Цивилизация Сида Мейера (Sid Meier’s Civilization: The Board Game)

Настольная игра Цивилизация (Sid Meier’s Civilization)С серией игр «Цивилизация» Сида Мейера я познакомился в конце 90’ых, застав еще первую часть, и уже тогда полюбив эту пошаговую стратегию, дающую возможность управлять историческим процессом, меняя его на свой лад. Прелесть этой игры не только в возможности «изменить прошлое», победив фашизм в зародыше или приведя Ацтеков к мировому господству, но и в «реальном» шансе прикоснуться к истории, попытке разрешить те трудности, что стояли перед лидерами стран в различные эпохи. «Цивилизация» прекрасный, хоть и, безусловно, упрощенный симулятор управления человечеством.

Стоит ли говорить, что настольная версия «Цивилизации» давно манила меня? Я старался на нее не глядеть, рационализируя свои желания и говоря себе «Зачем тебе еще и настолка? Это та же самая игра», взвешивал все за и против, пытался убедить себя, что за те же деньги можно купить что-то новое и не менее достойное. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Прекрасным январским днем мой хороший друг вручил мне ее как новогодний подарок.

Коротко о главном

Настольная «Цивилизация» моделирует развитие мировых держав, их культурных и научных достижений. Нашлось место и для войн, великих людей и чудес света. Одержать победу, соответственно, можно так же несколькими способами. Это либо захват столицы одного из оппонентов, либо культурное/ научное/ экономическое доминирование.

В игре представлено шесть цивилизаций, имеющих различные особенности, и склонных к определенным типам побед: русские, немцы, римляне, китайцы, американцы и египтяне. Так, например, русские со старта обладают дополнительной армией, бонусом к производству и возможностью получать технологии оппонента, вторгаясь в его города, что делает их сильными как в военном, так и научном аспектах.

Настольная игра Цивилизация (Sid Meier’s Civilization)Основными игровыми элементами являются города, армии и скауты. Города приносят прибыль: очки производства, торговли, культуры и ресурсы. Производство необходимо для создания юнитов и построек, включая чудеса. Торговля отвечает за научное развитие цивилизации и так же может быть конвертирована в производство. Культура необходима для получения карт культурных событий, оказывающих сильное влияние на игровой процесс, и великих людей. Армии завоевывают вражеские города и сражаются с аборигенами, а скауты трудятся, обеспечивая родную страну необходимыми ресурсами, и основывают новые города. К слову, количество городов в настольной версии ограничено тремя. Причем для основания третьего потребуется изучить определенную технологию. Тем не менее, быстрая колонизация залог успешного развития экономики.

Настольная игра Цивилизация (Sid Meier’s Civilization)Пожалуй, главное отличие от компьютерной версии состоит в большей значимости каждого хода. В PC версии порой приходится прощелкивать ходы в ожидании. В настольной же версии каждый ход это целый исторический период, в течении которого может быть открыта новая технология, а в городах построено несколько зданий. Такой подход делает игру более динамичной, позволяя сразу же наблюдать последствия каждого хода.

Настольная игра Цивилизация (Sid Meier’s Civilization)Правила игры не слишком сложны, но имеют много нюансов. Качество исполнения компонентов на высшем уровне, впрочем, как и всегда у FFG. Цвета яркие и сочные, а иллюстрации радуют глаз.

Древо технологий

Радикальным образом переработано и древо технологий. Вместо привычной горизонтальной схемы оно выполнено в виде пирамиды, где все технологии разделены на уровни, с 1го по 5ый, и для того, чтобы изучить технологию следующего уровня, нужно чтобы она «опиралась» на две технологии предыдущего. Эта схема, в первую очередь, примечательна тем, что в отличии от классической последовательной схемы каждый раз ставит игрока перед выбором, что изучать дальше. В игре более тридцати технологий, изучить все не получится, поэтому выбор становится более осознанным, и каждый раз задает новый стиль развития цивилизации, делая ее уникальной.

Настольная игра Цивилизация (Sid Meier’s Civilization)

Боевая система

Необычным образом осуществлена механика боев. По карте перемещаются цветные флажки армий игроков, а сами войска представлены в виде карточек юнитов в руках участников. Причем не важно где находится каждая из доступных вам армий, резерв юнитов будет один на всех. Сами бои происходят по принципу «камень-ножницы-бумага», где юнит одного типа преобладает над другим. Пехота успешнее сражается против конницы, конница с легкостью побеждает артиллерию (или лучников), а артиллерия, в свою очередь, наиболее эффективна против пехоты. Так же в игре присутствует особый тип войск, открывающийся в современности — авиация. Авиация не имеет бонусов при сражении с остальными видами юнитов, но обладает самыми большими показателями силы.
Показатели силы обозначают как атаку юнитов, так и их количество здоровья. Например, сила 2 значит, что воин нанесет врагу 2 единицы урона, но и сам погибнет, получив столько же. Атаки оппонентов разыгрываются одновременно, но бонус «козыря» позволяет нанести урон до ответа противника. Все юниты в игре могут быть улучшены с развитием технологий. Античные копейщики превращаются в средневековых пикинеров, стрелков 17-19 веков и современную мотопехоту. Причем, в отличии от компьютерной версии, этапы развития можно пропускать, сразу переходя к более сильному.

Настольная игра Цивилизация (Sid Meier’s Civilization)Но не все юниты одного типа одинаковы. Одни и те же войска могут различаться параметром силы на +/- 1 единицу. Я слышал много нареканий по этому поводу, сводящихся к типичному «Твоя катапульта победила мою более совершенную пушку!». Но подобные случайности были в «Цивилизации» всегда и, как правило, отражают такие исторические реалии как сплоченность, крепость духа или умелое командование полководца. Хотя, как говорит сам Сид Мейер «Реалистичность — это такая штука, которую не задумываясь следует принести в жертву, если в игре реалистичность сковывает играбельность».

Случайность и реиграбельность

Случайность в игре представлена не только параметрами военных юнитов, как было описано выше, но и картами культурных событий, параметрами великих людей и находками в хижинах и деревнях аборигенов. Игровое поле так же формируется из случайных полей, которые открываются уже в процессе игры. Территории отличаются наличием тех или иных ресурсов и присутствием коренных жителей.
По мере развития культуры, каждый игрок будет получать карты культурных событий, которые могут приносить определенный ресурс, отменять какое-либо из действий оппонента или открывать технологии. На определенных этапах развития цивилизация будет получать великих людей, дающих существенные бонусы, но определяемых случайно.

Настольная игра Цивилизация (Sid Meier’s Civilization)Так же в игре есть два типа ресурсов, которые можно получить только у аборигенов. Это уран и, как ни странно, шпионы. Шпионы, как полагается, позволяют саботировать действия противников. А уран обладает огромным потенциалом, но встречается крайне редко. С открытием необходимой технологии, уран можно использовать как для удвоения выработки всех своих городов, так и для нанесения ядерного удара, полностью уничтожающего чужой город, находящиеся в нем постройки, войска, великих людей и даже чудеса. Так что нахождение урана может стать роковой случайностью во всех смыслах этого выражения. Особенно забавно грозить соперникам атомной бомбой, не имея на руках необходимого ресурса, ведь жетоны хранятся лицом вниз и проверить вас никто не сможет.

Настольная игра Цивилизация (Sid Meier’s Civilization)

Итоги

Вынося вердикт, хочу отметить, что игра понравилась мне не только как заядлому Цивиломану, наигравшему не одну сотню часов в PC версии, но и как любителю настольных игр. И хотя опыт компьютерной версии дает неоспоримое преимущество начинающим игрокам, между настольной и компьютерной версией есть несколько существенных различий. Главное из которых большая динамика и значимость действий. Каждый ход игра предоставляет участникам нелегкий выбор последовательных решений, делая процесс увлекательным и интересным.

Игра занимает очень много места, а партия длится не менее 3-4 часов.

К игре уже выпущено два дополнения, добавляющих возможность игры впятером, новые цивилизации, чудеса и культурные события, а так же измененную систему боя.

Настольная игра Цивилизация (Sid Meier’s Civilization)

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Гикам, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.