Мифы гласят, что древняя цивилизация, правившая сказочным королевством Гиперборея, открыла секрет магических кристаллов, черпая из них свою силу. Но энергия кристаллов была нестабильна и очень разрушительна. И чем больше силы черпали из кристаллов Гиперборейцы, тем больше бедствий они вызывали. Потопы, землетрясения и засухи разоряли страну, но одержимые жаждой власти правители продолжали добычу волшебного ресурса. И только несколько мудрых магов, предвидя последствия, решились на создание непробиваемого волшебного барьера.
Когда черный день наступил, вырвавшаяся из-под контроля энергия в мгновение ока уничтожила все королевство. Только благодаря установленному барьеру катастрофа не охватила весь материк, сохранив жизнь обитателям нескольких пограничных постов. Добычу магических кристаллов запретили, и секрет их использования был забыт.
Спустя века шесть государств возникло из пепла Гипербореи: воинствующее Красное Герцогство; Изумрудное Королевство, прославленное своими лучниками и следопытами; Пурпурный Матриархат, поклоняющийся богине жизни; Золотое Баронство, известное своими дипломатами и купцами; Коралловый Трон с его организованным обществом и загадочное Небесное Царство. Вам предстоит встать во главе одной из фракций, отправив свои отряды на руины древней Гипербореи, чтобы снова добывать злополучные кристаллы. Развивайте цивилизацию, совершайте научные открытия и вступайте в сражения с конкурентами. Только один лидер сможет править Гипербореей!
Вступление
Делать обзор на любимую игру очень легко и трудно одновременно. Мысль сама бежит, выплескиваясь на бумагу стройными рядами букв. Но собственные эмоции нужно поубавить, чтобы среди восторженных чувств не потонули основы хорошего обзора – описание механик и объективные впечатления, включая отзывы игроков, вместе с которыми ты провел очередную партию. Очень часто, восторгаясь игрой, мы не замечаем, что наши друзья скучают за ней и с удовольствием сыграли бы во что-нибудь другое. В «Гиперборею» я играл в разных компаниях и слышал о ней много отзывов. Попробую объединить их все в одном обзоре, дополнив его замечаниями из официального FAQ и хоумрулами, правящими игровой баланс. Поехали!
Новый мир на руинах старого
Итак, «Гиперборея» это глобальная стратегия для шести участников, которая отлично играется и в меньшем составе. От количества участников в целом ничего не меняется, кроме продолжительности партии. Игровое поле модульное и состоит из гексов. Основная механика – bagbuilding, дословно «мешкостроение». Корни механики растут из карточного декбилдинга, только вместо колоды здесь используется мешок, а вместо карт разноцветные евро-кубы. По ходу партии вы будете добирать кубики из мешка, активируя с их помощью различные действия на персональном планшете. По аналогии с декбилдингом каждый цвет кубика отвечает за определенный тип действий. В процессе игры вы будете как добавлять в мешок новые кубы, так и избавляться от старых, регулируя свой запас.
Цель игры – набрать больше всех победных очков, которые начисляются здесь практически за каждое ваше действие. Основной приток ПО идет за контроль территорий – чем ближе они к центру, тем больше очков принесут; за набранные в процессе игры кубики и добытые кристаллы; за поверженных юнитов противников и нейтральных призраков, обитающих в руинах Гипербореи; а так же за карты технологий. Условием окончания игры служит выполнение от одной до трех различных задач: получить пять карт технологий, выставить на игровое поле всех своих юнитов, накопить двенадцать кристаллов победных очков. Задачи для всех общие, поэтому игра часто заканчивается, когда каждый выполнил всего одну из них.
Все шесть игровых фракций обладают уникальными свойствами, выбираемыми в начале игры из двух вариантов и стартовыми условиями, заданными родными землями (можно играть и без них). Различия между народами не так чтобы велики, но, по крайней мере, помогут новичкам определиться со стратегией. Красное Герцогство получает бонусы к нападению, Пурпурный Матриархат делает ставку на численность последователей, а, например, отряды Изумрудного Королевства быстрее перемещаются по игровому полю. К сожалению, баланс свойств народов подкачал и вызывает вопросы даже у тех, кто впервые открыл правила. Но есть несколько способов решить эту проблему, о которых я расскажу в конце обзора.
Со старта у всех в мешках по одному кубику каждого цвета плюс еще один любой по вашему выбору. Собственно, ход состоит из того, что вы достаете три случайных кубика и расставляете их на вашем планшете. Если вы собрали необходимую для активации действия комбинацию, вы тут же его выполняете. Если комбинация пока не собрана, кубики остаются стоять на отведенных для них местах, пока вы ее не соберете. Типовых действий всего семь: движение, атака, размещение жетона крепости, получение нового юнита, продвижение по треку культурного развития, получение кристаллов победных очков и открытие новых технологий.
Как только в мешке заканчиваются кубики, происходит «очистка» — вы собираете все кубики со своего планшета и снова забрасываете себе в мешок. Правда, есть нюанс – если в мешке осталось меньше трех кубиков, вы все равно их вытягиваете и используете, а очистка произойдет лишь на следующий ход.
За получение новых кубиков отвечает трек культурного развития, по которому перемещаются жетоны, соответствующие цветам кубиков. Каждый раз, когда вам необходимо продвинуться по треку, вы сами выбираете какой ползунок вам двигать. Дойдя до четвертого или пятого деления, вы можете обнулить трек, получив один кубик. Продвинувшись же до крайней правой отметки, можно получить сразу два кубика, что обычно эффективнее. Обнулять трек и добавлять новые кубики можно не сразу, чтобы подгадать под очистку.
Отдельный интерес представляет происходящее на игровом поле: помимо действий, активируемых через планшет, ваши отряды могут свободно заходить в изображенные на гексах локации — города и руины. Города предоставляют изображенные под ними действия и могут быть активированы сколько угодно раз за игру, а руины приносят игрокам одноразовые жетоны бонусов, которые можно применить в любой момент своего хода. Но как только юнит посетил любую из локаций, он остается пассивно стоять в ней до фазы очистки.
Территории отличаются не только локациями, но и типом местности – труднопроходимыми лесами, горами и болотами. И чем ближе к центру Гипербореи расположены руины и города, тем существеннее их бонусы. Но и получить их не так уж просто – все гексы, кроме стартовых, населены призраками, охраняющими сокровища древней цивилизации.
Бои в игре происходят донельзя просто – выкладываете комбинацию кубиков, активирующую действие атаки на планшет или карту технологии и за каждый значок меча уничтожаете по одному юниту противника, оказавшемуся на одном гексе с вашими войсками. Никаких бросков кубиков или сравнения силы – просто выложили кубы, победили врага.
Такой подход может показаться скучным и примитивным, но на самом деле это оптимальная механика для «Гипербореи». Тем более есть несколько факторов, которые делают бои более живыми. Во-первых, вражеские жетоны башен поглощают часть урона, принимая первые атаки на себя. Во-вторых, атакой можно уничтожить вражеский отряд, занявший город или руины, а потом активировать полезную локацию самому. Очень часто такие атаки порождают цепочку нападений. Тем более что за побежденных врагов еще и победные очки начисляют! И, в-третьих, существуют дальние стрелковые атаки. Правда, ничего хорошего о них сказать я не могу – на моей памяти мы не использовали их ни разу, потому что по правилам за убитых стрельбой врагов ПО не начисляют.
Для любителей переработки ресурсов в победные очки в игре есть карты технологий, которые дополняют планшет новыми действиями, среди которых есть добор кубиков из мешка, улучшения базовых действий и эффекты, влияющие на всех противников. Правда, каждая изученная технология автоматически добавляет в ваш мешок один серый кубик отходов, который не может быть применен на планшете. Другими словами, захламляет ваш пул.
Моя Гиперборея
Главное, что все действия ведут вас к победе и любая стратегия может быть эффективна. В одной партии вы можете делать упор на получение карт технологий, в другой нацелиться на уничтожении призраков и соседей, в третьей всеми способами набирать кристаллы победных очков. Ваша цивилизация может быть медленной и неповоротливой — с горой кубиков в мешке, а может быстрой и подвижной, с необходимым минимумом нужных кубов. От прокрутки кубиков зависит доступность ваших юнитов и частота использования бонусов локаций, не говоря уже об их прямом назначении – активации действий. «Гиперборея» позволяет экспериментировать, выстраивать комбинации, объединяя действия планшета, карт технологий и свойств локаций.
У игры отличная реиграбельность. Выбор гексов, жетонов бонусов и карт технологий очень широк. «Гиперборея» полностью языконезависима – на всех карточках изображены только иконки, текст есть только в правилах, которые давно переведены на русский. Но, к сожалению, изначально игра вышла с рядом недоработок. Авторы спохватились и составили FAQ, который на деле не отвечает на вопросы, а меняет целые абзацы правил. Переработке подверглись и способности фракций. Например, свойство тайла А Красного Герцогства отныне следует трактовать как «ваши действия атаки стоят на 1 многоцветный кубик дешевле». Именного мгногоцветный, а не кубик любого цвета, как вы могли подумать. Что существенно ограничивает их агрессию. Поэтому перед тем, как начинать вашу первую партию, обязательно ознакомьтесь с этим FAQ.
Тем не менее, сбалансировать свойства фракций не удалось даже правками. Но проблемных рас всего две: читерское Небесное Царство и обделенное Золотое Баронство. С желтыми все ясно – выкидываем из игры их нелепое свойство «вы начинаете игру с двумя кристаллами победных очков», а второе оставляем. А вот с синими все немного сложнее. Можно по аналогии убрать из игры свойство, дающее со старта одну из двух уникальных технологий на выбор, а можно поэкспериментировать. Например, стартовая технология Дипломатия сама напрашивается, чтобы ее поправили следующим образом: при ее активации вы добираете по одному кубику (но не более трех) за каждого оппонента, отряд которого стоит на вашем или соседнем гексе. Эти оппоненты так же добирают по одному кубику из мешка. Таким образом, вы, как и раньше, можете добрать три кубика за трех оппонентов, но и они получат по одному кубику каждый.
Некоторых расстраивает, что бонусные победные очки за выполнение игровых целей достаются не только тому, кто первый их выполнил, но и всем остальным, кто справился с ними до конца игры. Я не вижу в этом проблему, но, видимо, специально для этих людей в дополнении к игре добавили задачи, которые могут быть выполнены строго одним игроком. Например, убить последнего призрака на поле.
Качество компонентов отличное — тайлы и планшеты очень плотные, из рамок выдавливаются легким прикосновением. Подкачала, пожалуй, только излишне громоздкая коробка без органайзера. Пришлось наполнить ее коробочками для мелочей, в которых удобно разместились все миниатюры и жетоны.
Оформление у игры не самое выдающееся, но, на мой вкус, вполне привлекательное. Хотелось бы, конечно большей детализации на игровом поле — разрушенных домов, дорог и прочих следов погибшей цивилизации. Но, как говорится, на нет и суда нет.
Я очень люблю карточные декбилдинги и «Гиперборея» тоже пришлась мне по вкусу. Мне нравится манипулировать кубами, оптимизировать свой пул и комбинировать действия. Не смотря на свои недостатки, «Гиперборея» нравится мне чуточку больше, чем «Scythe», хотя во многом они похожи. Если же сравнивать ее с ближайшим конкурентом — «Orleans», то и тут «Гиперборея» выигрывает. Потому что она шагнула за рамки привычного евро: она более агрессивная, более живая и тематичная. На BGG есть отличный сравнительный анализ этих игр. В целом, у итальянских разработчиков получилась очень достойная глобальная стратегия европейского типа. Даже удивительно, что один из них приложил руку к созданию ничем не примечательного филлера «Страшные сказки».
Если вас не пугает, что для того, чтобы по-настоящему насладиться игрой вам предстоит разобраться с FAQ и допилить за авторов игровой баланс хоумрулами, рекомендую «Гиперборею» к ознакомлению хотя бы как образец оригинальной механики.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021