Топ-13 настольных игр Тимура Дорохова, ведущего канала Nastolki LIVE

Тимур Дорохов, Nastolki LIVE

Успели соскучиться по новым топам? Тогда предлагаем вашему вниманию еще одну статью рубрики “Топ-13”!

Сегодня рассказать о своих любимых играх согласился Тимур Дорохов, главное действующее лицо “Настолки LIVE”, молодого, но амбициозного блога с планом покорения всего мира! Что? Это из другой оперы? Уверены? Ладно. Тогда не обращайте на меня больше внимания. Возможно, я не правильно понял замысел Тимура. Приятного чтения!

Привет, Тимур! Спасибо, что отозвался на наше предложение.

Привет! Спасибо огромное, что пригласили. Читал почти все ваши интервью с известными российскими блогерами и разработчиками настольных игр, и мне приятно оказаться в одном ряду с ними. Расценю это, как некий аванс с вашей стороны и с удовольствием расскажу все, что вы хотели бы знать ;))

Как долго существует блог “Настолки LIVE”? И кто входит в его команду?

9-го сентября прошлого года вышло первое видео на нашем канале YouTube, а 10-го сентября была запущена группа в “ВКонтакте”. На данный момент нас трое: я, Аня и Денис. И если вы спросите, кто из нас чем занимается, то я не уверен, что смогу точно ответить на этот вопрос. Изначально это проект одного человека, но ребята меня поддержали и, скажем, группы в ВК вообще не было бы без Дениса. Аня помогает с текстами, редактурой. А вместе мы снимаем летсплеи для канала, и появляемся втроем на ежемесячных стримах.

Тимур Дорохов

С какими трудностями пришлось столкнуться с момента основания блога?

Самая главная сложность до сих пор – это порог восприятия зрителем. Ведь без зрителя ты – никто, а наладить взаимный контакт очень непросто. Когда ты сам не занимаешься созданием контента, то сложно понять насколько важно твое участие в жизни сообществ, в которых ты состоишь, или развитии каналов на Ютубе, которые ты смотришь. Каждый лайк, каждый комментарий и особенно репост. Как создатель контента, ты не можешь заставить людей любить то, что ты делаешь, поэтому ты делаешь все, чтобы людям нравилось. Но этого оказывается недостаточно.

Яркий пример – это моя постоянная работа над рубрикой новостей. Сначала было 4 новости на весь выпуск, и он длился 5-6 минут. После “Эссена” я понял, как мог бы поменять формат, и новостей стало больше при той же продолжительности. Потом зритель попросил добавить новости российских издателей и, несмотря на то, что я до сих пор не вижу в этом абсолютно никакого смысла, продолжаю их включать исключительно для зрителя. Новости стали идти 7-8 минут.

Последнее обновление коснулось визуальной части. Я заменил задний фон со своим шкафом на зеленый экран, позволяющим мне делать контент более высокого уровня, но неожиданно столкнулся с непониманием со стороны подписчиков. Каждым вторым комментарием был “шкаф был лучше” или “новый фон не очень”. Самое грустное во всем этом то, что в общей массе зритель заметил только смену фона. А ведь новостные выпуски стали дольше – 10-11 минут, увеличился объем информации по каждой игре. Теперь не приходится вглядываться в квадратики с картиночками рядом с ведущим на экране, а самое главное, я не мозолю глаза весь выпуск. Смотрите, сколько изменений! А в комментариях лишь “верните шкаф”. После такого, руки опускаются, конечно.

Простите за столь развернутый ответ, но это действительно самая большая сложность. Остальное легко исправляется желанием и прямыми руками.

Тимур Дорохов, Nastolki LIVE

А что навело тебя на мысль создать видеоблог о настольных играх?

Желание рассказывать российскому игроку о том, что настольный рынок не ограничивается нашей страной, и за ее пределами есть еще много всего интересного. Очень хотелось попробовать создать контент приличного качества, в котором будет чувствоваться душа создателя и наличие вкуса. С этим у российского “домашнего” Ютуба довольно большие проблемы, и настольный сегмент это тоже не миновало.

Что движет тобою при работе над каждым материалом для блога?

Наивное желание того, что, увидев наш ролик в рекомендациях Ютуба, зритель подумает: “Ух ты! Что-то новенькое! Надо глянуть”. Как вы уже могли понять, мне хочется нести познавательно-образовательную миссию в настольные массы нашей страны.

А почему ты остановился именно на формате видеоблога?

Думаю, наверное, потому, что неплохо говорю, а вот пишу средненько.

Как давно ты увлекаешься настольными играми? Что именно поддерживает твой интерес к ним сейчас?

Играми увлекаюсь с 2009 года. Именно тогда я переехал жить в златоглавую. Интерес поддерживает то, что и 11 лет назад – это погружение. Мне нравится отключаться от реального мира. Забываешь обо всем, и есть только то, что происходит на столе. Довольно банальная причина, не правда ли? Кто-то это делает с помощью книг, кто-то – кинофильмов и сериалов, для меня такую роль исполняют настольные игры.

Бруно Катала и Тимур Дорохов
Тимур Дорохов берет автограф у Бруно Каталы, автора игр Киклады, Five Tribes, Канагава, Лосутная империя, Abyss и многих других

Чем по твоему мнению должна обладать хорошая настольная игра?

Эмоционально-насыщенным игровым процессом независимо от стадии игры. Мне часто Денис говорит: “Ты просто не сядешь со мной играть в такую-то игру, потому что не любишь долгие партии”. Ну, если игра способна держать в таком же эмоциональном напряжении в течение всех своих, допустим, трех часов, как и в самом начале партии, то почему бы и нет? Концентрация получения удовольствия на время, затраченное на игру, должна быть высокой, иначе все превращается в тягучее уныние. Зачем в такое вообще играть?

Насколько значительно изменялись твои предпочтения в настольных играх на протяжении всего времени увлечения?

Пожалуй, изменились только вначале. Я как раз застал тот период, когда настольные игры стали стремительно меняться, предлагая новые механики и жанры. Поэтому я быстро от евро-игр, переполнявших российский рынок, перешел на все, что угодно, только не евро :))) В целом же, мне нравятся абсолютно разные игры. С недавних пор игры на бесконечное выставление рабочих и менеджмент ресурсов стали возвращаться в мою настольную жизнь. Кто знает, может смена предпочтений меня только ожидает?

Тимур Дорохов

Что же тебя так отпугнуло от евро-игр?

Удивительно, но для того, чтобы отказаться от подобных игр мне хватило всего чуть-чуть – партии в “Агриколу”, которую я считаю одной из ужаснейших в своей жизни. Это было не только скучно и сухо, так еще и не до конца понятно, как все работает. Может, дело было в человеке, который нас усадил за нее, а может мне просто не хватало опыта. Совсем зеленый был :)))

А следом были 3 партии в “Кубу”: две по 2,5 и одна длительностью почти 4 часа. Потом пара партий в “Авиалинии Европы” по 3 часа каждая и партия в “Энергосеть” на 2,5. Все это в большинстве случаев сопровождалось чудовищным даунтаймом. И, несмотря на то, что “Куба” как игра мне очень понравилась, желание тратить на нее столько времени я не находил. С тех пор я выбираю игры с небольшим времени партии, а евро-игры, в своем большинстве, вряд ли могут похвастать этим.

Хотя сейчас, как я уже упоминал, благодаря хорошей компании прекрасных людей и отличных игроков я стал заново открывать для себя этот игровой пласт. Даже подумываю снова купить “Кубу”, которую давно продал.

Сильно ли поменялись твои самые любимые игры за это время?

Не думаю. Скорее к тем, что были, просто добавились еще. То есть, их в целом стало больше. И это не удивительно, учитывая количество выходящих каждый год игр. С ужасом представляю, сколько моих любимых игр сейчас где-то существует, а я о них даже не знаю.

Что ж, спасибо за ответы, Тимур. Мне кажется, самое время рассказать о своих игровых предпочтениях поподробнее.

Отлично. Вот только, как я понимаю, ваш Топ-13 должен включать 10 любимых и 3 нелюбимых игры. Но с вашего позволения, мне хотелось бы рассказать только об играх, которые мне нравятся. Тем более, что число 13 отлично для этого подойдет.

Топ 13 игр Тимура Дорохова

Любимые игры

Museum

Museum

Игра совсем новая и именно поэтому находится хоть и в топе, но на последнем месте :)) При этом удивительно, что купил я ее вслепую, просто отталкиваясь от фотографий, и не прогадал.

Как понятно из названия, игра про музеи. В ней участникам предстоит стать их кураторами, собирая со всего мира древние реликвии разных народов. Основной механикой является сбор сетов. На огромные планшеты музеев игроки складывают все приобретенные артефакты, заполняя свои галереи и создавая из них коллекции. Также в игре есть события, происходящие во всем мире и влияющие на происходящее, меняя каждый раунд, плюс игроки могут нанимать в музей экспертов для помощи. В итоге все участники получают очки за собранные коллекции и выполнение личных целей, определяя таким образом победителя.

Согласитесь, звучит все довольно просто, но по какой-то причине играть в это очень интересно. А каков антураж… Оформление – абсолютный восторг! Художником было нарисовано почти 200 реально существующих реликвий. Качество исполнения компонентов на высоте. В общем, на данный момент она вызывает исключительно положительные эмоции.

Legendary: A Marvel Deckbuilding Game

Legendary: A Marvel Deckbuilding Game

Эта игра появилась у меня через год после своего мирового релиза, то есть в 2013 году. И, если бы я писал свой топ тогда, она уверенно занимала одну из двух первых строчек. С тех пор прошло много времени и выпущено два десятка дополнений. И хотя “Legendary” не стала хуже, игр в целом стало больше, поэтому играть в нее мы стали все меньше.

Для тех, кто не знает, это полукооперативная колодостроительная игра во вселенной Marvel. Игроки покупают в колоду героев и бьют злодеев, включая главного босса. Если до конца игры не успели, то проигрывают все, а если забороли главгада, то побеждает тот, кто набрал больше ПО.

Купил я ее по причине того, что она объединила в себе любимую вселенную Marvel и столь же любимую механику колодостроения. Да не просто слепила их вместе, а смогла создать очень мощный симбиоз механик и “флэйвора”, ведь у каждого героя есть способности, очень ему подходящие тематически. И в этом компоненте игра до сих пор превосходит многие современные релизы. Для меня она остается одним из лучших колодостроев на сегодняшний день (среди мною опробованных, конечно же), и я никогда не откажусь разложить ее снова, если кто предложит. Тем более, что с таким количеством дополнений реиграбельность игры стремится к бесконечности.

Bloodborn. Порождение крови (Bloodborn: The Card Game)

Bloodborne: Порождение Крови

Купил игру в год выхода, тогда еще нелокализованную, в российском интернет-магазине BanzGames. В то время они возили много интересного из Америки и Европы.

Помню, после первой же партии был в абсолютном восторге от такого простого, но хитрого и местами конфликтного геймплея. Яркий пример того, как из малого количества компонентов делают довольно насыщенный игровой процесс. Знаю, многие не любят Лэнга и особенно его “Бладборн”. Думаю, тут скорее дело вкуса. Но в нашей существующей на тот момент компании любителей конфликтов игра шла на ура.

Сейчас играю редко, хотя хотелось бы больше, тем более, что есть дополнение “Кошмар Охотника” (кстати, я его привез в Россию тоже еще до локализации). Великолепное дополнение и, если нравится игра, то обязательно надо брать. Теперь если и играем, то только с ним.

City of Spies: Estoril 1942

City of Spies: Estoril 1942

Наткнулся на нее абсолютно случайно, прочитал описание и загорелся поиграть. Но мы живем в России, так что, если хочешь поиграть – купи. Так я и сделал. Дело было под Новый Год, и на Miniature Market была распродажа. Взял ее со скидкой. От игры абсолютно ничего не ждал, но получил с лихвой.

Если вкратце, то участники составляют группу разномастных шпионов и отправляют захватывать локации. Борьба за каждую из них может развернуться нешуточная, и все решается расположением шпионов на ней, инициативой и способностями. И при всем при этом речь здесь не о контроле территорий с горами миниатюр. Это очень глубокая в плане принятия решений и чтения своих оппонентов игра с довольно тесным взаимодействием участников. Я раньше не встречал таких, где каждый ход ты не просто смотришь на поле, а вглядываешься в лица оппонентов, чтобы понять, куда они смотрят и что, в теории, захотят предпринять. В общем, не уверен, что можно такие глубокие эмоции передать словами. В “Город шпионов” надо обязательно сыграть. В прошлом году в Эссене купил себе издание “Супер Бокс” со всеми дополнениями, очень доволен.

Кодовые имена (Codenames)

Кодовые имена (Codenames)

Рассказывать о самой игре, пожалуй, не стану. Благодаря “Гаге” каждый российский игрок имеет возможность в нее сыграть. Обожаю игры на объяснение слов. И, на мой взгляд, “Кодовые имена” подошли к этому компоненту самым соревновательным способом, что, собственно, делает игру такой крутой. У меня в коллекции также есть “Декодер”, и очень хочу купить “Опасные слова”, обе из них великолепны и заслуживают внимания. С таким же удовольствием играю в “Alias”. Но “Codenames” заново изобрели  жанр “объяснялок”, как по мне.

Билет на поезд (Ticket to Ride)

Билет на поезд (Ticket to Ride)

Первое, что обычно говорят про эту серию – нестареющая классика. Для многих настольщиков “Билет” стал проводником в мир современных настольных игр. Я не стал исключением. После первой же партии на игротеке “Мосигры” на Горбушке, я поехал в их магазин на Белорусской и купил. Правда, “Америки” не было, и пришлось взять “Европу”, но, как оказалось, не зря: до сих пор именно она считается эталонной в серии.

Мое увлечение развивалось и постоянно менялось, поэтому я отложил свою коробку лет на пять. Но благодаря обновленной компании я снова ее достал и вспомнил, за что мне так полюбилась эта игра. Несмотря на то, что это легонькая “семейка”, в руках игроков, пытающихся непременно победить, она превращается в настоящее поле боя, но при этом своим игровым процессом продолжает оставаться простой. Нахожу это отличным качеством для настольной игры.

В прошлом году привез из Дюссельдорфа несколько старых дополнений и самое последнее из вышедших. Сыграно еще не все, но “Япония” и командная “Азия” шикарны! Специально для дуэльных игр взял себе “Северные страны”, тоже отличная коробка. В общем, “Билет на поезд” вернулся в мою настольную жизнь, о чем я ни капли не жалею.

Шериф Ноттингема (Sheriff of Nottingham)

Шериф Ноттингема (Sheriff of Nottingham)

Как вы уже могли понять, игры на прямое взаимодействие участников вызывают у меня особый трепет. “Шериф Ноттингема” – игра, где уровень взаимодействия достигает космических масштабов за счет разговорной составляющей, блефа и отличной актерской игры :))) Но не всем она дается, к сожалению. Не раз слышал после партии что-то типа: “Это точно не моя игра”. Да, она не для интровертов. С другой стороны, если вы хотите преодолеть какие-то барьеры стеснения или научится легко общаться с незнакомыми людьми, то эта игра станет для вас отличным тренажером. Не знаю, что еще сказать о ней. Это просто любовь с первой партии и до сих пор.

Battlestar Galactica: The Board Game

Battlestar Galactica

Старушка “Галактика”. Сколько российских игроков мечтает в нее поиграть, просто не счесть. Сложность заключается в том, что ее практически не купить в рознице, а на барахолках она стоит бешеных денег. FFG планировала повторный тираж, но с каждым годом он сдвигается на следующий. Думаю, если когда-нибудь они сподобятся его все-таки напечатать, то нас точно ждет локализация от “Мира Хобби”.

Для тех, кто незнаком с игрой, скажу пару слов. Космический корабль должен долететь до конечной точки. На корабле имеются 4 жизненно важных ресурса, ни один из которых не должен закончиться, и скрытые предатели. Думаю, на этом можно и закончить с описанием.

“BSG” – это лучшая игра с предателем, в которую я когда-либо играл. Меня всегда удивляло то разнообразие событий, которое в ней происходит в течение партии. Сверхсветовые прыжки, сражения в открытом космосе, починка пробоин крейсера, пальба из пушек корабля по вражескому флоту, отправка разведывательных кораблей за ресурсами, спасение гражданских судов – и все это, пока вы грызете друг другу глотки, пытаясь выяснить, кто предатель, параллельно отправляя членов экипажа в тюрьму и устраивая политические интриги, чтобы занять положение повыше, например, адмирала или президента. Согласитесь, голова взрывается от обилия всего! А играть в это невероятно интересно. Говорят, с дополнениями еще лучше, но мне не посчастливилось узнать. Играем в нее где-то раз в 2 года, но это одна из тех коробок, которая не продается независимо ни от чего.

Кланк! (Clank!: A Deckbuilding Adventure)

Кланк! (Clank!: A Deckbuilding Adventure)

Вот он, мой личный убийца “Legendary”. Узнал о нем благодаря блогу Владимира из Латвии. Долго присматривался и не понимал, насколько он мне нужен. В итоге взял. А потом сразу дополнение, настолько мне понравилась игра. С тех пор каждое новое расширение к игре автоматически попадает в предзаказ на Miniature Market.

“Кланк!” прекрасен симбиозом колодостроения и приключений в подземелье. Renegade очень хорошо поработали над тем, чтобы все работало, как надо, и при этом было тематичным. Да, не без косяков в начале. Оказалось, что не все стороны игрового поля одинаково играбельны. Но авторы постоянно делают работу над ошибками, и это заметно от дополнения к дополнению. Рад, что они отказались от игровых карт и концентрируются только на полях, это позволяет делать дополнения богаче в плане изменений игрового процесса, и серия “Expeditions” – яркое тому доказательство. Что “Шелк и золото”, что “Храм Предводителя обезьян” – это прекрасные дополнения.

А в прошлом году они еще и взорвали сознание фанатов игры legacy-коробкой. Мы сейчас ее проходим, и это классный игровой опыт. Очень хочу, чтобы “Ренегаты” выпускали такое почаще, например, раз в два года, и очень надеюсь, что “Лавка игр” порадует этой версией российского игрока хотя бы в следующем году.

Что еще сказать? Новый продукт под маркой “Кланк!” – это менеджмент-паки с набором персонажей для игры. На данный момент вышло два, и оба привносят по четыре персонажа. Строго рекомендуются к покупке фанатам игры. В общем, “Кланк!” теперь целая развивающаяся игровая вселенная. Круто же!

Сезоны (Seasons)

Сезоны (Seasons)

Драфт – одна из моих любимых механик, и я просто не смог пройти мимо “Сезонов”. Мало того, чтобы в нее играть, пришлось напечатать страницы с переводом текста всех карт для тех, кто не знает английский.

Удивительная игра. Глядя на нее, ты даже не представляешь, что тебя ждет. Смотришь – ну какие-то кубички, красивые карточки и все такое “ми-ми-ми”. А садишься играть, и начинается самое настоящее “мясо”. Во-первых, оказывается, что карты в игре способны между собой не просто взаимодействовать, а создавать невероятные комбинации. Во-вторых, в свой ход ты можешь так накомбинировать, что твоя голова превращается в чайник и начинает свистеть отовсюду. Очень глубокая, сложная, жестокая, но невероятная игра! Карты из обоих дополнений обязательны к покупке, всю остальную попсовую, рандомную “шляпу” из них можно просто выкинуть.

“Сезоны” – шедевр! Одним словом.

Wiz-War

Wiz-War

Несмотря на тематику магических сражений в лабиринте, меня очень отталкивает оформление. Для такой яркой по событиям игры я нахожу его очень серым. Благо, когда садишься играть, фантазия сама все дорисовывает.

“Wiz-War” – это самый настоящий скирмиш, где вы носитесь по лабиринту и убиваете друг друга, что есть мочи. Для всего этого предусмотрены карточки заклинаний различной направленности: атаки, защиты, зачарования, перевоплощения и призыва. Этот арсенал доступен всем, но как его использовать, каждый придумывает самостоятельно. Приятным моментов является то, что автор предлагает самим определиться, до какого момента играть. Можно на очки, можно до последнего выжившего. Круто и так, и так, просто отнимает разное количество времени.

Хороша игра своей динамикой и насыщенностью происходящего. Лучше всех объяснений будет один пример из игры: У зеленого мага оставалось 2 жизни и красный маг, накопив кучу классных заклинаний, носился за ним и пытался добить, пока желтый маг защищал зеленого от красного, чтобы добить его в свой ход самостоятельно. А в это время синий маг втихаря стащил чужие сокровища и притащил на свою базу, тем самым победив. И так происходит постоянно. Игра не останавливается ни на секунду, и это очень здорово! Благодаря наличию всех дополнений вы получите огромный пул заклинаний, который сделает партии абсолютно разными. Так что, как по мне, игра – настоящая жемчужина. Таких я больше не встречал.

7 Чудес (7 Wonders)

7 чудес (7 wonders)

Вернемся к теме драфта. “Чудеса” были для меня первой настольной игрой с механикой драфт. Собственно, и куплены они были поэтому. В итоге я получил от них ровно то, что хотел – цивилизацию с драфтом. И до сих пор получаю именно это: быстрая по времени партии и легкая по игровому процессу игра на драфт с цив-тематикой. Если этого мало, то вот вам дополнения, тем более, что первые два из них делают игру еще лучше. “Вавилон” оказался не столь удачным, а вот “Армаду” хвалят. У меня она тоже есть, но лежит не игранная уже год, никак не удается ее опробовать. “7 Чудес” из тех игр, в которые я сяду играть, не задумываясь и в любом состоянии, если предложат. Думаю, это показательно.

Abyss

Abyss

Сколько о ней уже было сказано. Ощущение, будто закончились новые слова касаемо этой игры. Но я попробую.

В первую очередь стоит знать, что это довольно обычный поинт салат. Эта ремарка важна, так как название игры и ее визуальная составляющая настраивают на совсем иной игровой процесс, и не один человек уже сломал ожидания о свою первую партию в “Бездну”. Я, кстати, был одним из них. Но воистину, игра открывается во время повторной партии. В тот момент, когда ты четко начинаешь понимать, откуда что берется. А уже последующие партии приносят понимание того, как можно управлять ходами других игроков. Возможно, это звучит как-то пафосно или надменно, но на самом деле это просто неочевидный игровой элемент. Если ты способен адаптироваться к постоянно меняющимся событиям в игре и внимательно следишь за происходящим, то способен направлять игровое русло в ту сторону, в которую тебе наиболее выгодно.

Это что касается глубинного восприятия мной игрового процесса. А если говорить в общих чертах и менее заморочено, то это отлично сбалансированная соревновательная игра, где можно жаловаться на рандом, но на самом деле 90% твоего результата зависят от принятых тобой решений и от того, насколько умело ты способен взвешивать риски. Базовая коробка просто прекрасна и имеет отличную среднюю сложность. Но если вам мало, то добро пожаловать в мир коррупции с дополнением “Кракен”. А еще есть “Левиафан”. Он оживляет абстрактные сражения с морскими чудищами и добавляет еще один новый компонент игры. Оба дополнения увеличивают количество способов зарабатывать в игре очки. Очень нравится, что они не модульные, и можно смешать сразу все.

И последнее – иллюстрации божественны!


Кстати, на канале Настолки LIVE есть летсплей игры “Abyss”, записанный совместно с Тимуром Лукиянчуком (Бородатый блог) и Иваном Ильичевым (2d6).

Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Топ 13 с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.