О бедных мастерах шитья и кройки замолвите слово. Обзор игры Рококо (Rococo)

Коробка с игрой Рококо (Rococo)

К сожалению, судьба игры «Рококо» в России оказалась печальной. Если постараться, то можно найти для этого немало причин: неверные решения и просчеты со стороны издательства, отсутствие должного внимания игроков и потенциальных покупателей, пересечение Марса и Нептуна в третьей фазе солнцестояния. Однако, как это обычно бывает, поиск причины никаким образом не повлияет на итог: после выхода игру покупать особо не хотели, последние коробки разлетелись за совсем смешные деньги спустя длительное время, а «Звезда» больше на игру смотреть не хочет.

Не моя задача разбираться в причинах подобной неудачи. Вместо этого я могу рассказать о «Рококо», взглянув на нее через призму прошедшего времени, и оценить заслуживает ли она такой судьбы. Которая, кстати говоря, отличается от ее истории на международном рынке.

Рококо ты мое, рококо

Франция XVIII века, период правления короля Людовика XV, при котором стиль рококо, с присущей ему легкостью, игривостью и красотой, достигает своего апогея. А где подобные качества концентрировались в то время? Правильно, на балах. Именно такое мероприятие нам и предстоит организовать для благородных дам и господ, пытаясь на этом заработать больше престижа, чем ваши конкуренты. Добиваться желаемого мы будем пошивом на заказ платьев и камзолов, а также финансированием декораций и музыкантов.

Платья крупным планом
Дамы и кавалеры на балу

Все действие длится на протяжении 7 раундов на общем игровом поле, состоящем из четырех основных частей. Здесь располагаются пять залов и терраса королевского дворца, где господа и дамы будут щеголять в арендованных у нас платьях, а также займут свои места музыканты и декорации; склад, где мы будем приобретать различные материалы для шитья; мастерская, дающая нам выбор эскизов доступных платьев; и поле найма, куда в начале каждого раунда выкладываются новые карты работников.

Сетап игры
Игровое поле в начале партии

В «Рококо» своих целей мы будем добиваться с помощью всего лишь 6 основных действий. Мы можем получить расположение королевы (что позволит стать первым игроком в следующем раунде, а также принесет небольшое денежное вознаграждение); приобрести материалы на складе; изготовить платье, после чего его можно сдать в аренду (выложить на поле) или продать (получить деньги); нанять новых работников (взять на руку новую карту из доступных на поле найма); делегировать работника (убрать разыгрываемую карту из игры, получив деньги и возможность использовать свойство удаляемой карты); и, наконец, финансировать декорации (выкладываем на соответствующее место свою фишку).

Действия выполняются с помощью карт рабочих, которых имеется три типа, каждый со своими ограничениями и преимуществами. Первым у нас идет ученик, и нам не удастся добиться с его помощью расположения королевы, он не обучен делать платья и, откровенно говоря, некомпетентен в вопросе найма рабочей силы. В остальном же он вполне себе молодец. Следующим у нас идет подмастерье, которому пока не доверяют лишь набор новых работников. И, наконец, мастер, способный делать все. Более того, лишь он может шить те платья, на которых указан золотой наперсток, а также выкладывать их на места в залах с таким же обозначением.

Личные компоненты игрока
Личные компоненты игрока — различные жетоны, ресурсы и карты работников

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Похоже, у меня непроизвольно складывается серия обзоров, посвященных тематичным представителям европейской школы. В компанию к «Плотине», «Brew Crafters» и «Наследию» теперь напросилась и «Рококо», которая обладает достаточно удачным сплавом механик и темы, не сильно уступая в этом аспекте своим товаркам. Подобное встречается все же не так часто, поэтому такой расклад каждый раз неизменно радует.

Вообще, после ряда партий в «Рококо», мне остается только недоумевать, чем же именно она не привлекла внимание российских игроков. Лично я уверенно присоединяюсь к лагерю тех, кто тепло отзывается об игре. Не стоит бояться тематики балов и пошива платьев. По своей сути «Рококо» очень крепкий представитель немецкой школы (ведь победные очки – наше все), не лишенный свежих идей. Конкретно здесь все вращается вокруг управления рукой, скрещенного с элементами колодостроя, к которому добавили еще борьбу за численное преобладание.

Игра в процессе
Поле ближе к концу игры

Основным местом противостояния выступают залы королевского дворца. В каждом из них имеется определенное количество мест для гостей, которые игроки будут занимать жетонами сшитых платьев, отмечаемых фишками соответствующего цвета. В конце игры, помимо всего прочего, проверяется количество арендованных платьев в каждом из пяти залов, за что игроки, могут получить дополнительные очки. Более того, тот, кто первым выложит по платью во всех залах тоже получит неплохой бонус. Уже здесь получается, что за, казалось бы, «девчачьей» тематикой скрывается достаточно суровое противостояние и, как сами можете предположить, действовать приходится точечно и взвешенно.

Здесь же, пожалуй, можно упомянуть и о потенциальном недостатке. К сожалению, конфигурация поля, расположение мест для гостей и указанные бонусы никаким образом не меняются от игры к игре. Да, с одной стороны, подобное сложно назвать большой проблемой, но нужно признать, что этот факт может сказываться на частоте раскладывания «Рококо».

И все-таки центральной механикой без сомнения является выполнение действий через карты, а также возможность создания своей колоды в ходе игры. Конечно, назвать «Рококо» полноценным декбилдингом язык не повернется, но отрицать хорошую реализацию данного аспекта тоже нельзя.

В начале каждого раунда вам надлежит выбрать три карты из своей колоды, которые вы планируете использовать. Разумеется, вам нельзя использовать тех работников, что находятся в сбросе. Если в колоде их ровно три (или меньше), вы обязаны взять на руку то, что осталось, и, при необходимости, отобрать нехватающие карты из новой колоды, созданной из сброса. При найме нового работника, карта идет вам сразу в руку, позволяя сразу рассчитывать на ее бонусное действие. Разумеется, именно оно усложняет выбор. Почему? Потому что самые сильные эффекты оказываются на слабейших картах, которым, как мы помним, доступно меньше основных действий. Так что к пополнению руки приходится подходить с умом. Правильный выбор карт позволит провернуть небольшие комбинации действий, а их бонусы зададут некоторый стратегический вектор.

Игровое поле в деталях

Здесь у меня к «Рококо» тоже есть небольшая претензия. Дело в том, что в каждой партии работники выходят полностью. Конечно, в этом есть небольшая вариативность: карты одного уровня выйдут случайным образом в пределах двух раундов, то есть какой-то работник может появиться пораньше, а в следующий раз – позже. Понятно, что подобная раскладка обеспечивает надлежащую работу всей системы, но, положа руку на сердце и из корыстного желания разнообразия, карт хочется немного больше. Наверно, можно было бы сделать по одному-двум дополнительным работникам для каждого уровня, из которых на партию случайным образом выбирается определенное число. Но из каких-то соображений авторы решили этого не делать.

И, напоследок, еще один момент, который, как мне кажется, сказался на популярности игры в России. Искушенные и/или мужественные игроки могут, не моргнув глазом, сказать, что «Рококо», дескать, игра для девчонок (и с подобным я сталкивался лично). Разумеется, подобное утверждение будет ошибочным. Да, здесь действительно все крутится вокруг пошива платьев, но отлаженные механики и непростые решения достойны внимания. Платья в «Рококо» нужны для борьбы за преимущество в каждом из залов, при этом ее можно реализовывать по-разному. Можно стремиться занять больше мест в разных залах дешевыми платьями, можно сосредоточиться только на дорогих платьях, поскольку они дадут больше очков, можно делать дополнительную ставку на наборы из цветов с последующим прицелом на статуи или занимать больше мест на террасе. Как видите, выбирать есть из чего. Кстати, для ценителей колодостроев в игре имеется возможность чистки колоды, которая также может стать одной из основ вашего плана действий.

Разумеется, я не утверждаю, что в «Рококо» есть невероятное разнообразие стратегий, ведь игра никогда и не позиционировалась как особо комплексная. Однако несколько направлений я обозначил, а умелый мастер сможет найти и другие пути их реализации.

Компоненты игры Рококо (Rococo)

Так король без одежды?

Что мы видим в результате? Стоит ли скидывать игру со счетов из-за ее «девчачьей» тематики? Конечно, у каждого имеется свое мнение, мой же ответ будет однозначным: нет. Несмотря на относительно небольшое количество свежих находок, «Рококо» представляет собой очень крепкую игру с рядом проверенных и хорошо интегрированных механик. Да и тематика, как по мне, ее тоже выгодно выделяет среди толпы средневеково-сельскохозяйственных коробок. Не стоит ожидать умопомрачительной комплексности, шарм игры в другом: при простых правилах она дает достаточный простор для действий. А учитывая довольно плотную конкуренцию на поле, есть вероятность, что «Рококо» как раз меньше понравится девушкам, привлеченным тематикой, нежели тем самым «суровым бородатым гикам».

Смешно (и грустно) то, что на западе игру смогли оценить. Более того, в этом году даже выйдет новая делюкс-версия, тогда как в России она стала грустной историей и притчей во языцех.

И в завершении пара мыслей про делюкс-издание. Очень высока вероятность того, что на русском языке оно издаваться не будет. В первую очередь, именно по причине восприятия самой игры, ведь в делюксе все осталось без изменений, за исключением оформления. Кстати, последнее мне не особо нравится, каким-то холодом оно отдает в сравнении с оригиналом. К тому же, остается вопрос цены. Права на это издание принадлежат компании, к которой наши локализаторы только начали подступаться, но в любом случае игры у них недешевые (к тому же, в авторах «Рококо» не указан Ласерда). Так что иной расклад маловероятен.

Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Стратегия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.