У истоков промышленной революции. Обзор игры Brass: Ланкашир (Brass: Lancashire)

Коробка с игрой Brass: ЛанкаширДавайте перенесемся в Великобританию времен промышленной революции. На рубеже XVIII-XIX веков в обиход вошли прядильные машины и паровой двигатель, давшие мощный толчок для перехода к индустриальному обществу. Главными героями промышленной революции стали изобретательные и амбициозные предприниматели, способствующие развитию производства, механизации и росту экономики – Ричард Аркрайт, Джордж Стефенсон, Джеймс Уатт и другие.

Настольная экономическая игра «Brass» позволяет принять участие в исторических событиях, занявшись строительством предприятий, модернизацией производства и налаживанием путей сообщения. Партия длится две игровых эпохи, отличающиеся правилами и возможностями игроков, по истечении которых будет определен самый успешный предприниматель.

Правила

Как вы уже, наверное, поняли – задача игроков набрать как можно больше победных очков, которые начисляются за активированные предприятия и постройку транспортных путей. Участники начинают в равных условиях – с нулевым доходом и тридцатью фунтами наличностью. Каждый игрок получает персональный планшет, на котором размещаются жетоны предприятий, и горстку двусторонних жетонов сообщения.

Планшет игрокаВсе основные действия в игре осуществляются с помощью карт, которые берутся из общей колоды. На старте раздается по восемь карт, в конце каждого хода игроки добирают руку до этого количества. Когда заканчивается колода, участники доигрывают оставшиеся на руках карты, а затем начинается новая эпоха или финальный подсчет очков. Карты бывают двух типов – городов и предприятий. Карты предприятия ограничивают предпринимателей в выборе типа здания – построить можно только то, что указано на карте, зато в любом месте игрового поля, если оно соединено с вашей транспортной сетью. А карты городов ограничивают в выборе места строительства, но позволяют возводить любые постройки и не требуют привязки к транспорту. Для всех остальных действий, кроме строительства, эти карты равнозначны.

Игровые картыВсего в игре пять видов действий:
Строительство необходимо для размещения своих жетонов предприятий на игровом поле. Естественно, это потребует определенных финансовых вложений и ресурсов. В первой эпохе каждый игрок может построить не более одного здания в одном городе.
Продажа служит для извлечения прибыли, позволяя перевернуть жетоны своих фабрик, подняв уровень дохода и получив победные очки.
Сообщение помогает расширять транспортную сеть, способствуя строительству и продажам. В первой эпохе строятся только каналы, а во второй только железные дороги.

Поле крупным планомВзятие ссуды решает вопросы с наличностью игроков. За раз можно взять до тридцати фунтов. Расплачиваться за займ придется снижением уровня дохода — за каждые десять фунтов доход уменьшается на один. Видимо, ссуда дается в обмен на ценные бумаги, обязывающие выплачивать процент от прибыли.
Модернизация дает возможность сбросить до двух жетонов со своего планшета, открыв доступ к более продвинутым предприятиям.

Вот мы и подошли к одной из главных особенностей игры – распределению построек на планшете по технологическим уровням. Активен только самый нижний, поэтому игроки должны либо специализироваться, раз за разом строя здания одного типа, либо совершать модернизацию, сразу переходя к современным предприятиям.

Фишки денегВторой важный момент – все постройки в этой игре одноразовые! Как только в шахте или на заводе иссякает запас ресурсов, жетон переворачивается, принося вам победные очки. Текстильные фабрики и порты переворачиваются при выполнении действия продажи, а верфи сразу выкладываются на поле перевернутыми – это самый простой способ получения победных очков. Но и стоят верфи дороже всего, а строить их можно всего в нескольких прибрежных городах. Плюс, это единственный вид зданий, которые обязательно нужно модернизировать – первые два жетона просто захламляют технологический ряд.

Типы предприятийПерейдем к самому интересному – к питающим производство ресурсам и смене эпох. В игре два вида ресурсов – уголь и железо. При строительстве шахт и литейных заводов на их жетонах размещается запас кубиков соответствующих ресурсов. Железо уходит на постройку и модернизацию и берется из любого литейного завода или с общего рынка, если заводов на поле нет или все они перевернуты. Уголь же в те времена потреблялся в гораздо больших количествах, поэтому игроки обязаны брать его из ближайшей шахты, соединенной маршрутом с местом постройки. Если угля в шахтах нет, он так же покупается на общем рынке, но место стройки должно быть соединено с символом рынка. Оба ресурса берутся с локаций бесплатно (ведь истощение ресурса переворачивает жетоны, принося победные очки), а цена на рынке зависит от спроса. Чем больше участники потребляют угля и железа, тем дороже они становятся – все как в жизни.

Рынок ресурсов и памятка по действиямВ конце первой эпохи все построенные жетоны сообщения сбрасываются – каналы свое отработали, принеся победные очки за соединенные города. Вместе с ними в сброс отправляются и устаревшие предприятия первого уровня, освобождая место для более современных построек. Все разыгранные карты перемешиваются и формируют новую колоду – начинается эпоха железных дорог! Главное ее отличие это снятие запрета на строительство несколько зданий в одном городе и возможность за один ход выложить сразу два жетона сообщения. Железные дороги так же расширяют транспортную сеть, соединяя локации по кратчайшему маршруту, но расходуют просто колоссальное количество угля. И если в эпохе каналов вы могли спокойно развивать свое дело, практически не взаимодействуя с соседями, то в эпоху железных дорог вам буквально придется толкаться локтями, ведя борьбу за каждый свободный кусочек земли. Больше построек, больше дорог! Цены на уголь резко взлетают вверх, накаляя атмосферу до предела.

Исторические персонажи

Впечатления

В общих чертах суть игры передается простой формулой – строим предприятия, активируем, чтобы перевернуть их жетоны, и налаживаем сообщение, потому что только транспортные пути соединяют города, позволяют перевозить уголь и открывают доступ к внешнему рынку ресурсов. «Brass» это не еврогейм в привычном понимании, а экономическая игра, то есть игра про рациональное использование ограниченных ресурсов. Пеняйте на себя, если исчерпаете все запасы угля и железа. Нюансов в игре много, они не всегда кажутся логичными. В угоду механике многое притянуто за уши, но поклонники игры готовы прощать ей эти недостатки. С момента своего первого издания в 2007-ом году «Brass» продолжает удерживать строчки топа лучших стратегических игр мира.

Органайзер и компонентыВ игре нет ковыряния в собственном планшете, весь геймплей строится на взаимодействии между игроками. Даже если вы не хотите брать уголь у соседа, проведя маршрут к его шахте, он либо сам пристроится к вам, либо вы купите уголь на рынке, подняв на него цену. Каждое действие оказывает влияние на ситуацию в целом, каждый построенный маршрут перекрывает кому-то кислород, отрезая от ключевых мест на поле. Все города имеют свою специфику, отличаясь количеством мест под застройку и типами возможных предприятий. Активная борьба всегда идет за гавани и крупные города, так как в них идет много путей, а каждый проложенный маршрут это победные очки.

Игровой процессПри этом игра не перегружает участников, правила достаточно просты и при желании в «Brass» можно сыграть с семьей. В прокладке дорог есть что-то общее с «Билетом на поезд», а экономическая часть напомнит многим «Энергосеть» – то же деление игры на этапы, меняющийся курс цен на ресурсы и механика выбора первого игрока, помогающая отстающим.

Новое издание оформлено превосходно: на жетонах игроков изображены портреты реальных исторических деятелей, живописное поле радует глаз сдержанными тонами, даже иллюстрации одинаковых предприятий на картах выполнены в нескольких видах. С точки зрения дизайна тоже придраться не к чему – каналы и железные дороги хорошо видны на поле, а все локации поделены на регионы по цветам, чтобы игрокам легче было найти нужный им город. Удобные планшеты из толстого картона, понятная иконографика, памятки по основным действиям, все как надо.

Начальная раскладкаИзменений в правилах по сравнению со старым изданием игры в «Ланкашире» не много. Убрали дурацкое правило виртуального сообщения городов, улучшили масштабируемость игры на разное число участников, добавили возможность игры вдвоем и новое поле, созданное по фанатским хоумрулам. Не было в оригинальной игре и плашетов – жетоны предприятий просто раскладывались на столе.

Резюмирую: перед нами хороший образец оригинальной экономической стратегии с продуманным взаимодействием игроков и небольшим влиянием случайности, который немного доработали, приукрасили и обернули в яркую упаковку, сделав подарок поклонникам серьезных настольных игр.


Вместе с переизданием классической версии игры так же вышла новая версия «Brass: Бирмингем», построенная на той же механике, но отличающая рядом нововведений.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Стратегия, Экономика с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.