Подводных дел мастер. Интервью с Владимиром Сухи, разработчиком Underwater Cities и многих других игр

Владимир Сухи

В мире настольных игр (как, в принципе, и любых других сферах) есть свои звезды. Влаада Хватил, Штефан Фельд, Уве Розенберг, Кори Конечка, Том Леманн и другие стойко ассоциируются у многих с отличными играми, а имена этих разработчиков сразу воспринимаются как гарантия определенного качества. С другой стороны, есть и такие, которые прилежно продолжают выпускать игру за игрой, притом порой отличного качества, однако подобная слава обходит их стороной. Но все-таки иногда карты позволяют себе удачно сложиться, и новая разработка вдруг привлекает внимание придирчивой публики.

Именно так вышло с Владимиром Сухи, чешским разработчиком, и его “Подводными городами”, вызвавшими определенный ажиотаж. Что ж, а раз внимание некоторой части контингента направлено на новинку, то может им будет интересно послушать Владимира, который с радостью согласился ответить на наши вопросы.

Добрый день, Владимир. Большое спасибо, что согласились на наше предложение об интервью. Для начала расскажите немного о себе.

Добрый день. Я живу в Праге, женат и отец троих детей. У меня есть основное место работы, поэтому разработку настольных игр можно назвать моей второй работой. Вообще, настольные игры являются самым большим моим увлечением, но я также регулярно занимаюсь спортом, а при наличии свободного времени люблю читать научно-фантастическую и историческую литературу и путешествовать.

Пожелания Владимира Сухи российским игрокам
“Привет! Меня зовут Владимир Сухи, я разработчик игры “Подводные города”.
Совсем скоро российское издательство выпустит эту фантастическую игру, и я надеюсь, что она вам понравится! “Подводные города” серьезная стратегическая игра о науке и открытиях. Надеюсь, что вы, ребята, обратите на нее внимание и как следует в нее поиграете!
С наилучшими пожеланиями, Владимир.

Как и когда вы увлеклись настольными играми?

Настольные игры мне нравились с детства, когда я играл в шахматы, чешское издание “Монополии” и различные карточные игры. Где-то лет 20 назад мой знакомый показал мне “Колонизаторы”, примерно в тоже время я встретил свою будущую жену и вместе с ней мы начали играть в разные игры. С тех пор это стало моим главным хобби.

Как вы стали разработчиком настольных игр? Что подтолкнуло вас на подобное решение?

Наверное, здесь получилось, как и с другими разработчиками: когда я увлекся настолками, мне захотелось придумать и создать свою игру. Завершив свой первый проект, который даже и не выпускался, я просто принялся за разработку следующей игры.

Все ваши игры до недавнего времени выходили под эгидой издательства “Czech Games Edition”. Однако свою последнюю разработку “Underwater Cities” вы выпустили самостоятельно, усилиями новообразованной компании “Delicious Games”. Что подтолкнуло вас на подобное решение?

В принципе, сотрудничество с “CGE” меня совершенно устраивало и я был всем доволен, потому что в этой компании работают исключительно профессионалы, любящие настольные игры. Но, к сожалению, после декретного отпуска моя супруга долго не могла найти приемлемую работу, поэтому мы и решили создать небольшое семейное дело. Теперь наша компания является полноценным рабочим местом для нее. Только по этой причине я больше не работаю с “CGE”, в противном случае наше сотрудничество продолжалось бы.

Как вы оцениваете собственные успехи в самостоятельном плавании?

Мы очень довольны результатами. “Underwater Cities” не только продолжает получать очень положительные отзывы от обозревателей и игроков, но и демонстрирует хорошие продажи. Игра вышла на 12 языках, с учетом изданий, которые находятся в работе.

Иллюстрация оригинального и российского издания игры Подводные города (Underwater Cities)
Иллюстрация оригинальной коробки и готовящейся к изданию российской версии

Сложно ли отвечать за все аспекты разработки и производства игр? Насколько это предпочтительнее работы с крупным издательством?

Когда ты работаешь на издательство, то в случае успеха своей игры ты вправе сказать себе: «Основная моя идея была хорошей, и я рад, что издатель не стал многого менять». Если же игра не очень хорошо продается, всегда можно сказать: «Идея была хорошей, но издатель не смог довести ее до ума или не может удачно ее преподнести и продать». Однако в нынешней ситуации я подобного сказать уже не могу, потому что сам несу ответственность за разработку и выпуск игры.

Вокруг вашей последней игры “Underwater Cities” возник определенный ажиотаж. Первый тираж разлетелся как горячие пирожки и народ требует второго. Что, по-вашему, послужило поводом для такого внимания к игре? Насколько оно было ожидаемым?

Да, шумиха вокруг игры возникла довольно большая. Нам повезло, что “Underwater Cities” очень приглянулись обозревателям, в результате чего появились и определенные ожидания. И это при условии, что “Delicious Games” – новая и небольшая компания, не способная обеспечить достаточное количество копий в начале.

Какой элемент “Underwater Cities” вы можете назвать уникальным, способным выделить игру среди других?

Таковым я, пожалуй, назову объединение карточной игры и механики выставления рабочих, позволяющее создавать комбинации из разыгрываемых карт и ячеек действия одного цвета. Без сомнения, над подобными комбинациями приходится подумать, что также делает игру более разнообразной.

По версии некоторых опробовавших “Underwater Cities”, в игре практически отсутствует взаимодействие между игроками. В итоге, процесс превращается в солитер, когда каждый просто смотрит в свой собственный планшет. Как вы считаете, это действительно так? Вы предпочитаете именно такой стиль игры?

Не соглашусь, что в “Underwater Cities” преобладает подобный стиль игры, ведь здесь могут блокировать нужные ячейки и ведется борьба за более выгодные особые карты. Таким образом, важным аспектом становится порядок хода, за который тоже идет конкуренция. Мне кажется, подобное часто упускается из виду, хотя это и представляет собой элемент с большой долей взаимодействия.

С другой стороны, я сам предпочитаю игры, где не нужно разрушать или отбирать что-либо у других игроков. По мне борьба должна проходить в положительном ключе, через строительство и развитие чего-то, что будет больше и лучше.

Игра в процессе

Многие игроки на BGG жалуются на тонкие планшеты игроков. Это было сделано намеренно, в целях снижения себестоимости игры?

Нет, это стало результатом недопонимания в общении с типографией и отсутствия у нас опыта издания игр. Нам показалось, что договоренность о более толстых планшетах была достигнута. Данную проблему поправили в последующих тиражах, а позднее мы хотели бы выпустить трехслойные планшеты.

Насколько сложно организовать производство такой игры, как “Underwater Cities” с ее обилием компонентов?

Издавать игры подобного формата достаточно непросто, особенно с учетом того, что “Underwater Cities” стала дебютом нашей компании. К сожалению, не обошлось без промахов с нашей стороны, в частности относительно изготовления планшетов и жетонов на 3 единицы ресурса, но это должны поправить в следующем тираже.

Довольны ли вы продажами игры?

Да, несмотря на то, что еще не все желающие получили игру, и не все версии еще напечатаны. К тому же, интересно посмотреть, как “Underwater Cities” будет продаваться после удовлетворения первоначального спроса.

Довольны ли вы получившимся итоговым результатом? Соответствует ли “Underwater Cities” вашему первоначальному видению?

Да, мы довольны окончательным продуктом. Это касается как игровых механик, так и ее оформления. По мне, работа, проделанная художником-иллюстратором, просто бесподобна, особенно в отношении иллюстраций на картах.

Иллюстрации на картах

Как вы думаете, не стоило ли продолжить идею с асимметричными планшетами игроков и сделать, скажем, более индивидуальными карты в стопках каждой эры, на манер “Покорения Марса”?

Именно этого принципа я и придерживаюсь в работе над дополнением для “Underwater Cities”. Правда, тестирование еще не закончено, поэтому посмотрим, что получится.

“Underwater Cities” только недавно появился в широкой продаже, а вы уже анонсировали дополнение. Можете рассказать, что нас там ждет?

Как я уже упомянул, в настоящий момент я действительно работаю над дополнением. Учитывая интерес к игре и ее особенности, подобное показалось мне логичным. Я планирую, что сюда войдут новые карты и прочие элементы, привносящие асимметричность, а также большее взаимодействие. Но пока оно находится на стадии тестирования. Вдобавок, мы рассматриваем возможность добавления трехслойных планшетов в коробку с дополнением.

Трехслойные планшеты для игры Подводные города (Underwater Cities)

Продолжая тему дополнений. Практически ни к одной из ваших предыдущих игр не выпускались дополнения. Почему так? Вы и издатель не хотели портить итоговый продукт или же игры были недостаточно успешными?

В случае с некоторыми играми, которые хорошо продавались, например, “League of Six” и “Last Will” на дополнения был определенный спрос. В каких-то случаях игра продавалась недостаточно хорошо, чтобы дать добро на разработку дополнения. А, скажем, “Pulsar 2849” уже и так является очень вариативной игрой, и я даже не представляю каким должно быть дополнение, чтобы оно смотрелось уместным и органичным.

Последняя воля (Last Will)

С учетом накопленного опыта, сделали бы вы какие-то из своих игр иначе? Не планируете ли вы вернутся к какому-нибудь из ранее вышедших наименований для выпуска доработанного второго издания?

С такой точки я на свои игры не смотрю. Хотя, когда я вспоминаю о своей первой изданной игре – “League of Six”, – то понимаю, что следовало сразу включить в базовую версию некоторые элементы из дополнения. По мне, “Shipyard” достойна второй редакции, правда, с другой стороны, я не знаю, как именно доработать механики, чтобы она заиграла новыми красками. Да и оригинальная игра мне и так очень нравится.

League of Six

Какие игры вам интереснее разрабатывать: более комплексные или более легковесные?

Я предпочитаю создавать евро средней или большой “тяжести”.

Если у вас еще какие-то игры в разработке, помимо дополнения к “Underwater Cities”?

Если все сложится удачно, то помимо дополнения к “Underwater Cities” на Spiel 2019 мы представим еще одну игру под рабочим названием “Rescue Monsties”. Это будет семейная игра продолжительностью около 30 минут. При этом она обладает достаточным потенциалом, чтобы послужить хорошим филлером для более опытных игроков.

Rescue Monsties

Скажите, с учетом вашей текущей занятости, остается ли у вас времени на то, чтобы играть в настольные игры для собственного удовольствия?

Конечно, мне хотелось бы, чтобы времени было больше, чем есть сейчас. Настольные игры по-прежнему остаются моим главным хобби и, к счастью, нам удается посещать игровые вечера, где мне удается поиграть в различные новинки.

Можете назвать несколько ваших любимых игр? Чем именно они вам нравятся?

Вас это может удивить, но больше всего я люблю играть в короткие нарды. Я люблю их за возникающие различные ситуации, постоянную попытку использования кубиков наиболее эффективным образом и, конечно же, напряжение, возникающее в отдельные ходы… Среди карточных игр мне больше всего нравится “Тичу”, описать который я мог бы схожим образом. Вдобавок она еще и поддерживает командный дух. А среди евро-игр мне нравятся “Пуэрто-Рико” и “Замки Бургундии”, последняя из которых заставляет принимать решения исходя из результатов броска кубика.

А есть ли игры, которые наоборот вас разочаровали? Или такие, за которые вы никогда не сядете?

Не знаю, могу ли я сказать, что мне не нравится какая-то игра, ведь в любом случае за каждой из них стоит определенная работа со стороны разработчика и издателя. Но в целом меня не привлекают кооперативные игры, игры заточенные на повествование и игры, которые пытаются впечатлить меня обилием цветастых компонентов и пластмассовых миниатюр. Обычно за этим скрываются слабые механики, к тому же я не нахожу игровой процесс в них веселым или увлекательным.

Что ж, спасибо большое за ваши ответы, Владимир. Остается пожелать вам и “Delicious Games” дальнейших успехов. И ждем дополнения к “Underwater Cities”!


Заглавное фото и послание российским игрокам присланы лично Владимиром, фотографии остальных игр взяты с сайта BoardGameGeek.

Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Люди. Добавьте в закладки постоянную ссылку.