Большой игре – большое плавание. Обзор игры Маракайбо (Maracaibo)

Коробка с игрой Маракайбо (Maracaibo)

Думаю, вполне справедливо назвать Александра Пфистера одним из видных авторов настольных игр в настоящее время. Поэтому не удивительно, что после анонса его новой разработки «Маракайбо», любители европейской школы замерли в нетерпеливом ожидании и предвкушении.

И, судя по всему, не зря. После выхода в 2019 году игра стала с большой скоростью двигаться в направлении топ-100 сами знаете какого сайта, критики обсыпали ее сахарной пудрой и включали в число лучших игр года. Простых же игроков волновали другие вопросы. Не сильно ли «Маракайбо» походит на «Великий западный путь»? Насколько оправданы все эти дифирамбы? Предлагает ли она что-то новое и интересное?

Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Разрази меня гром!

На этот раз Александр Пфистер предлагает нам поколесить по Карибскому морю в XVII веке. Несколько европейских держав борются за влияние в регионе, а нам предстоит этому поспособствовать.

По процессу в «Маракайбо» все более, чем просто. В свой ход от вас требуется передвинуть фигурку корабля и выполнить действия, доступные в той ячейке поселения, где вы прекратили свое движение. Таких поселений в игре два типа: город и деревня. Каждый из них предлагает разные варианты основных действий. Для деревни все просто: либо скинуть все карты с руки и получить две монеты, либо получить одну монету, либо купить (и разыграть) карту с руки или поучаствовать в строительстве грандиозных сооружений. В течение игры данный набор может расширяться. Действия городов состоят из двух частей. Вы можете поторговать (здесь это значит сбросить карту с указанным на жетоне символом) и/или выполнить то, что указано на второй половине жетона. После этого вы добираете карты на руку, если во время своего хода их сбрасывали или использовали.

Игровое поле крупным планом

Игра продолжается четыре раунда. В конце каждого раунда производится промежуточный подсчет очков, а также выдается доход. По завершению партии к тем параметрам, которые давали вам очки на протяжении игры, добавляется еще несколько и определяется победитель.

Три тысячи акул мне в глотку!

Конечно, для людей, знакомых с другими играми многоуважаемого Александра Пфистера, описание процесса может вызвать ощущение дежавю. Перемещение по игровому полю происходит по кругу с несколькими разветвлениями. В зависимости от места, в котором мы останавливаемся, мы можем выполнить доступные нам действия. У каждого игрока имеется свой планшет, с которого снимаются диски, открывая новые возможности или приятные «плюшки». Карты играют не самую последнюю роль. В общем-то, сложно отрицать, что на первый взгляд имеется несомненное сходство с «Великим западным путем», ставшей для мистера Пфистера большим успехом.

Если говорить о своих впечатлениях, то последний мне нравится, но вот большой любовью к нему я проникнуться так и не смог. Возможно, я просто не понимаю, как его, что называется, правильно готовить. Собственно, поэтому я спокойно отнесся к новости о скором выходе «Маракайбо», а внешнее сходство заставило усомниться в большой необходимости знакомства с ней. Правда, когда подвернулась такая возможность, отказываться я тоже не стал. И тем приятнее, что чувствами к ней я проникся гораздо более теплыми, чем к «Великому западному пути». Да, действительно, внешнее сходство имеет место быть, но вот ощущения «Маракайбо» оставляет совершенно другие.

Игровое поле

Прежде, чем я перейду к тому, что мне в игре понравилось, отмечу несколько моментов, способные кого-то оттолкнуть. Во-первых, если посмотреть на «Маракайбо» абстрагировано, то внешне она, несомненно, подпадает под часто используемый штамп «очередное евро». Оставлю на потом размышления об объективности применения такого определения конкретно к играм европейской школы. Если вы придерживаетесь такого же взгляда, то практически ничего в «Маракайбо» его не изменит, лишь подчеркнет в очередной раз их типичные черты. Борьба за победные очки, опосредованное взаимодействие и тому подобное ждет тех, кто отправится в плавание по Карибскому морю. Во-вторых, имейте в виду, что у игры достаточно длительная подготовка, которая займет минут 10-15. Если для вас подобное критично, то остерегайтесь.

Так, на этом этапе у нас должны были остаться только самые стойкие, поэтому перейдем к сочным подробностям о том, что мне в «Маракайбо» понравилось.

Первое, о чем мне хотелось бы рассказать, это общий темп игры. Если в «Великом западном пути» иногда закрадывалась мысль о некоторой затянутости последней трети партии, то в «Маракайбо» все иначе. Здесь вновь вернулась идея четко обозначенного числа раундов, однако их продолжительность теперь можно регулировать. Поскольку ваш корабль способен перемещаться аж на семь (!) ячеек вперед, если захотите, то раунд можно завершить примерно за 4-5 ходов – как из своих личных тактико-стратегических измышлений, так и для того, чтобы не дать развернуться вашим оппонентам. Первый игрок, достигший конца круга, запускает окончание раунда, а в этом случае отставшие корабли вынуждены переместиться на стартовую точку, минуя все потенциальные полезные точки для посещения. Разумеется, главное, чтобы при такой скорости не сильно страдала ваша собственная линия.

Треки на поле

Даже если вы привыкли играть размеренно, «Маракайбо» будет подталкивать вас к более быстрой игре. Дело в том, что один из самых распространенных типов локаций – деревня – завязан на количество затраченных очков движения. Потратили в свой ход меньше четырех очков – можете выполнить одно действие деревни; если потратили 4-6, то два, а при перемещении на семь ячеек вам становится доступной возможность выполнить три действия. Хочешь – не хочешь, а иногда ускориться придется.

Игнорировать деревни не получится, потому что только там вы сможете разыгрывать карты с руки. И они здесь играют немалую роль. В отличие от уже упомянутого «Великого западного пути«, где карты работали по принципам колодостроя, в «Маракайбо» мы выстраиваем личное табло. Карты бывают нескольких типов. Какие-то эффекты направлены на продвижение по трекам дохода и победных очков, которые мы получаем в конце каждого раунда. Несмотря на такую кажущуюся прямолинейность, нередко они оказываются немного хитрее, поскольку ряд эффектов срабатывает при наличии у игрока указанных жетонов атрибутов. А получить их можно будет только через розыгрыш других карт!

Карты персонажей

Другие свойства усиливают основные действия или позволяют размещать своих помощников на карте. В последнем случае, благодаря этом вам становится доступным новый эффект при посещении соответствующей ячейки. Вообще, карты в игре выполняют ряд функций, что лично меня всегда радует. Помимо розыгрыша ради эффекта их можно использовать двумя другими способами: сбрасывать как товары или предметы. В первом случае, доступном только в городах, мы можем снять один из дисков с личного планшета, а во втором – выполняем условия жетонов заданий. Да, подобные вещи уже мы встречали раньше в тех же «Королевских товарах», но все-таки многофункциональность карт используется довольно редко. Поскольку мне такая механика очень нравится, то ее наличие в «Маракайбо» дает игре дополнительный плюс.

Очень интересную «толкучку» между игроками представляет собой война. Да, если посмотреть на ее суть, то она сводится к тому, чтобы продвинуть свой маркер как можно дальше по трекам влияния держав и получить побольше очков. Однако не все так банально. Недостаточно просто продвигаться вперед, потому что так вы просто получите множитель побольше. Но на что он будет умножаться? Если вы активно работаете в этом направлении, то еще следует выставлять фишки контроля, и чем больше их будет выставлено, тем лучше, разумеется. При этом соперники могут вам мешать, заменяя фишки одной державы на другую, что может уменьшить вашу выгоду в конце игры.

Планшет игрока

В общем, развернуться есть где. Хотите, шлепайте карты на стол. Хотите, боритесь за влияние различных наций в регионе. Хотите, выполняйте различные задания. Хотите, участвуйте в возведении грандиозных сооружений, которые служат целями на конец игры и позволяют заработать дополнительные очки.

Конечно, многие из этих элементов в том или ином виде уже встречались искушенным игрокам. Поэтому, если на них все остановилось, вряд ли «Маракайбо» могла рассчитывать на большую популярность, даже несмотря на ее слаженность. Однако в наше время подобного будет скорее всего недостаточно. И, к счастью, на этом все не закончилось и сейчас мы поговорим о сюжетной кампании.

Александр Пфистер уже на протяжении определенного времени работает над добавлением сюжета в свои игры. С этим мы сталкивались в упомянутых «Королевских товарах», а также «Expedition to Newdale», которую в России не локализовали. И с «Маракайбо» автор делает новый шаг вперед в данном направлении. Дальше, наверно, могут быть спойлеры, но я так не думаю.

В комплекте с игрой идет достаточно увесистая колода карт сюжета. В нее входит ряд глав, которые вам предстоит пройти, а также карты для добавления в основную колоду. Продвижение по сюжетной линии происходит достаточно просто. На карте сюжета, помимо некоторой вводной, даются указания куда следует поместить жетон сюжета, а также условия для его выполнения. Игра продолжается обычным образом, однако в конце раунда дополнительно проверяется выполнение условия на карте сюжета. Если кто-то из игроков смог это сделать, то зачитывается текст на обороте этой карты и выполняются указанные шаги.

Игровое поле крупным планом

Разумеется, поскольку основная сюжетная линия со всеми его развилками (да, в некоторых местах нам нужно будет делать выбор) помещается в хоть и увесистую, но все-таки колоду карт, сложно ожидать от нее многосложного повествования с шекспировской драмой и толстовскими описаниями. Сюжет достаточно незамысловатый и может разочаровать, если ждать от «Маракайбо» иного. Однако таким образом вы рискуете упустить здоровенную вишню на этом торте. Дело в том, что вместе с вашим продвижением по сюжетной линии, будет постепенно меняться игровое поле. Происходит это легкообратимым способом – в определенные места выкладываются так называемые жетоны наследия, которые столь же просто можно убрать в коробку. Так будут появляться новые города, меняться правила для уже имеющихся поселений и может усложниться перемещение по карте.

После прохождения кампании, вы вправе выбрать любую понравившуюся вам главу и пройти ее заново. Что только добавляет реиграбельности в «Маракайбо», которая даже в базовом варианте ею не обделена. Различные способы зарабатывания победных очков, две большие колоды путешествий (и из одной колоды на игру случайным образом берется только 40 карт) и видоизменяющееся поле. Не знаю, как вы, но я остался очень впечатлен подобным подходом. И теперь мне очень интересно посмотреть, как мистер Пфистер продолжит развивать данную концепцию в своих последующих играх.

Компоненты игры Маракайбо (Maracaibo)

Полундра! Свистать всех наверх!

«Маракайбо» оказалась очень увлекательной. Я был приятно удивлен ее простыми правилами, в которых сложности у меня возникли только в отношении пары нюансов и конечного подсчета очков за державы. Да, у меня были сомнения по поводу того, стоит ли пробовать «Маракайбо», когда у меня уже есть «Великий западный путь», но я рад, что действительность оказалась лучше предположений и опасений. Несмотря на некоторые схожие элементы, игра ощущается и воспринимается в процессе совсем по-другому, и доставляет немалое удовольствие. Не знаю как вам, а для меня этот показатель является самым важным.

Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Стратегия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.