Высоко в горах Южной Америки расположено испещренное вулканами плато Альтиплано. Холодный климат, скудная растительность и сухая просоленная земля — не самое благоприятное место для проживания. Но местные жители не теряют оптимизма, ловят рыбу в озере Титикака, разводят мохнатых альпака и занимаются различным ремеслом.
Настольная игра «Альтиплано» бросает вызов смельчакам. Сможете ли вы наладить свое хозяйство в суровых условиях высокогорья? Добывайте ресурсы, занимайтесь торговлей, стройте дома и лодки, и не забывайте заготавливать припасы впрок.
«Альтиплано» можно назвать духовной наследницей игры «Орлеан», вышедшей несколькими годами ранее. В ее основе лежит та же механика bag building, совмещенная с перемещениями по игровому полю. Но, переняв основные идеи, «Альтиплано» представила их в новом свете.
Лишь на возделанной почве расцветают другие искусства
Для тех, кто никогда не слышал о бэгбилдинге вкратце расскажу его основные принципы. У каждого игрока есть мешок с жетонами ресурсов из которого вы их вытаскиваете в случайной последовательности, активируя различные действия на своем планшете. Когда мешок пустеет, в него засыпается ваш сброс жетонов и процедура повторяется. В процессе игры доступный пул жетонов может меняться, открывая новые возможности.
Игровое поле в «Альтиплано» состоит из семи различных локаций, с каждой из которых связаны определенные действия. Ход состоит из нескольких простых фаз: сначала игроки одновременно вытягивают жетоны товаров из своих мешков и размещают их на личных планшетах, планируя свои действия, а потом по очереди выполняют запланированное. В свой ход игрок выполняет одно действие в своей локации или пасует. Как только все игроки спасовали, проходит небольшая фаза подготовки и начинается новый раунд.
До или после своего действия игроки могут перемещаться по локациям. Со старта у каждого есть повозка, которая раз в раунд позволяет пройти до трех шагов своей фишкой. За одну еду можно пройти еще один шаг пешком или еще до трех шагов с помощью другой повозки, которую сначала предстоит купить.
Большинство локаций позволяет получать новые жетоны товаров. В шахте можно добыть камень и серебро, в лесу дерево, на ферме еду, шерсть, ткань и т.п. Но в некоторых местах можно так же что-нибудь прокачать. К примеру, в деревне приобретаются новые повозки и строятся дома, которые улучшают ценность разных товаров и дают победные очки в конце игры. В локации с дорогой можно увеличить число жетонов, набираемых каждый ход из мешка. А на рынке продаются пристройки, добавляющие на ваш планшет дополнительные действия, и заключаются договора на заказы — собери определенный набор ресурсов, чтобы получить победные очки.
В игре так же есть интересная механика складирования товаров — игроки могут очищать свой мешок от лишних жетонов, перемещая их на планшет склада. Товары выкладываются на складе в горизонтальные ряды по принципу однотипности. Кукуруза считается джокером и может заменить любой товар. Каждый заполненный ряд в конце игры приносит дополнительные победные очки.
Партия идет до тех пор, пока в одной из локаций не иссякнут все доступные ресурсы или пока на рынке не закончатся плашки пристроек. В финальном подсчете учитываются все набранные игроками жетоны, построенные дома и лодки, выполненные заказы и заполненные ряды склада. То есть победные очки вы получите практически за все.
Я нашел здесь руду, я нашел здесь любовь
Я люблю игры, в которых можно выстраивать различные комбинации, оптимизируя ходы в зависимости от случайного набора ресурсов, и расширять свои возможности, всячески их модифицируя. В таких играх всегда чувствуется развитие — вы помните с чем начинали и к чему пришли. И весь этот путь состоял из череды принимаемых вами интересных решений. Поэтому я люблю различные deck- и bag building’и и заинтересовался «Альтиплано» сразу же после ее релиза.
Что мне в ней понравилось? Во-первых, то, что все игроки начинают с разным набором товаров, зависящих от полученной в начале игры роли. Это определяет вашу стратегию, помогая не потеряться в многообразии возможностей игры, но не сковывает по рукам и ногам жесткими ограничениями — в игре хватает способов получить товары, которых у вас нет. Во-вторых, ее высокая вариативность и интересные опции для прокачки планшета. Мне нравится, когда в играх есть элементы, позволяющие более гибко распоряжаться своими ресурсами. В «Альтиплано» есть плашки, с помощью которых можно поменять вытянутый жетон на любой жетон из сброса или увеличить число слотов действий в любой локации.
Но вот уже во второй игре Райнера Штокхаузена у меня вызывает вопросы механика передвижений. Поскольку в «Альтиплано» всего семь локаций и они расположены по кругу, то за три бесплатных базовых шага вы без проблем перемещаетесь из одной местности в любую другую. Естественно, с увеличением запаса товаров вам придется чаще перемещаться, потому что число слотов на каждом поле ограничено. Но какого-то глубокого планирования в этом нет. Новая тележка стоит всего одну монету, а еда, которой очень не хватает вначале, уже во второй половине партии становится практически бесполезным ресурсом, только замусоривающим ваш мешок. Поэтому тратить ее на дополнительные перемещения совсем не жалко. Плюс большую часть времени вы, скорее всего, будете посещать лишь 2-3 локации. А пока запас жетонов небольшой, можно вообще стоять на месте и прокручивать мешок, ход за ходом выполняя одно и то же действие. Много бы эта игра потеряла, если бы в ней вообще не было перемещений? Думаю, что нет.
В игре так же несколько проседает старт, потому что базовых ресурсов очень мало и сходу не разобраться откуда берутся альпака или какао. Но потом все встает на свои места и игра набирает обороты со скоростью снежной лавины. Правда, взаимодействие между игроками в «Альтиплано» минимально. По большому счету, очередность хода важна только при получении карт лодок, домов и заказов, да плашек пристроек с рынка. При желании можно ходить практически одновременно. Зато оформление у игры отличное! В кои-то веки художник Клеменс Франц приятно удивил симпатичными иллюстрациями, которые удачно дополняются объемными ящиками для сброса жетонов и фигуркой альпаки.
В сумме получается яркая и безобидная мидкорная игра для большой компании, которая понравится любителям построения движка и получения одних ресурсов через другие. Если же захочется чего-то подобного, но с упором на соперничество, обратите внимание на «Гиперборею».
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021