С «Наследием» у меня вышла непростая история, о которой я уже упоминал в своих итогах 2019-го года. В общем-то, к игре я присматривался достаточно долгое время, в первую очередь по причине необычной тематики создания семейного древа. И когда на Игроконе-2018 у меня появилась возможность ее попробовать, я не преминул такой возможностью воспользоваться.
Результат получился ужасным. Правила нам вроде бы рассказали, да вот только не до конца, как выяснилось. По ходу партии всплывали различные нюансы, которые нам еще и разъясняли неверно, поэтому мы вытворяли непонятно что. После такого сумбурного и бестолкового перекладывания фишек и карт впечатление было ожидаемым – осталось лишь недоумение. Желание приобрести игру вроде бы прошло. Только что-то не позволяло мне совсем забыть о «Наследии». После долгих размышлений я все-таки решил дать игре еще один шанс.
Как собрать династию из колоды карт
В качестве неплохо обеспеченного главы семейства вам надлежит основать свою династию во Франции первой половины XVIII века. На протяжении трех поколений вы будете планировать выгодные браки своих потомков с различными семьями из других стран с целью увеличения дохода и престижа, чтобы в свою очередь набрать больше всего очков благородства.
Для достижения своих амбиций мы будем использовать различные действия, размещенные на двух планшетах: общем и личном. На первом планшете, доступном для всех игроков, располагается все, что связано с общественной стороной жизни. Например, можно купить поместье, увеличивающее престиж, получить титул, сделать общественный вклад или нанять акушера (последнее приводит к возможности появления двух детей у одной из ваших семейных пар). На личном же планшете, который использует только сам игрок, действия относятся к «внутренней кухне» и позволяют заключать браки, заводить детей, занимать средства или выходить в свет, увеличивая круг доступных друзей.
Каждый игрок располагает двумя личными фишками, которые он в свой ход выставляет на один из планшетов. Вдобавок к ним, периодически можно будет получать дополнительные фишки какого-либо цвета. Их разрешается ставить только на ячейки общего планшета того же цвета.
Основным фокусом выступает ваше семейное древо, которое разрастается благодаря картам друзей и картам детей, появляющимся у разных семейных пар. После свадьбы (в смысле, розыгрыша) новоиспеченные родственники не только расширяют семейство, но и приносят дополнительный доход, престиж и позволяют добрать карты друзей. Кроме того, каждый новый член семьи обладает индивидуальным свойством, дающим разовый бонус (чаще всего) при выполнении его условия. Например, можно получить дополнительную фишку, если у вас в роду есть другие представители Британской империи, или взять по одному золотому за каждого другого испанца.
Еще один небольшой момент: на одной из ячеек общего планшета можно брать карты миссий. На протяжении первых двух поколений они дают вам возможность заработать дополнительные победные очки, если вы сможете выполнить указанные на них промежуточные цели. В третьем поколении они потребуются для открытия дополнительных целей на ваших картах покровителей.
Интересно ли быть главой семейства?
Уже во второй раз за достаточно короткий промежуток времени под моим микроскопом оказалась игра, удачно сплетающая тему и механики. Сначала была «Плотина», потом последовала «Brew Crafters», сегодня же к этому списку можно добавить «Наследие».
Да, именно прекрасный сплав наших действий с темой создания своей династии является той самой изюминкой, позволяющей выделить игру. Все, что мы совершаем, направлено на улучшение благосостояния и престижа нашей семьи. Любые разыгрываемые нами карты друзей не только укрепляют наше богатство и влияние, но и расширяют наши возможности (появление детей, добор новых карт), дают различные выгоды (свойства). Даже сама форма игровой зоны, которая со временем все больше и больше напоминает семейное древо, вызывает определенное удовлетворение и не отдаляет от темы. В остальном же, в «Наследии» мы видим классические механики и несложный, приятный, увлекательный игровой процесс. И оформление, чего уж скрывать, настраивает на нужный лад.
Правда, после ряда партий хотел бы отметить несколько минусов и неоднозначных моментов, которые не позволяют поднять оценку настолки с «хорошо» до «великолепно». Сразу хотел бы пояснить, что речь не о каких-то серьезных промахах, а некоторых личных претензиях, препятствующих частой раскладке игры на столе, но не умаляющих ее несомненных достоинств.
Начну, пожалуй, с самой большой претензии, конкретно карт поместий и предприятий. Учитывая, что в игре всего 9 раундов или 18 действий (дополнительные фишки в данный расчет мы не включаем), впустую разбрасываться ими никак не хочется. Помимо использования хода при выполнении соответствующих действий также требуется дополнительная плата деньгами/победными очками и сброс указанного количества карт друзей. Однако все, что вы получите от поместья или предприятия – это небольшое увеличение вашего показателя престижа (в конце поколения преобразуется в победные очки) и дохода (приносит деньги в конце каждого раунда). Конечно, свойства некоторых карт друзей завязаны на их наличие у семьи, но таких немного.
Так вот, со временем у меня стали закрадываться сомнения в эффективности двух упомянутых типов карт и соответствующих ячеек, особенно при сравнении затрат и получаемой выгоды. Им не хватает какого-то большего веса для дополнительной стимуляции игрока. Возможным решением стало бы присвоение этим картам мощных разовых эффектов. В свою очередь, чтобы немного уменьшить влияние случайности в их выходе, можно было бы позволить игрокам брать две-три карты сверху стопки с последующим выбором одной из них. Конечно, не исключена и обратная ситуация: добавление подобного элемента в «Наследие» привело бы к незначительному усложнению процесса, добавив дополнительных манипуляций в ущерб общей элегантности. С другой стороны, подобное можно легко обыграть в рамках темы. Например, вы присматриваете себе поместье по душе или, скажем, хотите заниматься именно табачным делом.
Теперь пара претензий помельче. Во-первых, хочется немного большего разнообразия карт глав семей и покровителей. Главы в «Наследии» задают стартовые условия для игроков и выступают отправной точкой для вашей будущей династии. Покровители же предлагают главную и дополнительные цели, выполнение которых в конце игры принесет победные очки. Правда, если количество предлагаемых глав семей не так критично, то вот целей мало не бывает, а имеющиеся в коробке могут быстро приесться.
Подобная же ситуация и с картами титулов и общественных вкладов. Дело в том, что для каждого поколения их имеется по три штуки, так что все они из раза в раз выходят в течение игры. Конечно, в этом нет ничего страшного, да и сами карты в некоторых ситуациях могут принести довольно весомую выгоду. Но, опять-таки, что мешало авторам обеспечить немного большее разнообразие? Просто надо было расширить набор доступных титулов и вкладов хотя бы до четырех-шести штук для каждого поколения? Их случайный выход уже мог бы увеличить вариативность игры.
И да, зачем-то в «Наследии» решили использовать в качестве золотых не стандартные картонные монетки, а карты с цифровым обозначением. Кстати, их тоже положили маловато.
Прелести семейной жизни
Не нужно воспринимать мои придирки к «Наследию» в качестве серьезных недостатков, способных омрачить ваше удовольствие. Здесь как раз ситуация получается противоположная: игра мне нравится, оттого обиднее видеть подобную экономию. И ведь требуется для исправления ситуации совсем немного.
Тем не менее, повторю еще раз. «Наследие: Завещание герцога де Креси» обладает рядом достоинств: небольшое время партии, крепкий карточный движок, проверенная механика выставления фишек-рабочих и прекрасное сочетание процесса с темой. Уже этого, как мне кажется, достаточно, чтобы дать шанс игре, которая вполне его заслуживает.
И да, скажу пару слов о единственном вышедшем дополнении для игры. В него я не играл, но внимательно изучил те модули, которые оно привносит. Так вот, «Five Families» практически полностью игнорирует все то, что я озвучил выше. Исключением можно назвать новых покровителей и карты событий, замешиваемые к картам детей. В остальном же, предлагаемые элементы вводят то, что игре особо и не требовалось, игнорируя ее очевидные достоинства.
Так же мы взяли интервью у автора этой игры — Михила Хендрикса, в котором он, в частности, рассказал, почему так получилось с дополнением.
- О сложностях создания семейного древа. Интервью с Михилом Хендриксом, автором игры Наследие. Завещание герцога де Креси - 28.04.2021
- Не все то золото, что кряхтит? Обзор игры Труа (Troyes) - 09.04.2021
- Архитекторы успеха из Новой Зеландии. Интервью с геймдизайнерами Шемом Филлипсом и Эc Джей Макдональдом - 02.04.2021