Жанр детективов сохраняет свою популярность уже на протяжении почти двух веков. Сложно сказать, чем именно это вызвано. То ли людям нравится разгадывать загадки, стараясь опередить ведущего расследование сыщика, то ли им хочется просто расслабиться, наблюдая раскручивание очередного повествовательного клубка. Так или иначе, но раскрытие различного рода преступлений, чаще всего убийств, продолжает интриговать публику. И подобная тенденция наблюдается не только в литературе, но и в кинематографе. Образчики жанра появляются с завидной регулярностью, варьируясь от вторсырья до чего-то более серьезного в литературном плане.
Не миновала сея тематика и настольных игр. Так сложилось, что в достаточно короткие сроки на головы российских игроков свалилось сразу несколько крупных проектов, предлагающих возможность выступить в роли детектива, расследующего различные преступления. Каждый из них обладает своими особенностями, способных привлечь потенциального покупателя. Мне же пока удалось опробовать только один из них, «Место преступления», о котором я и хотел бы сегодня поговорить. Сразу хочу внести ясность: разговор здесь пойдет исключительно о настолке от Lucky Duck Games и не будет никакого сравнения с другими выпущенными детективами. Итак, игра началась, господа!
Правила? Какие правила?
С ними в «Месте преступления» все удивительно просто. Прилагающийся буклет можно пробежать за несколько минут и больше к нему не возвращаться. Ничего лишнего не должно отвлекать нас от раскрытия уголовных преступлений и привлечения виновных к правосудию. Собственно, необходимо помнить только два момента:
- Для выполнения любых действий в игре следует сканировать QR-коды на карточках, идущих в комплекте.
- Каждое совершаемое вами действие обладает своей стоимостью.
Вкратце пройдемся по обоим пунктам.
Если вы уже заочно знакомы с «Местом преступления», то первый пункт не будет для вас сюрпризом, поэтому все приводимые ниже подробности даются исключительно для тех, кто об игре ни сном, ни духом. Итак, основным отличием «Места преступления» является приложение, которое можно установить на телефон или планшет, и которое выступает главной игровой оболочкой. Выбрав одно из интересующих вас дел, вы знакомитесь с сюжетной завязкой и беретесь за работу. В коробке же идет только игровое поле и набор из нескольких видов карт: два типа улик, колода персонажей, планшеты локаций и четыре эксперта. Непосредственно на поле выкладываются карточки улик, обнаруженных вами в ходе следствия, а также персонажи, упоминавшиеся кем-то в диалогах, но местоположение которых вам пока неизвестно. Планшеты локаций выкладываются вокруг игрового поля по мере их открытия, туда же помещаются персонажи, находящиеся в данных местах. Для общения с персонажами, изучения улик и перемещения между локациями требуется сканировать QR-коды, имеющиеся на соответствующих карточках.
Что касается второго момента, то всегда важно помнить о том, что все выполняемые вами действия в мире игры имеют свою определенную стоимость в минутах игрового времени. В некоторых делах это бывает достаточно критичным, поскольку ответы на основные вопросы необходимо получить в довольно сжатые сроки.
Так или иначе, после того, как вы нашли (или вам кажется, что нашли) все необходимые доказательства, от вас требуется раскрыть дело (обычно эта кнопка находится в локации Скотленд-Ярд). Для этого необходимо ответить на ряд вопросов – например, кто убил и почему, – после чего выдается окончательный итог в баллах за правильные ответы и быстроту проведенного расследования. Если какие-то из ваших выводов оказались неправильными, всегда есть возможность пройти дело повторно для получения более высоких оценок и правильных ответов (или просто заглянуть в раздел Решение).
В общем-то, это все, что требуется помнить начинающим детективам в «Месте преступления». Остальные усилия направляются непосредственно на поимку виновных в нарушении той или иной статьи уголовного кодекса.
Насколько интересно быть детективом?
А теперь давайте перейдем к впечатлениям. Прежде, чем приступить к написанию обзора я честно прошел все дела, входящие в базовый комплект, при этом некоторые из них по паре раз. Нужно было это не только для получения ответов на все вопросы, задаваемые в конце, но и для собственного понимания того, существуют ли в игре какие-то альтернативные продвижения по сценарию. На протяжении всех моих партий ощущения варьировались: вначале, после прохождения обучения и первого дела, происходящее вызывало большой интерес, и на тот момент я был готов поставить оценку «хорошо». Затем, по мере раскрытия остальных дел, впечатления начали плавать, остановившись на итоговом «неоднозначно». Но чтобы не быть голословным, предлагаю пройтись по всем моментам, которые мне понравились и не понравились в «Место преступления».
Начнем с положительных впечатлений. Несомненно, мне понравилось то, как приложение создает видимость в меру живого мира. Безусловно, все происходящие в нем события прописаны авторами того или иного сценария, однако они способствуют созданию ощущения, что этот мир не статичен, в нем происходят какие-то события и не все из них зависят исключительно от наших действий. Свидетели или подозреваемые могут перемещаться с места на место или просто выбывать из повествования, подчас лишая нас нужной информации, стоит только где-то замешкаться.
Очень способствует погружению в игровой процесс визуализация пресловутых мест преступления. Выглядит это следующим образом: после перехода в нужную локацию вам становится доступна функция Осмотреть. Затем дается около 40 секунд для того, чтобы собственно осмотреться на наличие каких-либо улик, способных помочь в продвижении по делу. Сам осмотр реализован довольно любопытно: загружается трехмерная сцена, где вам надлежит вращать камеру с помощью пальцев (или просто крутить головой, если у вас есть специальные 3D-очки).
Разумеется, именно в такие моменты ощущаешь себя настоящим детективом – ход расследования будет зависеть исключительно от вашей наблюдательности и внимательности. Упущение или игнорирование какого-то предмета может привести к потере целой цепочки фактов, которая привела бы, скажем, к получению вероятного мотива. После осмотра места преступления нужно найти возможные улики в соответствующей колоде и «проанализировать» их через приложение и/или с помощью экспертов. Кстати, поиск карт в колоде может выполнять другой игрок, следуя тому, что вы называете во время осмотра.
Здесь можно отметить любопытную находку создателей игры. Дело в том, что на карточках обычных улик указывается не конкретный предмет, а некое обобщенное понятие, например, Мусор или Оформление и декор. Чаще всего с таким подходом проблем не возникает, но иногда (довольно редко) могут быть трудности в определении принадлежности потенциальной улики к той или иной категории. В результате, сканируя ту или иную карточку можно ошибиться с ее типом и потерять драгоценные игровые секунды. Но вообще, понятно, что подобное оформление в первую очередь выбрали для снижения стоимости игры: вместо раздутого количества доступных карточек создатели их обобщили, таким образом облегчив их использование в различных сценариях.
А вот самой большой претензией можно назвать сам процесс расследования, точнее его реализацию в приложении. Поскольку нам постоянно приходится сканировать карточки и планшеты, то со временем это начинает утомлять, особенно в более комплексных делах, где появляется множество улик и персонажей. Мельтешение карточек и постоянное считывание QR-кодов лично у меня никак не ассоциируется с детективной работой. То, что поначалу забавляет, постепенно сменяется пониманием некоторой ограниченности процесса. Вы идете в одну локацию, опрашиваете всех присутствующих там лиц по поводу имеющихся у вас доказательств и подозреваемых, получаете какую-то информацию и двигаетесь далее в другую локацию и к другим подозреваемым со сканером наперевес. То есть вас просто ведут по своеобразным рельсам повествования. Шаг влево или шаг вправо в данном случае невозможен. С одной стороны, это достаточно соответствует действительности, если именно в этом и была идея, с другой – больше походит на то, что вы пытаетесь разгадать задумку автора, но никак не расследуете дело. Особенно это становится заметно, когда вы попадаете в определенный тупик: приходится бегать по кругу и переспрашивать заново всех персонажей на предмет того, что ты мог упустить. Иногда такая ситуация разрешается произвольным образом и дальнейшее продвижение получается после случайно сосканированной карточки, на которую совершенно ничего не указывает. Или приходится просто возвращаться в Скотленд-Ярд и отвечать на вопросы наугад. Даже если в результате вы попадаете в цель, послеигровые ощущения подобные действия оставляют довольно невнятные.
Во время расследования каких-то особых интеллектуальных усилий прилагать не приходится, достаточно просто быть внимательным. Кстати, не стоит думать, что указываемая напротив каждого сценария сложность потребует от вас больших измышлений. Сложность просто приводит к увеличению продолжительности игры, но не вносит каких-то изменений в уже сложившийся шаблон действий. Есть и некоторые претензии к самим сюжетным линиям. В современном мире бесконечного потока российских и зарубежных детективных сериалов каждый уже впитал в себя все основные штампы и сюжетные ходы, типичные для подобного рода развлечения. Похоже на то, что авторы сценариев «Места преступления» вдохновлялись теми же самыми голливудскими ходами, оттого многие расследования и взаимоотношения между персонажами оказываются довольно предсказуемыми и облегчают нахождение правильных ответов.
Да, еще один момент. Учитывая, что авторы у сценариев разные, важность некоторых игровых элементов также колеблется. Больше всего это касается экспертов, которые могут быть совершенно бесполезными в одном деле, а затем неожиданно выдать ключевую информацию в другом.
В результате игра производит впечатление сырой и не до конца продуманной. Словно у авторов появилась хорошая идея – а идея действительно хорошая, что уж здесь отрицать, – но вот до ума довести ее они либо не успели, либо не захотели. С другой стороны, я могу ошибаться, и кто-то получает от «Места преступления» гораздо больше удовольствия. Мне остается только порадоваться за такого человека.
Для того, чтобы получить более полное представление о таком жанре настольных игр, я планирую опробовать несколько других проектов, выпущенных на нашем рынке. Возможно, это позволит мне иначе взглянуть и на «Место преступления». Однако окончательное решение относительно играть или не играть я оставляю за вами.
P.S. В качестве небольшого отступления: не смотрелась бы «Место преступления» лучше в качестве полностью компьютерной игры? Мне кажется довольно спорным называть ее настольной. Да, конечно, в комплекте идут поле и набор различных карточек, но ведь весь основной процесс протекает в скачиваемом приложении. Игра скорее является этаким гибридом, с большим уклоном в цифровую форму. Как по-вашему, справедливо ли относить «Место преступления» к настолкам?
Все фотографии сделаны автором обзора, кроме трех последних (VR-очки, карты улик и цифровое приложение), которые взяты с сайта BoardGameGeek.
- О сложностях создания семейного древа. Интервью с Михилом Хендриксом, автором игры Наследие. Завещание герцога де Креси - 28.04.2021
- Не все то золото, что кряхтит? Обзор игры Труа (Troyes) - 09.04.2021
- Архитекторы успеха из Новой Зеландии. Интервью с геймдизайнерами Шемом Филлипсом и Эc Джей Макдональдом - 02.04.2021