Строили мы тут, строили… Обзор игры Архитекторы западного королевства (Architects of the West Kingdom)

Коробка с игрой Архитекторы западного королевства

В «Бородатом блоге» уже публиковалось мнение об «Архитекторах западного королевства». Тогда автор остался от игры не в восторге, несмотря на ряд ее любопытных находок. У меня же с ней получилась немного другая история.

Вообще, на протяжении некоторого времени и даже большую часть предзаказа, я не уделял ей особого внимания. Да, у игры симпатичное оформление, и на тот момент она уже довольно высоко забралась в небезызвестном рейтинге сайта Boardgamegeek, что говорит о все большей заинтересованности со стороны мировой общественности. Но «вес» меньше троечки? Это точно не для меня. Правда, в итоге цена показалась уж слишком привлекательной, так что я решил дать игре шанс. К тому же, захотелось разбавить коллекцию чем-то попроще и побыстрее. А в результате получилось следующее.

Тут поставь, здесь построй

К моему и, возможно, не только моему вящему удовольствию, описание процесса в «Архитекторах западного королевства» не займет много времени и места. Основной механикой в игре выступает выставление рабочих, которых мы отправляем в различные локации, изображенные на игровом поле. Правда, здесь практически все ячейки не обычные, а, скажем так, «резиновые», и могут одновременно вмещать неограниченное количество фишек разных игроков. И вот для чего подобное столпотворение нужно. Чем больше рабочих у вас будет в той или иной локации, тем сильнее становится ее действие. Скажем, отправив одного работягу в лес, вы бы просто получили одно дерево, однако если там у вас уже имеется один «засланный казачок», то в результате вы берете две деревяшки.

Поле крупным планом

Доступные ячейки делятся на несколько типов. Первый мы уже вскользь упомянули, это производственный, где мы получаем один из видов строительных материалов. Затем у нас имеется мастерская, которая позволяет нанять помощника или взять новую карту со схемой здания. Черный рынок и казна сразу дают ресурсов или денег побольше, но за это налагается определенный штраф. На королевском складе мы будем менять шило на мыло (или ресурсы на более редкий мрамор, точно не помню). Городская площадь позволяет вернуть своих работников или арестовать работников других игроков, которых затем можно отправить в темницу за дополнительное денежное вознаграждение. И, наконец, через гильдию мы будем строить здания (карты с руки) или собор (отдельная локация на поле).

Игровое поле

Игра продолжается до тех пор, пока работники игроков не заполнят гильдию, количество мест в которой разнится в зависимости от состава. После этого все совершают еще по одному ходу и приступают к подсчету победных очков (а вы как думали?), определяя самого лучшего архитектора. Или строителя?

Толкотня на рабочих местах

Как и полагается в играх европейской школы, в «Архитекторах западного королевства» нам предстоит добывать ресурсы, строить здания и получать очки. Что здесь может быть интересного искушенному ветерану? К чести авторов, они озаботились данным вопросом и предложили ряд любопытных и оригинальных находок. Лично я хотел бы отметить два момента: использование рабочих и шкала добродетели.

Сначала поговорим о первом. Как вы уже могли понять из описания в предыдущем разделе, в «Архитекторах» предлагается вариация принципа выставления рабочих. Обычно ведь как происходит: выбрали нужную ячейку, поставили туда свою фишку, выполнили действие. Занятая ячейка теперь становится недоступной для остальных игроков до конца раунда, когда все возвращают своих рабочих. На этот раз у нас немного видоизменен почти каждый шаг. Как я уже говорил, практически все локации, кроме черного рынка и гильдии, могут вмещать в себя любое количество рабочих разных игроков. Отправив еще одну фишку в ту локацию, где уже присутствует наша рабочая сила, мы получим больше ресурсов или можем выполнить какие-то действия соответствующее количество раз.

Планшет игрока

Более того, в «Архитекторах» и возврат своих фишек сделали интерактивным. Теперь нельзя просто забрать их обратно с той или иной локации в конце раунда, которых здесь, кстати, нет. Сделать это можно только с помощью ячейки Городская площадь. Поставили туда своего рабочего, заплатили монетку и забрали всех своих работников с какой-то локации (с одной при игре максимальным составом и с двух, если игроков меньше). Рано или поздно этим действием вам придется воспользоваться, потому что у вас есть всего лишь 20 фишек. И число их будет уменьшаться на протяжении игры, так как выполняя действие строительства, вы теряете одно своего рабочего навсегда.

И снова игровое поле

Логичным будет поинтересоваться, а можно ли таким образом убирать и фишки соперника? А то, скажем, устроился тот уютно в шахте и качает ресурсы. Непорядок же. Можно и нужно. Через городскую площадь вы можете арестовывать рабочих других игроков и поставить на специальное место на своем планшете. Небольшая гадость, а вам приятно. Более того, вы еще и деньги можете выручить, отправив их в темницу! Хозяин сможет их забрать, отправив работника на локацию Пост часового. Конечно, интересно, как небольшое видоизменение механики преобразует ощущение от игры. Теперь приходится выбирать между тем, когда стоит возвращать своих работников, а когда жизненно необходимо подпортить ситуацию кому-то из оппонентов, ослабив силу оккупированной ими локации. Так что жаждущие видеть больше взаимодействия в играх европейской школы могут возликовать.

Вторым любопытным моментом я бы назвал уже упомянутую шкалу добродетели. Вообще, читая отзывы и впечатления мне представлялось, что работать она будет несколько иначе. Скажем, можно будет уйти либо в светлую, либо в темную сторону, получая не только определенные ограничения, но и преимущества, тем самым задавая некоторый вектор вашему движению в игре. Действительность оказалась несколько иной. Некоторые действия, карты зданий и помощников сомнительного характера будут приводить к разовому снижению вашей добродетели. Например, решил ты вычистить казну. Это явно нелегально, так что соизволь уменьшить свою добродетель на два. Решил построить казематы ради большого количества победных очков? Народ подобному не обрадуется, так что вот тебе минус один к добродетели сейчас и еще минус два в конце игры.

Карты построек

Чем чреваты штрафы? Во-первых, опустившись на шкале ниже определенного уровня, вы теряете возможность участвовать в строительства собора. Во-вторых, вы получаете определенную скидку при оплате налогов. Дело в том, что в «Архитекторах западного королевства» выплачиваемая стоимость некоторых действий включает в себя налоговые отчисления, поступающие в казну. То есть, если вы решили пойти по кривой дорожке, то и налоги платить не хотите. Что смотрится вполне убедительно, кстати. Ну, и в-третьих, в конце игры ваша сомнительная репутация приведет к потере некоторого числа победных очков. Именно в третьем пункте шкала добродетели отличается от моего первоначального видения. В текущем варианте снижаться по шкале порой выгодно, однако неминуемый минус к победному счету намекает на то, что надолго задерживаться там не стоит. Ибо чревато последствиями. Так что действовать придется сбалансированно, стараясь подняться по шкале ближе к концу игры. Кстати, если пойдете по тропе благодетеля, то наоборот, сможете получить немного победных очочков. Но тогда на черный рынок дорога вам будет закрыта.

В остальном же элементах «Архитекторы» смотрятся более привычно. Все работает, механики плотно увязаны между собой. Просто загляденье. Если честно, то в своем базовом варианте игра смотрится гораздо лучше, чем некоторые ее товарки на момент своего выхода. К тому же в маленькой коробочке (кто видел, тот поймет) скрывается еще и достаточная реиграбельность, толстенькие колоды карт помощников и зданий, планшеты с асимметричными свойствами и даже возможность добавить автому в качестве дополнительного игрока. Да и оформление у игры очень симпатичное.

Компоненты игры Архитекторы западного королевства

Есть ли у «Архитекторов западного королевства» какие-то минусы? Пожалуй, есть, но каждый из них является достаточно дежурным и не особо влияет на окончательно мнение. Скажем, учитывая, что в игре у нас используются две стопки карт, то неизбежно влияние случайности с их выходом. С другой стороны, это ведь уже привычное дело, и сказывается оно не настолько критично на общий процесс. Также не могу сказать, что как-то особо ощущается тема, встречались такие, где это чувствовалось побольше. Для кого-то игра может сводиться к перемалыванию и перекладыванию ресурсов. Не без этого, но кто у нас не без греха. В целом же, ничего криминального.

Так быть или не быть?

Самое главное, что нужно понимать, «Архитекторы» — это не комплексная игра. Здесь достаточно простые правила, возможные комбинации зданий и помощников быстро становятся понятными искушенному аксакалу. Не стоит ждать особенной глубины, но и поверхностной ее назвать язык не повернется. Приходится продумывать свои действия, выполняя их наиболее эффективно, ведь игра может закончиться в любой момент и лучше сильно не рассусоливаться. Основная сложность, которую вам придется преодолевать, заключается во взаимодействии: другие игроки могут сбивать ваш «движок», на какое-то время снижая темп, и вам надо будет выкручиваться в попытках восстановить его или создать новый как можно скорее.

Игра в процессе

«Архитекторы западного королевства» — это быстрая и неглупая игра, и порой такую разложить очень и очень приятно. Не все же рубится только во что-нибудь большое, комплексное и элитарное. Именно по общей совокупности всех составляющих игра вполне заслуженно обрела популярность. И этим же, как мне кажется, вполне заслуживает попадания в топ-100. Только, конечно, не на первое место.

Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Простая игра, Семейная игра, Стратегия, Экономика с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.