Вслед за подводными городами. Обзор игры Otys

Коробка с игрой Otys

Когда я в свое время решил взять «Otys», то это была скорее покупка наобум, нежели взвешенное и обдуманное приобретение. Симпатично оформленная коробка и разместившийся на ней значок Pearl Games намекали на то, что под крышкой может скрываться любопытная игра. С другой стороны, создана она неизвестным автором, да и особого изобилия информации по ней в сети нет. Оценка на небезызвестном сайте Boardgamegeek установилась на вполне удобоваримой 7, что по их классификации значит «обычно готов сыграть». В общем, игра не вызвала большого интереса у любителей настолок, но те, кто ее попробовал, остались в целом довольны.

После некоторых размышлений я все-таки решил рискнуть и приобрел «Otys». А теперь вполне можно написать о ней поподробнее, потому что покупка оказалась вполне удачной.

Водный мир?

Середина 22-го века. Все увеличивающийся уровень воды привел к затоплению последних клочков суши, вынуждая остатки человечества жить в колониях, разбросанных по бескрайнему океану. Игроки выступают в качестве членов колонии Отис. Мы будем управлять отрядом водолазов и специалистов, которые будут поднимать с различных глубин необходимые для нашего существования ресурсы и технологии.

Вот такую мрачную предысторию выбрали для своей игры компания Pearl Games. Ну а нам что? Надо помочь, будем помогать.

Итак, как уже упоминалось, каждый игрок управляет отрядом водолазов разной специализации, которые выкладываются в случайном порядке на личном планшете. Именно они и будут выступать нашим основным средством в благородной миссии материального обеспечения колонии. Три водолаза у нас всегда находятся на поверхности, а оставшиеся – на разной глубине, где также располагается ряд шлюзов. Особенностью каждого уровня является количество ячеек под добываемые ресурсы.

Планшет игрока
Личный планшет игрока

В свой ход игрок должен сделать следующее. Сначала он выбирает и сдвигает жетона ключа, если он есть, на том уровне, где находится нужный ему водолаз. На этом же этапе можно выполнить свойство на жетоне спонсора, лежащего на планшете колонии, затем – эффект выбранного водолаза. Жетон ключа переворачивается и кладется в нижней части вашего планшета, делая данный шлюз на какое-то время недоступным, а водолаз всплывает на поверхность, позволяя его коллегам, следующим за ним, опуститься ниже на один уровень. Когда ряд использованных ключей достигает тайла хакера, они переворачиваются и возвращаются на свои места. Таким образом становятся вновь доступными ранее использованные уровни.

На каждой глубине необходимо собирать различные комбинации кубиков-ресурсов, необходимых для выполнения контрактов. Для этого требуется либо определенное сочетание ресурсов, либо их конкретное количество. Как только у вас набирается достаточно на одном из уровней глубины, вы можете выполнить соответствующий личный контракт с руки или общий контракт на планшете колонии, за что получаете указанную награду и очки престижа.

Планшет рынка
Планшет колонии

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не достигнет или пересечет значение 18 на треке победных очков. После этого остальные игроки делают заключительные ходы и подсчитывается итоговый счет.

Буль-буль-буль карасики

И что же из себя представляет «Otys»? Ответ оказался такой – это головоломка по оптимизации своих действий, в которую еще добавили щепотку гонки для большей пикантности.

Разумеется, все здесь строится вокруг основной механики с перемещением водолазов. На протяжении игры нам придется планировать их местоположение, использовать в нужный момент и на нужной глубине для получения необходимого ресурса или бонуса. Не стоит забывать и о специализации водолазов. Самым прямолинейным эффект будет получение кубика ресурса определенного цвета. С другими уже немного поинтереснее. Скажем, торговец позволяет выполнять манипуляции с рынком на планшете колонии, разведчик – получать жетон награды и выкладывать его на соответствующую глубину, подталкивая вас к выполнению контрактов именно на этом уровне. Шпион добавляет щепотку взаимодействия, позволяя задействовать водолазов других игроков. Происходящее делает более интересным еще и тот факт, что жетоны водолазов двухсторонние, и на обратной стороне дается продвинутый вариант свойства.

Планшет игрока в процессе

При продумывании своих действий следует учитывать ряд других факторов. Первое, что приходит в голову, это необходимость поднимать использованного водолаза на поверхность. Конечно, у вас есть возможность оставить его на текущей глубине или переместить нужного специалиста выше или ниже относительно его текущего положения, но для этого необходимо иметь в запасе достаточное количество батарей, которые еще нужно где-то достать. К тому же еще неплохо бы прокачать механика, позволяющего использовать оборудование для погружения на большую глубину, ведь изначальной силы пропеллеров хватит только для перемещения на один уровень.

Что еще? Еще нашу жизнь осложняет ограничение по ключам. Напомню, что при использовании шлюза на определенной глубине, жетон ключа перемещается на трек хакера, таким образом выбранный уровень становится для нас временно недоступным. Здесь тоже надо как-то выкручиваться. Можно получать одноразовые ключи-джокеры, которые приносит один из продвинутых водолазов. Правда их использование приводит к изменению порядка тайлов спонсоров, и только поле этого можно использовать его свойство. Разумеется, при правильном планировании можно получить нужный себе эффект, а при верной оценке ситуации – подпортить жизнь конкурентам. В качестве альтернативы джокерам можно сфокусироваться на улучшении хакера, в таком случае потребуется расходовать меньше ключей прежде, чем все они вернутся обратно к вам.

Мешок с жетонами

В общем, как вы можете видеть, подобных деталей здесь немало. При этом они ни в коей мере не перегружают игру, но переплетены между собой в такой плотный клубок, что при решении потребуется учитывать ряд факторов. Хотя для любителей подобное распутывать всегда интересно. Такой фокус не является чем-то кардинально новым для европейской школы, ведь основной задачей во многих из них заключается именно на поиске самых эффективных ходов. В случае с «Otys» мы просто получаем более дистиллированный вариант, если можно так сказать.

Поскольку наш сегодняшний гость больше тяготеет к европейской школе, нужно понимать, что взаимодействие у нас здесь на типичном уровне: его не особо много и оно преимущественно опосредованное. Скажем, кто-то может раньше вас выполнить общий контракт или, например, продать товар на рынок, в результате чего вы и престижа не получите, и денег будет меньше. Самым болезненным, пожалуй, является изменение порядка тайлов спонсоров. Только вы собирались провернуть неплохую комбинацию, как игрок перед вами меняет их очередность – и все планы канули в лету. Теперь надо придумывать что-то иное.

Несмотря на то, что игра включает довольно большое количество открытой информации, с реиграбельностью у «Otys» все пристойно. Колода контрактов включает более 30 карт, и выходят они, разумеется, случайным образом. Жетоны водолазов, как я уже упоминал, двусторонние. Такими же являются и тайлы спонсоров: на одной стороне свойства попроще, на другой – более хитрые. На партию вы можете выбирать конкретную сторону для всех тайлов или использовать комбинацию разных сторон. Ну и случайный выход жетонов награды. В общем, меняется достаточно факторов, чтобы центральную головоломку было интересно решать каждый раз, не скатываясь в проверенные этюды.

Компоненты игры Otys

Хотелось бы похвалить издателя за серьезный подход к изготовлению компонентов. Карты контрактов в меру плотные, а планшеты и тайлы обладают приятной толщиной. Они даже мешочек добавили в комплектацию для удобного вытягивания жетонов наград! Более того, издатель очень ответственно отнесся к удобному воплощению центральной механики, поэтому планшеты игроков сделали двухслойными, с прорезями для перемещения жетонов ключей на планшете и под жетоны техника и хакера. Правда, не обошлось без ложки дегтя. Судя по всему, есть возможность найти в своем экземпляре немного выгнутые планшеты – подобное отмечает ряд игроков на сайте Boardgamegeek. Да и сама коробка у них получилась какая-то хлипкая. Без особых на то причин у меня очень скоро разошлась пара угловых соединений внутренней части. Это для тех, кто любит рассказывать о несомненном превосходство западной печати. Похоже, от подобного никто не застрахован.

Тема в «Otys» тоже не то чтобы особо и выражается. Только при перемещении жетонов водолазов порывает издавать «буль-буль», но дальше этого дело не заходит. Еще хотелось бы немного пожурить человека, ответственного за оформление (или того, кто принял окончательное решение). Мне кажется иллюстрации смотрятся уж слишком солнечными и жизнерадостными. Когда читаешь предысторию к игре, радостного представляется мало. Вроде как люди выживают за счет того, что поднимают со дна. А мы видим довольные, лоснящиеся лица в стильных прикидах с легким закосом под постапокалипсис. Не говорю, что надо обязательно нагонять мраку, но чуть больше обшарпанности и ржавчины, как-никак соленая вода кругом, добавить все-таки бы стоило.

На дно или не на дно?

И что же у нас получается по итогу? Заслуживает ли игра такой оценки? Пожалуй, ответом будет «да». Но поймите правильно, «Otys» никак нельзя назвать провалом. Очень любопытная центральная механика добавляет ей очков, хотя некоторая абстрактность процесса не каждому может прийтись по вкусу.

Разумеется, ваше мнение будет зависеть от личных предпочтений. Возможно, кому-то «Otys» покажется не слишком динамичным или не дающим достаточной отдачи. Мне игра нравится основной головоломкой, разбавленной элементом гонки. Хоть «Otys» и не суждено стать всенародно любимой игрой, то, что она предлагает, вполне может порадовать любителей подобного.

Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Семейная игра, Стратегия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.