Брюгге: Город на Звине (Bruges: The City on the Zwin)

Коробка дополнения Город на Звине

Если привести оценку “Брюгге” от Штефана Фельда к условному среднему знаменателю, то получится достаточно уверенное “хорошо”, но все-таки не “отлично”. Конечно, есть моменты, за которые игру норовят поругать. Самыми часто упоминаемыми претензиями можно назвать немалый элемент случайности и довольно слабая отдача от строительства каналов. В общем-то, я и сам вижу определенную обоснованность данных негодований, вот только мне они нисколько не мешают наслаждаться игрой. Да, случайный выход карт, а также значения кубиков ставят крест на каком-то долгосрочном планировании. Да, заниматься исключительно каналами требует больше усилий, а результат подобных действий чаще всего оказывается не впечатляющим при подведении итогов. Но, несмотря на все это, мне очень нравится искать выход из сложившейся ситуации в раунде, какой бы неудачной она не была (хотя, признаюсь честно, выходит у меня это редко).

Может быть из-за подобных негодований, может потому, что он сам это увидел, но герр Фельд, автор, обычно не выпускающий дополнений к своим детищам, разработал набор из нескольких модулей, названный “Город на Звине”, в ответ на слезные мольбы и недовольные возгласы. Разумеется, многие игроки, не понаслышке знакомые с “Брюгге”, уже давно в курсе всех изменений, привносимых дополнением, и все же позвольте мне рассказать о нем тем, кто только недавно ступил на тропу увлечения настольными играми или кому довелось играть только в базовый вариант (собственно, можете спокойно отнести меня к обеим категориям).

Итак, модулей, входящих в “Город на Звине”, ровно четыре штуки. Первый из них самый простой, о котором и нечего особо рассказывать – он добавляет все необходимые компоненты для пятого игрока. Любители играть черным цветом теперь могут ликовать. Ура! Все, на этом описание первого модуля можно закончить.

Новые компоненты в дополнении

Второй модуль называется “Биржа” и представляет собой небольшую стопку карт да горсть маркеров действий. Что он дает? В начале каждого раунда первый игрок берет верхнюю карту из стопки и выкладывает ее лицом вверх. На ней указывается модификация одного из основных действий, которая будет доступна на протяжении текущего раунда. Например, сбрасывая карту для получения двух рабочих, вы можете взять еще одного того же цвета. В случае использования модифицированного действия, игрок берет один маркер из шести (или пяти, в зависимости от указанного количества), выложенных на карте. Таким образом, за раунд эффект карты можно активировать ограниченное количество раз. В новом раунде все эти манипуляции повторяются.

Биржа

А вот следующий модуль становятся много любопытнее. Называется он “Звин”, в честь залива, по которому в город Брюгге теперь прибывают корабли. Собственно, для этих целей задействуются значения 3 и 4 на кубиках, и в зависимости от цвета кубиков с этими значениями на дополнительное поле выкладываются корабли соответствующей расцветки. Весь цимес скрывается в различных эффектах, указанных на кораблях, получить которые можно только через застройку клетки канала. Теперь, выполнив это действие, вы можете выбрать желаемый кораблик и получить его эффект. Для этого нужно только потратить рабочего из своего запаса, при этом цвет потраченного рабочего должен совпадать с цветом выбранного корабля, а цвет застроенной клетки канала при выполнении этого дополнительного действия роли не играет. И вновь, как и в случае с картами биржи, в конце раунда все причалившие корабли сбрасываются, а новые выкладываются в зависимости от выпавших кубиков.

Дополненное игровое поле

И, наконец, последний модуль, названный “Новые горожане”, добавляет именно то, что указывается в названии, то есть дополнительные карты количеством 39 штук. В частности, появляются по два новых персонажа для каждого сословия из базовой игры, а также совершенно новое сословие – путешественники. Разыгрываются они абсолютно по тем же правилам, что и все остальные, а главное их отличие в эффекте, в соответствии с которым у нас появляется возможность брать карты из сброса и выполнять с ними различные манипуляции.

Новый тип карт персонажей - путешественники

Собственно, это все, что привносит дополнение, а теперь давайте перейдем к впечатлениям.

Итак. Про пятого игрока я сказать ничего особенного не могу, кроме того, что теперь желающие сыграть в “Брюгге” впятером такой возможностью располагают. Поскольку я играю преимущественно малым составом, то мне просто приятно иметь выбор среди разных цветов фишек. Большей пользы я здесь не вижу.

Модуль “Биржа” показался любопытным, но совершенно не обязательным. В некотором смысле он представляет собой вариацию кораблей, только еще более ограниченную. Просто может так получится, что модификация, выпавшая на вытянутой карте, будет совершенно бесполезной в текущей ситуации. И подобное может продолжаться на протяжении всей игры. Тогда как корабли чаще всего выходят в количестве не меньше двух штук, и в результате у вас появляется больший выбор среди доступных эффектов. Преимуществом “Биржи” можно назвать только бесплатность действия – вам требуется лишь взять маркер с карты. С этими маркерами также связан немного странный момент – их количество никак не меняется в зависимости от количества игроков, давая определенное раздолье при игре меньшим составом. Поэтому, при желании, можно сделать использование модификации немного поострее, применив формулу *количество игроков +1* для определения необходимого числа жетонов. Но общего впечатления от “Биржи” подобное правило особо не изменит.

А вот корабли и новые карты делают игру гораздо интереснее (по крайней мере, для любителя “Брюгге”). Как я уже упоминал выше, эффекты персонажей из нового сословия теперь позволяют выполнять различные манипуляции со сбросом. И это просто замечательно, поскольку комбинации из карт теперь можно выстраивать немного осмысленнее. Приведу небольшой пример из своей первой партии с новыми картами. В моей начальной руке оказались две карты, которые, как мне показалось, можно было неплохо увязать между собой – Староста, позволявший получать два победных очка за три и более синих дома в моей игровой области, и новенькая Итальянка, благодаря которой я мог, потратив коричневого рабочего, взять карту из сброса и, заплатив еще одного рабочего цвета взятой карты, сразу построить ею дом.

Одна из возможных комбинаций

То есть, подумалось мне, можно брать синие карты из сброса и, вдобавок к картам, набираемым в начале раунда, строить ими дома, чтобы потом каждый раунд получать по два победных очка. Также, используя Итальянку я мог строить дома для других персонажей, не тратя на строительство карту. Постепенно я заселял жильцов, позволявших получать дополнительных рабочих и брать карты из общей стопки. Вы можете не согласится, но, как мне кажется, в результате получилась неплохая комбинация, которую можно использовать в последних раундах для набора очков. Учитывая, что в сброс порой отправляются очень сочные карты, возможность порыскать в нем добавляет интереса.

Что касается кораблей, то с ними строительство каналов стало очень соблазнительным, ведь теперь вместе с победными очками вы получаете и дополнительную награду. Правда, для себя я еще окончательно не понял, не стала ли теперь застройка каналов излишне сильным действием, и не задает ли оно всю игру вместо карт. В одной из партий моему сопернику почти сразу вышел персонаж, позволявший раз в раунд бесплатно застраивать клетку канала, сбросив только карту нужного цвета. В результате грамотных действий (и определенного везения) мой оппонент закончил строительство одной секции уже во втором раунде, получив жетон на девять очков (то есть вместе с тремя очками за застройку трех участков, у него уже было двенадцать очков в кармане). Мне было сложно что-то противопоставить такому первому рывку. Конечно, не исключено, что я просто еще не знаю, что можно сделать для парирования подобного расклада, но в результате, в той игре при заключительном подсчете очков меня опередили практически на круг. Так или иначе, каналы несомненно стали гораздо более притягательными.

Брюгге и дополнение Город на Звине

Но сильно изменили ли эти нововведения игру? Стала ли она более просчитываемой и менее случайной, в чем обвиняют ее некоторые? Нет, она осталась прежней и с теми же “проблемами”. Все так же может не идти какой-то определенный цвет или кому-то чаще выходят карты с подходящими эффектами. Вспоминая мою начальную маленькую цепочку, описанную выше, следует добавить, что в итоге она дала мне два очка только в последнем раунде, потому что совершенно перестали идти синие карты. В какой-то момент мой соперник начал строить выходившими ему синими картами дома или заселять их персонажей, а из игровых колод нужного цвета практически не шло. В результате у меня образовался кризис синих рабочих, необходимых для активации нужного эффекта, поэтому пришлось по-быстрому перепрофилировать свои карты из игровой области под другие задачи. Однако именно в этом и есть главная прелесть “Брюгге”. Другое дело, нравится вам такое или нет? Конечно, с новыми картами путешественников появилась возможность более осмысленного связывания карт, но это при условии, что они вам выйдут. Оттого, несмотря на некоторый рост вширь, игра осталась совершенно той же. Так что, если вам не нравилась “Брюгге” до этого, дополнение вряд ли сможет изменить ваше мнение. А если игра вам полюбилась, то “Город на Звине” позволит привнести еще большего разнообразия.

Запись опубликована в рубрике Обзор, Опытным с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.