логичные, и асимметрии на старте нет, но чтобы полноценно отыграть партию потребовалось немало времени. Конечно, бывают игры, которые по правилам вообще ничего не рассказывают. Те же «Особняки Безумия» или «Маятник» – пока не попробуешь, как там все устроено в действии, сложно составить мнение.
К сожалению, мне все реже удается выделить время, чтобы сесть за понравившиеся игры спустя время. Постоянно есть что-то новое, еще не распакованное, которое нужно побыстрее разобрать, отснять и выложить. Я и с этим не успеваю, ведь у меня на канале много различных рубрик: игры Roll ‘n’ write, цифровые настолки, топы – чтобы все поддерживать на плаву, приходится отодвигать обзорные видео)
Ну что ж, я думаю, хватит разговоров, пора приступать к основной теме – твоим любимым и нелюбимым играм.
Поехали. Как и полагается, начну с первых.
Топ 13 игр Артема Осишнюка
Любимые игры
Подводное погружение (Deep Sea Adventure)
Маленькая… Нет, не так. Крохотная игра от японских авторов, которая смогла поразить меня до глубины души. Настолько простая в понимании идея сбора тайлов сокровищ со дна океана на скорость смогла уместить немало взаимодействия. Напряжение от постоянной возможности остаться на дне без кислорода, потеряв все сокровища, постоянно тяготит. Однако ты просто не можешь остановиться и продолжаешь собирать их, двигаясь все ближе и ближе ко дну, хотя тем самым ты увеличиваешь шанс не только своего проигрыша, но и потопления всей команды. Для меня «Подводное погружение» стало прямо настоящим открытием в свое время.
Trajan
Вообще, видимо так звезды сложились, что я все же больше евроигрок, чем приверженец америтрэша. Возможно, из-за тех компаний, в которых мне приходилось играть. Но сейчас не об этом. Так вот. Евро от Штефана Фельда мне стали очень и очень близки. Мне нравятся «Брюгге», «Forum Trajanum», «Aquasphere». Но выделю я все же «Траяна», в первую очередь за его рондель, используемый при выборе действий. Ведь в игре он не совсем обычный, а в стиле манкалы, где тебе приходится брать все фишки с ячейки и оставлять по одной за каждый сектор. Ну, и конечно огромный выбор действий и различное их переплетение просто не оставляет меня равнодушным.
Tobago
Игры на дедукцию мне всегда нравились. Однако «Тобаго» предлагает, скажем так, обратное этому. Да, игрокам предстоит отыскать некое сокровище пиратов на затерянном острове, но его поиском занимаются сразу все. В «Тобаго» мы разыгрываем подсказки на определенные виды сокровищ, пытаясь сузить место локализации, чтобы после приехать и поднять их. Очень круто, что игра вознаграждает каждого, кто помог в поиске, но самое интересное в том, что все игроки получают сокровища по количеству подсказок, а потом все они замешиваются в общую кучу, достаются по одному и предлагаются игрокам. И, зная какие сокровища там могут быть, игроки пытаются урвать наилучшие, рискую нарваться на проклятые. В итоге получился очень прикольный симбиоз двух механик: своеобразного push your luck и поиска сокровищ.
Ярость Дракулы (Fury of Dracula)
Погоняться за Дракулой во время викторианской эпохи? Держите меня семеро. Игра очень хороша в своей категории настолок с тайным перемещением. Конечно, здесь большой упор делается на игру за самого Графа, и если игрок, отвечающий за него, хороший, партия превысит все ожидания. Хитрые ходы, обманки, мозговые штурмы при распутывании клубка передвижений – все это постоянно держит в напряжении всю группу, не давая отвлекаться на что-либо другое. Отличная атмосфера, приятный арт, если так можно сказать про игру с кровью и вампирами, ну и, конечно, постоянное предвкушение встречи с самим Дракулой или его приспешниками.
Так как я не играл в «Black Angel», которая использует схожую механику, я поделюсь с вами впечатлениями от «Труа». Превосходная игра с отвратительным артом. Ну, это мое личное мнение. На самом деле этим грешит немало классных евроигр, тот же «Кейлюс» или «Ханса Теутоника». Но «Труа» предлагает очень клевые механики выбора рабочих и их использования, и это полностью перекрывает все минусы. Впервые сев за «Труа» я реально потерялся в ее иконографии. Мне было тяжело разобраться, что же значат эти картинки, ведь текст-то, как известно, для слабаков. Но уже спустя партию ты можешь на лету все читать, понимая все возможности, что открываются с новыми картами.
Кстати, возвращаясь к арту. Интересно, только мне внешний вид игры сразу же навевает какое-то чувство безысходности и уныния? Хотя, оглядываясь на тему, это даже в плюс игре. «Труа», возможно, не стала бы откровением, выйдя она сейчас, но для меня это все еще очень хороший середнячок, в который ты с радостью сядешь сыграть партейку в любой момент.
Биржа (Stockpile)
Аукционы – это моя слабость. Люблю их, и точка. И вот «Биржа» предоставляет отличные аукционы, которые пусть и не совсем свободные, то есть мы не можем поднимать ставку на сколько хотим, но все же добавляет персика, благодаря эффекту неожиданности и планирования. Здесь мы сами формируем рынок, выкладывая акции на ячейки то в открытую, то в закрытую, и это добавляет интриги и стратегии в игру. Нужно не только выиграть нужный аукцион, но и понять какая из ячеек самая выгодная. Многие игроки могут хитрить, выкладывая в закрытую очень нужные карты, тем самым путая соперников. Ну и конечно управление таблом, на котором изменения цен производят все игроки, влияя на стоимость акций. Все вместе это очень круто получается.
Keyflower
Ох уж эти поселенцы! Так и норовят занять новые земли, выстроив на них свои новые деревни. И здесь мы этим занимаемся с помощью аукционов, но на этот раз ставки делаются с помощью поселенцев. Очень крутая идея, когда в принципе всем известно сколько и каких миплов берет каждый из игроков для активации и ставок, но за всем уследить довольно непросто. Круто, что здесь ты можешь не только делать ставки за тайлы на рынке, но и сразу их активировать. Правда, этим ты поможешь игроку, кто выиграет тайл в конце аукциона. И вот этот момент – активация чужих зданий – является в игре очень важным, ведь нужно просчитывать пользу от действия для себя и противника. Вообще, игра очень многогранная, имеющая отличное разнообразие, а дополнения лишь расширяют возможности, по факту не сильно перегружая базу.
Замки Бургундии (The Castles of Burgundy)
Так уж повелось у меня, что я частенько грешу, выделяя «Замки Бургундии» среди остальных евроигр и поднимая их на вершины своих топов. Не знаю, почему она мне настолько нравится, ведь я даже, скажу по секрету, не со всеми допами в нее играл. Но, как ни крути, ее разноплановость и разнообразие от партии к партии все же заставляют меня возвращается к ней. Да, конечно, игра имеет костяк по действиям, без которых ты ничего не сделаешь, но, скажем, выбор направления в желтых тайлах или набор очков через животных остаются за тобой. Но больше всего мне нравится простая механика выбора действий с помощью кубов. Да, это случайность, которая отчасти меня бесит, но она же и придает игре возможности. Тебе всегда нужно быть готовым к тому, что придется использовать и пару рабочих.
Жаль, еще не довелось попробовать юбилейную коробочку, но я уверен, это скоро случится.
Eclipse: New Dawn for the Galaxy
В последнее время не удается мне сыграть в эту космоэпопею, но, как ни крути, игрушка недаром занимает свое место в топ-50 лучших игр. Отличная 4Х, в которой есть все, за что мы любим такие стратегии. Новые планеты и миры, большие корабли с возможностью апгрейда и, конечно, планшет технологий с прокачкой. Понятно, что в каком-то смысле игру делают именно расы, которые имеют ассиметричные абилки, влияющие на методы игры и стратегии в партии. В общем, классика космической романтики.
Hansa Teutonica (Ганзейский союз)
Эта игра давно уже забралась ко мне в сердце, как и в сердце моей жены. Не знаю, чем именно она покорила мою жену. Возможно, тем, что ей все-таки удается обыграть меня в «Хансу». А я люблю эту игру за отсутствие рандома и довольно точные просчеты, которые очень сильно помогают. Да, здесь все довольно просто: строим маршруты между городами, занимая в них места своими домиками. Но основная борьба ведется за дороги, ведущие в главные города, которые приносят бонусы и помогают в развитии планшета. Вот тут как раз и разворачиваются баталии и стратегии. Да, игра с одной стороны злая, потому что тебя постоянно выталкивают с различных пест, причем иногда и пинком под одно место, но она всегда добра к таким людям, давая им возможность выставить пару дополнительных фишек на поле. И вот эта «война» представляет собой особый момент, добавляющий так много очков в ее пользу.
Нелюбимые игры
Взрывные котята (Exploding Kittens)
Понятное дело, до полноценной настолки «Котята» не дотягивают, так что им здесь самое место. Игра, в которой по факту и нет ничего для игроков, все свойства прямолинейные, юмор на уровне школьного КВН. Еще меня убивает возможность забрать у кого-то единственный шанс на спасение или достать карту взорвавшегося котенка и положить ее на самый верх, просто так подставив следующего игрока. Да, я понимаю, игра по фану и вовсе не для обычных настольных посиделок, для вечеринок, но ничего не поделать, «Котята» – это не мое.
Зельеварение
Я уже говорил про нее в своем топе настольных игр, которые я не люблю, но повторюсь специально для вас!
Самое интересное, эту игру одно время любила моя жена, и мы частенько раскладывали ее на столах вне зависимости от компании. Но она же просто кошмар! Начиная от того, что у тебя по факту почти нет контроля, так еще и игроки могут объединяться, помогая друг другу и добавляя ингредиенты, даже когда это не выгодно. И эта дружеская взаимопомощь не слабо так ломает игру. Дополнения к ней, особенно второе, удлиняет игру раза в три, превращая ее в истинную каторгу. Так что если к вам придут в гости ваши враги, предложите им сыграть в «Зельеварение» со всеми допами – пусть приучаются ;)
DungeonQuest
Скажите, вам нравится проигрывать в партии, еще не начав ее, или, к примеру, не иметь вообще никакого влияния на то, что происходит в игре? Если ответ «да», то добро пожаловать в «Dungeonquest». Игра, рожденная рандомом. Для вашего понимания: сутью является сбор сокровищ, которые охраняет дракон в середине подземелья, и, чтобы их украсть, нужно вытянуть из колоды карту. Если дракон спит, тогда можно забирать сокровища и улепетывать. А чтобы до них добраться нужно пройти череду задогоретельных квестов, начиная от встреч с монстрами (боевка в игре, я вам скажу, очень не подходящая духу и довольно муторная) до кучи ловушек, которые при провале проверки просто вас убивают и все, конец игры. То есть здесь один сплошной push your luck. И все бы ничего, не будь она такой огромной: куча видов карт, целая стопка тайлов, все выглядит масштабно, а играется как …..
- О сложностях создания семейного древа. Интервью с Михилом Хендриксом, автором игры Наследие. Завещание герцога де Креси - 28.04.2021
- Не все то золото, что кряхтит? Обзор игры Труа (Troyes) - 09.04.2021
- Архитекторы успеха из Новой Зеландии. Интервью с геймдизайнерами Шемом Филлипсом и Эc Джей Макдональдом - 02.04.2021