Между двух огней. Обзор игры Между двух замков безумного короля Людвига (Between Two Castles of Mad King Ludwig)

Коробка с игрой Between Two Castles of Mad King Ludwig

Впервые об этой игре я услышал в октябре 2018-го во время ее презентации на всемирной выставке в Эссене, когда буквально весь Instagram был завален фотографиями ее органайзеров с аккуратно уложенными в них тайлами. Честно говоря, особого энтузиазма эти фотографии у меня не вызвали. Подумаешь, органайзеры! – разве настоящего настольщика таким удивишь? Как там с геймплеем? В анонсе сообщалось, что «Between Two Castles of Mad King Ludwig» это совместная разработка студий Stonemaier Games и Beziergames, соединившая в себе механики игр «Замки безумного короля Людвига» и «Between Two Cities». «Замки» я очень люблю, они простые, быстрые и достаточно вариативные для того, чтобы не наскучить за пару партий. Только с оформлением игре не повезло, но с кем не бывает? А вот про «Between Two Cities» я ничего толком не слышал – какая-то игра из шестой сотни топа BGG, не пользующаяся у нас особой популярностью. Отметив для себя объединяющую эти игры новинку как потенциально любопытную, я надолго о ней забыл, пока недавно мне не предложили в нее сыграть.

Решив подойти к вопросу обстоятельно, я начал изучение с правил оригинальных «Between Two Cities», которая оказалась игрушкой про выкладывание квадратных тайлов на замкнутом поле 4×4 клетки. Победные очки начислялись за удачное расположение тайлов и сбор сетов из разных их видов. Просто до примитивизма. Единственной фишкой игры было то, что планшеты городов не принадлежали конкретным игрокам, а находились между ними. То есть каждый участник заполнял поля слева и справа от себя, стараясь балансировать между ними, потому что финальные очки присуждались за наименее успешный город. Немного разочаровавшись, я открыл правила ремейка, ожидая, что в нем будет все то же самое, только в сеттинге «Замков». Но переделка меня приятно удивила.

Компоненты игры Between Two Castles of Mad King Ludwig

Дом, который построил Джек

Итак, по сюжету игроки являются архитекторами того самого короля и совместно строят для него замки. Как я уже писал выше, каждый участник будет строить два замка – один вместе с соседом слева и один с соседом справа. Каждый замок начинается с тронного зала, от которого будут расползаться все остальные комнаты. Ограничений по размеру замков нет, вместо замкнутого квадратного поля в ремейке появилась этажность. Большинство тайлов можно выстраивать друг над другом по вертикали, за исключением подвальных помещений – они строятся строго ниже уровня тронного зала, и садов, над которыми ничего нельзя строить, чтобы не портить прекрасный вид.

Завершенный замок

Игра проходит в два этапа, в каждом из которых участники набирают из общего пула девять тайлов комнат и драфтят их, каждый раунд оставляя себе два тайла (по одному на каждый свой замок), а остальные передавая дальше – игроку слева или справа. Последний оставшийся тайл сбрасывается.

Из «Замков Безумного Короля Людвига» сюда перекочевала система поощрений за комнаты одного типа – каждая третья комната награждает игрока каким-нибудь полезным бонусом. Так за три хозяйственных помещения дают выбрать одну карту бонуса, награждающую очками за выполнение указанных в ней целей, за три спальни – башню, приносящую по одному очку за каждую комнату, расположенную под ней, а за три сада–фонтан, просто дающий пять победных очков.

Разные типы комнат и награды за них

А если в замке окажется пять тайлов одного типа, то можно дополнительно взять одну из четырех особых комнат. И все было бы очень просто – собирай сеты, получай бонусы, если бы не драфт и поощрение за разнообразие. Дело в том, что спальни дают четыре очка только в том случае, если в вашем замке есть все шесть остальных типов комнат. И если в начале драфта у вас большой выбор тайлов, среди которых можно найти несколько максимально оптимальных для вас вариантов, то на последнем и предпоследнем ходах очень часто приходится выбирать между шилом и мылом.

Разные типы комнат и награды за них

Форма всегда определяется функцией

Поначалу может показаться, что в игре много математических расчетов – каждый доступный тайл нужно примерить к вашему замку, просчитать бонусы от остальных комнат (иногда учитываются не только соседние), прикинуть выгоду от выкладывания третьей одинаковой комнаты и не забыть про требующие разнообразия спальни. Но по факту игра достаточно интуитивная. В среднем каждый тайл приносит около четырех очков, на эту цифру легко ориентироваться. Так же игра предполагает, что вы будете обсуждать план строительства с вашими коллегами, хоть и прогнозировать наперед непросто, потому что вы не знаете какие тайлы достались соседям и что именно они построят. Зато, когда ваши мысли движутся в одном направлении, получаются очень приятные комбо. Один выкладывает столовую, дающую 2 очка за сад слева и справа, а второй сад, который приносит 1 очко за каждую столовую –  удачно сложилось!

Игровой процесс на троих

С пониманием игры партии проходят быстро, на четверых можно уложиться за 40 минут, которые воспринимаются как приятная разминка для мозга. Решения не слишком сложные, но и не прямолинейно очевидные. Отдельного упоминания заслуживает взаимодействие игроков – здесь всегда нужно думать о том, что ты передаешь соседу, чтобы не лишить его выбора. Ведь из доставшегося ему набора тайлов он должен будет выбрать один для вашего совместного замка.

Большим преимуществом я так же считаю огромный выбор комнат, из которых в партии используется лишь малая часть. Плюс карты бонусов, плюс придворные – вариативность на высоте.

Штатные пластиковые органайзеры удобны, ускоряют подготовку и активно используются во время партии, но рассматривать их как главное достоинство игры было бы неправильно – все-таки в коробке не так много компонентов. Но поблагодарить разработчиков за эргономичный подход к дизайну, упрощающий жизнь игрокам, все равно стоит.

Органайзеры игры Between Two Castles of Mad King Ludwig

Теперь о недостатках. Ввиду особенности механики игра рассчитана минимум на троих участников. В правилах есть официальный вариант игры для двоих, но он предусматривает виртуального игрока-бота, поэтому играть лучше хотя бы втроем.

Иконки на тайлах мизерные, людям с ослабленным зрением будет не комфортно. Финальный подсчет очков занимает прилично времени даже с учетом специального блокнота – факторов по которым они начисляются довольно много. Вот, пожалуй, и все.

Листы для подсчета очков

«Between Two Castles of Mad King Ludwig» получилась приятной игрой для большой компании, по уровню сложности сопоставимой с «7 чудес» с дополнениями – в нее вполне можно играть с семьей. Она вобрала в себя лучшие черты своих «родителей»: необычную механику сотрудничества из «Between Two Cities» и систему поощрений и подсчета очков из «Замков Безумного Короля Людвига». Комнаты разных форм и аукцион по наследству не передались, но оно и к лучшему – игры не дублируют друг друга полностью и по-своему интересны.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Простая игра, Семейная игра, Стратегия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.