Пираты семи морей (Pirates of the seven seas)

Хэй-хо! Свистать всех наверх, испанский галеон с конвоем прямо по курсу!
Бесстрашные мореплаватели поднимают паруса и заряжают орудия, на мачте появляется черный флаг со скалящимся черепом. Пираты! Пираты!, — кричат испанцы. Но уже поздно что-то предпринимать, корабли морских разбойников стремительно приближаются. Крики матросов заглушают пушечные залпы — это конвой пытается сдержать атаку. Один или два корабля получают пробоины, но это ничтожные потери для многократно превосходящего пиратского флота. Исход сражения предрешен. Бравые молодчики берут на абордаж галеон, опустошая содержимое его трюма. Тропические фрукты, кофе и любимый пиратский напиток — ром, славная добыча!

Награбленное будет продано в ближайшем порту, пополнив сундуки звонкими монетами. Золотишко переправят на затерянный среди морей остров, а пираты отправятся на поиски новых приключений, навстречу к богатству и славе. Так и проходит жизнь вольных мореплавателей в настольной игре «Пираты 7 морей», участники которой становятся предводителями флотов, объединенных в пиратское братство.

«Пираты семи морей» это новая игра украинской студии «IGAMES», получившей мировую известность благодаря игре «Мистериум». Распространением новинки в России занимаются их партнеры из компании «Геменот», порадовавшей нас в этом году локализациями «Замков безумного короля Людвига» и «Мертвого сезона».

Поднять Веселого Роджера!

Первое, на что я хочу обратить ваше внимание, это великолепный дизайн игры. «Пираты семи морей» упакованы в квадратную жестяную коробочку средних размеров. Внутри лежат правила, игровые планшеты, органайзер с двумя колодами карт, фишки и гора кубиков.

Половинки коробки служат игровым полем — на крышке располагается подложка с изображением морей и островов, а дно станет счетчиком победных очков и местом для хранения жетонов. Отличное дизайнерское решение, благодаря которому коробка выглядит как подарочный набор конфет, обладая при этом максимумом функционала. Правда, я боюсь, что от частых переносок она может поцарапаться и облезть, потеряв свою красоту. Но будем надеяться, что этого не произойдет и игра еще долго будет радовать нас своим внешним видом.

Иллюстрации к игре тоже выполнены на высшем уровне, карты плотные и с льняной текстурой, жетоны выдавливаются без особых усилий. В общем, «IGAMES» остаются верны своим высоким стандартам качества.

Сама же игра представляет собой сплав тайного выбора ролей с необычной авторской кубиковой механикой. Дело в том, что кубики в игре олицетворяют корабли, и когда пираты совершают рейд, игроки сгребают со стола имеющиеся у них свободные кубики и бросают их на поле вместе с красными кубиками каравана одной из четырех возможных стран. Исход сражения определяется не только выпавшими значениями, но и расположением кубиков на поле боя. Между собой пираты не воюют, поэтому сравниваются только значения кубиков кораблей каравана и ближайших к ним кубиков игроков. Корабли с меньшей огневой мощью выбывают из игры, а при равенстве результатов тонет и атакующий, и обороняющийся.

Если корабли каравана не потонули после первого же сражения, сравнение результатов продолжается уже со следующими ближайшими кубиками пиратов до тех пор, пока одна из сторон не одержит победу. Для любителей поспорить о том, чей корабль должен потонуть, оказавшись ближайшим к кораблю каравана, один из игровых планшетов даже снабжен линейкой.

В случае победы пираты набирают по одной карточке добычи за каждый свой незатонувший корабль. Компенсировать потери помогут жетоны инь-янь, выдаваемые за потопленные пиратские суда. В правилах все это описано очень подробно и с необходимыми примерами, поэтому вдаваться в детали я не буду.

Добыча делится на четыре типа — кофе, ром, фрукты и амулеты. Амулеты сразу откладываются в сторону, принося по одному жетону инь-янь, а товары заполняют трюмы кораблей — один товар на один корабль. Для отображения этого на карточки выставляются кубики. Загруженные корабли не могут участвовать в боях и должны продать награбленное в порту. Каждый товар стоит 1 сундук, но если вы набрали три или больше карточек товара одного типа, цена на них может увеличиться до 3 сундуков за каждый, в зависимости от порта.

Сундуки — основа благополучия пиратов. Это и победные очки, и средства на которые можно покупать новые корабли, увеличивая флот до максимального размера в 10 кубиков. Но чем больше сундуков вы соберете, тем больше кораблей придется оставить на их охрану в прибрежных водах пиратской бухты. За каждые 10 сундуков игрок должен отправить один из своих кораблей на поле с изображением пиратского острова. Таким образом игра сдерживает лидера, ограничивая его свободный для грабежей флот.

Жетоны инь-янь позволяют проводить магические ритуалы, улучшая корабли и продавая товары по выгодному курсу. За два жетона можно увеличить вместимость трюма одного корабля до двух товаров, а за три жетона сделать корабль непотопляемым — он будет возвращаться к игроку после сражения. Эти улучшения действуют всю партию и их можно накапливать, проапгрейдив хоть весь флот.

На сладкое я оставил карты персонажей. Все участники получают персональную колоду своего цвета, состоящую из семи карт. Каждый ход игроки выбирают по одному персонажу и выкладывают его перед собой рубашкой вверх. А затем активируют персонажей в определенной последовательности, указанной на игровом планшете. Если персонаж был выбран только одним игроком, он получает определенный бонус, который удваивается, если участник обладает фишкой первого игрока.

  1. Корабел позволяет покупать корабли за сундуки. В качестве бонуса предоставляет один корабль бесплатно.
  2. Губернатор дает возможность получить каперский патент, став корсаром на службе одной из стран. За это игрок получает все доступные ему корабли (добирает кубики своего цвета до 10), жетон с флагом выбранной страны и черную метку от пиратского братства, которая в конце игры отнимает 3 победных очка. Каждый раз, когда игроки будут вступать в сражение с кораблями страны, выбранной капером, он будет получать дополнительную черную метку. Если губернатора в этот ход выбрал только один участник, он тут же может сбросить одну черную метку.
  3. Капитан созывает всех на рейд — игрок должен сыграть с руки карту приключений «караван». На ней указано число вражеских кораблей (от двух до четырех) и флаг их страны. Начиная с игрока, разыгравшего карту капитана, все участники решают сколько своих кораблей они готовы отправить в сражение, а затем происходит бой. В качестве бонуса капитан дает два жетона инь-янь.
  4. Симпатичная девушка-абориген позволяет игроку сыграть карту приключений «порт», поменяв спрос на товары. Бонусом предоставляет одну карту добычи.
  5. Разыграв шамана игрок активирует одну из своих карт приключений «проклятье», насылающей козни на всех участников. Если в этом ходу шаман был выбран лишь одним игроком, он получает частичный иммунитет от проклятья.
  6. Торговец необходим для продажи добычи в порту. Каждый товар стоит 1 сундук, но если на какой-то из товаров есть спрос, игрок в праве продать партию товаров этого типа (минимум 3 штуки), получив за каждый из них указанную в порту цену. Бонусом предоставляет 1 сундук.
  7. Картограф передает пирату одну новую карту из колоды приключений. Если в этот ход картографа выбрал лишь один игрок, он дополнительно получает еще одну карту приключений. Как вы уже могли догадаться, карты приключений бывают трех типов — порты, караваны и проклятия. Как только из колоды вытаскивается карта завершения приключений, игроки доигрывают еще три раунда и начинают финальный подсчет очков.

Если игрок не хочет или не может применить свойство разыгранного им персонажа, он получает черную метку. Как правило, такое случается если в один ход было разыграно несколько карт караванов и игрок не смог грамотно распределить свои корабли на несколько битв.

После розыгрыша корабела, губернатора, торговца или картографа эти карты остаются в открытую лежать перед игроком, ограничивая его выбор. Но как только им будет разыграна одна из трех оставшихся ролей он заберет все сыгранные карты персонажей обратно в руку. Карты ролей предоставляют существенные бонусы, особенно первому игроку, поэтому участникам нужно стараться сыграть того же персонажа, лишив бонусов соперника.

Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо, и бутылка рому!

«Пираты семи морей» напоминают мне ставшую классикой серию компьютерных игр «Корсары», перенесенную на стол. Игроки увеличивают флот, нападают на караваны и продают награбленное, стремясь разбогатеть. Это очень динамичная и непредсказуемая игра, в которой ситуация на игровом поле меняется на глазах — не успели продать товары по выгодному курсу, как другой игрок уже сменил порт и все ваше золото превратилось в черепки. Колода приключений заканчивается очень быстро, поэтому нужно стараться урвать максимальную выгоду из каждого хода, пытаясь предугадать действия оппонентов и надеясь на удачу.

Случайность оказывает значительное влияние на игровой процесс, но некий баланс все же соблюден. И хотя остановить вырвавшегося в лидеры игрока с помощью проклятий практически невозможно, так как они действуют на всех участников, а их эффект привязан к результату броска кубика, игра сама притормаживает набравших много сундуков пиратов с помощью буферного острова. Поэтому догнать лидера не трудно, трудно оказаться первым в конце.

Меня так же смущает неравнозначная ценность ролей, среди которых губернатор вызывает больше всего вопросов. С одной стороны он позволяет быстро и бесплатно нарастить свой флот, но грозит за это штрафами в виде черных меток с другой. Можно, конечно, отслеживать выбывшие карты караванов, которых всего по 4 штуки на каждую страну, но с большой долей вероятности они не будут разыгрываться последовательно. А к концу игры ценность губернатора стремительно уменьшается. В общем, пока я расцениваю его как возможность быстрой компенсации потерянных в боях кораблей отстающему игроку.

В остальном же «Пираты семи морей» получились очень яркой и запоминающейся игрой. «IGAMES» следуют проверенной схеме — берут знакомые механики и соединяют их, на выходе получая нечто совершенно новое и оригинальное. Не зря же Игнаций Тшевичек, автор «Новой эры», «Поселенцев», «Конвоя» и других известных игр, вдохновленный кубиковой механикой, в этом году выпустил свою версию «Пиратов» под названием «Rattle, battle, grab the loot». Которую, к слову, собирались локализовать в России.

По ощущениям «Пираты семи морей» это «большой филлер», в духе восхваляемого критиками «Splendor» — отличное люксовое исполнение и достаточно простые правила, оставляющие простор для тактических решений. Игра понравится любителям красивых игр и фанового кубикометания. Цена довольно кусачая, но если выбирать между «Пиратами» и близкими по стоимости подарочными изданиями многих других настольных игр, я однозначно выберу «Пиратов». В нее и самому поиграть приятно, и в качестве подарка, особенно детям, это отличный вариант.

Искренне благодарю Олега Сидоренко («IGAMES») и Маргариту Астафьеву («Геменот») за предоставленную для обзора игру.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Авторские игры, Обзор, Простая игра, Семейная игра с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.