Добро пожаловать в Лонгсдейл — столицу славного королевства!
По мозолям на твоих руках вижу, что ты ремесленник. Плотник, каменщик, скорняк? Впрочем, какая разница — сейчас королю нужна помощь каждого. Как? Ты не слышал? Кто-то спалил наши кукурузные поля. На границе уже начали возводить сторожевые башни. Доски, кирпичи и амуницию туда целыми телегами отправляют. Весь рабочий люд призывают поддержать королевство в трудную минуту.
Королевского указа трудно ослушаться, поэтому волей-неволей придется заняться ремеслом. В игре «Королевские товары» вам предстоит пройти непростой путь от углежога до крупного промышленника. Стройте мастерские, обучайте подмастерьев и налаживайте производственные цепочки, чтобы стать самым успешным ремесленником в королевстве!
Мастерство приходит только с практикой
«Королевские товары» это карточная игра талантливого геймдизайнера Александра Пфистера, который испытывает некоторую слабость к механике push your luck, подразумевающей, что игрокам предстоит принимать рискованные решения и надеяться на удачу. В его игре «Порт Ройал» мы боролись с собственной жадностью, надеясь вытащить из колоды карты получше и не нарваться на неприятности. В «Верхом на метле» пытались предсказать действия соперников, чтобы самим разыграть их усиленный вариант. А в этот раз нам придется выбирать что производить, зная только часть доступных на этот ход ресурсов. Итак, в чем же суть?
Как обычно, нам предстоит зарабатывать победные очки, которые начисляются за успехи в производстве. Все участники начинают в равных условиях — с одной картой персонажа, стартовой хижиной углежога, которая превращает одно дерево и два случайных ресурса в уголь, и семью картами угля.
Карты в этой игре универсальны и используются тремя различными способами:
- Деревянный ящик, изображенный на рубашке, отражает произведенный товар. Если карта лежит на хижине углежога, значит, это уголь. Если, скажем, на мельнице, то это мука. Такая же система индикации использовалась в «Race for the Galaxy» и вам будет проще разобраться в правилах, если вы играли в нее.
- Каждую карту из руки можно потратить в качестве ресурса, отмеченного иконкой с левой стороны.
- Наконец, карту можно построить как здание, заплатив за постройку товарами на сумму, указанную в левом верхнем углу. Щит в правом углу отражает победные очки, полагающиеся за постройку, а в нижней части карты указаны свойства здания: производимый в нем товар; цену и ресурсы, необходимые для его изготовления.
Ход разбит на четыре простые фазы. Сначала игроки получают возможность обновить свою руку, сбросив все карты и добрав столько же из колоды. После чего добирают еще по две карты.
Затем наступает утро: торговцы съезжаются на рынок, выставляя свои ресурсы на продажу. Для этого активный игрок начинает по одной выкладывать карты из колоды в центр стола до тех пор, пока на рынке не окажутся две карты с символом солнца. Но это только часть товаров. Вторая часть откроется позже — и какие там будут ресурсы неизвестно.
Исходя из доступных на рынке ресурсов и собственных ожиданий участники должны спланировать чем заняться. Для этого необходимо взять карту своего персонажа-мастера и отправить его на работу, положив под выбранную карту здания одной из сторон. Сторона со счастливым лицом заставляет мастера работать на совесть — игрок должен потратить все указанные на здании ресурсы, чтобы произвести два соответствующих товара. А сторона со спокойным лицом позволяет немного схалтурить, проигнорировав один любой ресурс. Но и товар вы изготовите всего один. В эту же фазу вы можете выбрать одну карту для строительства, положив ее перед собой рубашкой вверх.
И теперь самая азартная фаза игры — закат. Прилавки рынка снова пополняются товарами, пока из колоды не выйдет еще две карты с солнцем. В этом как раз и кроется элемент удачи — иногда на рынке будет всего несколько карт, а иногда больше десятка. Придет ли еще одна карта с желанным камнем, подвезут ли побольше зерна? Если ресурсов хватило, мастер запускает производство и вы получаете товары. Если нет — не обессудьте. В случае необходимости, недостающие ресурсы можно оплатить картами с руки. Но в идеале нужно планировать свой ход так, чтобы нужные ресурсы завезли на рынок, оставляя карты в руке только для подстраховки.
Еще одна интересная особенность игры, которую многие считают главной, это наличие производственных цепочек. Если ваше здание произвело за ход хотя бы один товар, вы тут же можете запустить его цепочку, превратив ресурсы, указанные в правом нижнем углу карты, в дополнительные товары. К примеру, у вас есть дом башмачника и хижина дубильщика. В этот ход вы произвели одну пару обуви, что дает вам право активировать цепочку, превратив любое имеющееся у вас количество кожи в дополнительные башмаки. При удачном раскладе это дает возможность получить сразу много товаров.
В игре также есть возможность нанимать подмастерьев, которые не так эффективны как ваш персонаж, но лишними в хозяйстве точно не будут.
Партия идет до тех пор, пока кто либо из участников не построит свое восьмое здание. Затем играется еще один раунд и начинается подсчет очков, в котором учитываются все ваши постройки, нанятые подмастерья и произведенные товары — каждые пять монет принесут одно победное очко.
Приходите, парни, на завод
Главная претензия к «Oh my goods!» у большинства игроков в том, что по сути это игра не про производственные цепочки. Во-первых, производство не логично — одни и те же товары получаются из случайного набора ресурсов. Мука из дерева, одежда из глины и тому подобное. А, во-вторых, поскольку партия завершается по количеству построек, то пока вы налаживаете свою промышленность, кто-то просто строит дешевые здания и побеждает, практически ничего не производя.
Да, это так. Но если закрыть глаза на условности, которые есть в любой игре, то понимаешь, что удовольствие ты получаешь от грамотного управления ресурсами, когда из разношерстного веера карт складывается пусть простенький, но работающий движок по производству товаров. Сейчас ты построишь еще одно желтое здание, чтобы нанять подмастерье. Потом он пойдет работать в мастерскую и начнет изготавливать ткань, которую ты превратишь в готовую одежду. В этом вся суть.
Мне нравится концепция этой игры, нравится многофункциональность карт и то, что в совсем крошечной коробочке автор сумел уместить достаточно глубокую игру. А если вам не по душе режим гонки за зданиями, то на помощь придет дополнение «Переворот в Лонгсдейле», которое сразу входит в коробку с русской версией игры.
Что нового в допе? Главное — это новые карты целей, которые меняют условия игры. Цель определяет несколько типов товаров, которые игрокам необходимо произвести на конец партии. Если же участники не справляются с заданием, то теряют приличное число очков. Так же на партию теперь отводится определенное число ходов, отмеряемых картами событий. Они приятно оживляют игру, каждый ход предоставляя участникам новые возможности. И подсчет очков начинается только после того, как закончится стопка событий. Значит, никто вас не будет торопить и вы сможете больше времени посвятить постройке производственных цепочек.
Второе отличное нововведение дополнения — это возможность играть в кампанию, которая добавляет в игру своеобразный элемент legacy. Вам не придется ни клеить наклейки, ни рвать карты. Просто каждая глава кампании будет ставить перед вам новые задачи и, в зависимости от результатов, открывать новые карты персонажей и построек.
Таким образом в игре появляется ни к чему не обязывающий сюжет, вносящий еще больше разнообразия в процесс. В общем, это дополнение делает игру значительно лучше. Поэтому не спешите делать выводы о «Королевских товарах» по чужим заявлениям, лучше сыграйте сразу с допом — и сами решите, нравится вам игра или нет. На мой взгляд, это хороший крепкий филлер на менеджмент ресурсов, который оценят даже опытные игроки. Кстати, соло-режим тоже весьма неплох и заставит вас как следует попотеть.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021