А я сяду в кабриолет и уеду в Орлеан. Обзор игры Орлеан (Orleans)

Коробка с игрой Орлеан (Orleans)

«Орлеан» меня манил уже достаточно долгое время. Конечно, я имею в виду не французский город (который я посетил бы с удовольствием), а настольную игру от немецкого автора Райнера Штокхаузена. Во-первых, это представитель моей любимой европейской школы, что уже делает игру потенциально интересной для меня. Во-вторых, она строится на незнакомом для меня до недавних пор звере – механике бэг-билдинга, оно же построение собственного мешочка. А поскольку мне также нравятся карточные игры, то описание «Орлеана» звучит как интересное сочетание двух элементов, которые мне очень импонируют. Если к этому добавить преимущественно теплые отзывы игроков по всему миру (ведь игра вышла еще в 2014 году) и высокие оценки, то можно предположить, что мое знакомство с игрой было неизбежным.

И, наконец, недавно настал час «Ч». Спровоцированный началом предзаказа на игру и ее дополнения, я понял: пришла пора распаковать свою копию, лежавшую у меня с прошлого года, и разобраться во всем самому.

Круговорот рабочей силы в мешочке

Итак, что же нам предстоит делать в Орлеане и его окрестностях? А предстоит нам набирать жетоны различных работников и складывать их в свой мешочек, что в свою очередь позволит выполнять действия, указанные на личных планшетах игроков и приобретаемых тайлах мест. Но рассмотрим все это немного подробнее.

В нашем распоряжении имеется большое поле, условно разделенное на две половины. На одной половине располагается схематичное изображение региона, где город Орлеан выступает в качестве нашей отправной точки. На данной карте нам предстоит перемещаться от города к городу, используя морские и сухопутные пути, мимоходом собирая выложенные жетоны товаров. Помимо этого, в каждом городе мы можем строить свои фактории (в каждом городе, за исключением Орлеана, может стоять только одна фактория).

Игровое поле

На второй половине поля изображены несколько треков. Каждый из них соответствует определенному типу работника и обладает своими особенностями и свойствами. Решая взять тот или иной жетон, мы обязательно должны продвинутся по соответствующему треку на одно деление вперед, выполнив при этом надлежащее действие. Например, при продвижении по треку фермера мы получаем жетон ресурса, изображенного над ячейкой. Более того, если мы опережаем других игроков, то каждый раунд мы получаем одну дополнительную монету. Или, скажем, торговец, позволяет взять из указанной стопки тайл места, дающий новое доступное действие или эффект. При этом, необходимо помнить одно но: как только вы доходите до конца того или иного трека, данное действие становится для вас недоступным, даже если там еще остаются жетоны.

Игра в процессе

Вкратце весь процесс выглядит следующим образом. В начале раунда переворачивается очередной жетон события (о которых мы поговорим немного позже), эффект которого либо действует на протяжении текущего раунда, либо выполняется в определенной фазе. Все игроки вытягивают определенное количество жетонов рабочих из своего мешочка (это количество определяется вашим положением на треке рыцарей) и выкладывают на доступные ячейки рынка, располагающиеся на их личных планшетах. Затем каждый должен запланировать и выполнить действие (или действия), исходя из вышедших и уже имеющихся жетонов.

Личный планшет игрока

Например, вы хотите получить уже упомянутого рыцаря. В этом случае вы выкладываете жетоны фермера, моряка и торговца на действие Замок, после чего во время соответствующей фазы вы продвигаетесь на одного деление на треке рыцаря, берете жетон и помещаете его в свой мешочек. Вдогонку за рыцарем отправляются и жетоны, использовавшиеся для активации действия. Теперь число доступных вам жетонов увеличилось, а в следующем раунде вы сможете вытащить больше работников, в соответствии с числом, указанным над делением на треке.

Игра продолжается 18 раундов, после чего происходит подсчет очков. В нем учитываются все имеющиеся у игроков монеты, товары, а также фактории и жетоны горожан, которые можно получить с разных ячеек различных треков. Здесь нужно упомянуть еще один важный момент – работники в конце игры очков не приносят.

Приятным ли будет лето в Провансе?

По описанию игрового процесса может сложиться впечатление, что «Орлеан» – игра простая. И оно будет правильным, потому что с точки зрения выполняемых действий все действительно очень просто. Однако за этим скрывается большая глубина, чем может показаться поначалу.

Компоненты игры Орлеан (Orleans)

«Орлеан» предлагает вам сразу несколько путей развития и зарабатывания победных очков. На протяжении первых нескольких партий у вас могут разбегаться глаза, ведь на выбор дается пять треков рабочих, и продвижение по каждому из них обладает своими преимуществами. Есть также шестой тип рабочих – монахи, – который не располагает собственным треком. Они выступают в роли джокера: их можно использовать вместо любого другого жетона. И здесь начинаются усиленные размышления о том, как лучше поступить: стоит копить товары и получать монеты за лидерство на ферме? Или удариться в торговлю, таким образом расширяя список доступных действий и эффектов? А ведь есть еще карта, на которой вы собираете жетоны товаров и строите фактории. Так что нет ничего удивительного в том, что сложно понять в каком направлении лучше двигаться.

Планшет благих дел

Разумеется, как это обычно и бывает, спустя несколько партий различные взаимосвязи уже будут понятнее, так что и действия свои вы начнете выполнять осмысленнее. Поняв преимущества и недостатки каждого типа рабочего, можно смело пробовать разные стратегии, комбинируя различные треки и тайлы мест и оценивая их эффективность. Забавно, но почему-то именно в «Орлеане» я начал более осознанно пробовать подобный комбинаторный подход, основанный на пробах и ошибках. Вероятно, этому способствует простой центральный механизм, что мне безусловно нравится в этой игре. Конечно, не все опробованные мною комбинации давали удачный результат, но подобный исход только подстегивает меня к поиску других, более интересных и удачных сочетаний.

Правда, здесь же скрывается и один из субъективных недостатков игры. Постепенно у вас может сложиться впечатление, что не все треки одинаково полезны, также как и приобретаемые тайлы мест. Если вы – такой игрок, для которого важно найти единственную победную стратегию, позволяющую растаптывать своих соперников и набирать какие-то несусветные количества победных очков, то «Орлеан» может стать раздольем для вас (по крайней мере, его базовая версия без каких-либо дополнений). Как мне видится, этому способствует один аспект – уже не раз упомянутые тайлы мест. Дело в том, что получить их достаточно просто: вы продвигаетесь по треку торговцев и просто выбираете нужное вам здание из доступных стопок.

Постройки

Просто на данный момент я не уверен в сбалансированности всех этих зданий, и эффекты некоторых из них на первый взгляд производят впечатление более сильных и при этом требующих меньше усилий. Учитывая тот факт, что начало у игры всегда одинаковое, то вероятен сценарий, в котором игрок, пронюхавший единственную победную стратегию (если таковая все-таки имеется), будет напирать исключительно на нее. Но, если в вашей компании таких любителей нет, то «Орлеан» предоставляет достаточное количество возможных действий, позволяющих держать удар.

И не пугайтесь проскользнувшей выше фразы о всегда одинаковом начале. Реиграбельность у игры имеется в достаточной мере. Обеспечивается она не только немалым количеством различных комбинаций треков и зданий, которые приятно находить и распробовать самому, но также жетонами товаров, которые каждый раз выкладываются на поле случайным образом, что может заранее предоставить понимание в какую сторону предпочтительнее начать развитие. Более того, во всех раундах, за исключением первого, в котором всегда выкладывается жетон Паломничество, по-разному выходят различные события.

Кстати, поговорим немного о них. События бывают как полезные, так и такие, что способны подпортить вам жизнь. Скажем, уже упомянутое Паломничество запрещает в текущем раунде получать жетон монаха. Или, например, Чума может привести к потере работника – вы должны вытянуть из своего мешочка случайный жетон: если это стартовый работник, то вам повезло и его вы не теряете; если это любой другой, то вы обязаны вернуть его в соответствующую стопку. Есть и хорошие события: как насчет получить столько монет, сколько ваших факторий находится на поле?

События

Следует признать: в теории все это звучит интересно, но вот на практике результат получается немного странным. С одной стороны, случайный выход событий способен придать перчинки в начале игры, особенно если это будет что-то вроде Чумы. С другой же, выход некоторых событий в первой половине игры может пройти незамеченным – на какие деньги стоит рассчитывать, если во втором раунде у вас нет ни одной фактории? Учитывая, что в стопке всего шесть типов событий, по три жетона каждого, то не исключен вариант, что все полезные эффекты выйдут в первой половине игры, оставив вас только с плохими. Хотя ничего ужасного в этом нет (поскольку добавляется определенная интрига), общая реализация данного элемента создает впечатление какой-то сырости идеи. Но вроде бы в одном из дополнений к игре добавляется больший выбор событий, так что этот аспект должен раскрыться лучше.

А в конце нашего пути…

…хочется сказать, что «Орлеан» мне понравился, несмотря на некоторые его недостатки или недоработки. Мне нравится пытаться находить новые комбинации, мне интересно изучать имеющиеся возможности. Вообще, по своим ощущениям она вызывает у меня ассоциации с колодостроительными играми, скажем с тем же «Доминионом», только с большим полем и многочисленными жетонами. Мы также начинаем с четырьмя стартовыми работниками в своей «руке», с помощью которых мы постепенно получаем доступ ко все более и более сильным картам жетонам. Также случайно работники тянутся из мешочка, отчего статичный дебют начинает ветвиться в разные стороны, как в зависимости от выбранной вами стратегии, так и, разумеется, везения. Конечно, кому-то может показаться спорным решение по получению тайлов мест или кто-то посчитает сырым элемент событий. Но этого недостаточно, чтобы изменить следующее заключение – «Орлеан» является интересной и увлекательной игрой, за которой не жалко периодически проводить время.

Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Стратегия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.