Cyclades (Киклады)

Древняя Греция — как много ассоциаций пробуждают в сознании эти два слова. Колыбель цивилизации, светоч науки и культуры, родина великих героев, вошедших в легенды. Для меня, как и для многих других подростков, мифы Древней Греции были самой любимой книгой. Зачем нужны одетые в трико герои комиксов, когда воображение живо рисует по-настоящему эпические картины? Каждая страница, каждый абзац древних мифов полны отваги и героизма. Храбрые герои и прекрасные дамы, жуткие чудовища и могущественные боги оживают в этих невероятных и захватывающих приключениях.


Настольная игра «Cyclades» (Киклады) охватывает все стороны этой античной культуры. В этой стратегии, рассчитанной на 2-5 игроков, каждому частнику предстоит взять на себя управление одним из пяти древних государств-полисов: Спарты, Афин, Фив, Коринфа и Аргоса. По ходу игры вам предстоит покорять новые острова, основывать колонии и приносить жертвы богам. Ведь без божественного покровительства немыслима жизнь ни одного античного государства.
Цель игры — основать две метрополии. Сделать это можно возводя различные постройки, развивая культуру и отвоевывая города у других государств.

Киклады прекрасно оформлены. Яркой красочной коробкой и игровыми компонентами хочется любоваться часами. А ведь в состав игры входит еще почти 100 миниатюр! Каждый из пяти полисов обладает своими собственными фигурками солдат и кораблей-трирем. Жаль, что различия между державами на этом заканчиваются. Отдельного упоминания заслуживают большие и детализированные миниатюры мифических существ: минотавра, медузы, циклопа, кентавра и кракена.

Игровое поле «Киклад» модульное. Оно состоит из трека богов и двусторонней карты кикладского архипелага, состоящей из двух частей и меняющейся в зависимости от числа игроков.

Великие дела не делаются сразу.
Софокл

Перед началом игры раздайте каждому участнику все компоненты его цвета, картонную ширму и пять золотых монет, которые незамедлительно прячутся за ней.

Золото служит показателем благополучия игрока и используется во всех основных игровых действиях, поэтому его количество необходимо держать втайне.
Каждый ход четыре тайла богов перемешиваются и в случайном порядке раскладываются на треке.

От положения бога зависит очередность хода игрока, сделавшего ему подношение. Аполлон напечатан в самом низу трека, поэтому выбравший его игрок всегда ходит последним.
Игровой процесс разбит на три фазы. Сначала игроки получают доход, равный количеству рогов изобилия, изображенных на подконтрольных им территориях, затем происходит подношение богам.
В порядке очереди игроки выбирают одного бога и делают ему подношение, разместив маркер в виде колонны на одну из цифр, соответствующую размеру подношения. Следующий игрок может выбрать этого же бога, перебив ставку и сделав большее подношение. В этом случае предыдущий игрок немедленно должен выбрать другого бога. Исключением является только Аполлон. Это единственный бог, не требующий подношений и его могут выбрать одновременно несколько игроков. Правда, наибольшую выгоду получит тот, кто выбрал его первым. Когда все ставки сделаны, игроки выплачивают пожертвованное богам золото и переходят к заключительной фазе действий.

Избранники богов

Как я уже упоминал, очередность действий богов зависит от их расположения на треке. Именно в этом порядке игроки вправе совершать связанные с выбранным богом действия. Посейдон дарует игрока одной бесплатной флотилией и готов предоставить еще до трех единиц флота за дополнительную плату. Помимо этого за одну золотую монету Посейдон позволяет переместить несколько кораблей из одной морской области в другую на расстояние до 3х клеток. Арес, в свою очередь, награждает выбравшего его игрока бесплатным отрядом воинов. И так же позволяет нанять дополнительных солдат за звонкую монету. По аналогии с Посейдоном, за один золотой Арес может переместить любое количество воинов с одного острова на другой. Правда, при этом, острова должны быть связаны цепочкой кораблей. Царь всех богов Зевс предоставляет одного бесплатного жреца. Второго жреца модно получить, пожертвовав еще четыре золотых монеты. Жрецы это особые карты, которые позволяют игроку каждый раз выплачивать меньше монет, делая подношения богам. Один жрец экономит одну монету. Еще Зевс может сбросить одно из открытых мифических существ, заменив его новым из колоды. Афина покровительствует знаниям и жалует выбравшего ее игрока картой философа. Еще одного философа можно получить за дополнительные четыре монеты. Философы способствуют культурному и научному развитию государства. И как только игрок получает четырех философов, он немедленно обменивает их на метрополию, становясь значительно ближе к победе.

Все вышеописанные боги так же позволяют призвать одно или нескольких доступных мифических существ. Мифические существа это специальные карты, обладающие сильным единоразовым эффектом. Некоторые мифические существа так же обладают собственной фигуркой и размещаются на игровом поле, оказывая влияние на определенную территорию. Например, Грифон ворует половину золота у одного из игроков, медуза превращает в камень все войска, оказавшиеся с ней на одном острове, ограничивая их в перемещении, а сирена своим чудесным пением переманивает чужую одинокую трирему на сторону призвавшего ее игрока. Особое внимание стоит обратить на Пегаса, с помощью которого можно перебросить все свое войско с одного острова на любой другой, застав противника врасплох или укрепив свою метрополию.

Каждому богу так же соответствует определенное здание — своеобразный храм, посвященный ему. Для Ареса это крепость, увеличивающая силу войск, для Посейдона порт, предоставляющий бонус защищающим остров кораблям. Храм Зевса снижает стоимость призыва мифических существ. Посвященный же Афине университет не дает никаких бонусов, но является неотъемлемой частью, необходимой для создания метрополии. Как только игрок заканчивает постройку каждого из этих четырех зданий, они тут же обмениваются на жетон метрополии, которая обладает свойствами всех ее составляющих.

Особняком стоит Аполлон. Он не требует подношений, не дает возможности строить здания и призывать на свою сторону чудовищ, но способствует материальному благополучию, награждая выбравшего его игрока дополнительным золотом и маркером процветания в виде рога изобилия, который можно разместить на любом из островов, каждый ход получая с него дополнительный доход.

Античные баталии

Боевая система Киклад строится на бросках специальных шестигранных кубиков, пронумерованных от 0 до 3. Выпавшее значение суммируется с количеством воинов или кораблей в зоне сражения, после чего добавляются бонусы от крепостей и портов. Игрок с наименьшим результатом теряет одну фишку армии и может либо продолжить бой, либо отступить. При равенстве результатов по одной фишке теряют оба сражающихся. Битва длится до тех пор, пока на острове не останутся силы одного игрока. Если остров был завоеван, все здания, находящиеся на нем, переходят к новому владельцу. Это касается и метрополий.

В целом правила «Киклад» довольно просты. Все доступные игрокам действия напрямую зависят от богов. При этом все боги довольно тесно взаимосвязаны. Без помощи Ареса не начать войну, но без кораблей Посейдона любая армия будет лишь обузой. Зевс поможет экономить деньги на дальнейших ставках и вызове мифических существ, а Афина позволит выиграть партию, не проведя ни одной битвы. При этом золото Аполлона ускорит рост государства, сделав сильной его экономику.

Игра проходит достаточно быстро, но как только на Кикладах появляются первые метрополии, конкуренция обостряется. Стратегия строится на анализе текущей ситуации и предугадывании действий других игроков. «Спартанцы нацелились на остров Коринфа, Афинянам до победы не хватает только двух философов, а Фивы закончат вторую метрополию, построив храм Зевса». Непродуманный ход может привести к тотальному поражению. Ключевую роль в этом играют мифические существа. Порой, первого бога имеет смысл взять только за тем, чтобы первым призвать волшебное создание.
При этом игра старается поддерживать отстающих игроков. Владелец единственного оставшегося острова получает дополнительное золото от Аполлона и божественную неприкосновенность. Захватить его можно только если это принесет мгновенную победу одному из других игроков.

Красочное игровое поле, яркие ширмы игроков и миниатюры делают игру невероятно атмосферной. А необходимые для победы полтора часа пролетают как мгновение, оставляя в голове только грустное недоумение «Уже все?!».
Рекомендую «Киклады» всем любителям Древней Греции, а так же вдумчивым стратегам, готовым взвешивать и анализировать каждый свой ход.

К игре «Cyclades» вышло два дополнения: «Аид» и «Титаны». Первое дополнение включает в игру легендарных героев и покровителя царства мертвых — Аида, армии нежити которого могут совершать нападения как на суше, так и на море. Однако, Аид будет доступен для подношений не каждый ход. «Титаны» же перенесут игровой процесс в другую плоскость — теперь сражения будут проходить не за крошечные острова, а за территории крупных островов. Естественно, в игре появятся и титаны, с их собственными фигурками и возможностью перемещать армии без участия богов.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Опытным с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.