Глобальные стратегии про развитие цивилизации мой любимый жанр игр. Я прошел через все части компьютерной «Цивилизации», кроме 2-ой, пробовал разные ее аналоги и очень жду «Humankind». В настольных играх, к сожалению, выбор не так велик. «Сквозь века» — любовь на все времена, до нее у меня была «Цивилизация Сида Мейера» 2010-го года, которая была хороша, но не устраивала меня по некоторым аспектам и потому была продана. В этом году я хочу пополнить свой список, сыграв в «Nations», и дождаться выхода новой версии «Clash of Cultures». Ну а пока поговорим о переиздании той самой «Цивилизации» под названием «Новый рассвет». Тем более, что к совсем скоро к ней выходит большое дополнение.
От заката до рассвета
Глобально суть игры не изменилась – вы по-прежнему выступаете в роли лидера одной из цивилизаций и стремитесь привести ее к процветанию, доказав всему миру, что ваша страна самая-самая. В «Новом рассвете» критерии определяются картами победы: на этапе подготовки выбираются три таких карты из пяти, и как только одна из сторон выполняет по одной цели с каждой из трех карт, она побеждает в партии.
Большая часть целей требует строительства чудеса света определенного типа, остальные же задачи не столько тривиальны – прокачать технологии до максимума, захватить столицу соперника или два города-государства, владеть пятью развитыми городами, контролировать два чуда природы и занять 15 клеток, граничащих с водой или краем игрового поля.
В игре восемь наций, которые не сильно отличаются своими особенностями, но, тем не менее, задают некое направление развития. Скажем, французы и египтяне нацелены на строительство чудес, а скифы и ацтеки на военное превосходство.
Технологическое древо у всех одинаковое и состоит 5 типов действий, разделенных на 4 технологических уровня (итого 20 разных карт), вокруг которых и строится весь игровой процесс. В свой ход игрок просто выбирает одну из карт действий и применяет ее свойство. Главная особенность игры в том, что все действия располагаются на специальном планшете-линейке и чем правее на ней находится карта, тем сильнее будет эффект. После того, как действие сыграно, карта кладется я в крайнее левое положение, сдвигая весь остальной ряд вправо.
- Культура – позволяет выкладывать на поле жетоны контроля, расширяя свою территорию и получая ресурсы. Культура также влияет на рост городов и их обороноспособность: полностью окруженные жетонами контроля города считаются развитыми – в них можно строить караваны, и они приносят регулярный доход, а сами жетоны контроля выступают своеобразной «стеной» во время нападений.
- Наука – продвигает вас на счетчике технологий, открывая усовершенствованные действия. Развитие здесь происходит не последовательно и разрешено перескакивать с I уровня технологии сразу на III.
- Экономика – отвечает за перемещение караванов, которые приносят жетоны торговли (универсальный ресурс), когда достигают чужих поселений. Помимо этого, с помощью караванов устанавливаются дипломатические отношения – впервые прибыв в город, вы получаете карту дипломатии, получая определенный бонус.
- Ремесло – необходимо для строительства чудес и закладки новых городов. Важно отметить, что в одном городе может быть построено только одно чудо, что отмечается подложенным под миниатюру города жетоном чуда.
- Война – служит для укрепления границ государства и нападения на скитающихся по карте варваров и города других игроков. В игре довольно своеобразная боевая система, о которой мы поговорим подробнее чуть позже.
Собственно, игровой раунд состоит из активации карт действий всеми игроками. Когда круг завершается, первый игрок вращает стрелку на диске событий на одно деление, активируя один из глобальных эффектов: появление новых отрядов варваров, их перемещение, получение жетонов торговли за развитые города. Вся эта информация абсолютно открыта и предсказуема. Глядя на диск, можно с легкостью сказать, через ход войска варваров переместятся, а через два вы получите дивиденды от торговли.
Ландшафт на игровом имеет практическую функцию – города, жетоны контроля и отряды варваров, расположенные на труднодоступной местности, сильнее в бою. Также на карте встречаются жетоны ресурсов – мрамор, ртуть, алмазы и нефть. По своей сути они одноразовые и раскладываются в обозначенных местах на поле во время подготовки к партии. Добравшиеся до них игроки просто забирают эти жетоны, а затем расходуют их на строительство чудес света. Но есть и вечные источники ресурсов – чудеса природы. Контроль над ними не приносит доход, но позволяет раз в ход использовать их ресурс.
Отдельно хочется поговорить о варварах и военных действиях. Варвары регулярно появляются в лагерях, расположенных на игровом поле, и представляют опасность разве что только на самых ранних этапах игры. Когда стрелка на диске событий доходит до деления «перемещение варваров», один из игроков бросает кубик, определяя по специальному «компасу» в какую сторону двинутся все отряды варваров. Со стороны довольно комично выглядит, как разрозненные по всему свету племена каким-то волшебным дуновением ветра перемещаются, скажем, на юго-восток, или строго на север, перелетая непроходимые для игроков моря и океаны. Если при этом отряд варваров «наступает» на компонент игрока, этот участник несет потери – теряет караван, жетон контроля и даже город. Если каким-то чудом варваров занесло в столицу, она выдерживает нападение, но игрок обязан сбросить два жетона торговли. Но такое может произойти только у конкретных раззяв.
Как же избавиться от этих назойливых мух? Все просто – активируя действие войны, вы можете совершить несколько атак (базовая технология дает 2 попытки) в пределах нескольких гексов от вашей территории. Сила варваров определяется территорией, на которой они стоят и броском кубика. Итоговый результат будет находится в диапазоне (1-5)+d6. Ваша же сила будет зависеть от положении карты войны на планшете, ее технологического уровня и броска кубика. То есть (1-5)+(0-3)+d6. После определения результатов, атакующий может потратить до трех жетонов торговли, прокачав свою атаку на 1 за каждый.
Сражения с игроками происходят в том же ключе с той лишь разницей, что защита городов выше (от 2 до 10) и чтобы пробиться к ним, придется сначала снять жетоны контроля, которые вдобавок усиливают друг друга. Поэтому сражения с игроками актуальны только если вы всерьез нацелились на выполнение военных задач или позарились на чужое чудо света. Для успеха вам понадобятся военные чудеса (до +2 к атаке) и дипломатические пакты о военном альянсе (еще +2 к атаке за каждый). Самое смешное здесь то, что отказать в таких пактах остальные участники не могут.
Цивилизация, которую мы заслужили
Впечатления от «Нового рассвета» весьма противоречивые. Все основные элементы цивилизации усечены до простого карточного движка, но нареканий к нему нет — он работает хорошо. Чтобы добиться наибольшего эффекта, вы стремитесь активировать самые крайние карты, поэтому приходится планировать ходы наперед, строя последовательность действий. При этом иногда не обязательно продвигать карту до последнего деления – если она выполняет поставленную вами задачу уже сейчас, нет смысла ее «прокачивать», теряя время. Многие моменты, безусловно, стали очень абстрактными и обросли условностями. По сравнению с «Цивилизацией» 2010-го года здесь больше нет ни зданий, задающих специализацию городам, ни разных типов войск, да и самих войск вообще нет – война между «культурными» жетонами идет по воздуху. Но ощущение развития государства игра все равно передает, хоть многие и говорят, что это уже не цивилизация. Зато ее запросто можно отыграть за полтора часа при максимально составе.
Скучать, ожидая, когда до вас дойдет очередь, не придется – ходы очень быстрые и емкие. Другой момент, что и взаимодействия между игроками здесь не много. Торговля и дипломатия работают только в одну сторону – кто прислал караван, тот и собирает награды. Ресурсов на карте полно, все территории практически равнозначны, поэтому поводов для войн практически нет.
Так что весь игровой процесс сводится к оптимизации своих действия для максимально быстрого достижения трех победных целей. Уже на старте можно понять, какие из них вам будет проще выполнить, и изо всех сил к ним стремиться. Прямо скажем, строительство чудес – самый просто вариант. Ведь помимо того, что каждое чудо приближает вас к победе, они еще и обладают мощными эффектами. И вот вы катаете туда-сюда караваны, основываете новые города, возводите чудеса, а потом кто-то просто говорит: «Ну все, я победил!» И вроде бы вы приятно провели время, но после партии все равно остается ощущение какой-то недосказанности.
В первую очередь потому, что игра не отличается разнообразием. В ней действительно очень мало контента: скудный набор победных целей, строго фиксированный набор чудес, повторяющихся из партии в партию, небольшой выбор технологий, которые с развитием делают то же самое, что и раньше, просто становясь сильней, отсутствие каких-то значимых глобальных событий, блеклые войны и слабо выраженная асимметричность государств. Эти недостатки упоминает практически каждый, игравший в «Новый рассвет». Игроки всего мира ждали дополнения как маны небесной. Но, видимо, из-за не самых восторженных отзывов об игре, его все никак не анонсировали. И вот когда, казалось бы, надежда угасла, «Fantasy Flight Games» представили «Терра инкогнита» — большое расширение, которое должно исправить все вышесказанное. Хотели больше чудес и наций? Пожалуйста! Не хватало застройки городов? Вот вам районы, требующие выполнения определенных условий для строительства. Жаловались на слабые отличия цивилизаций? Получите уникальные технологии для каждой из них. А для тех, кого не устраивало слабое взаимодействие и абстрактные войны в дополнении наконец ввели войска, а игровое поле теперь собирается от центра к краям, а не наоборот. Так что вы уже со старта будете граничить с другими цивилизациями. Теперь-то мы посмотрим, как вы будете делить ресурсы и территории!
Новость безусловно хорошая, и я с удовольствием попробую доп, когда он выйдет. Меня только смущает, что дополнение переворачивает с головы на ноги все то, что было в базе, по сути являясь работой над ошибками, за которую вам еще и придется заплатить.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021