Порой интересно наблюдать сколь разные судьбы складываются у настольных игр. Возьмем, к примеру, такого автора как Адам Квапински. Сначала ему имя ассоциировалось с неплохо выстрелившей «Владыки Эллады», а в прошлом году он засветился с вездесущей «Немезидой», хвалебные оды которой не замолкают до сих пор. Но была у Адама еще одна игра, вот только о ней вспоминают редко. Если вы не знаете, то речь идет о дуэльной «На грани». И вроде бы она получила неплохие отзывы во время выхода, но в итоге осталась в тени своих больших и дорогих братьев.
Поэтому сегодня я вам предлагаю отойти от тенденций и поговорить не о широко обсуждаемом, невероятно кинематографическом расчудесном чуде, а о малоизвестной работе Квапински.
На одной черной-черной улице…
В полном соответствии с традиционной сюжетной завязкой голливудских фильмов, над Америкой нависла очередная угроза. Правда, пока она проявляет себя в типичном городке, где некое неизменно загадочное Существо пытается затянуть в свои паранормальные владения его жителей. Собственно, именно этим и предстоит заниматься в «На грани». Один игрок становится Существом, а второй – дает ему отпор от лица Города.
Полем брани служит круг из десяти карт жителей, находящихся в начале игры в пограничном состоянии: половина на грани нашей реальности, а половина – у порога в мир Существа. На каждой карте указан индивидуальный эффект, символы для Города и Существа, а также шкала состояния. Именно вокруг трех этих элементов и вращается игровой процесс.
В свой ход игрок должен выполнить на выбор одно из трех действий. Первым из них является розыгрыш карты с руки. Если указанный на ней символ совпадает с кем-то из жителей, он может на него повлиять. Например, тот находится в пограничном состоянии, но соперник уже перевернул карту на свою сторону. Тогда в результате вашего влияния вы «перетяните» жителя на свою сторону. Если персонаж уже находится в вашем мире, то вы ставите маркер на шкалу состояния или, при наличии маркера, передвигаете его на следующее деление. Кстати, в качестве альтернативного действия вы можете положить жетон с символом, изображенным на разыгрываемой карте, на персонажа без такого символа. Повлияв, вы можете выполнить свойство карты, дополнительно заплатив энергию.
Двумя другими действиями являются получение кубов энергии, количество которых равняется числу жителей в вашем измерении, и добор карт на руку.
Очередность хода определяется маркером активности, переходящим с карты на карту. Если маркер состояния находится на втором делении шкалы или ниже, то у игрока, в чьем измерении он находится, есть возможность повысить свой уровень осведомленности о противнике на треке знаний и использовать эффект, указанный на карте жителя. При этом, в данном раскладе неважно, какой игрок выполнял действие в ходу.
Подобные манипуляции продолжаются до достижения одного из условий победы. Во-первых, игра мгновенно заканчивается, когда какая-то из сторон достигает 6 уровня на треке знаний. Во-вторых, если маркеры на шкале состояния трех персонажей в одном измерении достигли последнего значения. И, наконец, в-третьих, когда в игре осталось только пять карт жителей.
Стоял черный-черный дом…
Как часто бывает, игровой процесс «На грани» кажется простым по описанию. Выбираешь одно из трех действий и выполняешь его. Разумеется, в действительности все оказывается хитрее. При правильном планировании появляется возможность выполнять действия в ход соперника, и чем дальше вы продвинете маркеры на картах жителей и треке знаний, тем больше шансов провернуть какую-нибудь комбинацию, способную дать вам преимущество. Скажем, в свой ход вы подвинули маркер состояния на одной из карт. Когда в следующий ход на нее приходит маркер активности, у вас появляется возможность использовать свойство жителя. Конечно, если оппонент не подпортит вам малину. Через эффект вы, например, перемещаете маркер активности так, чтобы в конце хода он перешел на другую вашу карту. Если соперник ничего не противопоставит, то вы опять получите возможность продвинуться по треку знаний и выполнить свойство персонажа не в свой ход.
Конечно, здесь также будет полезным своевременное использование других действий. Без добора карт и получения энергии для будущих розыгрышей оппонент может получить преимущество, а при должном планировании рывки к победе будете делать вы.
И он исправно будет нарушать ваши планы. Он может изменить состояние карты, на которую вы рассчитывали, развернуть жетон направления движения маркера активности, поменять карты персонажей местами, отобрать у вас энергию в самый неподходящий момент. Несомненно, взаимодействие тут плотное и оказывается напрямую на вас, на что вы отвечаете тем же. Поэтому следует учитывать – обидчивым за «На грани» садиться не рекомендуется.
Так что за кажущейся простотой скрывается необходимость располагать определенным планом действий. У вас для этого имеются практически все необходимые условия, ведь вся информация на основном поле открыта с самого начала. Вы видите эффекты всех персонажей, их текущее состояние, вы понимаете, куда придет маркер активности в следующем ходу. Единственной неизвестной для вас остаются действия соперника.
В зависимости от опытности оппонентов процесс может превратится в перетягивание каната. Единственное в таком случае, что может дать вам кратковременное преимущество – приход нужной карты. Поскольку речь у нас идет все-таки о карточной игре, то некоторая доля случайности в их приходе на руку не исключается. К счастью, партия раскладывается минут за 30 и всегда можно отыграться. Да и автор попытался данный момент немного скорректировать с помощью упомянутых жетонов с символами, которые позволят увеличить вероятность влияния на нужного вам жителя.
«На грани» обладает немалой реиграбельностью, что, кстати, не всегда можно сказать о дуэльных играх в небольшой коробке. Здесь нам предлагается 18 карт персонажей, каждая из них является двухсторонней и со своим эффектом, хотя они все-таки повторяются. На партию вы случайным образом отбираете и выкладываете на поле только 10 из них, так что сочетания и последовательность свойств позволит каждый раз играть по-разному, не скатываясь в повторение действии из партии в партию. Вдобавок, в игре присутствует асимметрия сторон. Так Город имеет в своем распоряжении более разносторонние свойства, а также оборудование, дающее постоянный или отложенный мгновенный эффект, а Существо располагает рядом наборов из нескольких карт с сильными свойствами.
Кстати, еще хотелось бы отметить иллюстрации, что я делаю очень редко. В данном случае они действительно способствуют созданию толики атмосферности. При их просмотре они словно оживают в вашем воображении, превращаясь в сцены из кинофильмов на данную тематику. Здесь герои совершают ловкий побег в последнее мгновение, там одного из них захватывают склизкие ручонки Существа. Забавно, что какие-то из персонажей встречаются на разных картах, таким образом только усиливая ощущение связанности происходящего.
Единственное, за что мне хотелось бы немного пожурить, так это правила, а точнее, используемые в них формулировки. Возможно, проблема возникла в моем восприятии, но мне они показались несколько расплывчатыми и не самым лучшим образом сформулированными. Из-за этого мы разобрались в них до конца, пожалуй, только к третьей партии.
И ничего такой дом, хоть и черный-черный
Да, «На грани» сложно назвать однозначным хитом, который придется по душе всем. Пожалуй, как это часто бывает, основная проблема в том, что игра устроилась в небольшой коробке и рассчитана только на двоих. Данные аспекты вызывают восторги не у всех любителей настольных игр. Но нельзя отрицать, что «На грани» – это крепкая игра, не лишенная интересных идей, тематичности и напряженности. Более того, ее несомненным плюсом является и определенная скоротечность, несмотря на необходимость принятия немалого количества решений.
Как по мне, подобного вполне достаточно, чтобы обратить внимание на эту игру.
- О сложностях создания семейного древа. Интервью с Михилом Хендриксом, автором игры Наследие. Завещание герцога де Креси - 28.04.2021
- Не все то золото, что кряхтит? Обзор игры Труа (Troyes) - 09.04.2021
- Архитекторы успеха из Новой Зеландии. Интервью с геймдизайнерами Шемом Филлипсом и Эc Джей Макдональдом - 02.04.2021