Все тайное становится явным. Обзор игры Тайная власть

Коробка с игрой Тайная власть

Когда «Crowd Games» анонсировала кампанию по предзаказу на «Тайную власть», новую разработку Константина Селезнева, большого интереса она у меня не вызвала. И дело вовсе не в том, что это российская игра. Как раз здесь у меня особых предубеждений нет. Наоборот, наши разработчики постепенно поднимают общий уровень, и я всегда готов поддержать интересные проекты. В этот же раз причина, возможно, скрывалась в недостатке информации для принятия решения. Или возникли сомнения в полноценности дуэльного варианта, что всегда выступает важным для меня критерием. Так или иначе, «Тайную власть» я решил пропустить, даже несмотря на небольшую сумму, которую за нее просили. И судя по результату кампании, я был не один такой.

Однако недавно у меня появилась возможность попробовать игру, чем я не преминул воспользоваться. И по результатам нескольких партий теперь готов признать – я был неправ. А вот в чем именно, я и попробую объяснить в этом обзоре.

Круговорот шпионов в подковерных интригах

Итак, каждый игрок в «Тайной власти» представляет подразделение теневой организации «Комитет», цель которой распространить свое влияние и создать новый мировой порядок. Так что нам предстоит захватывать под свой контроль различные объекты, проводить спецоперации разной степени ценности и воплощать в жизнь проекты мирового господства. Кто сказал, что будет легко?

Свои коварные планы мы будем реализовывать с помощью имеющихся в нашем распоряжении агентов, коих у нас ровно по 10. При этом в начале игры доступно нам будет только три из них, а по ходу действия это количество будет то увеличиваться, то уменьшаться. Агентов нам предстоит направлять на различные объекты для последующего захвата.

Как все это происходит? Довольно хитро, поэтому процесс я опишу поподробнее. Начнем с карт объектов. На раунд их открывается 8 (или 9, в зависимости от количества игроков), каждая со своим требованием к минимальному количеству агентов, или, выражаясь иначе, ценой. То есть, в свой ход вы берете из активного запаса и выставляете на нужную вам карту столько фишек, сколько на ней указано.

Стартовый расклад

Однако не все так просто. Во-первых, для захвата всегда доступны только первые три карты из выложенного ряда. Соответственно, забирая объекты, игроки получают доступ к новым целям. Во-вторых, отправить на карту можно и больше агентов, чем на ней указано. Зачем это нужно? Если данный объект интересен другим игрокам, они вправе отправить бóльшее количество агентов, таким образом перебивая вашу «ставку». Если подобное произошло, то вам остается только уступить и вернуть всех направленных агентов в активный запас.

Но не стоит думать, что вы потерпели поражение. Напротив, в следующей фазе у вас окажется в наличие больше агентов, чем у соперников. Дело в том, что после захвата того или иного объекта, в конце каждой фазы вы можете вернуть лишь по одной фишке с каждого объекта. Таким образом, вы получаете возможность отыграться. Например, проведя спецоперацию, которая принесет немало очков влияния, но в тоже время более требовательна к количеству направляемых агентов.

Агенты на заданиях
Оранжевый игрок отправил двух агентов на карту ценности, поэтому агенту зеленого игрока придется уйти ни с чем. Тем временем синий игрок проводит спецоперацию

И продолжается все это конспирологическое безобразие на протяжении 5-6 раундов, после чего происходит окончательный подсчет очков и определяется победитель.

Нет ничего, в чем нельзя было бы пользоваться шпионами

В настольных играх меня привлекают в первую очередь механики, их взаимосвязи и переплетения. Уж как-то так получилось. Так что когда появилась информация о «Тайной власти», именно этот момент я принялся изучать с целью принятия окончательного решения. И не могу сказать, что описание меня особо заинтриговало. Похоже на какой-то неполноценный аукцион и невзрачный сбор сетов. Совсем не то, что любит опытный игрок, правда? Но, как я уже упоминал, мое впечатление все-таки оказалось ошибочным.

В «Тайной власти» все вращается вокруг любопытной вариации механики размещения рабочих, где агенты параллельно выступают в качестве вашего основного ресурса. Хотите захватить объект? Отправляйте своих людей. Нужна спецоперация? Направить команду. Пришло время продвинуться в проектах мирового господства? Пожертвуйте вашими агентами, но добейтесь реализации очередного этапа. Однако при этом необходимо понимать, что всех дыр ваши бравые фишки не заткнут, иначе вы рискуете временно остаться с малым количеством ресурсов. Не стоит забывать, что за раз вернуть себе в актив можно только по одному агенту с объекта, и, переусердствовав, вы позволите вашим соперникам перехватить вон ту карту, которая вам тоже очень нужна.

Сами карты объектов также играют важную роль, поэтому собирать наборы приходится в соответствии с потребностью, а не просто так. Автор отлично реализовал этот момент, поэтому бесполезных сетов здесь вы не найдете. Как минимум они принесут n-ное количество победных очков в конце игры, но самая соль вовсе не в этом. Дело в том, что различные сочетания карт требуются для возможности заключения союзов.

Карты союзов и второстепенных объектов
Карты союзов и второстепенных объектов

Обычно это действие выполняется в конце раунда. Союзы в «Тайной власти» бывают трех типов: дающие мгновенный разовый эффект, постоянно действующее свойство или условие для получения дополнительных победных очков в конце игры. В общем, классический расклад. Каждый союз обладает определенными требованиями для розыгрыша, скажем, у вас должен быть набор карт одного типа, какие-то конкретные объекты или знаки в вашей игровой зоне. Поэтому наборы из объектов придется собирать с учетом требований на картах союзов в руке. Так что, помимо всего прочего, союзы выступают в качестве одного из основных векторов принятия решений игроком.

Упомянутые выше знаки также важны и для проектов мирового господства. Для продвижения на следующий этап какого-либо из них вам потребуется наличие определенного количества знаков на ваших картах объектов и союзов. Данный аспект добавляет еще один момент, который предстоит отслеживать в «Тайной власти». Суть проектов – расширить ваши возможности. Например, Шпионаж позволяет отправлять своих агентов на первые четыре (и максимум до шести) карты объектов вместо трех. Объединенные нации дают возможность возвращать до 3 дополнительных агентов с карт объектов и жетонов спецопераций. Разумеется, поскольку проекты дают очень полезные способности, занять сразу все не получится. Дело в том, что для реализации того или иного проекта требуется пожертвовать одной из фишек агентов, которая становится куратором и прописывается там на постоянной основе.

Поле игрока в процессе
Куратор проекта Коминтерн дает жетоны «теневых» агентов — дополнительных специалистов, помогающих вам бороться за мировое господство

Кстати, еще одной любопытной находкой автора можно назвать ограничение возможностей первого игрока. Получив фишку куратора (местный жетон первого игрока), он может выполнить только одно из двух действий вместо обычных четырех: или захватить объект, или провести спецоперацию. Однако в качестве компенсации в начале хода он берет двух агентов из своего резерва (если они там есть), увеличивая свой активный запас. Очень любопытная идея, которую также приходится учитывать при продумывании дальнейших действий.

На этом этапе уже можно бы сказать и несколько слов о недостатках. Но знаете, в данном случае каких-то серьезных промахов я не обнаружил. Да, здесь есть случайность в выходе карт союзов, но ее никак нельзя определяющей. К тому же имеется ряд инструментов для минимизации ее влияния. С точки зрения реализации механик мы видим очень приятный и тесно взаимосвязанный сплав из проверенных наработок и некоторых новшеств. Хочется только порадоваться за еще один достойный продукт нашего производства, и без всяких скидок на место происхождения.

Хотя нет, один потенциальный недостаток, пожалуй, можно назвать. Игра по своей сути очень острая и достаточно напряженная. По крайней мере, так протекали все мои партии. В полном соответствии со шпионской тематикой, борьба за объекты между игроками ведется не шуточная, не в последнюю очередь потому, что столь нужных знаков на картах объектов имеется самый минимум, и на всех их не хватит. Так что готовьтесь внимательно смотреть в сторону противника, имеющихся у него карт и фишек агентов, чтобы пресечь распространение его влияния или не упустить нужный вам объект. Другого шанса у вас может и не быть.

Игровой процесс

И еще кое-что. Обычно я к тексту правил достаточно спокоен, но тут мне захотелось их упомянуть. В «Тайной власти» они получились… слишком подробные, а оттого тяжеловатые для восприятия. Сами по себе правила не очень-то сложные, и нюансов не так много, однако все усложняет обилие пояснений, примеров и художественного текста, сваливающиеся на голову не ожидающего подобного игрока. С одной стороны, можно понять стремление создать определенный настрой и антураж, с другой же, такой объем информации в голове держится плохо. Так что мне пришлось перечитать правила еще пару раз с целью вычленить именно то, что относится непосредственно к игре. Не смертельно, но пришлось попыхтеть. И да, пары неудачных формулировок избежать не удалось.

Компоненты игры Тайная власть

Шпион с большой буквы. У его секретов есть секреты

И что у нас получается по итогу? Зря ли я проигнорировал «Тайную власть»? Зря. Получилась неожиданно увлекательная, напряженная и в меру конфликтная игра, которая еще и смогла приятно порадовать необычной вариацией известных механик. Да, тематика и своеобразное оформление могут кого-то оттолкнуть (у меня они особых нареканий не вызвали), но в остальном все только радует. Здесь у нас тот самый случай, когда ничего не ждешь, а по итогу получаешь приятный сюрприз. Который еще и играется отлично любым составом.

Так что теперь я жду информации по дополнению к «Тайной власти», «Crowd Games» вроде бы планируют издать его в году текущем. И на этот раз я сомневаться в покупке не буду.

Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Стратегия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.