Польский взгляд на викингов. Интервью с Лукашем Возняком, автором игр Valhalla и Titans

Lukasz Wozniak

Когда “Crowd Games” объявили о том, что вскоре начнется предзаказ на русскую версию настольной игры “Вальхалла”, должен признаться, моей первой реакцией стало удивление. Об игре, как и ее разработчике, Лукаше Возняке, я не слышал совершенно ничего (разумеется, это ни о чем не говорит). Тем не менее, возникла определенная интрига – ведь что-то должно было привлечь внимание одного из российских издательств, раз ее решили выпускать в нашей стране?

А если возникли вопросы, то лучше всего попытаться получить на них ответы, вместо того чтобы пробовать отгадать. Поэтому было решено подготовить вопросы и отправить их Лукашу, в чем нам поспособствовали сами “Crowd Games”, за что им, разумеется, большое спасибо. К счастью, Лукаш смог ответить довольно оперативно, поэтому представляем вам результат состоявшейся беседы, пока она еще сколько-нибудь актуальна.

Добрый день, Лукаш! В настоящий момент одно из российских издательств, “Crowd Games”, проводит кампанию по предзаказу на русскую версию вашей игры “Вальхалла”. Об игре на просторах интернета пока имеется не так много информации, поэтому мы решили, что будет лучше связаться с вами напрямую и узнать все из первых рук.

Привет! Здорово, когда дается возможность поговорить о своей игре. Спасибо за интерес.

Начать предлагаю с традиционного вопроса – кто такой Лукаш Возняк? Другими словами, расскажите о себе.

Мне 30 лет, я родом из Польши и занимаюсь разработкой и изданием игр. Уже 8 лет я состою в браке, и сейчас у нас трое детей (но я надеюсь, что в будущем это количество увеличится).

Десять лет назад я начал снимать видеоролики о настольных играх на YouTube, а спустя какое-то время занялся и их разработкой. В настоящий момент “Вальхалла” является моей двенадцатой по счету изданной игрой, но первой, которая выйдет на русском языке. Чему я очень рад!

Лукаш Возняк представляет свою игру Вальхалла
Лукаш Возняк представляет свою игру “Вальхалла”

Как давно вы начали увлекаться настольными играми? Какая игра смогла серьезно затянуть вас в это хобби?

В начальных классах я играл в “Монополию” и “Риск”, а также увлекался классическими и более современными карточными играми. Все они мне очень нравились, но спустя какое-то время мне захотелось чего-то большего. Примерно тогда же я заинтересовался ролевыми играми. Впечатления мои были восторженными, но мне хотелось испытать похожие ощущения в рамках настольной игры.

Я знал, что существуют и другие разновидности игр, поэтому принялся тщательнее изучать вопрос. И наконец, в старших классах я приобрел первую редакцию “Runebound”. От игры я был в большом восторге. Позднее, подкопив денег, я купил себе две большие коробки: настольный “World of Warcraft” (хотя в компьютерную версию я не играл) и третью редакцию “Сумерек империи”. С началом учебы в колледже я основал местную группу любителей настольных игр – и после это уже подсел основательно.

Была ли какая-то определенная причина, по которой вы решили попробовать себя в разработке настольных игр?

Мне кажется, это, что называется, “мое”. Мне всегда нравилось творить: я люблю рисовать и даже создал ряд небольших комиксов, а также пытался написать свою книгу в старших классах. После того, как я увлекся настольными играми, идеи стали просто приходить в голову. Конечно, их сложно назвать особенно выдающимися, но тем не менее все это происходит естественно. На первом курсе колледжа я разработал простую карточную игру, и мне очень понравился сам процесс создания. Потребовалось еще три года, прежде чем я занялся этим серьезнее и смог издать свою игру. Я понял, что хочу создавать игры, даже если это будет моим увлечением после работы.

Лукаш Возняк на своем Youtube-канале
Лукаш Возняк на своем Youtube-канале

А как вы оцениваете ситуацию с разработкой настольных игр в Польше в целом? Находится ли эта сфера сейчас на подъеме, по вашему мнению?

Я бы сказал, именно так. Здесь появляется все больше разработчиков и издательств, а количество игр, выходящих на польском, только растет. Я наблюдаю подобный рост на протяжении всех тех лет, что играю в настолки: от небольшого нишевого хобби мы дошли до больших конвенций и издательств, работающих на международном уровне.П

До “Вальхаллы” вы выпустили ряд других проектов. Как вы оцените собственную работу, взглянув на нее сейчас? Можно ли сказать, что вы сразу четко осознавали чего хотели достичь при разработке той или иной игры? Или каждый из проектов становился для вас новым шагом в овладении этим непростым делом?

Пока я создал несколько игр для детей, евро, ассиметричную игру на двоих игроков, экономическую игру, кооперативную игру на историческую тему и две карточных игры. Каждая из них стала для меня новым уроком в разработке, и я учился в процессе их создания. Иногда все проходило без проблем, иногда процесс становился утомительным, но в целом я рад, что смог выдать широкий спектр игр и поработать с рядом издательств. Все это очень помогает мне сейчас, когда я издаю игры сам.

Лукаш Возняк с игрой 7 days of Westerplatte
Лукаш Возняк с игрой “7 days of Westerplatte” на Essen Spiele 2013

Откуда возникла идея “Вальхаллы”?

Когда я читал о мифах викингов и загробной жизни, в которую они верили, мне пришла в голову идея игры. В ней нужно было активировать воинов с помощью кубиков с изображенными на гранях видами оружия, чтобы отправить их в Вальхаллу. Обычно подобного не происходит, но в этот раз идея оказалась очень конкретной и оставалась неизменной на протяжении всего срока разработки (а это более трех лет). Пришлось приложить немало усилий, чтобы такая концепция вылилась в тематичную и увлекательную игру, которая сможет не затеряться на полке с другими настолками.

Выступали ли какие-то другие игры в качестве источников вдохновения при работе над “Вальхаллой”?

Я постарался опробовать каждую игру, посвященную теме викингов – нужно было удостовериться, что никто другой пока не выпустил подобного. Каждая из опробованных игр давала мне что-то новое, вдохновляя все больше. В конце концов я убедился, что подобное ядро нигде не используется – и продолжил работу.

А касательно игрового процесса… Мне нравятся карточные игры, требующие определенной стратегии, например, “Борьба за галактику”, “Lewis and Clark”, “Elysium” и другие, поэтому я вдохновлялся тем, как механика управления рукой осуществляется в различных разработках.

Lukasz Wozniak at Valhalla
Лукаш Возняк в образе одного из ярлов в игре “Вальхалла”

При первом взгляде “Вальхалла” может вызвать ассоциации с другими играми подобной направленности – с тем же “Star Wars: Destiny” от Fantasy Flight Games. Можете назвать черты, позволяющие выделить “Вальхаллу” из этого ряда игр?

Мне уже говорили о некоторой внешней схожести игры с “SW: Destiny”, но подобное происходило до того, как эти люди сыграли в “Вальхаллу”. Вообще, мне очень нравится “Destiny”, и у меня даже есть немалый набор карт и кубиков.

Главное отличие в сути игровых механик. В “Вальхалле” вы располагаете набором из 6 кубиков вооружения, которые используются в битве, но изображенные на них виды оружия одинаковые для всех кубиков. Только от вас зависит набор лучшей группы воинов, карт поддержки в свою руку и решение, когда стоит нападать. Вы тянете карты из толстой колоды и постоянно принимаете решения о том, какую карту лучше всего оставить. Во время битвы вы бросаете кубики, а повторные броски и специальные свойства ярлов могут позволить активировать как можно больше викингов. В случае победы ваши воины погибают и попадают в Вальхаллу (а вы получаете победные очки), после чего вам следует набрать новый отряд.

Игра остается быстрой и веселой независимо от количества участников (от 2 до 6). А ведь еще есть и соло-режим. Так что, как можно видеть, отличий более чем достаточно.

Вальхалла (Valhalla)

Как в целом была встречена игра?

Я очень доволен тем, как приняли игру, потому что отзывы игроков совпадают с моей первоначальной идеей о том, какие именно ощущения должны у них возникать.

“Вальхалла” – это быстрая, динамичная и увлекательная игра, правила которой легко усваиваются. Игроки набирают сильную руку, создают отряды, а затем участвуют в битвах с эпическими атаками и бросками кубов. Можно сказать, что игра представляет собой сплав из большой карточной игры, увлекательной системы битв и тематического оформления.

Излюбленный многими вопрос: дополнения будут?

В базовой коробке уже имеется 8 дополнений, так что проблем с реиграбельностью возникнуть не должно. Есть еще несколько дополнений, но выйдут ли они в России – лучше спросить у “Crowd Games”.

В настоящее время на платформе Kickstarter идет кампания по вашей новой игре “Titans”. Расскажите немного о ней.

С удовольствием. “Titans” представляет собой большую стратегическую игру, события которой происходят в антураже исторического фэнтези. Четыре государства, ведомые Духом нации при поддержке огромного Титана, сражаются за господство в Европе. Каждая нация, обладающая различными стартовыми условиями и колодой уникальных карт, пытается расширить свои владения, сражаясь в масштабных битвах и достигая своих скрытых целей. Игра располагает большим полем, большими миниатюрами и простыми для усвоения правилами, поэтому надеюсь, что возвращаться к ней будут довольно часто.

И еще один примечательный момент – одной из сторон конфликта выступает Русское царство.

Прототип коробки игры Titans

Что, по вашему мнению, позволит выделить ее среди других настольных игр с миниатюрами, таких как “Кемет”, “Киклады” или “Кровь и ярость”?

Здесь я бы назвал несколько моментов. Во-первых, тема вращается вокруг той части Европы, которая в XVII веке выступала районом основных боевых действий между Речью Посполитой, Русским царством, Шведским великодержавием и Османской империей. Во-вторых, простая в усвоении и свежая механика приказов, которые выбираются игроками из общего пула карт. В-третьих, увлекательные сражения, где броски кубиков могут добавить непредсказуемости, но их исход будет зависеть от принимаемых тактических решений. И последнее: игра представляет собой смесь из тактического варгейма и стратегических принципов современных игр с миниатюрами.

Рендер игры Titans

Удается ли вам играть в другие игры? Или же вы предпочитаете тестировать исключительно свои разработки?

Я продолжаю играть в свое удовольствие – и даже по-прежнему занимаюсь своим каналом на YouTube, где рассказываю об играх, которые мне нравятся. Мне интересно знакомиться с новинками и новыми механиками, да и просто проводить за играми время. И надеюсь, что смогу играть в коробки побольше со своими детьми, когда они немного подрастут.

Можете назвать несколько игр, которые вас впечатлили больше всего в последнее время? Поясните, чем именно они вас впечатлили.

Здесь можно назвать “Корни” (Root), в которой объединились приятная тема, простые правила и совершенно различные подходы к каждой фракции. Еще понравилась “Эпохи” (Tapestry) с ее простыми правилами и большим простором для комбинаций. И, скажем, “Mineraly” – красивая, простая семейная игра, доставляющая немало удовольствия.

А есть ли игры, которые вас наоборот разочаровали?

О таких я лучше не буду рассказывать. Я предпочитаю сосредотачиваться на положительных сторонах игр.

Хотите сказать несколько слов российским игрокам, которым предстоит ознакомится с “Вальхаллой” и, возможно, другими вашими играми?

Я очень рад, что российские игроки скоро смогут поиграть в “Вальхаллу” и хочу пожелать многих и многих часов увлекательной игры. Надеюсь, что прекрасные иллюстрации вас привлекут, а вариативность и механики позволят “Вальхалле” надолго задержаться на ваших столах.

Tsardom of Russia из игры Titans
Русское царство из игры “Titans”

Что касается “Титанов”, то я надеюсь, вам понравятся свойства Русского царства. Лично мне очень нравится играть за эту нацию – и не меньше нравится ею побеждать!

Что ж, спасибо большое за уделенное время, Лукаш. Нам остается только пожелать вам новых идей и вдохновения!


Все фотографии взяты из открытых источников.

Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Люди с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.