Одним из известнейших городов Бельгии по праву является Брюгге, расположенный в провинции Западная Фландрия. В средние века он был одним из крупнейших морских портов и важнейшим центром торговли — именно в Брюгге была основана первая в мире биржа. Сейчас же это туристический центр, сохранивший свой изящный средневековый облик на протяжении столетий. Мощеные улочки, резные фасады «пряничных» домов, древние храмы и церкви — город словно нарисован кистью сказочного художника. Одной из отличительных черт Брюгге являются и многочисленные каналы, давшие ему прозвище Северная Венеция.
Настольная игра «Брюгге» переносит нас в XV век, во времена расцвета этого города. Игрокам в роли торговцев предстоит побороться за влияние, заручившись поддержкой знати. Укрепить репутацию поможет строительство домов, вклад в развитие сети городских каналов, а так же благотворительность.
«Брюгге» это градостроительный еврогейм на двух-четырех участников от известного геймдизайнера Штефана Фельда, вышедший в России благодаря платформе народного софинансирования «CrowdRepublic». Приятно, что и мое имя попало в список спонсоров, поддержавших локализацию этой игры.
Мой город будет стоять
К сожалению, сюжетной линии в правилах не уделено ни строчки, из-за чего игра по-началу может показаться суховатой. Проникнуться атмосферой города Брюгге помогает великолепное оформление игры. Нарисованный город это не просто красивый счетчик победных очков, но и планшет для строительства каналов, трекер репутации, место для выкладки кубиков и хранения жетонов. Благодаря мастерству художника, с легкостью додумываешь сюжет за автора. Тем более, что действия игроков логичны и наглядны: вот мы строим дома и каналы, привлекаем в наш квартал рабочих, творческих людей и аристократов, заботимся о благополучии жителей, оберегая город от различных бед.
В основе игры лежит карточный движок — коробка с игрой содержит 165 карт пяти разных цветов с портретами персонажей. Каждая карта может быть разыграна шестью разными способами, но хвататься за голову, предчувствуя сверхсложные правила, не стоит. Уникальное свойство у каждой карты всего одно — это способность изображенного на ней персонажа.
Представители различных сословий обладают разными способностями и приносят в конце игры победные очки кратно цене их найма. Одни увеличивают доход, другие приносят дополнительные победные очки, третьи позволяют обменивать рабочих одного цвета на другой или подбрасывать неприятности оппонентам. Остальные же пять свойств повторяются на каждой карте:
- Получить двух рабочих цвета карты. Рабочие нужны для постройки домов и активации способностей персонажей.
- Получить монеты — гульдены, в количестве равном значению на кубике цвета карты. Гульдены расходуются на продвижение по шкале репутации, найм персонажей и прокладку каналов.
- Сбросить один жетон угрозы цвета карты, получив за это одно победное очко. Подробнее об угрозах я расскажу ниже.
- Построить участок канала цвета карты, выплатив его стоимость в гульденах, указанную на игровом поле. Каналы один из способов получения победных очков. Третий участок канала приносит 3 победных очка, а игрок, полностью завершивший канал, получает жетон статуи, приносящий еще от 2 до 7 очков, в зависимости от числа завершенных каналов.
- Построить дом, сбросив одного рабочего цвета карты. Домом является сама карта, перевернутая рубашкой вверх и выложенная перед игроком. В домах будут размещаться нанятые персонажи, но для каждого из них нужен отдельный дом.
Как видите, все завязано на цвете карт. Перед началом игры все они тасуются и делятся на несколько стопок. Две из них будут доступны игрокам с самого начала и еще одна вводится в игру только в последнем раунде. Каждый игровой раунд состоит из четырех последовательных фаз. Сначала игроки набирают карты до пяти. Поскольку цвет карты обозначен даже на рубашке, игроки сами выбирают из какой колоды они будут тянуть каждую последующую карту. Для удобства в комплект с игрой входит два картонных держателя для карт с логотипом игры.
Затем первый игрок бросает разноцветные кубики, определяющие коррумпированность чиновников и бедствия, грозящие городу. Значения кубиков 1 и 2 суммируются, определяя стоимость продвижения по шкале репутации, приносящей победные очки. А значения 5 и 6 сулят городу различными бедствиями — пожарами, потопами, военными набегами, эпидемиями чумы и заговорами интервентов. За каждую выпавшую пятерку или шестерку все участники получают по одному жетону угрозы. Каждый жетон представляет собой сектор окружности и сам по себе ничем не грозит игроку. Но как только три жетона одного цвета собираются вместе, образуя полный круг, происходит определенное негативное событие.
Так, например, красные жетоны пожара уничтожают один из домов или каналов игрока, а желтые жетоны вторжения лишают всех накопленных денег. Кубики вносят определенную долю случайности, но за счет того, что тип неприятности привязан к цвету кубика, за один раунд не может набраться больше одного жетона угрозы каждого типа. Если только ваши конкуренты не подбросят их вам с помощью персонажей, но это хотя бы прогнозируется.
Наконец, наступает основная игровая фаза, в которой игроки по очереди разыгрывают 4 своих карты. Одна оставшаяся, соответственно, сохраняется на следующий раунд. И уже после того, как все игроки завершили свои действия, сравниваются их достижения в трех различных областях: репутация, количество персонажей и длина построенных каналов. Наиболее отличившийся в одной из областей игрок переворачивает свой жетон лидерства цветной стороной вверх, получая за это четыре победных очка.
Игра длится до тех пор, пока не закончится одна из основных колод. Затем игроки отыгрывают последний раунд и подводят итоги.
Город самых светлых сбывшихся идей
Первую партию в «Брюгге» я отыграл с семьей. Сложности вызвало только большое количество способов использования карт, вернее даже вопрос ценности и необходимости каждого из возможных действий. Но уже после нескольких ходов все втянулись. По итогам я занял последнее место из трех, с разрывом в 1 очко от второго места и очков в 6-7 от первого. Основной причиной моего поражения стал вовремя неналаженный приток денег и подкинутый сестрой третий жетон набега, из-за которого я потерял все скопленные средства и впал в кризис, до конца игры вынужденно обменивая карты на золото по невыгодному курсу. В этом одна из особенностей «Брюгге» — несмотря на выбранную стратегию, нужно следить за всем и сразу, стараясь не проседать по ресурсам и вовремя понижать уровень угроз.
Больше всего в «Брюгге» мне понравилась механика, благодаря которой каждый участник выстраивает победный движок, заселяя дома персонажами. В зависимости от собственных предпочтений и пришедших на руку карт, игроки создают производственные цепочки, позволяющие обменивать одни ресурсы на другие, получать бонусы за сеты карт и тому подобное. В этом плане игровой процесс напоминает «Race for the galaxy», где карты частично диктуют игроку направление развития.
Впечатления от игры у меня самые положительные. Перед нами добротный еврогейм с большим простором для принятия решений, неплохим взаимодействием игроков и доступными правилами, в который можно сыграть как в кругу семьи, так и с более опытными игроками. Партии проходят довольно быстро, занимая около часа времени и оставляя после себя ощущение, что ты разыграл не все, что хотел, пробуждая желание повторить.
Странно только то, что в процессе игры фишки участников почти не двигаются по треку победных очков, за один присест пробегая его при финальном подсчете очков, из-за чего трудно определить вырвавшегося в лидеры игрока. Но это распространенная проблема игр подобного жанра.
Зато Фельд позаботился об участниках, сведя несколько параметров к одной формуле: на старте участники начинают с пятью победными очками, пятью рабочими пяти возможных цветов и пятью гульденами. Добор карт так же осуществляется до пяти — легко запомнить.
Качество компонентов на высоте, хотя часть жетонов выдавливается плохо, оставляя по краям картонные заусенцы. В первую очередь это касается жетонов каналов, так что я сразу обработал их канцелярским ножом. В остальном придраться не к чему — достойная локализация хорошей игры.
Спонсоры, поддержавшие издание игры на «CrowdRepublic» так же получили небольшое промо-дополнение «Животные», добавляющее в игру 17 карт животных, которые замешиваются в общую колоду и могут быть разыграны точно так же, как и карты персонажей.
При этом животные выделены в отдельную категорию. Во-первых, они приносят больше победных очков, во-вторых, в игру добавляются жетоны лидерства по количеству животных. Помимо этого зверей можно подселять в дома к персонажам, из расчета один питомец на одного человека. Но, в отличии от людей, животные не имеют особых способностей. Новые карты будут хорошим подспорьем в получении победных очков, тем более, что рубашки карт животных отличаются от карт персонажей. Но, по большому счету, это дополнение не вносит существенных изменений в игру и его можно расценивать просто как приятный бонус, не более того.
Кстати, для «Брюгге» есть дополнение, расширяющее геймплей и добавляющее возможность играть впятером. Подробнее о нем можно почитать в нашем обзоре.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021