Тайные правители Глубоководья. Обзор игры Lords of Waterdeep (Лорды Вотердипа)

Коробка с игрой Lords of Waterdeep (Лорды Вотердипа)

Древний город Вотердип, расположенный на Побережье Мечей, один из самых крупных во Фейруне. О его богатстве и влиянии говорят даже в самых далеких уголках Забытых Королевств. Но еще чаще обсуждают его Лордов – таинственных правителей, чьи лица скрываются за волшебными масками. Пользуясь своей анонимностью, Лорды плетут интриги, распускают слухи и совершают тайные сделки ради собственной выгоды или чтобы насолить конкурентам. Эта бесконечная политическая игра стала основой жизни Вотердипа.

Сможете ли вы быть столь же искусны в закулисных войнах, если однажды волшебную маску предложат и вам?

Нормальные герои всегда идут в обход

Настольную игру «Лорды Вотердипа» многие считают классикой евро. Но, несмотря на то, что ее центральная механика это выставление рабочих, а победитель определяется по количеству набранных победных очков после фиксированного числа раундов, в ней очень много элементов, присущих американской школе дизайна, от которых у любителей классического просчитываемого евро может гореть пятая точка. Это не значит, что игра плохая, просто она отличается высокой конфликтностью, обилием случайности и неравнозначными свойствами карт.

Сама игра выпущена в далеком 2012-ом году американским издательством «Wizards of the Coast», известным такими играми как «Magic the Gathering», «Tyrants of the Underdark» и множеством других игр по «Dungeons & Dragons».

Компоненты игры Lords of Waterdeep (Лорды Вотердипа)

По тем временам игра выглядела шикарно – пластиковый органайзер, яркие персональные планшеты, тайлы построек с выемками, в которые вставляются жетоны купивших их игроков, красивые картонные монетки необычных форм. Сейчас таким, конечно, никого не удивишь. К сожалению, без недостатков не обошлось – органайзер не рассчитан на карты в протекторах и в нем нет места для компонентов дополнения, хотя оно неоднократно упоминается в правилах.

Планшет игрока

В начале игры каждый участник получает карту Лорда – своеобразную секретную цель, которая определяет за какие типы квестов в конце игры вы получите дополнительные победные очки. В базовой игре 11 Лордов, десять из которых получают очки за квесты и один за построенные здания. Помимо этого игрокам раздается по две карты интриг и квестов. Квесты хранятся лицом вверх и их видят остальные участники, а интриги вы держите взакрытую. 

Карты Лордов Вотердипа

Партия длится 8 раундов, на протяжении которых вы будете отправлять своих агентов на выполнение различных поручений на игровом поле. Естественно, количество слотов в каждом значимом месте Вотердипа ограничено – в любую постройку можно отправить только одного агента за раунд.

Исключениями являются Гавань Вотердипа, в которой плетутся интриги, и трактир «Дозорный утес» — главное место получения новых квестов. В этих локациях может разместиться до трех агентов. Также в процессе вы можете открывать новые локации, строя здания из соответствующей стопки.

Игровой процесс
Гавань, как правило, занимают в первые же ходы, потому что она не только позволяет играть интриги, но еще и освобождает отправленного в нее агента в конце раунда. После чего вы можете отправить его на следующее задание

Суть игры сводится к выполнению квестов – главного источника победных очков. Чтобы выполнить квест, вам, как правило, нужно собрать указанную на нем команду героев – воинов, плутов, клириков и волшебников. Герои представлены в игре абстрактными разноцветными кубиками, которые вы будете получать с игрового поля – воинов в казармах Триумфального поля, плутов в таверне «Скалящийся лев» и так далее. Каждому типу героев соответствует своя локация.

Замена стандартны кубиков героев на фигурки от Meeplewood
Замена стандартных кубиков героев на фигурки от Meeplewood

Помимо победных очков квесты могут давать других героев, деньги и различные приятные бонусы, как одноразовые, так и постоянные. Как я уже упоминал, квесты неравнозначные: есть очень полезные, а есть такие, которые вы берете только тогда, когда не остается выбора. К примеру, есть квест, за выполнение которого вы получаете одного дополнительного агента до конца игры, и есть задание, открывающее опцию раз в раунд ставить своего агента на уже занятый слот. А есть весьма ситуативные, в духе «бесплатно постройте верхнее здание из стопки». Помимо этого все квесты разделены на пять категорий, за которые как раз и будут давать бонусные очки Лордам. В каждой категории ровно одно задание на 25 очков, которое дает внушительный отрыв, и бывает крайне обидно, если его забирают у вас из-под носа, или соперникам вышли их целевые квесты, а вам нет. В колоде 60 карт, всякое бывает.

А, как известно, мы — народ горячий и не выносим нежностей телячьих

Другой важный элемент игры – интриги. Это карты, которые вы можете разыграть только в Гавани Вотердипа и которые либо дают приятные бонусы, либо наказывают ваших соперников в лучших традициях «Take that!». Свойства интриг еще более неравнозначны, чем задания, и варьируются от «возьми из колоды карты квестов по числу участников, оставьте себе одно, а остальные раздайте оппонентам» до «каждый противник сбрасывает одного своего героя определенного типа» и «заберите у одного из соперников любого героя». Также в интригах встречаются так называемые обязательные квесты, которые вы можете выдать сопернику, и он не сможет выполнять свои задания, пока не завершит обязательный квест, награда за который никогда не соответствует потраченным на него времени и ресурсам. И таких обязательных зданий сопернику можно накидать неограниченно много,  что как бы дает возможность притормозить лидера. Но, как вы понимаете, никто не запрещает делать вам это просто из вредности :)

Карты интриг

В этом плане «Лорды Вотердипа» очень социальная игра – в ней много квестов и интриг, которые награждают не только вас, но и кого-то из соперников по вашему выбору, а также карт, отнимающих ресурсы у недоброжелателей. С кем дружить и против кого играть зависит только от вас. По эмоциям за столом «Лорды Вотердипа» часто напоминают смесь «Манчкина» с играми Уве Розенберга. Вот вроде бы вы планируете свой ход наперед – отправить агента туда, затем выполнить задание, которое даст вам бонус при выполнении следующего. Но тут вам кидают обязательный квест, который портит все ваши планы, и вы в отместку играете гадость оппоненту. А он потом вам еще одну, а вы ему еще. И это закидывание друг друга может продолжаться всю партию, делая ее исход крайне непредсказуемым. Для многих это ставит крест на игре, но есть и те, кого это привлекает – ведь все игроки активно вовлечены в процесс.

Игровой процесс

К «Лордам Вотердипа» таже есть модульное дополнение  «Scoundrels of Skullport» (Негодяи Скуллпорта),  добавляющее в игру новые локации, расположенные в подземельях Вотердипа и связанную с ними интересную механику коррупции. Новые места на карте позволяют выполнять уже привычные действия гораздо эффективнее, но за их использование вы получаете жетоны коррупции за которые в конце игры вы потеряете тем больше очков, чем больше жетонов будет на руках у всех игроков (а не только у вас). Естественно, в дополнении есть возможность «вымаливать грехи» и возвращать жетоны коррупции обратно в запас, но злоупотреблять ими все равно не стоит. Помимо этого в дополнении завезли новых Лордов с необычными свойствами, кучу новых квестов (теперь есть задания аж на 40 очков сразу!) и интриг (стоит упомянуть интригу, раскрывающую личность вашего Лорда, но запрещающую соперникам кидать в вас любые гадости до конца партии), которые хоть и добавляют в игру еще больше случайности, но при этом делают ее более живой и эмоциональной. Я много раз слышал «только база, только хардкор». Но базовая игра весьма сухая и при этом вы все равно не в полной мере контролируете происходящее за столом, дополнение же привносит много классных новых фишек, за которые вы расплачиваетесь еще больше потерей контроля. Стоит ли оно того? На мой взгляд точно стоит.

Игровой процесс

Когда я много лет назад выменял свою коробку «Лордов Вотердипа» у Вани Лашина на одном из первых математических обменов, он отдал ее мне со словами – «Это хороший гейтвей, но я его уже перерос». С этими же словами я в ближайшее время отправлю эту коробку на продажу, потому что ностальгические воспоминания это, конечно, хорошо, но коробка не должна пылиться без дела. Пусть игра и дальше радует кого-то, готового принимать ее простые механики, высокую конфликтность и непредсказуемый рандом. Прощайте, «Лорды», вы навсегда останетесь в моей памяти!

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Простая игра, Прямой конфликт, Стратегия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.