Топ-13 настольных игр Романа Григорика, автора игры Дальние рубежи

Роман Григорик

Имя Романа Григорика возникло в поле зрения увлекающегося настольными играми человека неожиданно. Просто в один день, без особых фанфар и громогласных рекламных заявлений, в продаже появилась его игра “Дальние рубежи”. Конечно же, многим стало интересно, что за игра такая и, так сказать, who is Роман. В достаточно короткие сроки аж на трех ресурсах появились с ним интервью (возможно, их и больше, но это те, что читал я сам), где Роман много и подробно отвечал на заданные вопросы. В общем-то, и я решил с ним поговорить. Но, посчитав, что на еще одно интервью Роман, наверно, не согласился бы, я предложил ему другой формат беседы.

Итак, перед вами новая статья в разделе Бородатого блога “Топ-13”, просыпающегося от зимней спячки. Приятного прочтения!

Добрый день, Роман! Сначала позволь поздравить с выходом твоей первой настольной игры. Полагаю, тебе также приятно, что игра получает хорошие отзывы от игроков. Но за это теперь приходится отдуваться, отвечая на многочисленные вопросы желающих.

Привет! Спасибо за поздравления! Подобное внимание для меня и правда необычно и удивительно: разного рода интервью, интерес к моему мнению. Не буду скрывать, все это чертовски приятно. Столь же приятен и тот факт, что такой интерес проявляется не только к моей личности, но и самой игре. “Дальние рубежи” оказались не такими уж и дальними. То тут, то там люди играют в нее и повсеместно делятся впечатлениями. И этому я рад несказанно!

Кстати, об интервью. Что это за магазин, в котором ты позируешь со своей игрой на разных фотографиях?

Насколько я помню, там фотографии из разных магазинов. Вообще, настольный Минск – как одна большая семья, все друг друга знают. Вот я и покрасовался в гостях у разных магазинов со своими “Рубежами”. Однако, большинство фотографий, которые ты мог видеть, сделаны в магазине, где я работаю – nastolki.by. Так что, если кто живет в Минске, заходите пообщаться!

Роман Григорик и его игра Дальние рубежи

Но я немного отвлекся. Расскажи о себе. Чем ты еще увлекаешься, помимо разработки настольных игр?

Как, наверное, и многие сейчас, я увлекаюсь всем понемногу. С удовольствием проведу вечер с хорошей книгой, но и не откажусь от посиделок в баре. В большей степени я бы отнес себя к гикам – видеоигры, ретро-консоли, настолки, фэнтези… Вот только комиксы не мое. Совсем не понимаю этих картинок с подписями.

Насколько просто (или наоборот непросто) быть настольщиком в Беларуси? Сказываются ли как-то на этом хобби таможенные ограничения на покупки в зарубежных магазинах?

Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Просто потому, что никогда о каких-то сложностях и не задумывался. Мне кажется купить настолку в Беларуси не сложнее, чем купить смартфон. Да, маломальский выбор есть в каждом городе, но если хочется чего-то эдакого, то нужно подаваться в крупные города. Конечно, уютнее всего себя чувствуют жители нашей столицы: тут тебе и большое количество специализированных магазинов, и клубы, и игротеки. В других же городах настольные игры встречаются в гипермаркетах и детских магазинах, но ценник и ассортимент разнится от места к месту.

Что касается зарубежных магазинов, то тут мне совсем сказать нечего. Сам никогда не заказывал из-за бугра. Но мне кажется, дела с этим обстоят не сложнее, чем России.

В целом скажу так: купить настольную игру в Беларуси – просто, а вот покупка определенной настольной игры будет зависеть от того, за какой игрой вы гоняетесь.

Как ты оценишь текущую ситуацию в сфере настольных игр? Некоторые даже называют ее “золотой эрой”. Согласен с подобным утверждением?

Скорее соглашусь с данным утверждением, чем его опровергну. Существует огромное количество крупных издательств, маленьких независимых контор, интересных личных проектов. На протяжении последних нескольких лет каждый год в мир вылетают десятки крупных релизов и сотни более мелких игр.

Однако, на мой взгляд, в огромной бочке меда не обходится без ложки дегтя. Общая тенденция сейчас стремится к большей заинтересованности издателей к тому, КАК продать настольную игру, и многим неважно, ЧТО кроется за оберткой. Каждая кампания на Кикстартере пестрит миньками, промками, несусветными артами, legacy-приключениями. А по факту мы получаем либо нашпигованный пластиком амери, либо перекаченное механиками и жетонами евро. Тут я очень грубо обобщаю, конечно. Но вот только пропал детский восторг от новых настольных игр. Больше нет высказываний в духе: “Вау, эта игра совсем не такая, как все то, во что я играл прежде”. Да, в какой-то степени виноват мой игровой опыт. Но правда, сейчас каждая новая игра больше хвастается тем, как в ней круто вы будете делать тоже, что до этого делали в другой, только здесь игра про пришельцев и используется 15 видов ресурсов. Подобное немного расстраивает.

Но эра действительно золотая – ведь среди всего этого рождаются отличные игры, в которые играешь с удовольствием. И только в такой век тесной конкуренции могут появиться на свет оригинальные и амбициозные проекты, которые раньше боялись издавать. Человека все равно нужно удивить.

Роман Григорик и его игра Дальние рубежи

Как ты относишься к “культу новинок”? Предпочитаешь менять коробки как перчатки или же наигрываешь партии в старое-доброе-проверенное?

Нет, новинки – это точно не про меня. Именно поэтому я и не заказываю игр из-за рубежа: не вижу смысла гнаться за новым, когда вокруг столько не игранного и крутого. Еще и времени на все это не найти. Скорее, я игры выбираю в коллекцию и подбираю для партии по интересу. Вот захотелось мне эпичную стратегию – сыграл в “Сумерки империи”. Привлекла тема с выращиванием деревьев – сыграл в “Фотосинтез”. Соскучился по чему-нибудь быстрому и простому – значит, пришло время приобретать “Роскошь”. И на мой взгляд каждая из них является отличной игрой, в которую я буду играть еще и еще, но познакомился я с ними никак не в день их релиза. Конечно, из этого правила есть исключения. Я порой покупаю игры на старте продаж (правда, отечественном), например, те же “Корни” (Root). Хотя тут скорее выход игры совпал с желанием попробовать что-то подобное.

А если говорить о желании играть в новое или гонять доброе-проверенное, то какого-то особого принципа я не придерживаюсь. Просто играю в настолки и получаю от самого процесса огромное удовольствие. Всегда рад попробовать что-то новое, не боясь разочароваться, но и проверенное люблю разложить. Ведь игра – это в первую очередь развлечение, и если мне хочется четвертый вечер подряд засесть за “Фруктогонщиков” (ну как это название можно было так перевести?), то почему бы и нет.

И если говорить о любимых играх, топах и всем подобном, то речь пойдет о тех настолках, в которые ты играешь постоянно. А играешь ты в них, потому что они тебе понравились. Глупо было бы сыграть в игру единожды, записать ее в топ, и не возвращаться к ней долгое время, потому что нужно пробовать новинки… Так что с “культом новинок” мне точно не по пути.

Раз мы затронули в разговоре любимые игры и топы, то, пожалуй, пришло время перейти к твоему Топу-13.

Хорошо. Сразу скажу, что описывать игры я буду, начиная со своего номера 1 и двигаясь к последней позиции. Интригу это, может, и подпортит, но мне удобней идти сверху вниз. К тому же, так я смогу построить определенное повествование, немного раскрывающее мои интересы.

Топ 13 игр Романа Грикорика

1) Сезоны (Seasons)

Сезоны (Seasons)

Игра, в которой есть абсолютно все, что я считаю просто необходимым для идеальной игры. Во-первых, это сильная механика, сочетающая в себе элементы построения движка и рандома. Для меня рандом в играх – это, скорее, плюс. Именно он дает игре азарт и создает ситуации, в которых нужно принимать постоянные решения. Рандом в “Сезонах” ненавязчивый – нужно выбрать кубик. Но черт возьми, как иногда это взрывает мозг: что именно взять, какой кубик не дать сопернику, на сколько крутануть время. В то же время игра поощряет грамотное планирование. Одни и те же карты можно сыграть в разной последовательности или скомбинировать с казалась бы бесполезными картами, и на выходе получить сотни различных способов получения победных очков. Это ли не то что называется реиграбельность?

А, во-вторых, это прекраснейший арт, чуть ли не самое приятное оформление, что я видел в настолках. Карточки в “Сезонах” – это произведение искусства. Добавим сюда щепотку драфта, пару допов – и мы получаем настольный шедевр, которым я не устаю восхищаться.

2) Дальние рубежи

Коробка с игрой Дальние рубежи

Внимание, это не самореклама! Мне действительно нравиться играть в “Дальние рубежи”. Если бы это была не моя игра, я бы на каждом углу трубил от том, какая она крутая и как попала в точку. Потому что, среди всего множества коробок мне не хватало именно игры про управление поселением. Когда-то давно я с трепетом нес домой только купленную “Летопись”, надеясь, что это именно та игра. Оказалось, нет. Да, она неплохая, но не то, чего я хотел от управления деревушкой. А “Дальние рубежи” я горячо люблю за плотность взаимодействия, рандом (который здесь обусловлен ходом соперника), area majority (влияние на жителей) и безумно круто сделанных миплов.

Для меня показателем того, что игра попадет в мой топ выступает следующая выдуманная ситуация: если меня разбудят посреди ночи и предложат сыграть в игру, на что я соглашаюсь – значит, игра точно топ! Так вот, после почти 200 партий (с учетом тестов) в “Рубежи”, я все еще готов в нее играть, если это мне предложат, разбудив посреди ночи.

3) Иниш (Inis)

Коробка с игрой Иниш (Inis)

Эта игра – мое личное супер-анти-разочарование. Сейчас поясню такую сложную формулировку. Обычно мы в чем-то разочаровываемся, когда, наслушавшись положительного про какую-то игру, садимся в нее играть, и она оказывается не такой уж и хорошей, не оправдывая наших ожиданий. Так вот. От “Иниша” я не ждал ничего. Скажу больше, “Иниш” я прямо избегал и искренне верил, что это отстойная игра. Ну как игра с действиями, предопределенными на картах, может быть отличной?

Вот взять тот же “Анк-Морпорк” (да, сейчас я, возможно, разгневаю настольное сообщество.) “Плоский мир”– это мое главное разочарование в настольной жизни. Все игру так хвалят, покупают ее за баснословные деньги. А что мы имеем в итоге? Игру, которая не дает тебе играть, приговаривая: “Сейчас ты можешь сделать только это. И плевать я хотела на твои стратегии и желания. Хочешь по-другому? Тащи карты”. В результате, я, как тот болванчик, сидел и прокручивал колоду.

К чему я это все? “Наигравшись” в “Анк-Морпорк” и вскользь изучив “Иниш”, я думал, что он такой же. Игра, которая не разрешает тебе играть. Но как же я ошибался! Всего 12 карт и драфт переворачивают впечатления от механики с ног на голову. В любой ход ситуация на поле может измениться, и правильно выбранная карта способна спасти из, казалось уже, безвыходной ситуации. Напряжение над столом растет каждый ход. Игроки начинают выполнять победные условия: кто-то захватывает столицу, где-то строится очередное святилище. Еще ни одна игра про”мирную” войну не была такой насыщенной и умной. “Иниш” – очень качественное перетягивание каната, которое я недооценивал. И как же я рад, что все-таки в нее сыграл.

4) Маленький мир (Small World)

Коробка с игрой Маленький мир (Small World)

Одна из первых настолок в моей коллекции, которая до сих пор держится в топе. Хотя на столе она оказывается все реже и реже, теплые чувства ностальгии не позволяют мне опустить “Маленький мир” ниже в моем списке приоритетов. Незамысловатый игровой процесс делает игру отличным гейтвеем, главное, грамотно объяснять фракции и их особенности.

Сложно описывать “Small World”, в него нужно играть. Каждая партия, да что там партия, каждый ход – это праздник тактики. Захватывать территории и подрезать оппонентов с подозрительно большой кучей монет не только очень весело, но еще и опасно, ведь никогда не знаешь куда отправит свои войска очередной соперник. В целом, я бы рекомендовал попробовать эту агрессивную и веселую войнушку всем, кто не боится разводов.

5) Корни (Root)

Коробка с игрой Корни (Root)

Асимметрия – одно слово, которым можно описать “Root”, и отчего у меня случилась любовь с самой первой партии. В ней я играл за Маркису и безнадежно отдал лес партизанам и аристократам. А потом появилось желание сыграть за все стороны, попытаться выиграть каждой фракцией, сыграть разным количеством человек.

И каждую новую партию ты пытаешься сломать “Корни”. Поначалу игра кажется безумно несбалансированной. С первой партии становиться ясно, что Лесной союз – имба. И вот вы все договорились его сдерживать, но побеждает Маркиса, которая кажется совсем никчемной. Следующую партию играешь аккуратней, все еще пытаясь не давать Союзу победить, но тут осознаешь, что уже три партии к ряду вы не можете одолеть Воронов, которые выигрывают несмотря ни на что.

И вот этих попытках понять какая из фракций сильнее, ты осознаешь, что у игры идеальный баланс. Ведь она, в отличие от многих других игр, построена иначе. Это игра, в которой нужно играть не от своей сильной стороны, а не дать сопернику использовать свою. И так, наиграв за каждую фракцию достаточное количество партий в одной и той же компании, игра в “Root” превращается в шахматы, где каждый играет по своим правилам и не дает соперникам возможности набрать очков… Игры, ломающие сознание и заставляющие играть не так, как ты привык – это крутые игры, которых сейчас крайне мало. И “Корни” – одна из таких игр.

6) Игра престолов (Game of Thrones)

Коробка с игрой Игра престолов (Game of Thrones)

С этой уже престарелой классикой я познакомился совсем недавно, буквально в этом году, но всего за пару партий игра меня просто покорила. Механика планирования и “одновременного” выполнения действий очень хороша. И, несмотря на то, что пресловутая дипломатия в этой игре меня мало волнует, она все-таки привносит в игру много фана. Зерно моего интереса к этой настолке кроется в ощущении управления большой державой, и игрок действительно ощущает связанное с ним бремя. Ты следишь за провизией, обороняешь свои земли, заключаешь союзы, неожиданно или очень ожидаемо нападаешь на чужие замки. За несколько часов игрового времени в “Игре престолов” словно происходит больше событий, чем за неделю моей реальной жизни. Это бесценный и хладнокровный убийца жизненной рутины.

7) Крылья (Wingspan)

Коробка с игрой Крылья (Wingspan)

Эта милая семейка меня захватила почти сразу же. Во-первых, тема и оформление – неизбито и смело. Но это не так важно, как ее элегантные механики, и это во-вторых. Кубик действия, который в конце раунда отмечает успехи в достижении целей, сокращая количество действий в следующем. А запуск цепочек – это ли не гениально? Сделать базовое действие, а после этого пройтись по птичкам. Игра не перегружена излишними “свистелками”: здесь всего четыре простых действия, комбинируя которые, ты расселяешь птичек, после чего они дают тебе эффекты, доступные к выполнению вместе с теми же 4 действиями. Отличный геймдизайн – играть просто и действительно интересно.

Да, возможно, многие будут ругать игру за неоправданным рандом, который здесь повсюду: то еда в кормушку падает не та, то птицы не связываются в комбу, то карты целей все оказываются не к месту. Но лично я играю в настолки ради процесса, и он в “Крыльях” приятный и увлекательный. Что еще нужно для хорошей игры со второй половинкой или для семейных посиделок с детьми?

8) Виноделие (Viticulture)

Виноделие. Полное издание (Viticulture. Essential Edition)

Как по мне, то это эталонный современный воркер-плейсмент. Большое количество разнообразных действий и возможностей зарабатывать очки. Интересные находки в механиках – “петушки” и большие миплы. Приятный и размеренный игровой процесс с возможностью насолить сопернику, в тоже время не сильно его обидев. При игре в “Тоскану” добавляем ко всему выше сказанному кризисное планирование. Размазать трех рабочих по четырем сезонам года иногда бывает очень сложно, но и с увеличением количества подопечных ситуация не становиться проще, ведь обороты производства винограда требуют все большего и большего количества выполненных действий. А еще хочется накопить и отыграть “читерных” гостей. “Виноделие” щекочет нервы, но не перебарщивает с этим – всегда можно найти как выкрутиться и сделать свой ход хорошим, а иногда и неожиданно лучшим.

9) Орлеан / Альтиплано (Orleans / Altiplano)

Коробка с игрой Орлеан (Orleans)

Тут я немного схитрил и поместил две игры на одно место. Сделал я это неспроста. Да и игры не такие уж разные. Хотя, конечно, если присмотреться – разные, но не совсем. Два предположительно одинаковых бэг-билдинга от одного автора, чем они могут различаться? Но, скажем, в одной мне безумно нравится то, что не нравится в другой. Значит, они все-таки разные? Да вроде нет. Собирай себе жетоны в мешок, доставай их, планируй действия, выполняй. Тогда одинаковые? Да вроде нет. В основе одной – рондель, в основе другой – гоночные треки. В обеих играх за разгрузку мешка можно получить бонус и победные очки. Ну и что? В одной мы путешествуем, а если добавить дополнение, то и вовсе можно доставками заниматься, а в другой и в помине нет ощущения путешествия. И такие доводы можно приводить бесконечно.

В целом, я так для себя и не решил, какая из них мне нравится больше. Сыграв в “Орлеан”, ловлю себя на мысли, что он мне милее своей младшей сестры. Но, что удивительно, через какое-то время сыграв в“Альтиплано”, я понимаю, что именно эта игра интересней. А после новой партии в “Орлеан”, он снова становиться фаворитом. И такие качели у меня постоянно. Однозначно достойные игры. Правда, какая из них круче, я так и не понял.

10) Агрикола (Agricola)

Коробка с игрой Agricola

Ох, старушка “Агрикола”. Тут сильно распылятся не буду. Просто одна большая любовь, уже не такая сильная как раньше, но все же. Кризисность, крестьяне, деревяшки, загоны для овец, котелки, воркер-плейсмент, Уве – все на высоте.

11) Великий западный путь (Great Western Trail)

Коробка с игрой Великий западный путь (Great Western Trail)

Моя любимая “ходилка”. Когда я впервые открыл правила “Великого западного пути”, они мне показались самыми нагруженными из всех, что я видел (не считая “Марко Поло”, те еще дебри). Вроде все структурировано, не так уж и сложно. Но потом вот тут оказывается это, а когда приходишь сюда – то это, а если это – то уже вот это. Уффф…

Но игра оказалась простой. Очень приятной и простой. Да, в ней много всего происходит, многое нужно помнить, и за многим следить. Но это и нравится. Действительно, ходилка из пункта А в пункт Б. При этом спланируй маршрут, собери коров, подставь соперника. Одним словом – ковбои и их разборки.

12) Пуэрто-Рико (Puerto Rico)

Коробка с игрой Пуэрто-Рико (Puerto Rico)

Центральная механика выбора роли очень хороша в принципе, но в “Пуэрто-Рико” она раскрывается как-то по-особому. Есть в этой игре какая-то магия. Может, это из-за переименования рабов в колонистов? Вряд ли. “Пуэрто-Рико” – отличный представитель классической настольной игры, где собираются одни ресурсы, превращаются в другие, а позже все это все уплывает на кораблях, принося игрокам победные очки. Не могу прямо расписать прекрасность этой игры. Вот нравится и все. Просто нравится.

13) Баталия (Battle Line)

Коробка с игрой Баталия (Battle Line)

Последнее место любого топа я всегда отдаю лучшей дуэльной игре. Часто играю именно в дуэльки, поэтому перепробовал довольно большое их количество. И сейчас это почетное место занимает “Баталия”, хотя раньше здесь долгое время красовался “Джайпур”.

С первого взгляда, про “Баталию” сложно сказать, что она – отличная игра. Скорее, невзрачная и паршиво оформленная (это я про оригинальное издание), еще и про сбор покерных комбинаций. Но стоит дай ей шанс, как сразу же осознаешь ее гениальность. Вы уже могли заметить, что в играх я очень ценю тактику. И именно в “Баталии” каждый ход – это сложное тактическое решение. Никогда не знаешь какие карты прячет соперник в руке, просчитываешь варианты возможных комбинаций на полях сражений, реально считаешь сколько восьмерок уже лежит на столе, и нельзя забывать про восьмерку в колоде тактик. Мозг уже вытекает, а идет всего лишь 5-й или 6-й ход. Но вот карта сыграна, а в следующий ход нужно думать по-новому, ведь соперник мог спутать все ваши планы.

“Баталия” – игра со стопроцентным вовлечением в игровой процесс, пусть он сухой и пресный. Но ты действительно с напряжением ждешь что сыграет соперник, и это не похоже на шахматы с уже заученными и предписанными паттернами игры. Здесь новая карта в руке может дать новые возможности, а может заставить думать снова, ведь эта карта совсем не входила в ваши планы. Одним словом – браво, господин Книциа.


Использованные фотографии Романа Григорика выполнены Андреем Торканевским. Фотографии игр взяты с сайта BoardGameGeek.

Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Топ 13 с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.