Посреди французских Альп. Обзор игры Плотина (Barrage)

Коробка с игрой Плотина (Barrage)

Лучше подобное озвучить сразу (хотя не факт, что это вообще вызовет удивление): игры, к которым приложил руку Симоне Лучани, я люблю, и всегда готов разложить прекрасные “Путешествия Марко Поло”, “Гранд-отель “Австрия” и “Лоренцо Великолепный”. Да, я не могу сказать, что умею в них играть с максимальной эффективностью; да, они не предлагают ничего нового с точки зрения механик; но это слаженные, увлекательные и неглупые разработки. Я пока не составил своего мнения о паре других его игр, поскольку не довелось их попробовать, однако планирую исправить это упущение в текущем году – сыграть в его первый громкий хит “Цолькин”, созданный в компании с другим интересным автором Даниеле Ташини, а также в тепло принятый зарубежными игроками “Newton”.

Но я отвлекся. Сегодня у нас пойдет разговор о другой игре сеньора Лучани – “Barrage” (на русском она будет называться “Плотина”), совместной разработке с новым автором Томмазо Батистой. Заинтересовался проектом я после своего интервью с Симоне: он сказал, что игра станет самой комплексной из всех его разработок. Всю драму, поднятую людьми, поддержавшими кампанию на Kickstarter’е, по поводу несоответствия некоторых компонентов обещанному стандарту, я пропустил мимо ушей, замерев в ожидании конкретной критики и впечатлений от непосредственно игрового процесса. А потом одним декабрьским днем (о, счастье!) мне удалось попробовать игру самому. С тех пор получилось отыграть еще несколько партий и, пожалуй, этого должно быть достаточно, чтобы более или менее компетентно поделиться своими впечатлениями.

Преобразование воды в энергию

Не будем останавливаться на альтернативной истории, придуманной авторами для обоснования действий игроков. Главное, что следует усвоить, — нам предстоит возводить те самые плотины и другие сопутствующие гидротехнические сооружения для получения электроэнергии из воды.

Стартовый расклад
Игровое поле на начало партии

Основное противостояние игроков происходит на большой карте, разделенной на три типа местности: гористую, холмистую и равнинную. На разных высотах имеется определенное количество водоемов, соединяющихся протоками, которые, в свою очередь, соединяются системой трубопроводов различной производительности. В начале каждого раунда (коих в “Barrage” всего пять) на тайлы верховьев выкладывается в виде капель указанное количество воды, которой предстоит “стекать” в соответствующую фазу, уже после действий игроков. Разумеется, если стекающей капле воды на пути встречается плотина, то капля либо удерживается сооружением, либо переливается и движется дальше естественным образом до следующей преграды.

Игра в процессе
…и через несколько ходов

Все основные действия, выполняемые игроками, требуют использования инженеров, коих у каждого игрока имеется ровно 12 штук. Выставлять этих рабочих можно как на свой личный планшет, так и на планшет с общедоступными действиями. На личном планшете имеется четыре места с разной стоимостью, позволяющие строить новые сооружения игрока. Поскольку планшет ваш, то занять эти ячейки никто другой не может. Для выполнения этих действий необходимо иметь тайл того или иного сооружения и надлежащее количество ресурсов. Тайл здания и ресурсы выкладываются на колесо строительства, после чего последнее поворачивается на один сегмент. Теперь эти тайл и ресурсы нельзя использовать повторно до тех пор, пока колесо не сделает полный оборот.

Общее поле размещения рабочих
Инженеры за работой

Действия, представленные на общем планшете, более разнообразны, но здесь вам уже могут помешать соперники. Выставив своих инженеров на ту или иную ячейку, вы сможете производить энергию, используя накопленную плотинами воду, прокручивать колесо строительства на определенное количество сегментов, получать ресурсы и деньги, добавлять воду на тайлы верховий или вводить дополнительную каплю воды в игру, а также получать контракты. К тому же, если вы играете в полный вариант игры, будет доступен отдельный планшет, где за инженеров и денежные средства можно приобрести тайлы продвинутых технологий.

Планшет продвинутых технологий
Планшет продвинутых технологий

Расскажем несколько слов о выработке энергии, для которой используется отдельный трек. Здесь потребуется выполнить три условия: а) на вашей (или нейтральной) плотине имеется не менее одной капли воды; б) трубопровод от плотины, которую вы будете использовать, ведет к вашей электростанции; в) на используемом трубопроводе построена насосная станция (и в данном случае она не обязательно должна принадлежать вам). Выставив своих рабочих на соответствующую ячейку действия, вы смотрите на указанную производительность трубопровода, умножаете его на общее количество используемой воды, применяете при наличии необходимые модификаторы и – вуаля! – получаете итоговое число, на которое вы перемещаетесь по треку энергии. При этом количество энергии, полученное за одно действие, позволяет выполнять имеющиеся в вашем распоряжении контракты, а положение на треке энергии на конец раунда может принести победные очки за лидерство и выполнение условий раунда.

Плотина (Barrage)

Разумеется, здесь мы приводим только основные действия, не вдаваясь в различные детали. Описанные манипуляции мы продолжаем выполнять на протяжении пяти раундов, после чего осуществляется подсчет победных очков за выполнение условий на тайле конечных целей, имеющееся количество доступных (не находящихся на колесе строительства) ресурсов и неиспользованную воду на ваших плотинах.

Трудности возведения плотин

Как оказалось, когда Лучани сказал в интервью, что работает над своей самой комплексной игрой, он не шутил. “Barrage” действительно получилась таковой, включая весь сопутствующий багаж нюансов. И все-таки следует отметить, они кажутся логичными и органичными в рамках игры, и могут уложиться в голове за одну-две партии. Связано этом с тем, что “Barrage” комбинирует ряд распространенных элементов, но при этом не забывает добавить несколько интересных находок.

Например, перемещение воды. Поскольку все в “Barrage” вращается вокруг плотин, трубопроводов и электростанций, данный момент нужно четко понимать (и, главное, учитывать) с самого начала. Если на пути воды нет никаких преград, то течение движется естественным образом – с гор вниз. Когда на пути воды встречается плотина, часть капель остается в водоеме (одна плотина может удерживать до 3 капель, в зависимости от ее уровня), а все сверх этого “переливается через край” и движется дальше. Здесь все вроде бы понятно. Но куда вода пойдет после производства электроэнергии? В этом случае она продолжит течение по тому протоку, где находится ваша электростанция. И там ее снова может удержать чья-то плотина. В общем, мне данная находка показалась очень интересной, и она безусловно добавляет еще один уровень планирования при строительстве и распространении своих построек по карте.

Плотина (Barrage)

Не менее любопытным у Лучани и Батисты получилось колесо строительства. Как уже упоминалось, при выполнении действия строительства на личном планшете тайл возводимой постройки и ее стоимость в ресурсах (кроме денежных средств) помещаются на сегмент колеса, в результате чего данное здание и ресурсы-стройтехника становятся недоступными, пока колесо не сделает полный оборот. Для ценителей соблюдения темы подобный момент может показаться довольно логичным, ведь отправив экскаваторы на рытье котлована и бетономешалки на заливку фундамента, вам вряд ли удастся использовать их где-то еще до завершения работ. Такой расклад подталкивает вас выкручиваться в поисках новых ресурсов, потому что достать их непросто, а строить предстоит немало.

Более того, это самое колесо – что не удивительно – очень тесно связано с имеющимися зданиями на личном планшете. При строительстве, скажем, второй электростанции открывается какой-то эффект, который вы получаете сразу в текущем раунде, а потом в начале каждого последующего. Конечно, подобная идея не нова, и встречалась в таких играх, как “Серп” и “Терра Мистика”, но пока используется не так часто.

Планшет игрока
Планшет игрока

В общем-то, эти элементы — вода и колесо строительства — указывают на два основных стратегических вектора, которые предлагает “Barrage”. С помощью одного из них можно делать упор на производство энергии, выполняя контракты ради получения пускай и небольшого, но стабильного потока бонусов, а также обеспечивая регулярное начисление победных очков за выполнение промежуточных целей. Другой стратегией, которую можно предпринять, является строительство. Чем скорее вам удастся полностью построить тот или иной тип здания, тем скорее вы сможете получать бонусы планшета (а также использовать индивидуальное свойство своей фракции). Скажем, выставив все насосные станции, вы начнете получать по семь победных очков в каждом раунде, что является очень неплохим довеском. Конечно же, можно совершенно спокойно использовать и смешанную стратегию, варьируя между активным строительством и интенсивным энергопроизводством, ведь соперники способны подпортить ваши самые злодейские планы.

Стороны противостояния
Противостоящие стороны

Да, в “Barrage” есть взаимодействие, причем довольно активное. Другие игроки могут не только уводить из-под вашего носа ячейки действий с более выгодными модификаторами, но и подрезать вас на карте, перехватывая трубопроводы с большей производительностью или места с большим количеством воды. Вообще, по своему взаимодействию игра вызывает у меня ассоциации с “Brass. Ланкашир” и уже упомянутой “Терра Мистика”. “Barrage” создан таким образом, что порой важно использовать других игроков для получения дополнительных дивидендов при меньших усилиях, а это может очень пригодиться на ранних этапах. В качестве самого простого примера приведем строительство своего насоса на трубопроводе, соединяющем плотину и электростанцию соперника. Так вы будете получать по одной монете и победному очку за каждую каплю воды, которую он будет перерабатывать в энергию с помощью своих построек. При умелой игре возможно блокировать и зажимать других игроков, вынуждая их начинать отстраиваться заново, уже на новом месте.

А что насчет реиграбельности? Надолго ли хватит “Barrage”? По моим прикидкам, надолго. Разумеется, в том случае, если вы заинтересованы в большом количестве партий в одну и ту же игру. Разнообразие здесь начинается с различных комбинаций планшетов фракций и планшетов исполнительных директоров, каждый из которых обладает своими индивидуальными свойствами. Также случайным образом выбирается тайл конечных целей, тайлы верховий, определяющие, где и в каких количествах будет появляться вода в предстоящей партии, и тайлы продвинутых технологий. К тому же в начале игры нейтральные дамбы могут выставляться в разных местах, обновляя таким образом рисунок партии. В общем, думаю, понятно, что “Barrage” обладает достаточным разнообразием, способным обеспечить немало партий.

Компоненты игры Плотина (Barrage)

Но так ли все замечательно? Неужели у “Barrage” совсем нет недостатков? Пожалуй, что есть, но они, скорее, относятся к субъективным и требуют подтверждения. Мне пока не удалось попробовать игру составом, включающим менее четырех участников, поэтому сложно сказать, как она покажет себя в таком раскладе. В правилах не приводится каких-либо изменений на карте, становится только меньше доступных ячеек действий для рабочих. Однако, не все так грустно, учитывая особенности взаимодействия. Конечно, можно спрятаться в своем уголке – и это даже при игре вчетвером, – но ваш итоговый результат на конец партии будет, скорее всего, довольно грустным. Кроме того, в одном из обсуждений Томмазо Батиста говорил, что игра должна сохранять свои сильные стороны и при меньших составах, упоминая ряд тестовых партий вдвоем. Однако, поскольку возможности проверить подобное мне пока не подвернулось, оставим этот момент на заметке.

Есть еще один момент, в общем-то, очевидный, но тем не менее вы с этим можете столкнуться. Нужно понимать, что “Barrage” – это комплексный представитель европейской школы. Хотя, на мой взгляд, многое в этой игре смотрится очень логичным (и, разумеется, немного абстрактным, куда без этого), у одного из игроков в какой-то из партий подобный факт вызвал сложности. Бедняга мучился на протяжении игры, говоря, что ему ничего не понятно, и все происходящее для него совершенно не логично. Правда, после партии оказалось, что человек предпочитает игры других жанров, но все же такой пример можно назвать показательным. Даже для опытного игрока “Barrage” способна раскрыться не сразу, учитывая обилие нюансов, которые следует держать в голове при принятии решений.

Плотина (Barrage)

О высокоэффективных результатах

Итак, что же у нас получается в итоге? По моему мнению, Томмазо Батиста в соавторстве с Симоне Лучани выдали прекрасную игру, заслуживающую самого пристального внимания со стороны поклонников европейской школы. “Barrage” предлагает немалый набор задач, для которых придется искать варианты решения, но, черт возьми, насколько же приятно оказалось щелкать этот орешек!

Вообще, я не любитель громких слов и стараюсь их избегать, но здесь, пожалуй, отступлю ненадолго от своей привычки. Совершенно неожиданно для меня самого “Barrage” мне понравилась настолько сильно, что я уже готов включить ее в свой список лучших игр за 2020 год. Конечно, можно сказать, что здесь нет каких-то невероятно оригинальных механик, но те нововведения, которые авторы смогли добавить, делают из “Barrage” очень притягательный евро-коктейль.

Но, как и обычно, не претендую на универсальность своего мнения, а окончательный вывод оставляю за вами.


Также у нас есть интервью с обоими авторами этой игры, с которым можно ознакомиться здесь.

Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Стратегия, Экономика с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.