Давайте перенесемся в Великобританию времен промышленной революции. На рубеже XVIII-XIX веков в обиход вошли прядильные машины и паровой двигатель, давшие мощный толчок для перехода к индустриальному обществу. Главными героями промышленной революции стали изобретательные и амбициозные предприниматели, способствующие развитию производства, механизации и росту экономики – Ричард Аркрайт, Джордж Стефенсон, Джеймс Уатт и другие.
Настольная экономическая игра «Brass» позволяет принять участие в исторических событиях, занявшись строительством предприятий, модернизацией производства и налаживанием путей сообщения. Партия длится две игровых эпохи, отличающиеся правилами и возможностями игроков, по истечении которых будет определен самый успешный предприниматель.
Правила
Как вы уже, наверное, поняли – задача игроков набрать как можно больше победных очков, которые начисляются за активированные предприятия и постройку транспортных путей. Участники начинают в равных условиях – с нулевым доходом и тридцатью фунтами наличностью. Каждый игрок получает персональный планшет, на котором размещаются жетоны предприятий, и горстку двусторонних жетонов сообщения.
Все основные действия в игре осуществляются с помощью карт, которые берутся из общей колоды. На старте раздается по восемь карт, в конце каждого хода игроки добирают руку до этого количества. Когда заканчивается колода, участники доигрывают оставшиеся на руках карты, а затем начинается новая эпоха или финальный подсчет очков. Карты бывают двух типов – городов и предприятий. Карты предприятия ограничивают предпринимателей в выборе типа здания – построить можно только то, что указано на карте, зато в любом месте игрового поля, если оно соединено с вашей транспортной сетью. А карты городов ограничивают в выборе места строительства, но позволяют возводить любые постройки и не требуют привязки к транспорту. Для всех остальных действий, кроме строительства, эти карты равнозначны.
Всего в игре пять видов действий:
• Строительство необходимо для размещения своих жетонов предприятий на игровом поле. Естественно, это потребует определенных финансовых вложений и ресурсов. В первой эпохе каждый игрок может построить не более одного здания в одном городе.
• Продажа служит для извлечения прибыли, позволяя перевернуть жетоны своих фабрик, подняв уровень дохода и получив победные очки.
• Сообщение помогает расширять транспортную сеть, способствуя строительству и продажам. В первой эпохе строятся только каналы, а во второй только железные дороги.
• Взятие ссуды решает вопросы с наличностью игроков. За раз можно взять до тридцати фунтов. Расплачиваться за займ придется снижением уровня дохода — за каждые десять фунтов доход уменьшается на один. Видимо, ссуда дается в обмен на ценные бумаги, обязывающие выплачивать процент от прибыли.
• Модернизация дает возможность сбросить до двух жетонов со своего планшета, открыв доступ к более продвинутым предприятиям.
Вот мы и подошли к одной из главных особенностей игры – распределению построек на планшете по технологическим уровням. Активен только самый нижний, поэтому игроки должны либо специализироваться, раз за разом строя здания одного типа, либо совершать модернизацию, сразу переходя к современным предприятиям.
Второй важный момент – все постройки в этой игре одноразовые! Как только в шахте или на заводе иссякает запас ресурсов, жетон переворачивается, принося вам победные очки. Текстильные фабрики и порты переворачиваются при выполнении действия продажи, а верфи сразу выкладываются на поле перевернутыми – это самый простой способ получения победных очков. Но и стоят верфи дороже всего, а строить их можно всего в нескольких прибрежных городах. Плюс, это единственный вид зданий, которые обязательно нужно модернизировать – первые два жетона просто захламляют технологический ряд.
Перейдем к самому интересному – к питающим производство ресурсам и смене эпох. В игре два вида ресурсов – уголь и железо. При строительстве шахт и литейных заводов на их жетонах размещается запас кубиков соответствующих ресурсов. Железо уходит на постройку и модернизацию и берется из любого литейного завода или с общего рынка, если заводов на поле нет или все они перевернуты. Уголь же в те времена потреблялся в гораздо больших количествах, поэтому игроки обязаны брать его из ближайшей шахты, соединенной маршрутом с местом постройки. Если угля в шахтах нет, он так же покупается на общем рынке, но место стройки должно быть соединено с символом рынка. Оба ресурса берутся с локаций бесплатно (ведь истощение ресурса переворачивает жетоны, принося победные очки), а цена на рынке зависит от спроса. Чем больше участники потребляют угля и железа, тем дороже они становятся – все как в жизни.
В конце первой эпохи все построенные жетоны сообщения сбрасываются – каналы свое отработали, принеся победные очки за соединенные города. Вместе с ними в сброс отправляются и устаревшие предприятия первого уровня, освобождая место для более современных построек. Все разыгранные карты перемешиваются и формируют новую колоду – начинается эпоха железных дорог! Главное ее отличие это снятие запрета на строительство несколько зданий в одном городе и возможность за один ход выложить сразу два жетона сообщения. Железные дороги так же расширяют транспортную сеть, соединяя локации по кратчайшему маршруту, но расходуют просто колоссальное количество угля. И если в эпохе каналов вы могли спокойно развивать свое дело, практически не взаимодействуя с соседями, то в эпоху железных дорог вам буквально придется толкаться локтями, ведя борьбу за каждый свободный кусочек земли. Больше построек, больше дорог! Цены на уголь резко взлетают вверх, накаляя атмосферу до предела.
Впечатления
В общих чертах суть игры передается простой формулой – строим предприятия, активируем, чтобы перевернуть их жетоны, и налаживаем сообщение, потому что только транспортные пути соединяют города, позволяют перевозить уголь и открывают доступ к внешнему рынку ресурсов. «Brass» это не еврогейм в привычном понимании, а экономическая игра, то есть игра про рациональное использование ограниченных ресурсов. Пеняйте на себя, если исчерпаете все запасы угля и железа. Нюансов в игре много, они не всегда кажутся логичными. В угоду механике многое притянуто за уши, но поклонники игры готовы прощать ей эти недостатки. С момента своего первого издания в 2007-ом году «Brass» продолжает удерживать строчки топа лучших стратегических игр мира.
В игре нет ковыряния в собственном планшете, весь геймплей строится на взаимодействии между игроками. Даже если вы не хотите брать уголь у соседа, проведя маршрут к его шахте, он либо сам пристроится к вам, либо вы купите уголь на рынке, подняв на него цену. Каждое действие оказывает влияние на ситуацию в целом, каждый построенный маршрут перекрывает кому-то кислород, отрезая от ключевых мест на поле. Все города имеют свою специфику, отличаясь количеством мест под застройку и типами возможных предприятий. Активная борьба всегда идет за гавани и крупные города, так как в них идет много путей, а каждый проложенный маршрут это победные очки.
При этом игра не перегружает участников, правила достаточно просты и при желании в «Brass» можно сыграть с семьей. В прокладке дорог есть что-то общее с «Билетом на поезд», а экономическая часть напомнит многим «Энергосеть» – то же деление игры на этапы, меняющийся курс цен на ресурсы и механика выбора первого игрока, помогающая отстающим.
Новое издание оформлено превосходно: на жетонах игроков изображены портреты реальных исторических деятелей, живописное поле радует глаз сдержанными тонами, даже иллюстрации одинаковых предприятий на картах выполнены в нескольких видах. С точки зрения дизайна тоже придраться не к чему – каналы и железные дороги хорошо видны на поле, а все локации поделены на регионы по цветам, чтобы игрокам легче было найти нужный им город. Удобные планшеты из толстого картона, понятная иконографика, памятки по основным действиям, все как надо.
Изменений в правилах по сравнению со старым изданием игры в «Ланкашире» не много. Убрали дурацкое правило виртуального сообщения городов, улучшили масштабируемость игры на разное число участников, добавили возможность игры вдвоем и новое поле, созданное по фанатским хоумрулам. Не было в оригинальной игре и плашетов – жетоны предприятий просто раскладывались на столе.
Резюмирую: перед нами хороший образец оригинальной экономической стратегии с продуманным взаимодействием игроков и небольшим влиянием случайности, который немного доработали, приукрасили и обернули в яркую упаковку, сделав подарок поклонникам серьезных настольных игр.
Вместе с переизданием классической версии игры так же вышла новая версия «Brass: Бирмингем», построенная на той же механике, но отличающая рядом нововведений.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021