Игру «Виноделие» мне довелось попробовать пару лет назад. Первая партия произвела самое положительное впечатление: тематика изготовления вина обладает определенным шармом, оформление создает нужное настроение и прекрасно передает идиллию французского Прованса, а используемые механики располагают к приятному времяпровождению. Мне так все понравилось, что я незамедлительно решил приобрести себе коробочку. Правда, как показала практика, со своим решением я поторопился.
Думается, те, кто знаком с «Виноделием», в курсе «особенностей» игры, относительно которых чаще всего возникают претензии. Только одни могут закрывать на них глаза, продолжая получать удовольствие от увлекательной гонки, но вот другие (и, к сожалению, я отношусь к этому лагерю) считают, что сам процесс виноделия не более чем ширма, а победу можно достичь, ничего особо не производя. Подобное понимание особых восторгов с моей стороны не вызвало. Если добавить сюда еще отсутствие какого-либо послевкусия по окончании партии, то итог вряд ли кого-то удивит: свою коробку я продал. Надеюсь, новый ее хозяин получает от «Виноделия» большее удовольствие.
Однако сама тематика производства напитков различной степени крепости мне показалась интересной, поэтому я решил поискать еще что-нибудь со схожим антуражем, но все-таки более глубоким процессом. Так мне на глаза попалась разработка Бена Россета «Brew Crafters».
Правила дома пиводелов
В игре нам предстоит развивать свою небольшую пивоварню на протяжении 12 раундов, для чего мы расширяем производство, нанимаем рабочих и, собственно, производим пиво из имеющегося у нас сырья.
Для выполнения действий используются два планшета в общей игровой зоне: рынок и пивоварня. Каждый из них относится к определенной фазе и требует свой тип рабочих. В фазе рынка у нас есть по два мипла (их количество остается неизменным на протяжении всей игры), которые выставляются на доступные ячейки действия. Здесь мы покупаем различные ингредиенты, например, хмель, солод или специи; привлекаем средства (получаем деньги); и нанимаем особых рабочих.
Выполнив все желаемые действия на рынке, мы переходим к следующей фазе и планшету пивоварни. Во время этой фазы нам надлежит использовать сменных рабочих. В начале игры у каждого игрока таковых имеется по одному, но их количество можно увеличить до трех. С помощью планшета пивоварни мы можем улучшать свои технические возможности, добавляя новые постройки или модернизируя оборудование, проводить исследования для получения определенных выгод при варении пива и, собственно, выпускать нужную продукцию. Кстати, здесь сразу хотел бы отметить один любопытный момент: на рынке уже занятую ячейку другие игроки использовать не могут; на планшете пивоварни наоборот, выставленные рабочие не блокируют ячейки для остальных участников.
Вдобавок к общим планшетам есть еще по два личных: один представляет собой непосредственно пивоварню, со своими складом, бродильными чанами, линией бутилирования и прочим. Именно на него мы выкладываем жетоны новых построек и оборудования, помещаем купленное сырье на хранение, а также варим, разливаем и продаем пиво. Второй планшет является лабораторией. На нем дается четыре основных направления исследований, в которых мы можем продвигаться для получения дополнительных полезных свойств.
Разумеется, ничего из этого не будет для вас бесплатным. Поэтому, в полном соответствии с требованиями жанра, в конце каждой зимы вы обязаны оплатить свои эксплуатационные затраты, связанные с постройками и оборудованием, сменными и особыми рабочими. Если заработанных денег вам не хватает, то придется брать заем в банке. Но будьте осторожными – займы невозвратные и довольно болезненные. Первый приведет к потере 2 победных очков в конце игры, а каждый последующий – по 3 ПО.
Что нам стоит пивоварню построить?
Лично мне по описанию все звучало в достаточной мере интригующе, однако насколько «Brew Crafters» смогла утолить мою алкогольно-игровую жажду? Дала ли она мне то, что я искал в «Виноделии»? Выше я говорил о существовании некоторых спорных моментов, оттолкнувших меня в итоге от детища господина Стегмайера. Думаю, теперь самая пора остановиться на каждом из них поподробнее и сравнить с тем, что предлагает нам «Brew Crafters».
Итак, первым пунктом я укажу случайность в выходе карт заказов. Скажем, легко может возникнуть ситуация, когда вам попадаются заказы на розовое и/или игристое вино, а у вас только белый виноград (потому что никак не везет с лозой красного). Варианты действий при таком раскладе ограничены: либо продолжаешь поиски лозы необходимого цвета, либо тянешь карты заказов (разумеется, в том случае, если упор делать именно на виноделии). С одной стороны, вроде бы ничего страшного, с другой – у нас ведь идет гонка, и пока один набирает заказы, ваши оппоненты могут зарабатывать столь нужные очки просто потому, что «карта зашла».
В «Brew Crafters» этот момент организован иным способом. Пиво варится по рецептам, которые делятся на три основных сорта: эль, портер и стаут. Для каждого из них в начале игры обязательно берется один базовый рецепт и случайным образом добавляются по два особых. Эти 9 видов открыты для всех игроков с самого начала, поэтому вы легко можете решать, что будете производить на протяжении партии, выбирая определенную стратегию.
Например, вы можете сосредоточиться на массовом выпуске дешевого пива или варить по одному более затратному, но приносящему немалую выгоду рецепту. Или вообще постараться раньше других игроков произвести по партии каждого типа, поскольку так вы можете рассчитывать на золотые жетоны, дающие дополнительные победные очки в конце игры. Как по мне, такое воплощение делает ваши действия гораздо более осознанными, но при этом не лишает игры реиграбельности и определенного элемента гонки.
Далее, второй претензией я назову неравнозначность в ценности карт гостей, что усугубляется случайностью в их выходе. Что мы видим в «Brew Crafters»? Здесь нам предлагают упомянутых особых рабочих, каждый со своим индивидуальным свойством. Опять же в начале игры из колоды набирается 9 карт, которые выкладываются в общую игровую зону. Эти рабочие доступны для найма всем игрокам, для чего нужно только поставить своего мипла на соответствующую ячейку в фазе рынка. Разумеется, после найма свойство взятой карты будет доступным исключительно для ее владельца. Таким образом, получается, что все рабочие видны всем с самого начала, поэтому игроки могут не полагаться на случай, а принимать взвешенные решения и строить порядок своих действий, исходя из доступных им эффектов.
И, наконец, третья претензия, тесно связанная с предыдущим пунктом: партию в «Виноделие» можно выиграть через свойства гостей, практически не производя вино. Что? Как так-то? Конечно, каждому свое, но для меня данный факт стал последней точкой. Вообще, обычно я совершенно спокойно отношусь к условности тематики в играх и ее связи с игровым процессом, однако «Виноделие» привлекла кажущейся гармоничностью между первым и вторым. Подобная же деталь рушит всю иллюзию! Но «Brew Crafters» и здесь смогла показать себя с лучшей стороны. Все – абсолютно все! – действия в игре самым тесным образом связаны с темой. Развитие инфраструктуры, покупка сырья, наем рабочих и производство пива, любые ваши стратегии смотрятся совершенно логично и не вызывают раздражения схематичной условностью.
Несмотря на отсутствие случайности непосредственно в ходе партии, игра обладает большой реиграбельностью. Разнообразие карт рабочих и рецепты можно назвать вершиной айсберга. «Brew Crafters» предлагает различные дополнительные модули. Например, планшеты лабораторий, одинаковые для всех с одной стороны, предлагают асимметричные свойства на обратной. Те, кто уже освоился с игрой, также могут добавить новые ячейки действия. Скажем, одна из них добавит дополнительного мипла-стажера, доступного в течение раунда, а «Коллективная ферма» позволит выращивать солод, хмель или фрукты с заманчивым показателем урожайности. При игре от 3-х человек появляется возможность использовать ячейку действия «Сотрудничество», где игроки предоставляют какие-то из требуемых ингредиентов для выпуска пива, сваренного совместными усилиями, за что в результате каждый получит награду, соизмеримую их вкладу. Так что возможность различных стратегий и разнообразные комбинации свойств лабораторий, построек, рабочих и рецептов должны обеспечить достаточную вариативность, подпитывая желание вернуться к «Brew Crafters».
Конечно, никакая игра не может быть без минусов, не лишена их и наша сегодняшняя гостья. Одним из основных недостатков станет обилие различных жетонов пива, которые необходимо разобрать при подготовке. Дело в том, что у каждого рецепта есть свой комплект жетонов, а поскольку на партию выходят лишь некоторые рецепты, необходимые жетоны следует выудить из кучи. Разумеется, в том случае, если вы не будете использовать какую-то систему хранения. Некоторых игроков тонкой душевной организации может также отпугнуть оформление. Конечно, в сравнении с «Виноделием» «Brew Crafters» явно проигрывает. Оформление выглядит довольно блекло и бюджетно, однако, следует признать, является функциональным и наглядным. И последнее: на поздних этапах игры придется держать в голове все свойства карт и планшета лаборатории, что тоже способно отпугнуть некоторых игроков.
С другой стороны, ни один из указанных недостатков не является критическим.
Какая боль, какая боль, Аргентина – Ямайка 5:0
Что же получается в результате? Может ли «Brew Crafters» заменить «Виноделие» для любителей настольного производства алкогольной продукции разной степени благородства? Конечно, первая лишена ярко выраженного элемента гонки и по своему складу тяготеет к классической европейской школе. К тому же, пивоварение лишено того романтического ореола, который любят приписывать виноделию. Однако, если абстрагироваться от ваших личных предпочтений того или иного напитка, то «Brew Crafters» предлагает органичный симбиоз темы и процесса. И пускай вас не пугает наличие открытой информации, она ничего не усложняет. Наоборот, по своим правилам игра проста, элегантна и лишена ненужных нюансов, ее перегружающих. Поистине, замечательный образчик игропрома.
Самым печальным во всей этой истории можно назвать то, что «Brew Crafters», вышедшая раньше детища Стегмайера и, как по мне, гораздо удачнее реализовавшая ряд моментов, не вызвала такого же ажиотажа в игровом сообществе. Однако никогда не поздно дать игре шанс, погрузившись ненадолго в мир солода, хмеля и пенного пива.
P.S. Дополнительная справка: я не являюсь противником случайности в играх, но считаю, что данный элемент нужно реализовывать грамотно, находя должный баланс в ее влиянии на действия игроков.
- О сложностях создания семейного древа. Интервью с Михилом Хендриксом, автором игры Наследие. Завещание герцога де Креси - 28.04.2021
- Не все то золото, что кряхтит? Обзор игры Труа (Troyes) - 09.04.2021
- Архитекторы успеха из Новой Зеландии. Интервью с геймдизайнерами Шемом Филлипсом и Эc Джей Макдональдом - 02.04.2021